• На протяжении долгих веков устанавливалась не только культурная жизнь Республики Дагестан, но и ее
наследие. Влияли на музыкальную культуру Дагестана различные народности, из-за этого песенное
творчество духовно менялось, порой до неузнаваемости. Однако, многие самобытные варианты фольклора
остались и укрепились как мощные традиции, которые по сей день отличают дагестанцев от других народов.
• Всем нам известен танец «лезгинка», который является визитной карточкой Дагестана. Часто лезгинку
танцевали под барабаны, которые носят названия: диплипито, даира, ципцила и доол. Но и
другие музыкальные инструментысоставляли целый ансамбль потрясающей, зажигательной, народной
музыки. Одним из таких инструментов традиционного Дагестана считается зурна.
• Зурна – изначально являлась древним персидским инструментом. По форме напоминает рожок или флейту,
расширяющуюся с одной стороны и мундштуком на конце. В разных районах Дагестана, зурна может носить
разные названия, к примеру лакцы называют ее «зурнау», кумыки – «зурнай», а даргинцы именуют «зинрав».
Однако пронзительное и мелодичное звучание зурны от этого никак не изменяется. Как правило, зурну
изготавливают из дерева, беря за основу орех, абрикос или тутовое дерево. Ее используют в период
празднований с песнопениями на открытом воздухе, в тандеме с доолом или другими
духовыми инструментами.
• одним популярным дагестанским инструментом принято считать тамур. Одной из разновидностей тамура
является «тамур-пандур», так его называют аварцы и кумыки, а также лезгины, в то время как
другие народности величают его «чанг» или «динда». Это струнно-щипковый инструмент, который имеет в
арсенале всего две струны и производится традиционно из ореха или липы. Он продолговатый и длинный,
вытачивается из цельного куска дерева, на который после натягиваются струны – конский волос, либо кишки
молодого козла. На конце пандура есть три или два зубца, а у тамура он ровный. В длину этот инструмент
обычно около 1 м.