Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Оценка 4.6
Презентации учебные
ppt
дефектология
Детсад
04.07.2017
Многолетний опыт работы с детьми, имеющими зрительные нарушения, анализ детской деятельности показывает отрицательное влияние зрительной депривации на становление психических процессов у детей, подтверждают положение о необходимости специально организованной помощи по развитию зрительного восприятия дошкольников.Нарушения у детей с недостатками речи своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре. Вместе со зрительным дефектом они определяют неподготовленность детей с нарушением зрения к обучению в школе. Важным условием преодоления специфических нарушений зрения и речи, по моему мнению, является комплексный подход к организации коррекционно-образовательной работы и закрепление полученных результатов в период дошкольного обучения и воспитания с учётом зрительных и речевых возможностей воспитанников.
оптическая дисграфия.ppt
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад
№8 г.Коврова Владимирской области
«Профилактика
«Профилактика
«Профилактика
«Профилактика
оптической
оптической
оптической
оптической
дисграфии у детей
дисграфии у детей
дисграфии у детей
дисграфии у детей
с нарушением
с нарушением
с нарушением
с нарушением
зрения старшего
зрения старшего
зрения старшего
зрения старшего
дошкольного
дошкольного
дошкольного
дошкольного
возраста в условиях
возраста в условиях
возраста в условиях
возраста в условиях
логопункта»
логопункта»
логопункта»
логопункта»
Учитель-логопед высшей
квалификационной категории
Фролова Наталья Викторовна
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
В муниципальном бюджетном
дошкольном образовательном
учреждении детский сад №8
воспитываются и обучаются
дети с нарушениями зрения.
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Планирование коррекционной
работы для детей с нарушением
зрения реализуется следующими
программами:
• Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений IV вида (для
детей с нарушениями зрения). Программы
детского сада. Коррекционная работа в
детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.:
Издательство «Экзамен», 2003.-256с.
• Программы дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для
детей с нарушением речи (Г.В. Чиркина, Т.В.
Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина. – М.:
Просвещение.2010.
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Зрительные диагнозы:
• Косоглазие – это расстройство
однонаправленного движения глаз.
Глаза не в состоянии сфокусироваться
на одной и той же точке пространства,
поэтому становится невозможным
бинокулярное зрение.
• Миопия (Близорукость) – это частая
патология рефракции глаза, при
которой изображение предметов
формируется ПЕРЕД сетчаткой. Острота
зрения становится ниже 1,0.
• Амблиопия – стойкое снижение
центрального зрения.
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Логопедические
заключения:
• Фонетико-фонематическое
• Общее недоразвитие речи II-III
недоразвитие речи.
уровня у детей со стертой
дизартрией.
• Общее недоразвитие речи III
уровня.
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Актуальность
Недоразвитие речи у детей с
нарушениями зрения встречается
значительно чаще, чем у нормально
видящих. Расстройства речи детей с
нарушениями зрения являются
серьезным дефектом, в котором
прослеживаются определенные
связи и взаимодействие речевой и
зрительной недостаточности.
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Ребенок, имеющий проблемы со
зрением, испытывает трудности
при выполнением графических
заданий.
• плохое запоминание и различение конфигурации
• неадекватное формирование зрительного образа
букв;
буквы, графических элементов, приводящие к
смешению сходных по конфигурации букв и
элементов;
характер;
смешением букв, элементов;
• пропуски или появление новых (лишних) элементов;
• зеркальное написание букв, носящее стойкий
• ошибки пространственного характера, связанные со
• нарушение границ рабочего поля, строки;
• трудности при анализе рабочего поля;
• трудности в восприятии целостного объекта;
• трудности в выделении части из целого.
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Что такое письмо?
Письмо есть знаковая система фиксации речи.
Собственно письмо включает ряд специальных
операций:
• Анализ звукового состава слова;
• Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, т.е. в
зрительные схемы графических знаков с учетом
пространственного расположения их элементов;
• “Перешифровка” зрительных схем букв в
кинетическую систему последовательных движений,
необходимых для записи (графемы переводятся в
кинемы).
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Процесс письма обеспечивается
согласованной работой четырех
анализаторов:
речедвигательного,
речеслухового,
зрительного,
двигательного.
