Тема: Красота души человека.
(По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).
Цели урока:
обучающие: дать представление о личности М.А. Шолохова и его
произведениях; показать значение образа героя рассказа «Судьба человека»,
помочь учащимся осмыслить идейнохудожественное содержание рассказа, его
глубокую нравственную сущность;
развивающие: развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное,
обобщать;
воспитывающие: воспитывать в детях уважение к подвигу солдата Великой
Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны.
Задачи урока: совершенствовать навыки самостоятельного анализа
произведения, умения выделять главное, развивать речь.
Методическое оборудование: портрет М. Шолохова, репродукции к
рассказу «Судьба человека», словарь С.И. Ожегова, видеокадры фильма
«Судьба человека», ИКТ.
Опережающее задание:
прочитать рассказ «Судьба человека»,
подготовить сообщения.
Методы обучения:
по характеру познавательной деятельности учащихся: частичнопоисковый,
исследовательский;
по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;
интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации
материала;
контроля и самоконтроля: устный, письменный;
организации деятельности: индивидуальные, фронтальные, групповые.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «72летию Великой Победы
посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже
не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньше людей,
участвовавших в боевых действиях, видевших войну.
Но интерес к этому периоду истории нашей страны не угасает, наоборот,
молодежь пытается понять, что помогло этим людям выжить и победить, почему
жестокие, кровавые, смертельные годы войны многие участники ее вспоминают
светлым чувством?
Люди были сплочены, объединены одной общей целью – уничтожить врага,
в любой момент готовы отдать самое дорогое – жизнь за свободу Родины,
показывая чудеса героизма и стойкости, мужества и несгибаемости русского
духа, русского характера. Во все времена человек спрашивал себя: «Что такое жизнь, что такое
судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека?»
Наверное, такими вопросами задавался и известный писатель ХХ века Михаил
Шолохов, такую проблему разрешал и в своих произведениях. И одно из них –
рассказ «Судьба человека». Сегодня нам с вами предстоит поговорить о
личности Шолохова и о его рассказе.
II Мотивация учебной деятельности.
Наш урок сегодня – своеобразная подготовка к написанию сочинения
рассуждения на тему «Что я знаю о Великой Отечественной войне?»
III. Сообщение эпиграфа урока.
Русский характер легкий, открытый, добродушный, жалостливый, когда
жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда – русский
человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, – не щадя себя, не щадит
и врага…
IV. Воспроизведение знаний учащихся.
О своей самой сокровенной писательской цели Шолохов говорил так: «Я
видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и пишу,
отдать поклон этому народутруженику, народустроителю, народугерою».
А.Н. Толстой «Русский характер»
Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры
писателя не только в русской, но и в мировой культуре. М.А. Шолохов –
академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда. Он автор
«Донских рассказов», рассказов «Нахаленок», «Судьба человека» и др., романов
«Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину». Шолохов –
лауреат Нобелевской премии (1965).
Обобщение: интересная жизнь, интересная судьба. Это выдающийся
человек, выдающийся писатель. Его книги, его героев знают во всём мире.
Итак, сегодня мы говорим с вами об одном из самых замечательных и
проникновенных рассказов Шолохова – «Судьба человека». В нём поразительно
ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты
существенные черты русского национального характера.
1) История создания рассказа М. Шолохова «Судьба человека».
(Сообщение ученика)
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
М. Исаковский
Очень похожую на эту семейную трагедию услышал М. Шолохов в первый
послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Был большой весенний
паводок, М. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и по рукам в мазуте за
«своего брата – шофера», рассказал о тягостной судьбе.
Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но
только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал рассказ.
Рассказ появился в конце 1956 года. Наша литература давно не знала такого
изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение
становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио,
в станицу Вешенскую, где жил и работал писатель.
2) Как вы думаете, ребята, чем же привлек внимание читателей этот
рассказ?
Прежде всего, в нем с предельной ясностью, правдой, с подлинной
глубиной воплощено представление о подвиге народа, выражено преклонение
перед мужеством простых людей, их нравственные устои стали опорой страны в
годы испытаний. М. Шолохов показал, чьи руки держали винтовку, крутили
баранку грузовиков со снарядами, когда надо было мчаться на передовую сквозь
вражеский огонь, сталкивался лицом к лицу с ненавистным врагом.
3). История названия рассказа «Судьба человека».
– Как вы думаете, почему Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата
Соколова, назвал своё произведение «Судьба человека», а не «Судьба солдата»
или «Судьба Андрея Соколова»?
(Очевидно, автор хочет сказать, что Андрей Соколов – один из многих,
судьба его характерна для человека того времени. Шолохов раскрывает
трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания.)
V. Работа по тексту рассказа.
1. Когда и при каких обстоятельствах происходит наше знакомство с
героем рассказа?
