Метод воспитания- способ воздействия на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребенка в целях формирования всесторонне развитой личности. В данной презентации представлены общие методы воспитания. Даны такие определения как: метод воспитания, рассказ, лекция, беседа, диспут и другие. Также представлена классификация методов по направлениям.
метод.pptx
Презентация на тему: "Общие методы обучения"
Общие метода воспитания
Подготовила:
студентка Ш22 группы
Сидельникова Анастасия
Презентация на тему: "Общие методы обучения"
Метод воспитания способ воздействия на сознание, чувства, волю,
поведение и систему отношений ребенка в целях формирования
всесторонне развитой личности.
Презентация на тему: "Общие методы обучения"
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ
• Формирование общественного сознания: Рассказ, беседа, личный пример,
диспут, лекция.
• Формирование общественного поведения: Приучение, упражнение,
поручение, игра.
• Формирование самовоспитания: Личные обязательства, самоотчёт,
самоанализ, самоконтроль, самооценка.
• Методы стимулирования: Поощрение, наказание, соревнования, постановка
перспективы, требования, общественное мнение.
Презентация на тему: "Общие методы обучения"
Формирование общественного сознания
• Рассказ это последовательное изложение преимущественно фактического
материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Он
широко применяется в преподавании гуманитарных предметов, а также при
изложении биографического материала, характеристике образов, описании
предметов, природных явлений, событий общественной жизни. К рассказу как
методу педагогической деятельности предъявляется ряд
требований:
логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость,
образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе в
отношении продолжительности.
• Можно выделить три основные задачи этого метода при его применении в
воспитательной работе: вызвать положительные нравственные чувства
(сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу
отрицательных действий и поступков героев рассказа; раскрыть содержание
нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного
поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.
Презентация на тему: "Общие методы обучения"
• Беседа это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к
получению новых знаний. Готовясь к беседе, учитель, как правило, должен намечать
основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы. В основу беседы должны быть
положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех
или иных сторон общественной жизни. В качестве таких фактов, положительных или
отрицательных, может выступать деятельность определенной личности или отдельное ее
свойство, закрепленное в слове моральное правило, обобщенный литературный образ,
организованный или спланированный педагогический образец.
• Беседа, как правило, начинается с обоснования ее темы, которое должно подготовить
учащихся к предстоящему обсуждению как к жизненно важному, а не надуманному делу. На
основном этапе беседы учитель дает отправное начало, материал для обсуждения, а затем
так ставит вопросы, чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения, приходили к
самостоятельным выводам и обобщениям. В заключительном слове учитель подытоживает
все высказывания, формулирует на их основе наиболее рациональное, с его точки зрения,
решение обсуждаемой проблемы, намечает конкретную программу действий для
закрепления принятой в результате беседы нормы в практике поведения и деятельности
учащихся.
Презентация на тему: "Общие методы обучения"
• Лекция в школе во многом приближается к рассказу, вместе с тем она
отличается большей информативнопознавательной емкостью, большей
сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений,
большей продолжительностью. Именно поэтому лекции применяются в
основном в старших классах средней школы, в вечерних (сменных) школах, в
техникумах и вузах.
• Метод лекции широко используется во внеурочной воспитательной работе.
Логическим центром лекции является какоелибо теоретическое обобщение,
относящееся к сфере научного познания. Конкретные факты, составляющие
основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией или исходным,
отправным моментом.
• Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность и композиционная
стройность, ненаигранный пафос, живое и задушевное слово учителя
определяют идейное и эмоциональное воздействие лекций.
Презентация на тему: "Общие методы обучения"
• Диспут, как и дискуссия, основан на давно открытой закономерности, состоящей в том,
что знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда
отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут как нельзя
лучше соответствует возрастным особенностям старшеклассника, формирующаяся
личность которого характеризуется страстным поиском смысла жизни, стремлением не
принимать ничего на веру, желанием сравнивать факты, чтобы уяснить истину.
• Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды,
убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку
зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения,
подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие
достоверность другой точки зрения. Диспут учит мужеству отказаться от ложной точки
зрения во имя истины.
• Диспут требует тщательной подготовки как самого воспитателя, так и учащихся.
Вопросы, вынесенные на обсуждение, готовятся заранее, причем полезно привлечь
самих школьников к их разработке и составлению. Наиболее общее назначение
диспутов и дискуссий создать ориентировочную основу для творческих исканий и
самостоятельных решений.
Презентация на тему: "Общие методы обучения"
Формирование общественного поведения
• Приучение обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей.
Применение этого метода требует соблюдения некоторых педагогических условий. Приучение невозможно
без ясного представления о том, что должно быть усвоено. Предписывая учащимся тот или иной образ
действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясном правиле. На каждый данный
отрезок времени должен быть выделен минимум отдельных действий, из которых складывается данная
форма поведения.
