Презентация на тему " Работа социального педагога общеобразовательного учреждения с детьми «группы риска» "

  • Педсоветы
  • Семинары
  • pptx
  • 08.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность проблемы отчасти продиктована и тем, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция увеличения числа детей с девиантным поведением, детей, составляющих так называемую «группу риска». В презентации рассмотрены причины отклоняющегося поведения детей и подростков, различные классификации детей " группы риска", изложена информация о том, как в школе организуется работа по воспитанию детей «группы риска».Презентация
Иконка файла материала «Работа социального педагога общеобразовательного учреждения с детьми «группы риска»..pptx
Семинар­практикум  социальных педагогов  школ г. Мичуринска « Работа социального педагога  общеобразовательного  учреждения  с детьми «группы риска» МБОУ СОШ № 18 имени Э.Д. Потапова Структурное подразделение­отделение № 1
Воспитания личности каждого ребенка,  прочерчивание индивидуальной траектории  развития ребенка в быстро меняющихся  условиях жизни на основе диалога учителя  и ученика, цель которого научить ребенка  делать правильный выбор – актуальная  проблема современной педагогики.
Актуальность: • рост детской преступности,  наркомании; • тенденция  увеличения числа детей с  девиантным поведением; • низкий уровень жизни,  беспризорность, правовая  незащищенность несовершеннолетних; • рост агрессивности  несовершеннолетних; • нежелание учиться и работать.
« Человек рождается на свет полным добра, а испортить его могут жизненные обстоятельства» Ж . Ж . Руссо
Учащиеся "группы риска" –  это  категория детей, которая в силу определенных  обстоятельств своей жизни более других категорий  подвержена негативным внешним воздействиям со  стороны общества; это дети, для которых  характерно проявление различных девиаций и  существует риск укоренения девиантного поведения,  как основополагающего, в сознании ребенка, т.е.  риск зарождения и развития соответствующих  особенностей личности.
Группы  критериев Медицинские Социальные Критерии, определяющие «группу риска» Имеют хронические заболевания внутренних органов Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи Часто и длительно болеют Состоит на учете у психоневропотолога Перенесли сложные медицинские операции Перенесли стрессы Леворукие дети (левша) Другое Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение  к ребенку Живут в малообеспеченной семье В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые) Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса Самовольный уход из дома Другое Имеют стойкую неуспеваемость Пропуски занятий без уважительных причин Пропускают отдельные предметы без уважительных причин Учебно­ педагогически е Поведенческие Нарушение поведения Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями Повышенная тревожность Употребление наркотических веществ Табакокурение Токсикомания     Гиперактивность Другое
К детям «группы риска» относятся: • Инфантильные дети • Дети с трудностями произвольности и  самоорганизации • Тревожные дети • Астеничные дети • Неуверенные дети • Гипертимные дети
К детям группы риска относятся:  •  Социально запущенные дети;  • социально незащищенные дети; • дети из неблагополучных семей;  • дети с девиантным поведением; •  «педагогически запущенные» дети;  • дети­инвалиды;  • дети на опеке и без попечения  родителей;
«Педагогически запущенные»  дети – это здоровые, потенциально полноценные, но  недостаточно воспитанные, обученные и  развитые дети. Следствием этого являются  недостатки, пробелы, отклонения в  деятельности, поведении, общении. Такие  подростки отчуждаются от школы, но  значимость семьи для них не утрачивается.
«Социально запущенные» дети  ­ эти дети отчуждаются не только от  школы, но и от семьи. Они усваивают  искаженные ценностно­нормативные  представления и перенимают  криминальный опыт в асоциальных  подростковых компаниях и группировках.
Социально незащищенными называют детей  и подростков, находящихся в критической  ситуации или в неблагоприятных для жизни  условиях. Причины социальной незащищенности: • Экономические • Экологические • Медицинские • Психологические • Криминогенные
дети с девиантным поведением • антисоциальное (делинквентное)  поведение • асоциальное (аморальное) поведение • аутодеструктивное  (саморазрушительное) поведение.
