Презентация на тему: «Игры-драматизации как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста» представлена как исследовательский материал (проект) работы с детьми старшего дошкольного возраста. Данный материал может представлять интерес для педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений по развитию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций. В данной презентации (проекте) представлены этапы работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме проекта.Презентация на тему: «Игры-драматизации как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста» для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений по развитию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций
Выпускная квалификационная работа
«Игры-драматизации как средство
развития выразительности речи
детей старшего дошкольного
возраста»
Актуальность темы заключается в
недостаточной разработанности
данной проблемы, и ее несомненная
значимость для освоения детьми
возраста.
основ речевой культуры и
формирования выразительности речи
у детей старшего дошкольного
Дипломный проект
«Игры всегда с нами!»
Разработчик проекта: Баканова Ольга
Руководитель: Ермолаева М.В.
Рецензент: Силкина Е. В.
Атрибуты дошкольного учреждения:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение Центр развития ребенка
детский сад № 179 «Алиса»
В данный проект входит:
паспорт проекта;
теоретический продукт (реферат);
практический продукт:
- методическое пособие для
педагогических работников дошкольных
образовательных учреждений по развитию
выразительности речи детей старшего
дошкольного возраста посредством игр-
драматизаций;
- электронный вариант презентации
основных этапов работы по реализации
проекта в базовом дошкольном
учреждении.
Вид проекта:
1. По количеству участников: групповой
2. По направленности: практико-
ориентированный
3. По приоритету метода: творческий
(интеграция образовательных областей:
«Физическое развитие», «Познавательное
развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно – эстетическое развитие»)
4. по контингенту участников:
одновозрастной (дети старшего
дошкольного возраста)
5. по продолжительности - долгосрочный
(9 месяцев).
Одним из малоисследованных направлений
можно считать использование игр –
драматизаций, в целях формирования
выразительности речи у детей старшего
дошкольного возраста.
Именно игры-драматизации позволяют в
более интересной форме раскрывать и
развивать возможности детей.
Объектом исследования является:
процесс развития выразительности речи
у детей старшего дошкольного
возраста.
Предмет исследования: Игры –
драматизации как средство
формирования выразительности речи у
детей старшего дошкольного возраста.
Целью данной работы является создание условий для развития
выразительности речи у старших дошкольников в играх-
драматизациях.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого -
педагогическую литературу и содержание
современных образовательных программ по проблеме
развития выразительности речи у старших
дошкольников;
2. Изучить основные требования к руководству играми
– драматизациями детей старшего дошкольного
возраста;
3. Произвести отбор содержания игр – драматизаций и
упражнений по развитию выразительности речи детей
шестого года жизни, составить картотеку игр;
4. Разработать и апробировать методическое пособие
для воспитателей дошкольных образовательных
организаций и родителей по развитию
выразительности речи детей старшего дошкольного
возраста посредством игр - драматизаций.
Выразительность
— это качественная характеристика речи,
показатель высокой степени
самостоятельного, осознанного
использования языка.
Выразительная речь характеризуется
различными интонационными
характеристиками:
-Просодика
-Интенсивность произнесения
-Интонация
компоненты:
- мелодика;
- темп;
- пауза;
- сила голоса;
- логическое ударение;
- фразовое ударение;
- ритм;
- тембр.
Игра - драматизация
Ни один другой вид
театрализованной
деятельности так не
способствует развитию
артистизма,
выразительности движений
и речи, как игра-
драматизация
Игра-драматизация…
…не просто игра!
Это прекрасное
средство для
интенсивного развития
речи детей, обогащения
словаря, развития
мышления, воображения,
творческих способностей.
Актуальность
Почему именно игра-драматизация ?
Это один из самых эффективных
способов воздействия на детей, в
котором наиболее полно и ярко
играя.
проявляется принцип обучения: учить
Известно, что дети любят играть, их не
нужно заставлять это делать. Играя, мы
общаемся с детьми на «их территории».
Вступая в мир игры, мы многому можем
научиться сами и научить наших детей.
психологом Карлом Гроссом, являются
в связи с этим актуальными: «Мы играем
не потому, что мы дети, но само детство нам
И слова, сказанные немецким
дано для того, чтобы мы играли».
Задачи
:
1.
2. Подводить
детей
к
образа
в
3.
