«Особенности развития творческих способностей детей с ТМНР»

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 18.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала творчество.pptx

Особенности развития творческих способностей детей с ТМНР

Творчество — процесс деятельности, в результате которого создаются качественно новые объекты, духовные ценности.

Для развития творчества нужны следующие высшие психические функции:

Главный признак заболевания детей с умственной отсталостью заключается в снижении интеллекта. Однако все симптомы целесообразно рассматривать в зависимости от степени недуга или состояния ребенка.

Воображение

Воображение является основой наглядно-образного мышления.
Воображение — это способность человеческого сознания создавать образы, представления и идеи, которые необязательно имеют аналоги в реальности,
играет ключевую роль в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра, память и мышление.

Эксперимент 3 группы детей 1 группа – Умственно отсталосталые дети 2 группа-Педагогически запущенные дети 3-нормотипичные дети

У детей с отклонениями в интеллектуальном развитии воображение отличается неточностью и схематичностью, так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны – и поэтому формирование воображения идет на неблагоприятной основе .
У детей может наблюдаться снижение творческого потенциала из-за ограниченного доступа к стимулирующим факторам (книгам, играм, развивающим занятиям), что влияет на развитие произвольного и творческого воображения.
В целом- наблюдается отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности.

Тест креативности Торренса- это психологический инструмент.

Автор методики — Элис Пол Торренс, известный американский психолог, посвятивший жизнь исследованию творческого мышления и внёсший большой вклад в теоретическое и практическое изучение умственных процессов.
Тесты составлялись для выявления скрытых творческих способностей, а также с целью разработки коррекционных программ обучения, акцент в которых делался на индивидуальном подходе к каждому из учащихся.

1. Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).

Тест «Домик»
Данное задание используется для исследования согласованности действий в системе «глаз—рука». Тест показывает, насколько глаз управляет движениями руки, ведь художественные способности проявляются в:
оригинальности идеи, техника исполнения, умение точно, ясно передавать, сделать замысел понятным другим. Также в рисовании важны твердость руки, точность проведенной линии, умение правильно передать размер и пропорции объекта. Ребенку предлагается образец рисунка домика и предлагается нарисовать точно такой же домик, глядя на образец.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Тест «Круги»

Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 минут.
Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости.

Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Методика «Дорисовывание фигур»

Цель – определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка – любая, какую ты захочешь.

РЕЗУЛЬТАТЫ

ВЫВОД

При наблюдении за УО детьми, следует констатировать недоразвитие целенаправленной деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности, как следствие очень слабо выраженные творческие способности .
Отсутствие навыков самоанализа собственной деятельности, приводит к тому, что они с большим трудом выполняют творческие работы и осваивают творческую деятельность.
Степень развития творчества у педагогически запущенных детей может быть низкой. Для таких детей характерна низкая мотивация к творческой деятельности, слабая фантазия, отсутствие инициативы и самостоятельности. Также отмечается однообразие образов, их шаблонный тип.
Дети испытывают сложности как при выполнении заданий с использованием творчества, так и с реализацией собственных замыслов.


Спасибо за внимание!