Дети, оставшиеся без  попечения родителей Дети­сироты —  это лица в  возрасте до 18  лет, у которых  умерли оба или  единственный  родитель.  Социальная сирота —  это ребенок, который  имеет биологических  ролей, но они по  каким­то причинам не  занимаются  воспитанием ребенка  и не заботятся о нем.
Дети ­ инвалиды  ­ это дети до 16 лет, имеющие значительные  ограничения жизнедеятельности, приводящие к  социальной дезадаптации вследствие  нарушений развития и роста ребенка,  способностей к самообслуживанию,  передвижению, ориентации, контроля за своим  поведением, обучением, общения, трудовой  деятельности в будущем.
Дети «группы риска»  дошкольного возраста • пониженная  • Сложность выражения  чувств познавательная  активность,  отставание в развитии  речи,  задержка психического  развития,  отсутствие навыков  общения,  конфликты  со  сверстниками. • • • •
Дети «группы риска»   младшего школьного возраста • отклонения в развитии  • неразвитость  саморегуляции, умения  управлять собой интеллектуальной  сферы,  часто не посещают  школу,  с трудом усваивают  учебный материал,  задержка в развитии  мышления,  • • •
Подростки «группы риска»  трудностями во взаимоотношениях  с окружающими людьми , сложность взаимоотношений • • нарушениями самосознания (от  • • • переживания вседозволенности до  ущербности),  усугублением трудностей в  овладении учебным материалом,  проявлениями грубого нарушения  дисциплины (бродяжничеством,  воровством, различными формами  делинквентного поведения).  • В отношениях с взрослыми у них  проявляются переживание своей  ненужности, утрата своей ценности  и ценности другого человека
Дети «группы риска» старшего  школьного возраста • • • • • •      неумение общаться с людьми, трудности  установления контактов     низкий уровень социального интеллекта,      неуверенность в себе, низкая самооценка,  отсутствие постоянных друзей и поддержки с  их стороны;      несформированность волевой сферы,  отсутствие целеустремленности,      низкая социальная активность, желание  быть незаметным, не привлекать к себе  внимания;      склонность к аддитивному  (саморазрушающему) поведению –  злоупотребление одним или несколькими  психоактивными веществами, обычно без  признаков зависимости (курение, употребление  алкоголя, легких наркотиков, токсичных и  лекарственных средств и т.д.);
Причины отклоняющегося  поведения детей и подростков. • Низкий уровень жизни • Дистанцирование школы от детей • Недостатки досуговой системы • Недостатки в организации  трудоустройства  несовершеннолетних, а так же  воспитания их в трудовых  коллективах Макро социальные • Проникновение в молодежную  среду стереотипов поведения, не  совместимых с общественными  ценностями Микро социальные • семейное неблагополучие • Влияние асоциальных  группировок в микросреде
Межведомственное взаимодействие социального  педагога школы в работе с детьми «группы риска» ЗОЛ КДНиЗП Школа Центры ПДН медицина УДОД и У К www.themegallery. com Company Logo
Социальные службы,  работающие с детьми «группы  риска» •   Центр неотложной помощи •   «Телефон доверия» •   Кабинет анонимного приема •   Выездные бригады •   Центр семейного воспитания
Работа с детьми «группы риска»  включает в себя пять этапов: Выявление учащихся «группы риска» Определение причин отклонений в  поведении и нравственном развитии, а  также индивидуальных психологических  особенностей личности Составление плана и проведение  психолого­педагогической коррекции по  устранению причин и нравственной  деформации, отклонений в поведении Изменение характера межличностных  отношений девиантов со сверстниками,  взрослыми и условий семейного  воспитания; Вовлечение несовершеннолетних в  различные виды социально полезной  деятельности и обеспечение успеха в ней. • Это направление предполагает особое внимание к многодетным и  неблагополучным семьям, неполным семьям, к семьям, где воспитываются  дети­инвалиды, дети, находящиеся под опекой, к подросткам с отклоняющимся  поведением. Для выявления данных категорий оформляются социальные  паспорта классов и социальный паспорт школы.  • А) анализ семейного окружения, выявление типа семейного неблагополучия; • Б) выявление акцентуаций характера (анкетирование); • В) установление форм отклоняющегося поведения методом наблюдения,  экспертного опроса, обобщением независимых характеристик. • составление   плана  индивидуально­профилактической   работы с  несовершеннолетними  « группы   риска»). Существует также план работы  школы с детьми «группы риска». • Беседа, психологический тренинг, встречи с родителями, индивидуальные  консультации, родительский лекторий, проведение внеклассных мероприятий  совместно с родителями • Погружение несовершеннолетних в культурно­досуговую среду школы и  города, привлечение к общественно значимым операциям и  акциям.