• Метод приучения предполагает контроль за выполнением действия. Контроль требует благожелательного,
заинтересованного отношения учителя к воспитанникам, выявления и анализа возникающих трудностей,
обсуждения способов дальнейшей работы. Еще более важно организовать самоконтроль учащихся.
• Метод приучения варьирует в зависимости от возраста, условий жизни и воспитания. Не всегда
целесообразно, например, открыто ставить перед детьми задачу овладения тем или иным способом
поведения. Учитель в этом случае так организует деятельность детей, чтобы, с удовольствием повторяя ее,
они незаметно для себя свободно и непринужденно привыкали к нужной форме поведения. Иногда
возникает необходимость открыто поставить перед школьниками задачу научиться вести себя
определенным образом, например: быть вежливым, предупредительным, дисциплинированным. Возможен и
третий путь, когда удается вызвать у учащихся стремление воспитать в себе то или иное качество
личности.
• Одним из испытанных средств приучения к заданным формам поведения является режим жизни и
деятельности учащихся. Чем строже и определённее режим, тем лучше формируется динамический
стереотип, который лежит в основе образования привычек.
Презентация на тему: "Общие методы обучения"
• Метод приучения тесно связан с методом упражнения. В основе приучения лежит
овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности, а
упражнение делает ее личностно значимой. Выполняемая школьником деятельность
выступает здесь в единстве ее цели и операциональной структуры как упражнение в
правильном поступке.
• Включение детей в деятельность создает им условия для действий в соответствии с
принятыми в обществе нормами и правилами поведения. Деятельность обеспечивает
приобретение детьми практического опыта коллективных отношений. Упражнение не
имеет ничего общего с механической выучкой и тренажем в духе поведенческой
психологии: стимулреакцияподкрепление. По своему существу, это упражнения в
условиях ситуации свободного выбора. Ученик в них ставится перед необходимостью
выбрать определенное решение из нескольких возможных вариантов: воспользоваться
привилегиями самому, уступить место другому, промолчать, сказать правду, сказать
"не знаю".
• Поиск выхода из специально созданной учителем ситуации это упражнение в
нравственном поведении, работа не только ума, но и сердца.
Презентация на тему: "Общие методы обучения"
Методы стимулирования
• Поощрение — способ выражения общественной положительной оценки поведения и
деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль
определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия,
который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения,
школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и
дальнейшем движении вперед.
• Поощрение особенно необходимо детям несмелым, неуверенным. К поощрениям чаще
всего приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками,
которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Но
лучше, если это будут коллективные поощрения. Сила воспитательного влияния
поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в
общественном мнении коллектива.
Презентация на тему: "Общие методы обучения"
• Наказание — это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение
действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает
учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему
ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта,
стыда. А. С. Макаренко называл это состояние «выталкиванием из общих рядов». Это
состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение. Но наказание ни в
коем случае не должно причинять ребенку страдания — ни физические, ни моральные. В
наказании нет подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы
временного и небольшого.
• Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты,
вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе по школе, перевод в
параллельный класс или в другую школу, исключение из школы и направление в школу для
трудновоспитуемых. Может применяться и такая форма наказания, как изменение
отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива. Всякое наказание
должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок. В
тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно, можно
ограничиться беседой или простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно
согласуется с общественным мнением коллектива
• Применение метода наказаний в любой форме в целях стимулирования и мотивации учения
может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях.
Презентация на тему: "Общие методы обучения"
• Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного
социальнопсихологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени
свойственно
первенству,
самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в
учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых,
стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов,
ответственности и коллективизма.
соперничеству,
приоритету,
стремление
к
здоровому
• Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный
срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать
традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов,
возможность практического использования передового опыта. В последние годы появилось
немало противников разного рода соревнований, которые якобы противоречат основным
принципам гуманистической педагогики.
Презентация на тему: "Общие методы обучения"
• В требовании как исходном методе организации деятельности наиболее отчетливо
обнаруживается действие такой закономерности педагогического процесса, как
диалектика внешнего и внутреннего. Педагогическое требование должно не только
опережать развитие личности, но и переходить в требования воспитанника к самому себе.
Оно может выступать перед учеником как конкретная реальная задача, которую ему
надлежит выполнить в процессе той или иной деятельности.
• Требование может вскрывать внутренние противоречия педагогического процесса,
фиксировать недостатки в поведении, деятельности и общении учащихся и тем самым
побуждать их к дальнейшему росту и развитию. Требования помогают наводить порядок и
дисциплину в школе, вносят дух организованности в деятельность и поведение учащихся.
По форме предъявления различают требования прямые и косвенные.
• Предъявление требований, кроме того, определяется установленными правилами
поведения, критериями оценки знаний, умений и навыков по всем предметам,
установленными правилами внутреннего распорядка и другими факторами.
Презентация на тему: "Общие методы обучения"
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.