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Необходимые
предпосылки письма
• Различение на слух всех звуков речи.
• Правильное произношение всех речевых звуков.
• Владение простейшими видами анализа:
а) выделение звука на фоне слова;
б) определение место звука в слове;
в) выделение ударного гласного звука из начала и
• Достаточный уровень сформированности
конца слова.
пространственной ориентации, зрительно-моторной
координации.
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Дисграфия
частичное нарушение процесса
письма, проявляющееся в
стойких, повторяющихся
ошибках, обусловленных
несформированностью высших
психических функций,
участвующих в процессе письма.
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
При оптической дисграфии
наблюдаются следующие виды
нарушений письма:
• искажённое воспроизведение букв
на письме (неправильное
воспроизведение пространственного
соотношения буквенных элементов,
зеркальное написание букв,
недописывание элементов, лишние
элементы);
• замены и смешения графически
сходных букв.
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Механизм нарушения речи
у детей с патологией
зрения
• Зрительная агнозия
↓
• Нарушение функции зрительного анализатора
↓
• Неполное восприятие предметов
↓
• Нарушение зрительно-предметной основы слова
↓
• Отсутствие необходимого запаса слов, нарушение
↓
• Задержка в формировании словаря
↓
• Сложность удержания в речевой памяти развернутых
понимания смысловой стороны слова
высказываний и правильного грамматического
конструирования предложений. ОНР
• ↓
• Задержка в становлении звуков речи
↓
• Дефекты звукопроизношения
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Профилактическая работа по
предупреждению оптической дисграфии
у детей с косоглазием и амблиопией –
это сложный процесс, требующий
целенаправленного и систематического
коррекционного педагогического
воздействия
Работа по устранению оптической
дисграфии должна начинаться в
дошкольном возрасте, задолго до
начала обучения ребёнка грамоте.
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
• Затруднения при узнавании предметов.
• Необходимость более длительного промежутка времени для
приёма и переработки сенсорной информации.
• Трудности ориентировки в направлениях пространства.
• Трудности при пространственном анализе и синтезе.
• Зеркальное написание.
• Нарушение соотношений элементов, наличие лишних либо
недостаточное количество элементов.
• Несоблюдение пропорций и размеров.
• Тремор (дрожание руки при проведении горизонтальной и
вертикальной линий).
• Недостаточный зрительный контроль за движениями.
• Неустойчивость зрительного образа.
• Увеличение числа объектов, их непривычное расположение и
наличие «помех» (штриховка, перечёркнутые фигуры, буквы
и цифры) резко уменьшает качество выполнения задания.
•
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Система работы по профилактике
возникновения оптической
дисграфии.
Развитие зрительного
внимания, зрительной
памяти, мыслительных
процессов.
Формирование
зрительно-
пространственных
представлений
Развитие
зрительно-моторной
координации
Развитие
зрительного
гнозиса
(предметного и
буквенного)
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Задачи:
• Развитие зрительного внимания, зрительной
памяти, мыслительных процессов как основных
компонентов зрительного восприятия.
• Формирование зрительно-пространственных
представлений.
• Формирование зрительно-моторной координации.
• Формирование зрительных представлений о
графическом образе буквы.
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Направления коррекционной
работы
• Первое направление:
развитие
зрительного
и
слухового восприятия и памяти,
зрительного анализа и синтеза
и коррекция их недостатков.
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Игры на развитие зрительного внимания,
зрительной памяти, мыслительных процессов
Задачи:
-Развитие у детей зрительного
восприятия и узнавания предметов.
-Развитие зрительного гнозиса:
развитие восприятия цвета, формы,
размера и величины.
Дидактические игры:
«Найди пару»(геом. фигуры), «Какой
предмет спрятался» (зашумленные
картинки), «Отгадай загадку, найди
отгадку»,
«Соедини одинаковые снежинки»,
«Найди отличия», «Дорисуй фигуру»
и др.
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
ЗАШУМЛЕННЫЕ КАРТИНКИ ПО
ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
«Назови предметы по их контурам», «Расположи
предметы по величине», «Найди правильную
тень предмета», «Найди одинаковые тени» и
т.д.
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
«Дорисуй половинку»,«Чего не хватает?», «Что это?»,
«Найди лишний предмет» и др.