Социальный состав школы  на декабрь 2011 Всего учащихся 228 Учащихся, находящихся на опеке Учащихся, оставшихся без попечения родителей  Детей­инвалидов Учащихся, состоящих на педагогическом  контроле Учащихся, состоящих на профилактическом  учете в ОПДН Социально­опасные семьи, состоящие на  педагогическом контроле Семьи, состоящие на профилактическом учете  в ОПДН Многодетных семей учащихся СОШ № 16 из многодетных семей Количество детей из неполных семей Детей из социально­незащищенных семей Матерей одиночек 6 32 80 33 9 5 4 29 18
Определение причин отклонений в поведении и  нравственном развитии, а также индивидуальных  психологических особенностей личности: • анализ семейного окружения, выявление  типа семейного неблагополучия; • выявление акцентуаций характера  (анкетирование); • установление форм отклоняющегося  поведения методом наблюдения,  экспертного опроса, обобщением  независимых характеристик.
План работы школы с  детьми «группы риска» :
Изменение характера межличностных  отношений девиантов со  сверстниками, взрослыми и условий  семейного воспитания. • Беседа; • Психологический тренинг; • Встреча с родителями; • Индивидуальные консультации; • Родительский лекторий; • Проведение внеклассных мероприятий  совместно с родителями.
Вовлечение несовершеннолетних в  различные виды социально полезной  деятельности и обеспечение успеха в  ней • Участие  в городских соревнованиях по  ПДД «Безопасное колесо» • Участие волонтерской группы в  городском и областном конкурсе  волонтерских агитбригад «Здоровое  питание – здоровое поколение», октябрь,  декабрь 2011 года (заняли первое место  в городе) • Молодежный слет «Иди дорогою добра»  на базе МГПИ
Выступление агитбригады  «Позиция
Выпуск стенгазеты «Быть  здоровым – здорово» 29
Распространение памяток,  буклетов, листовок 11/8/17 copyright 2006  www.brainybetty.com 30
Психологический тренинг  «Как вести себя в компании» 11/8/17 copyright 2006  www.brainybetty.com 31
Круглый стол «Жизнь  прекрасна – не потрать  её напрасно» 11/8/17 copyright 2006  www.brainybetty.com 32
Социальная деятельность школы: • Социальная диагностика.  • Организационно­воспитательная  деятельность.  • Коррекционная работа • Просветительская работа.  • Работа с учащимися. • Работа с педагогическим коллективом • Работа с родителями.
Программа работы с детьми  группы риска «Перспектива»
Задачи программы   «Перспектива»: •Своевременная профилактика и коррекция  отклонений в развитии и поведении •Своевременная диагностика детей группы  риска по школьной и социальной дезадаптации •Своевременное выявление сирот,  детей,  оставшихся без попечения родителей. Детей­ инвалидов •Организация психолого­педагогической  помощи детьми их родителям •Внедрение современных технологий в работе с  детьми и неблагополучными семьями
Направления реализации программы Работа с учащимися Работа с семьей Работа с педагогами Организация досуга детей

Посмотрите также