Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других. Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, то есть они должны быть значимы для него.
Формирование личностных
универсальных учебных
действий в начальной
школе
Морозова Ольга
Владимировна,
Анциферова Светлана
Геннадьевна,
Третьякова Татьяна
Александровна
учителя начальных классов
МАОУ «Средняя школа
№112»
Что же понимается под
личностными универсальными
действиями?
ребёнка,
к
ЛУУД- это система действий
самого
которая
способствует его развитию и
самосовершенствованию, это:
- положительное отношение к
учению,
-готовность
школьные затруднения,
-интерес
предметам,
-стремление к соблюдению
морально-этических норм, к
пониманию других людей,
-осознание ответственности за
себя и свои действия,
-этические чувства.
преодолевать
изучаемым
универсальные
учебные
Личностные
действия
обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся
(умение соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами, знание моральных норм и умение
выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в
социальных ролях и межличностных отношениях.
три вида действий:
Применительно к учебной деятельности следует выделить
Личностные универсальные
учебные действия
Действия
самоопределени
я
Действия
смыслообразования
Действия
нравственно-
этического
оценивания
1.Положительные
нравственные
качества;
2.Адекватное
оценивание чужих
поступков
1.Личностное
( самопознание,
самооценка,
идентичность)
2.Профессиональное
3.Жизненное
1.Сформированная учебная
мотивация
2.Осознанность учения и личная
ответственность
3.Адекватное реагирование на
трудности
самоопределение
развитие самооценки, которая
необходима как базовый
компонент и должна быть
сформирована при поступлении
в школу. Иначе он оценку
взрослого правильно принять не
сможет. Оценка его учебных
достижений не станет
основанием для того, что бы
пересмотреть своё отношение к
учению
действие, связанное с
формированием идентичности
личности. Это представление о том,
к какой гендерной группе ты
относишься, о семейной роли, о
социальной роли и принятие этих
ролей. Осознание этнической
принадлежности и культурной
идентичности, формирование основ
гражданской идентичности:
чувства сопричастности к делам
страны, гордости за свою Родину,
свой народ, историю своей страны
внутренняя позиция ученика (Я-концепция) одно из проявлений
идентичности, принятие роли ученика, понятие о хорошем и плохом
ученике, положительное отношение к школе, к своему новому статусу
ученика
смыслообразование
Формирование ценностных ориентиров и смыслов
учебной деятельности на основе
развития познавательных интересов, учебных мотивов;
формирования мотивов достижения и социального
признания;
мотива, реализующего потребность в социально
значимой и социально оцениваемой деятельности.
внутренней
определения
позиции
Для
школьника (УУД самоопределение) можно
использовать методику «Беседа о школе»
(модифицированный вариант Д.Б.Эльконина,
А.Л.Венгера).
определения
самооценки
Для
(когнитивный компонент) можно предложить
методику «Кто Я?» (регулятивный компонент)
методику «Хороший ученик».
уровня
Для
выявления
осознанности
своих
возможностей в учении (самоопределение)
используется
каузальной
методика
атрибуции успеха/неуспеха.
Для диагностики мотивации учебной
деятельности
(смыслообразование)
используются:
1) методика «Незавершенная сказка»;
2) «Беседа о школе» (модифицированный
вариант Д.Б.Эльконина);
3) опросник мотивации.
Методика «Беседа о школе»
• Цель: выявление сформированности внутренней позиции
школьника, его мотивации учения.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия,
направленные на определение своего отношения к поступлению
в школу и школьной действительности; действия,
устанавливающие смысл учения.
Возраст: 6,5—8 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: ученик должен ответить на вопросы:
1. Тебе нравится в школе?
2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое
интересное?
3. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который
о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой —
хороший ученик?» Что ты ему ответишь?
• И.т.д
Методика «Незавершенная
сказка»
Цель: выявление развития познавательных интересов и
инициативы школьника.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действие
смыслообразования, устанавливающее значимость
познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное
действие — умение задавать вопрос.
Возраст: 6,5—8 лет.
Метод оценивания: чтение незавершенной сказки в
индивидуальном обследовании.