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
«Найди отличия»
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
• Второе направление:
развитие пространственной ориентации,
оптико-пространственного анализа и
синтеза (в том числе развитие
сенсомоторной координации) и
коррекции их недостатков.
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
1. Развитие умения ориентировки в схеме тела, умение указывать
местоположение предметов в пространстве относительно себя.
преобразование
в
2. Формирование временных представлений и пространственных
отношений;
предметов
относительно друг друга; выполнить рисунок по словесной
инструкции или наглядно представляющему образцу; формировать
речевые
зрительно-пространственные
отношения.
средства, отражающие
расположении
3. Игровые упражнения и задания на формирование координации в
системе «глаз-рука» и коррекцию ее недостатков»
4. Игровые упражнения и задания на формирование координации в
системе «ухо – рука» и коррекцию ее недостатков.
5. Игровые упражнения и задания на формирование координации в
системе «глаз – ухо – рука» и коррекцию ее недостатков.
(добавление недостающего элемента буквы, зрительное узнавание буквы,
написание буквы)
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
«Какой дом справа, слева?»«Какой транспорт едет
направо, а какой налево?», «Кто находится справа, кто
слева ото льва?» (можно сделать по темам), «Кто где
предметов
находится?» и др.
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Способствуют развитию пространственного зрения и
мышления игры на составление целого из частей:
кубики — 4, 6, 9, 12 частей, разрезные картинки,
танграм, конструкторы.
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Ориентировка на листе
• Положи круг в правом
верхнем углу, слева от
него крестик, в
нижнем левом углу
квадрат и т. д.
• «Графические
диктанты» – Нарисуй в
центре листа
треугольник , справа
от него нарисуй круг,
слева от треугольника
– ромб и т.д. (сверху,
снизу)
в клеточку: «Нарисуй
такую же фигуру»,
«Графические
диктанты в клеточку»,
«Зеркало» (дорисуй
другую половинку).
• Ориентировка на листе
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
• Третье направление:
развитие зрительно - моторной
координации.
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Игры на развитие зрительно-
моторной координации.
пазлами, мозаикой и т. д. );
Задачи:
• развитие мануальных и зрительных действий
(игры с пирамидками, матрешками, вкладышами,
• развития мышц рук (пальчиковые гимнастики);
• развитие координации в системе «глаза —
(развитие синхронных движений глаз и ведущей
рука».
руки, а также укрепление
межфункциональных связей)
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
• «Обводки» — тематические,
геометрические, линейные;
• «Штриховка»— вертикальные,
горизонтальные, наклонные линии, а также
штриховка с помощью отрывистых
движений руки (галочки, точки, кружочки,
плюсы, штрихи). Такой вид штриховки
вносит в движение руки определенный ритм
что поможет ребенку при формировании
навыка письма;
• «Перфокарты»;
• «Узнай по контуру»;
• «Соедини цифры по порядку»;
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
«Лабиринты»:
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
• - обвести букву по пунктирным линиям;
• - штриховка буквы различными линиями (кружочками,
птичками, волнами), в различном направлении;
• - вырезывание буквы из картона;
• - конструирование буквы из пальчиков; из проволоки;
из разноцветных полосок картона;
• - выкладывание буквы на пластилиновой основе
горохом, арбузными косточками и т. д.
• - обведение буквы по наждачной, бархатной бумаге;
• - нахождение заданной буквы на разноцветных
полосках (ленточках), над доской, на плакате с
алфавитом;
• - размещение «дежурной» буквы на бейджиках
дежурных детей в группе;
• - «прописывание» буквы в воздухе пальчиком
(глазами), на ладошке, на столе.
• - печатание букв по манке, соли;
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Зашумленные буквы, наложенные друг
на друга, буквы спрятанные за
предметами.
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
«Расшифруй слово», «Пирамидка»(разложи по
величине и прочти слово)
Машина Жук
Ток Жаба
Кот Лужа
Жук Жакет
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
«Рассмотри буквы и назови их»
«Обведи правильно написанные буквы»
Презентация на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Таким образом, систематические и
целенаправленные упражнения
формируют умение использовать
сохранные анализаторы, обогащают
пространственные представления детей,
способствуют предупреждению
оптической дисграфии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.