Презентация на тему: "Общие методы обучения"
Оценка 5

Презентация на тему: "Общие методы обучения"

Оценка 5
Интерактивная доска +1
pptx
классное руководство +1
Взрослым
03.06.2019
Презентация на тему: "Общие методы обучения"
Метод воспитания- способ воздействия на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребенка в целях формирования всесторонне развитой личности. В данной презентации представлены общие методы воспитания. Даны такие определения как: метод воспитания, рассказ, лекция, беседа, диспут и другие. Также представлена классификация методов по направлениям.
метод.pptx

Презентация на тему: "Общие методы обучения"

Презентация на тему: "Общие методы обучения"
Общие метода воспитания Подготовила:  студентка Ш­22 группы Сидельникова Анастасия

Презентация на тему: "Общие методы обучения"

Презентация на тему: "Общие методы обучения"
Метод воспитания­ способ воздействия на сознание, чувства, волю,  поведение и систему отношений ребенка в целях формирования  всесторонне развитой личности.

Презентация на тему: "Общие методы обучения"

Презентация на тему: "Общие методы обучения"
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ • Формирование общественного сознания: Рассказ, беседа, личный пример,  диспут, лекция.  • Формирование общественного поведения: Приучение, упражнение,  поручение, игра. • Формирование самовоспитания: Личные обязательства, самоотчёт,  самоанализ, самоконтроль, самооценка. • Методы стимулирования: Поощрение, наказание, соревнования, постановка  перспективы, требования, общественное мнение.

Презентация на тему: "Общие методы обучения"

Презентация на тему: "Общие методы обучения"
Формирование общественного сознания • Рассказ­  это  последовательное  изложение  преимущественно  фактического  материала,  осуществляемое  в  описательной  или  повествовательной  форме.  Он  широко  применяется  в  преподавании  гуманитарных  предметов,  а  также  при  изложении  биографического  материала,  характеристике  образов,  описании  предметов,  природных  явлений,  событий  общественной  жизни.  К  рассказу  как  методу  педагогической  деятельности  предъявляется  ряд  требований:  логичность,  последовательность  и  доказательность  изложения;  четкость,  образность,  эмоциональность;  учет  возрастных  особенностей,  в  том  числе  в  отношении продолжительности. • Можно  выделить  три  основные  задачи  этого  метода  при  его  применении  в  воспитательной  работе:  вызвать  положительные  нравственные  чувства  (сопереживание,  сочувствие,  радость,  гордость)  или  негодование  по  поводу  отрицательных  действий  и  поступков  героев  рассказа;  раскрыть  содержание  нравственных  понятий  и  норм  поведения;  представить  образ  нравственного  поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.

Презентация на тему: "Общие методы обучения"

Презентация на тему: "Общие методы обучения"
• Беседа­ это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к  получению  новых  знаний.  Готовясь  к  беседе,  учитель,  как  правило,  должен  намечать  основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы.  В основу беседы должны быть  положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех  или  иных  сторон  общественной  жизни.  В  качестве  таких  фактов,  положительных  или  отрицательных,  может  выступать  деятельность  определенной  личности  или  отдельное  ее  свойство,  закрепленное  в  слове  моральное  правило,  обобщенный  литературный  образ,  организованный или спланированный педагогический образец.  • Беседа,  как  правило,  начинается  с  обоснования  ее  темы,  которое  должно  подготовить  учащихся к предстоящему обсуждению как к жизненно важному, а не надуманному делу. На  основном  этапе  беседы  учитель  дает  отправное  начало,  материал  для  обсуждения,  а  затем  так  ставит  вопросы,  чтобы  учащиеся  свободно  высказывали  свои  суждения,  приходили  к  самостоятельным  выводам  и  обобщениям.  В  заключительном  слове  учитель  подытоживает  все  высказывания,  формулирует  на  их  основе  наиболее  рациональное,  с  его  точки  зрения,  решение  обсуждаемой  проблемы,  намечает  конкретную  программу  действий  для  закрепления  принятой  в  результате  беседы  нормы  в  практике  поведения  и  деятельности  учащихся.

Презентация на тему: "Общие методы обучения"

Презентация на тему: "Общие методы обучения"
• Лекция в школе во многом приближается к рассказу, вместе с тем она  отличается большей информативно­познавательной емкостью, большей  сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений,  большей продолжительностью. Именно поэтому лекции применяются в  основном в старших классах средней школы, в вечерних (сменных) школах, в  техникумах и вузах.  • Метод лекции широко используется во внеурочной воспитательной работе.  Логическим центром лекции является какое­либо теоретическое обобщение,  относящееся к сфере научного познания. Конкретные факты, составляющие  основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией или исходным,  отправным моментом. • Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность и композиционная  стройность, ненаигранный пафос, живое и задушевное слово учителя  определяют идейное и эмоциональное воздействие лекций.