Описание задания: ребенку читают незнакомую ему сказку и
на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог
выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет
заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог
задает ему вопрос: «Ты хочешь у меня что то спросить?»
Опросник мотивации по
Н.Г.Лускановой
Инструкция:
«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе.
Прослушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается три варианта ответа.
Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с
номером соответствующего вопроса».
1. Как ты чувствуешь себя в школе?
1) Мне в школе нравится.
2) Мне в школе не очень нравится.
3) Мне в школе не нравится.
2. С каким настроением ты идешь утром в школу?
1) С хорошим настроением.
2) Бывает по-разному.
3) Чаще хочется остаться дома.
3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу
необязательно приходить всем ученикам, как бы
ты поступил?
1) Пошел бы в школу.
2) Не знаю.
3) Остался бы дома.
4. Как ты относишься к домашним заданиям?
1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были.
2) Не знаю, затрудняюсь ответить.
3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.
5. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни
перемены?
1) Нет, не хотел бы.
2) Не знаю.
3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.
6. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям
или друзьям?
1) Рассказываю часто.
2) Рассказываю редко.
3) Вообще не рассказываю.
7. Есть ли у тебя друзья в классе?
1) У меня много друзей в классе.
2) У меня мало друзей в классе.
3) У меня нет друзей в классе.
8. Как ты относишься к своим одноклассникам?
1) Мне нравятся мои одноклассники.
2) Мне не очень нравятся мои одноклассники.
3) Мне не нравятся мои одноклассники.
ЛУУД нравственноэтического оценивания
обеспечивают развитие таких качеств личности, как:
- способность соотносить свои поступки с общепринятыми
этическими и моральными нормами;
- способность оценивать свое поведение и поступки;
- понимание основных моральных норм: взаимопомощи,
правдивости, честности, ответственности;
- нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе
способности к восприятию чувств других людей;
- установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Смысловые
акценты
личностных
УУД
Русский
язык
Литературн
ое чтение
Математика Окружающ
ий мир
жизненное
самоопреде-
ление
нравственно-
этическая
ориентация,
самопознани
е,
смыслоопред
е-ление
смыслообра-
зование
нравственно-
этическая
ориентация
Образовательные
технологии,
применяемые для
развития ЛУУД
Образовательные технологии,
применяемые в развитии ЛУУД
1. Технология проблемного
диалога.
2. Технология проектной
деятельности.
3. ИКТ технологии.
4. Технология ситуативного
5. Технология продуктивного
обучения.
чтения.
6. Технология уровней
дифференциации.
Приёмы , используемые для
формирования личностных
универсальных учебных
действий
.
«Строим тёплое солнышко из лучиков любви над нашим городом»
Мини - исследование «Цветы Любви»
(- Беседа «Что такое любовь?»
-Чтение «Сказки о ветре»
-Игра «Фея Любви»
-Беседа о сердце
-Практическая работа: Рисунок «Цветы любви»
-Выставка работ)
Волшебная радуга
Игра «Красный, желтый, голубой».
Игра «Дары радуги
Составление рассказа о себе «Я – старательный
ученик».
Использование таких приёмов в процессе проектно-
исследовательской деятельности направлено на развитие
индивидуальности личности, раскрытие интеллектуальных и
творческих способностей детей, формирует такие личностные
УУД, как:
адекватная самооценка;
.
испытывая чувство радости узнавания нового, чувство
гордости за самого себя, подав ценную идею, младший
школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в
свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к
самому себе;
формируется мотивационная основа учебной деятельности;
вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне
положительного отношения к школе.
Таким образом, в сфере личностных
универсальных учебных действий у
выпускника начальной школы будут
сформированы:
внутренняя позиция школьника ;
широкая мотивационная основа учебной
деятельности;
учебно-познавательный интерес к новому
учебному материалу и способам решения новой
задачи;
ориентация на понимание причин успеха в
учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата;
способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности;
знание основных моральных норм и
ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины,
совести как регуляторов морального
поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей
и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры;
чувство прекрасного и эстетические чувства
Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.
Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны
быть значимы
для него.