На какие основные моменты можно поделить всю жизнь Андрея Соколова?
довоенная;
во время войны;
после войны.
Создание творческих групп и распределение ролей в группе, формирование
задач.
2. Кратко вспомните историю жизни Соколова до войны? (1 группа)
Соколов Ирина (два одиночества).
Итак, мы с вами вспомнили, какая жизнь была у Андрея Соколова до
войны. Теперь нам с вами предстоит окунуться в мир, который изменил всю
жизнь А. Соколова.
3. Как складывается судьба Соколова на фронте? (2 группа)
Как попал в плен?
Эпизод в церкви, случай с предателем.
У коменданта лагеря Мюллера.(3 группа) Почему комендант Мюллер «великодушно» подарил Андрею Соколову
жизнь?
Мюллер – очень безжалостный человек, «правая рука у него в кожаной
перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить». Идёт и
бьёт каждого второго в нос, кровь пускает. Такой человек ни во что не ставит
человеческую жизнь, считает себя самым сильным, уверенным в своей
безнаказанности, даже в какойто избранности. Таким людям прямо в глаза
правду говорить страшно. Но Андрей Соколов не побоялся сказать лично
Мюллеру то, что говорил в бараке. Несмотря на то, что полностью зависел от
коменданта, вёл себя с большим достоинством. Этото достоинство и оценил
комендант Мюллер, назвав Андрея Соколова «настоящим русским солдатом».
Какие черты характера Андрея Соколова помогли пережить ему трудности
плена? В каких эпизодах они проявились наиболее ярко?
Вывод: сила характера, умение взять на себя ответственность, любовь к
товарищам, умение твердо смотреть врагам в лицо, сохраняя чувство
собственного достоинства, – вот что таилось под «обычностью» А. Соколова,
ставшего на многие годы олицетворением солдата Великой Отечественной
войны.
4. Как же складывается судьба Соколова после войны?
Ещё одно испытание – гибель семьи.
Песня «Враги сожгли родную хату». На фоне песни показываются слайды с
изображением разрушенного Воронежа, других городов.
Что помогло пережить, вынести всё это? (И на войне, и в мирной жизни
Соколов руководствуется непреложным для себя принципом поведения: «На то
ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому
нужда позвала». Шолохов, раздумывая об Отечественной войне, подчёркивал,
что «жертвы, принесённые во имя спасения Родины, не убавили наших сил, а
горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа»).
5. Мне бы хотелось с вами сейчас посмотреть небольшой эпизод из фильма,
снятого Сергеем Бондарчуком по произведению М. Шолохова «Судьба
человека», который поможет вам ответить на следующий вопрос: «В чем
Соколов увидел смысл своей жизни?»
(Ребенок – продолжение жизни.)
Кто кого нашел?
6. В чем видит Шолохов истоки мужества своего героя? (Твердость,
моральная стойкость, качества, воспитанные советской эпохой.)
7. Как вы считаете, какая черта из всех перечисленных самая важная?
(Патриотизм, любовь к Родине).
8. Что вы вкладываете в это понятие? (Само понятие Родина, во имя долга
перед которой герой готов на величайшее самопожертвование, в рассказе М.
Шолохова предстает как очень емкое понятие. Русский человек прошел через
все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем не возместимых личных утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердил великое право
на вечную жизнь на земле, на светлое будущее своей страны.)
9. Обращение к эпиграфу.
Сквозь физические и моральные испытания Соколов пронес чистую,
широкую, открытую всему доброму душу, русскую душу. Человек становится
подлинно красивым, подлинно человеком, когда он оказывается в состоянии
победить собственную слабость, обрести мужество, переступить через страх
перед торжествующим в данный момент злом, перед неотвратимостью
жизненной судьбы.
Итог урока:
Итак, мы сегодня с вами коснулись удивительного рассказа М. Шолохова
«Судьба человека». Скажите мне, пожалуйста, как бы вы могли определить тему
нашего урока?
(Обучающиеся высказывают свое мнение)
VI. Итоги урока.
Вы все сегодня замечательно поработали, и вашим домашним заданием
написание сочинениерассуждение «Что я знаю о Великой
станет
Отечественной войне?»
Я надеюсь, что сегодня на уроке вы получили не только новые знания, но
….
Презентация на тему "Красота души человека" (по рассказу М.Шолохова "Судьба человека")
Презентация на тему "Красота души человека" (по рассказу М.Шолохова "Судьба человека")
Презентация на тему "Красота души человека" (по рассказу М.Шолохова "Судьба человека")
Презентация на тему "Красота души человека" (по рассказу М.Шолохова "Судьба человека")
Презентация на тему "Красота души человека" (по рассказу М.Шолохова "Судьба человека")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.