Презентация на тему: «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».

  • Повышение квалификации
  • pptx
  • 22.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность работы по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста обусловлена требованиями современной образовательной политики и социальными проблемы в сфере экологии. Несмотря на пристальное внимание к этим проблемам, состояние окружающей среды продолжает ухудшаться. Экологическое неблагополучие большинством граждан оценивается лишь как проблема мусорных свалок и загрязнения окружающей среды промышленными отходами. Но, при всех масштабах информационного и научного пространства, мало кто осознаёт роль экологической культуры в системе взаимодействия человека и природы. Самым существенным недостатком в понимании проблем окружающей среды является не сформированное экологическое сознание, определяющее значение поступков индивидов, социальных групп, культуру общества в целом, или низкий уровень экологической культуры. Формирование экологической культуры – длительный и емкий процесс, важнейшая роль в котором отводится периоду дошкольного детства.Презентация
Иконка файла материала Дегтярева И.Н. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.pptx
МАДОУ ДС №473 г. Челябинска   Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста                                                                                     подготовила  воспитатель                                                                                  Дегтярева Ирина Николаевна                                                                                                                 Челябинск, 2017
Актуальность исследования: • Федеральный закон «Об образовании в Российской  Федерации» № 273­ФЗ от 29 декабря 2012 г.  (обеспечение качества образования на всех уровнях,  включая дошкольное образование). • Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования, утвержденный  приказом Министерства образования и науки РФ от 17  октября 2013 г. № 1155 (целевые ориентиры на этапе  завершения дошкольного образования) • Нарастающее в обществе потребительское отношение к  природе, утилитарно­прагматический взгляд на нее.
Цель исследования: изучить условия  формирования основ экологической культуры у  детей дошкольного возраста.  Объект исследования: процесс формирования  основ экологической культуры у детей  дошкольного возраста.   Предмет исследования: условия формирования  основ экологической культуры у детей  дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Процесс формирования основ экологической культуры у  детей дошкольного возраста будет осуществляться более  успешно при соблюдении следующих условий:  • Разработано перспективное планирование по  формированию основ экологической культуры у детей  дошкольного возраста. • Создана развивающая предметно­пространственная среда  группы, способствующая формированию основ  экологической культуры у детей дошкольного возраста.   • Организовано взаимодействие ДОУ, детей и родителей.
Задачи исследования • Изучить и описать классические и современные подходы к проблеме  формирования экологической культуры у детей дошкольного  возраста.  • Выявить особенности процесса формирования основ экологической  культуры у детей дошкольного возраста.   • Описать содержание развивающей предметно­пространственной  среды средней группы ДОУ, способствующее успешному  формированию экологической культуры у детей дошкольного  возраста.  • Разработать перспективное планирование занятий формированию  основ экологической культуры для детей среднего дошкольного  возраста.
Результаты теоретического  исследования • Описано понятие экологической культуры и  экологического воспитания. • Проанализированы классические и современные  подходы к формированию основ экологической  культуры у детей дошкольного возраста. • Выделены особенности процесса формирования  основ экологической культуры у детей  дошкольного возраста.
Экологическое воспитание ­  процесс формирования основ  экологической культуры Педагоги – исследователи: Я.А. Коменский, Ж.­Ж. Руссо; в советской педагогике: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.
Особенности формирования основ  экологической культуры у детей  дошкольного возраста: • Постепенное знакомство детей с экологическими  понятиями от простых к сложным.  • Усвоение экологических знаний в процессе  непосредственной деятельности дошкольников в  природе.  • Экологизация различных видов деятельности. • Тщательный отбор содержания экологического  образования дошкольников. • Использование наглядных моделей.
Практическая часть работы  содержит: • Описание развивающей предметно­пространственной  среды как фактора формирования основ  экологической культуры у детей дошкольного  возраста. • Описание подходов к перспективному планированию  по формированию основ экологической культуры у  детей дошкольного возраста в ДОУ. • Описание подходов к осуществлению работы с  родителями по формированию основ экологической  культуры у детей дошкольного возраста.
Результат практического исследования Задачи перспективного планирования по экологическому  воспитанию детей среднего дошкольного возраста на осенне­зимний  сезон:  •   Формировать у детей умение замечать и называть осенние и зимние      изменения в природе, уточнять представления детей об этих      признаках. •   Развивать умение устанавливать связи между живой и неживой      природой. •   Воспитывать бережное отношение к животным, учить основам     взаимодействия с природой (рассматривать астения и животных,     не нанося им вреда; одеваться по погоде). •   Закреплять знания детей о структуре трудового процесса.  • Воспитывать дружеское отношение детей друг к другу в процессе  наблюдений, труда в природе.
Современные принципы работы с  родителями (закреплены в ФГОС ДО): ­позитивная «социальная ситуация развития» (уход от системы  общественных отношений в систему семейных отношений); ­установка на «поддержку разнообразия детства» в связи с  обеспечением «вариативности и разнообразия содержания  образовательных и организационных форм»; ­установка «на содействие и сотрудничество детей и взрослых в  процессе развития детей», на то, что дошкольник  рассматривается не просто как объект воздействия взрослых, а  как участник взаимодействия и субъект саморазвития; ­установка на позицию «образование ребенка не вместо семьи, а  вместе с семьей».