Презентация на тему: "Общие методы обучения"

Презентация на тему: "Общие методы обучения"
• Диспут, как и дискуссия, основан на давно открытой закономерности, состоящей в том,  что знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда  отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут как нельзя  лучше соответствует возрастным особенностям старшеклассника, формирующаяся  личность которого характеризуется страстным поиском смысла жизни, стремлением не  принимать ничего на веру, желанием сравнивать факты, чтобы уяснить истину. • Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды,  убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку  зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения,  подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие  достоверность другой точки зрения. Диспут учит мужеству отказаться от ложной точки  зрения во имя истины. • Диспут требует тщательной подготовки как самого воспитателя, так и учащихся.  Вопросы, вынесенные на обсуждение, готовятся заранее, причем полезно привлечь  самих школьников к их разработке и составлению. Наиболее общее назначение  диспутов и дискуссий ­ создать ориентировочную основу для творческих исканий и  самостоятельных решений.

Презентация на тему: "Общие методы обучения"

Презентация на тему: "Общие методы обучения"
Формирование общественного поведения • Приучение  обнаруживает  наибольшую  эффективность  на  ранних  ступенях  воспитания  и  развития  детей.  Применение этого метода требует соблюдения некоторых педагогических условий. Приучение невозможно  без  ясного  представления  о  том,  что  должно  быть  усвоено.  Предписывая  учащимся  тот  или  иной  образ  действий,  необходимо  выразить  его  в  возможно  более  коротком  и  ясном  правиле.  На  каждый  данный  отрезок  времени  должен  быть  выделен  минимум  отдельных  действий,  из  которых  складывается  данная  форма поведения. • Метод приучения предполагает контроль за выполнением действия. Контроль требует благожелательного,  заинтересованного  отношения  учителя  к  воспитанникам,  выявления  и  анализа  возникающих  трудностей,  обсуждения способов дальнейшей работы. Еще более важно организовать самоконтроль учащихся. • Метод  приучения  варьирует  в  зависимости  от  возраста,  условий  жизни  и  воспитания.  Не  всегда  целесообразно,  например,  открыто  ставить  перед  детьми  задачу  овладения  тем  или  иным  способом  поведения. Учитель в этом случае так организует деятельность детей, чтобы, с удовольствием повторяя ее,  они  незаметно  для  себя  свободно  и  непринужденно  привыкали  к  нужной  форме  поведения.  Иногда  возникает  необходимость  открыто  поставить  перед  школьниками  задачу  научиться  вести  себя  определенным образом, например: быть вежливым, предупредительным, дисциплинированным. Возможен и  третий  путь,  когда  удается  вызвать  у  учащихся  стремление  воспитать  в  себе  то  или  иное  качество  личности. • Одним  из  испытанных  средств  приучения  к  заданным  формам  поведения  является  режим  жизни  и  деятельности  учащихся.  Чем  строже  и  определённее  режим,  тем  лучше  формируется  динамический  стереотип, который лежит в основе образования привычек.

Презентация на тему: "Общие методы обучения"

Презентация на тему: "Общие методы обучения"
• Метод  приучения  тесно  связан  с  методом  упражнения.  В  основе  приучения  лежит  овладение  ребенком  преимущественно  процессуальной  стороной  деятельности,  а  упражнение  делает  ее  личностно  значимой.  Выполняемая  школьником  деятельность  выступает  здесь  в  единстве  ее  цели  и  операциональной  структуры  как  упражнение  в  правильном поступке. • Включение  детей  в  деятельность  создает  им  условия  для  действий  в  соответствии  с  принятыми  в  обществе  нормами  и  правилами  поведения.  Деятельность  обеспечивает  приобретение детьми практического опыта коллективных отношений.  Упражнение не  имеет  ничего  общего  с  механической  выучкой  и  тренажем  в  духе  поведенческой  психологии:  стимул­реакция­подкрепление.  По  своему  существу,  это  упражнения  в  условиях ситуации свободного выбора. Ученик в них ставится перед необходимостью  выбрать определенное решение из нескольких возможных вариантов: воспользоваться  привилегиями  самому,  уступить  место  другому,  промолчать,  сказать  правду,  сказать  "не знаю".  • Поиск  выхода  из  специально  созданной  учителем  ситуации  ­  это  упражнение  в  нравственном поведении, работа не только ума, но и сердца.

