История игрушек имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Самые ранние игрушки были примитивны, представляли собой уменьшенное изображение окружающих вещей: игрушечные инструменты, миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, птички, фигурки людей.
Из чего же их делали?
Из веток, сучков дерева, плодов, цветов, соломы, глины, то есть того, что давала щедрая окружающая природа. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Кукла была символом продолжения рода, взрослые поощряли игры детей в куклы.
Считалось, что если дети много играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам - быть беде. Были и куклы-обереги, их клали в колыбель к ребенку, чтобы кукла охраняла его покой и сон. Итак, игрушка-кукла имеет многовековую историю.
У русского народа были куклы, в которых люди видели своих помощников и считали оберегом. Таких кукол делали на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства. Крутили их из старой одежды, ношенной отцом или матерью. И куклы жили в домах, становясь не просто игрушкой, а частью мира и членом семьи. Поэтому к ним и обращались и в трудные моменты жизни, разговаривали, делились горестями, и в радости не забывали.
Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с малышом.
Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег.
Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, ко дню ангела, к празднику, выказывая родственникам любовь и заботу. В семье же, для своих детей, куклы вертели обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь защитой от злых сил.
Матрёшка сразу снискала небывалое признание как символ русского народного искусства
Матрешки стали быстро распространяться по России, каждая губерния считала своим долгом «одеть» матрешку в соответствии с местными традициями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.