Воспитывать устойчивый интерес к играм-
драматизациям.
созданию
выразительного
этюдах,
драматизациях, в песенных и танцевальных
импровизациях.
Расширять представления об окружающих
предметах, о персонажах, участвующих в
театрально
деятельности,
развивать умение выделять существенные
признаки предметов.
Стимулировать
психических
процессов: внимания, памяти, мышления,
воображения.
о
6. Формировать
нравственных
человека,
развивать эмоциональное осознание самого
себя.
4. Обогащать словарный запас детей.
5.
представления
качествах
–
игровой
развитие
Для проведения игр необходимы
определенные требования:
• Знание литературного текста
•Правильный отбор художественного произведения
небольшого по объему, желательно из «Программы
воспитания и обучения в детском саду», ФГОС.
• Должны быть действия.
• Должен быть диалог и монолог.
• Доступность понимания детьми.
• Произведение должно быть ценно в воспитательном
отношении.
• Наличие атрибутов: костюмов, декораций, игрушек.
Подготовка детей к игре-драматизации:
• Чтение художественного произведения на занятии,
беседа по его содержанию (обратить внимание на действие
героев, чувства, состояние).
• Рассматривание иллюстраций (дополняют впечатления
детей наглядными образами, подсказывают элементы
костюмов, декораций).
Просмотр диафильмов, видеофильмов (среда обитания).
• Игры – имитации мимики, жестов.
В условиях перехода на ФГОС ДО один из
основных принципов дошкольного образования,
отраженный в Стандарте:
«Реализация Программы в формах,
специфических для детей данной возрастной
группы, прежде всего в форме игры,
познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности,
обеспечивающей художественно-эстетическое
развитие ребенка»
Игра-драматизация – это прекрасная
возможность раскрытия творческого потенциала
ребенка, воспитание творческой направленности
личности.
Практическая работа
проводилась на базе
старшей группы МБДОУ
ЦРР д/с № 179 «Алиса» г.
Ульяновска.
В зоне театрализованной деятельности
размещены:
- различные виды театров: бибабо, настольный,
конусный, театр на фланелеграфе,
плоскостной, театр картинок и др.;
- реквизит для разыгрывания сценок и
спектаклей: набор кукол, ширмы для
кукольного театра, костюмы, элементы
костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций:
реквизит, грим, декорации, стул режиссёра,
сценарии, книги, образцы музыкальных
произведений, места для зрителей, афиши,
касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды
бумаги, природный материал.
Первичная диагностика уровня развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
10%
40%
50%
высокий уровень
низкий уровень
средний уровень
Перспективный план разработан в рамках обновления
содержания дошкольного воспитания и обучения и
позволит сформировать ожидаемые результаты
Артикуляционные навыки
1. Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки)
2. Интонация (Этюды на изменения тембра голоса,
интонационное прочтение стихов-диалогов.)
3. дыхание (Упражнения на дыхание, дыхательная гимнастика)
Навыки координации движения
4. Жесты (упражнения, игры, этюды на выразительность
жестов).
5. мимика (упражнения, игры, этюды на выражение эмоций,
мимические этюды с жестами ).
6. движения (этюды с музыкальным сопровождением,
образные упражнения под музыку)
Коммуникативные речевые и игровые навыки
7. этюдный тренаж (мастерство актёра).
8. Игры
Практическая работа состоит из трёх основных
этапов, которые, исходя из их назначения, можно
назвать так:
1.мотивационный;
2.операционально-познавательный;
3.рефлексивно-оценочный.
На мотивационном этапе :
Создание учебно-проблемной ситуации.
Формулировка основной учебной задачи, которая обычно производится
как итог обсуждения проблемной ситуации. (Что делать для достижения
целей?)
Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по
изучению темы.
На операционально-познавательном этапе
Усвоение содержания темы программы и овладение необходимыми
учебными действиями.
Моделирование объектов и явлений.
Изучение построенных моделей.
В основе лежит деятельностный метод обучения - дети сами открывают
каждое новое знание, обучение ведется в «зоне ближайшего развития»
каждого ребенка.
Рефлексивно-оценочный этап.
Анализ собственной деятельности, оценка её.
Сравнение результатов с поставленными учебными задачами.
Подведение итогов изучения пройденного раздела.