Перспективный план проекта. Октябрь 1. Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте. Провести  беседу с родителями с предварительным анкетированием на тему «Берегите природу». 2. Создать семейные архивы «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе:  3. Групповые экскурсии с детьми и родителями по городу «Клуб выходного дня». 4. Оформить фотостенд в группе «Природа нашего города». парк, лес, на даче). 5. Привлечь родителей к созданию стенгазеты, посвященной охране природы. Декабрь 1. Разработать совместно с родителями статью для журнала «Десяточка», выпускаемого в  дошкольном учреждении, на тему «Как научить ребенка защищать природу». 2. «Экологический десант» – провести совместно с родителями и детьми прогулки по городу с  3. Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к сбору пластиковых  целью сбора пластика. отходов). Ноябрь 1. Провести консультацию «Мусор­проблема №1». С помощью этой темы мы хотим донести до  родителей, насколько важна эта проблема в нашем городе. Рассказать о способах переработки  мусора, о возможностях его вторичного использования. Показать на примерах, какой ущерб  2. Создать совместно с родителями рекламные листовки для мусорных урн типа: «Пусть город  будет чистым!» «Отдай мне мусор!» и т.п. 3. «Клуб выходного дня» – провести совместно с детьми и родителями экологические экскурсии по  наносят отходы городу. 4. Привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе. 5. Создать буклет для родителей: «Куда деть мусор?» – информировать взрослых о том, куда  городу. можно сдать в нашем городе промышленные отходы для переработки.
Неделя,  название  занятия I неделя «Сравнение  комнатных  растений  (герань  душистая  и  бальзамин)» Программное  содержание Совместная деятельность  воспитателя с детьми Образовательная  деятельность в  семье Работа с  родителями •Продолжать  формировать  представления об осенних  изменениях в природе        ( связывать понижение  температуры воздуха с  изменениями в одежде  людей; выявлять первые  признаки приближения  зимы: заморозки по ночам,  появление инея). Учить  устанавливать простейшие  связи между изменениями  в неживой природе  (деревья готовятся к зиме,  сбрасывают листья –  закрепить понятие  «листопад», ­ холодный  воздух заставил  спрятаться насекомых в  старые пни и под кору  деревьев, а значит, птицам  приходится улетать на юг. •Развивать умственные  операции сравнения и  обобщения, формировать  элементарные понятия. Октябрь Наблюдения:  •Наблюдение за погодой, температурой  воздуха, ветром. •Наблюдение за уменьшением  продолжительности светового дня.  •Наблюдение за почвой в зависимости от  погодных условий. •Наблюдение за птицами (собираются в стаи,  улетают в теплые края). •Наблюдение за контрастными по окраске  листьев деревьями, ввести понятие  «листопад», «золотая осень», наблюдение за  гроздьями рябины. Дидактические игры с экологическим  содержанием: «Кто быстрее соберет?» «Найди листок, как на дереве» «Найди пару» Беседы: «Почему деревья осенью раздеваются» «Что ты видел по дороге в детский сад» Труд в природе:  Уборка мусора, сухих листьев. Сбор  красивых листьев для букета в уголок  природы.   Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Улетают, улетели…», «Осень». А.Блок «Зайчик». К. Ушинский «Бишко». •Консультация  «Экологическое  воспитание  дошкольника в  семье».  •Сходить на экскурсию в  зоопарк с целью  формирования  элементарных  представлений о  правильных способах  взаимодействия с  животными. •Понаблюдать за птицами. •Формировать умение  сравнивать листья  растений по следующим  признакам: окраске,  форме, величине,  характеру поверхности,  количеству листьев. •Продолжать развивать  связную речь, закреплять  умение строить рассказ с  опорой на подсказки­ картинки.
Неделя,  название  занятия III неделя  «Наблюдени е за рыбкой» Программное  содержание Совместная деятельность  воспитателя с детьми Образовательная  деятельность в  семье Работа с  родителями Экологическая  газета  «Прикоснись к  природе  сердцем». •Понаблюдать за  питомцем, привлечь к  уходу (налить молоко,  положить в тарелочку  корм) •Рассмотреть с детьми  теплые вещи, связанные  из шерсти животных  (носки, варежки,  шарфики, валенки),  отметить особенности  таких вещей (мягкие,  теплые, пушистые). •Закрепить знания об  аквариумных рыбках  (виды аквариумных  рыбок, строение их  тела), условиях жизни  рыбок в аквариуме,  правилах ухода за  аквариумом); развивать  логическое мышление,  интерес к наблюдениям за  окружающими нас  объектами природы.  •Формировать навык  пользования моделями в  практической  деятельности. •Развивать интерес ко  всему живому,  окружающему нас. Октябрь Наблюдения: •Наблюдение за трудом дворника.  •Наблюдение за ветром. •Наблюдение за воробьем. •Наблюдение за небом и облаками. Дидактические игры с экологическим  содержанием: «Лети, лети листок, ко мне в кузовок» «Третий лишний» «Раньше ­ позже» Беседы: «Осень – это хорошо или плохо» Где рыбке лучше живется» (в реке или в  аквариуме). Рассматривание картин.  Серия «Уход за комнатными растениями»;  тема «Дети кормят рыбок». Труд в природе:  Сбор семян для зимней подкормки птиц. Чтение художественной литературы: Э. Машковская «Дело к зиме». Г. Скребицкий «Лесной голосок». Песенки – потешки, загадки, скороговорки.
Общий вывод по работе Проделанная теоретическая и практическая работа  по изучению условий формирования основ  экологической культуры у детей дошкольного  возраста позволяет педагогу повысить  эффективность своей деятельности по реализации  основной образовательной программы в части  экологического воспитания и обучения, а так же  способствует достижению целевых ориентиров,  обозначенных в ФГОС ДО.
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки  и повышения квалификации работников образования» Кафедра развития дошкольного образования   Дегтярева Ирина Николаевна Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста     Реферат по дополнительной профессиональной программе профессиональной подготовки «Педагогика и методика дошкольного образования»                                                                                                             Научный руководитель:                                                                                    кандидат педагогических наук, доцент                                                                          кафедры развития дошкольного образования                                                                                            Сваталова Тамара Александровна     Челябинск, 2017