Презентация на тему: "Общие методы обучения"

Презентация на тему: "Общие методы обучения"
Методы стимулирования • Поощрение  —  способ  выражения  общественной  положительной  оценки  поведения  и  деятельности  отдельного  учащегося  или  коллектива.  Его  стимулирующая  роль  определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия,  который  избран  и проводится учеником  в  жизнь. Переживая чувство удовлетворения,  школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и  дальнейшем движении вперед.  • Поощрение особенно необходимо детям несмелым, неуверенным. К поощрениям чаще  всего  приходится  прибегать  в  работе  с  младшими  школьниками  и  подростками,  которые  особенно  чувствительны  к  оценке  их  поступков  и  поведения  в  целом.  Но  лучше,  если  это  будут  коллективные  поощрения.  Сила  воспитательного  влияния  поощрения  зависит  от  того,  насколько  оно  объективно  и  находит  поддержку  в  общественном мнении коллектива.

Презентация на тему: "Общие методы обучения"

Презентация на тему: "Общие методы обучения"
•  Наказание — это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение  действий  и  поступков,  противоречащих  нормам  общественного  поведения,  и  принуждает  учащихся  неуклонно  следовать  им.  Наказание  корректирует  поведение  ребенка,  дает  ему  ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта,  стыда.  А.  С.  Макаренко  называл  это  состояние  «выталкиванием  из  общих  рядов».  Это  состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение. Но наказание ни в  коем  случае  не  должно  причинять  ребенку  страдания  —  ни  физические,  ни  моральные.  В  наказании  нет  подавленности,  а  есть  переживание  отчужденности  от  коллектива,  хотя  бы  временного и небольшого. • Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты,  вызов  для  внушения  на  педагогический  совет,  выговор  в  приказе  по  школе,  перевод  в  параллельный класс или в другую школу, исключение из школы и направление в школу для  трудновоспитуемых.  Может  применяться  и  такая  форма  наказания,  как  изменение  отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива. Всякое наказание  должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок. В  тех  случаях,  когда  ученик  нарушил  правила  поведения  необдуманно,  случайно,  можно  ограничиться  беседой  или  простым  упреком.  Наказание  приносит  успех,  когда  оно  согласуется с общественным мнением коллектива •  Применение метода наказаний в любой форме в целях стимулирования и мотивации учения  может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях.

Презентация на тему: "Общие методы обучения"

Презентация на тему: "Общие методы обучения"
• Соревнование  в  педагогическом  процессе  строится  учителем  с  учетом  того  несомненного  социально­психологического  факта,  что  детям,  подросткам  и  юношам  в  высшей  степени  свойственно  первенству,  самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в  учебе,  труде  и  общественной  деятельности  поднимает  отстающих  на  уровень  передовых,  стимулирует  развитие  творческой  активности,  инициативы,  новаторских  починов,  ответственности и коллективизма.  соперничеству,  приоритету,  стремление  к  здоровому  • Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный  срок  и  эпизодическим.  В  процессе  его  организации  и  проведения  необходимо  соблюдать  традиционные  принципы:  гласность,  конкретность  показателей,  сравнимость  результатов,  возможность практического использования передового опыта. В последние годы появилось  немало  противников  разного  рода  соревнований,  которые  якобы  противоречат  основным  принципам гуманистической педагогики.

Презентация на тему: "Общие методы обучения"

Презентация на тему: "Общие методы обучения"
• В требовании как исходном методе организации деятельности наиболее отчетливо  обнаруживается действие такой закономерности педагогического процесса, как  диалектика внешнего и внутреннего. Педагогическое требование должно не только  опережать развитие личности, но и переходить в требования воспитанника к самому себе.  Оно может выступать перед учеником как конкретная реальная задача, которую ему  надлежит выполнить в процессе той или иной деятельности. • Требование может вскрывать внутренние противоречия педагогического процесса,  фиксировать недостатки в поведении, деятельности и общении учащихся и тем самым  побуждать их к дальнейшему росту и развитию. Требования помогают наводить порядок и  дисциплину в школе, вносят дух организованности в деятельность и поведение учащихся.  По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. • Предъявление требований, кроме того, определяется установленными правилами  поведения, критериями оценки знаний, умений и навыков по всем предметам,  установленными правилами внутреннего распорядка и другими факторами.

Презентация на тему: "Общие методы обучения"

Презентация на тему: "Общие методы обучения"
Спасибо за внимание!
Скачать файл