Проект "Экология и дети" затрагивает одну из актуальнейших проблем современности - экологическое сознание у детей. Предназначен, прежде всего для учеников 3 классов, но может быть использован для детей более старшего возраста. Вместе с тем, специфика темы и структура проекта позволяют эффективно использовать его отдельные элементы на уроках окружающего мира.В процессе реализации проекта предполагается работа с источниками (книги, Интернет, таблицы и т.д.), организация работы в группах по исследованию конкретных проблем с целью выбора наиболее эффективных путей ее решения, проведение экологического праздника, нахождение правильного пути решения проблемы в форме дебатов. В конце проекта дети должны знать и понимать экологическую ситуацию на данный момент. Должны осознать, что дети тоже могут помочь планете.
Е
И
К
С
М Ы
Г
О
Н
Н
О
Ч
Е
Е
И
Л
М
Б
Г
Е
А
О
О
Р
Р
Э
Р
Л
В
И
О
К
Е П
О
С
М
Автор: Русакевич Алексей
Ученик 3 «Г» класса
МБОУ Школы № 163
Г. Самара
Цели
Формирование представление об экологии как
науке о взаимодействии живых организмов с
окружающей средой.
Задачи
Сформировать первоначальные представления о
взаимоотношениях живых организмов с
окружающей неживой природой, раскрыть
значение экологических знаний для человека.
Развить умение школьников анализировать и
оценивать экологические проблемы и результаты
собственной деятельности в природе.
Воспитывать у учащихся бережное отношение к
природе.
Экология – слово,
составленное из двух
греческих слов:
«oikos» – дом, родина
и «logos» – значение.
Считается, что
экология
преимущественно
наука биологическая,
но это не только
природа, но и среда
обитания, благодаря
чему человек живёт в
природе.
Экология
рассматривает
Всё взаимосвязано со
всем - гласит первый экологический
закон. Значит, и шага нельзя ступить, не задев,
а порой и не нарушив чеголибо из
окружающей среды. Каждый шаг человека по
обычной лужайке это десятки погубленных
микроорганизмов, спугнутых насекомых,
изменяющих миграционные пути, а может
быть, и снижающих свою естественную
продуктивность.
До появления человека и его деятельного
отношения к природе, в живом мире
господствовали взаимная гармоничная
зависимость и связанность, можно сказать, что
существовала экологическая гармония.
Вмешиваясь в естественные
процессы, происходящие в
природе, человек загрязняет
и отравляет окружающую
среду, уничтожает растения и
животных, что приводит к
страшным последствиям,
которые называются
экологическими
проблемами.
Люди за последнее столетие
допустили слишком большое
увеличение производства и
распространение отходов,
субпродуктов и химикалий.
Загрязнение сильно вредит жизни на
нашей планете, самого человечества.
Мы загрязняем воздух и воду, живем в
таком шуме и пыли, которые ни одно
живое существо терпеть не будет.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
ЛОКАЛЬН
ЫЕ
РЕГИОНАЛЬ
НЫЕ
ГЛОБАЛЬН
ЫЕ
Эти проблемы требуют для своего решения неодинаковых
средств решения и различных по характеру научных разработок.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Пример локальной экологической проблемы завод,
сбрасывающий без очистки в реку свои промстоки, вредные
для здоровья людей. Это нарушение закона.
Органы охраны природы или даже общественность должны
через суд штрафовать такой завод и под угрозой закрытия
заставить его строить очистные сооружения. Особой науки при
этом не требуется.
Примером региональных
экологических проблем может
служить Кузбасс, почти замкнутая в
горах котловина, заполненная
газами коксовых печей и дымами
металлургического гиганта, об
улавливании которых при
строительстве никто не думал.
Или высокая радиоактивность
почв в районах, прилегающих
к Чернобылю.
Для решения таких проблем уже нужны
научные исследования. В первом случае
разработка рациональных методов
поглощения дымовых и газовых
аэрозолей, во втором выяснение
влияния на здоровье населения
длительного воздействия слабых доз
радиации и разработка методов
дезактивации почв.
Глобальное потепление
Начавшееся во второй половине 20
века резкое потепление климата
является достоверным фактом. Мы
его чувствуем по более мягким, чем
раньше, зимам.
В чем причина этого явления? Одни
ученые считают, что это результат
сжигания огромной массы
органического топлива и выделение в
атмосферу больших количеств
углекислого газа, который является
парниковым, то есть затрудняет
отдачу тепла от поверхности Земли.
Прогноз на будущее (2030 2050
годов) предполагает возможное
повышение температуры на 1,5 4,5С.
К таким выводам пришла
Международная конференция
климатологов в Австрии.
ВОДА
Воду человек загрязняет с
незапамятных времен.
За многие тысячелетия все
свыклись с загрязнением воды, но
все же есть чтото кощунственное и
противоестественное в том, что
человек сбрасывает все нечистоты и
грязь в те источники, откуда он
берет воду для питья. Как это ни
парадоксально, но и вредные
выбросы в атмосферу, в конце
концов, оказываются в воде, а
территории городских свалок
твердых отходов и отбросов после
каждого дождя и после снеготаяния
вкладывают свою лепту в
загрязнение поверхностных и
подземных вод.
Гибель и вырубка лесов
Особенно большую
экологическую угрозу
представляет истощение
лесов – "легких планеты" и
основного источника
биологического
разнообразия планеты. Там
ежегодно вырубается или
сжигается примерно 200
тысяч квадратных
километров, а значит,
исчезает 100 тысяч (!) видов
растений и животных.
Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов
и нарушения экологических связей в экосистемах стали
глобальными проблемами. И если человечество будет
продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как
считают ведущие экологи мира, через два – три поколения
неизбежна.
Я хочу
жить на
чистой
планете!
Мы за чистую окружающую среду!
Девиз моего класса: Здоровье нашей планеты главнейшая проблема
современного человека