Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе педагога и родителей.
В настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.
Взаимодействие учителя
логопеда и родителей
Учительлогопед
высшей
квалификационной
категории МБДОУ№8
Фролова Н.В.
Актуальность проблемы
«Построение и формирование психической
деятельности совершается в процессе социального
развития ребенка» Л.С. Выготский
Семья, как один из социальных институтов общества,
оказывает огромное влияние на формирование
полноценной личности.
Наибольшей эффективности в коррекционной работе с
детьми, имеющими различные нарушения речи,можно
добиться только при тесном взаимодействии учителя
логопеда с родителями воспитанников.
Содержание работы логопеда с
родителями
Повышение психологопедагогических знаний
родителей
Вовлечение родителей в учебновоспитательный
процесс
Цель работы
Сформировать активную
позицию родителей
Организация работы педагога по
коррекции речевых нарушений ведётся по
следующим направлениям:
информационное просвещение
обучающее просвещение.
Информационное просвещение
знакомство с результатами психолого
педагогического обследования;
знакомство с возрастными особенностями
нервнопсихического развития, этапами
становления детской речи;
знакомство с методами коррекционно
развивающего воздействия;
Обучающее просвещение.
привлечение родителей к активному участию в
коррекционном процессе по преодолению
речевого дефекта у ребенка;
обучение родителей приемам коррекционно
развивающей работы с ребенком;
формирование у родителей и детей
представления о готовности к обучению в школе.
Составляющие успешного взаимодействия
логопеда и родителей воспитанников
Положительный эмоциональный настрой
специалиста
Информированность (теоретическая подготовка
логопеда, информированность родителя о
логопеде, о направлениях его работы, о видах
речевых нарушений, об оздоровительных
мероприятиях, статистика)
Временной фактор ( режим работы и время
консультаций)
Модели педагогического
взаимодействия
“Экспертная” модель.
“Трансплантатная” модель.
“Потребностная” модель.
Организация
взаимодействия педагога с
родителями
(по В.А.Петровскому)
1й этап "Трансляция родителям
положительного образа ребенка".
2й этап "Трансляция родителям знаний о
ребенке, которых они бы не могли получить в
семье".
3й этап "Ознакомление педагога с проблемами
семьи в воспитании и обучении ребенка".
4й этап "Совместное исследование и
формирование личности ребенка".
Формы и методы работы с
родителями
Должны быть направлены на: повышение
педагогической культуры родителей, на
укрепление взаимодействия ДОУ и семьи, на
усиление ее воспитательного потенциала
Методы работы
Наблюдение
Беседа
Тестирование
Анкетирование
Формы работы с родителями
Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той
или иной проблемы , главное в лекции –анализ явлений,
ситуации);
Индивидуальные тематические консультации
( обмен информацией , дающей реальное представление о
ребенке, его проблемах);
Родительские собрания ( цель : определение путей
тесного сотрудничества семьи и ДОУ, рассмотрение
актуальных проблем );
Формы работы
Индивидуальное консультирование(беседа);
Занятияпрактикумы с показом приемов;
Предоставление родителям данных о динамике
развития ребенка(начало и конец года);
Совместное обсуждение с родителями хода и
результатов коррекционной работы;
Праздники, утренники;
Оформление стенда « Информация для родителей»;
Совместные с родителями логопедические занятия;
Практические тренинги.
Содержание работы родителей с
детьми дома
Закрепление полученных на занятиях
навыков.
Совместная деятельность родителей с
детьми.
Самостоятельная деятельность.
Ожидаемый результат
Проявление заинтересованности родителей
Проявление активности родителей в
коррекционном процессе
Положительная динамика речевого развития
Литература
Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями:
зачем? как? М.,1993
Славина Л.С. Знать ребенка, чтобы воспитывать М, 1976г.
Спиваковская Л.С. Как быть родителями (О психологии
родительской любви) М., 1986
Фромм А. Азбука для родителей Л., 1991
Сергеечева В. Азы общения, СПб, 2002
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает
в развитии М., 1993
Метенова Н.М. Взрослым о детях. Ярославль,2003
Белопольская Н.Л.