Вакулина Евгения Анатольевна
Логопедические методы и приёмы формирования читательскойграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Сущность грамотности состоит в
способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные
знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Что такое читательская грамотность?
ГРУППЫ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ | |
Умение № 1 | Умение № 2 |
Извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения: | Интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»: |
Составляющие читательской грамотности
1) Речевые умения:
– конструировать предложения изученных видов (простые предложения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные);
– использовать в речи изученные синтаксические конструкции;
– различать однозначные и многозначные слова;
– видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– употреблять в речи слова с учётом их значения и лексической сочетаемости;
– совместно с учителем узнавать незнакомые слова.
Составляющие читательской грамотности
2) Интеллектуально-речевые умения.
а) Рецептивные (умения слушать, читать):
– использовать различные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее);
– делить текст на структурно-смысловые части;
– самостоятельно ставить вопросы к тексту;
– вести диалог с автором текста;
– отвечать на вопросы учителя по тексту;
– выделять в тексте главное;
– составлять простой план текста;
– составлять таблицу, схему по содержанию текста;
– находить ключевые слова;
– соотносить заглавие с содержанием текста;
б) продуктивные (умения говорить, писать):
– подробно пересказывать текст с опорой на план (схему, таблицу);
– создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном стиле (устно и письменно);
– создавать текст-повествование в учебно-научном стиле;
– озаглавливать текст;
– подробно излагать текст-повествование (письменное изложение);
– исправлять тексты по условным обозначениям учителя.
Составляющие читательской грамотности
3) Коммуникативные умения:
– вступать в диалог с учителем и сверстниками;
– высказывать и аргументировать свою точку зрения и воспринимать аргументы собеседника;
– обсуждать проблему в группе (в паре);
– договариваться, согласовывать позиции в группе (в паре).
уметь оценить работу товарища; слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.
Типичные затруднения, мешающие формированию читательской грамотности
Логические, связанные с недостаточным развитием навыков анализа, синтеза, обобщения информации, аргументации, выдвижения гипотез, построения выводов
Риторические, включающие в себя ограниченный лексический запас, неумение определить и построить структуру текста, плохое владение грамматическими правилами
Рефлексивные, связанные с неумением определить цели чтения, проблему, побуждающую к нему; организовать собственную читательскую активность; оценивать качество письменных текстов и собственного понимания их смысла; использовать полученную информацию для решения своих задач; обнаруживать недостатки в собственной работе с текстами и исправлять их.
Работа по формированию читательской грамотности
реализуется в несколько этапов:
I этап. Работа над «семантическим полем» слова.
II этап. Работа над техникой чтения и объемом восприятия информации, получаемой через чтение.
III этап. Работа над смысловым чтением.
Работа с текстом во время чтения
Цель: Обеспечить полноценное восприятие текста.
Приемы:
1.Читаем и спрашиваем.
2.Составление вопросного плана.
3. Диалог с автором.
Чтение про себя с вопросами
Работа с ключевыми словами.
Чтение текста по частям с комментированием;
Работа с малознакомыми, непонятными словами; 9.Выборочное чтение;
Беседа по содержанию;
Сравнение содержания текста со своим предположением.
Кластер.
Работа с текстом после чтения.
Цель: Обеспечить углубленное восприятие и понимание текста на уровне смысла
Приемы:
1. Постановка проблемного вопроса к тексту;
2. Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям;
3. Высказывание и аргументация отношения к прочитанному;
4. Характеристика событий, места действия, поступков героев;
5. Выполнение творческих заданий учащимися.
«Картинки» вместо длинных текстов
Приемы формирования читательской грамотности
«Простые тексты»
Приемы формирования читательской грамотности
Упражнение «Дырки от бублика»
Упражнение учит быстро узнавать слова в тексте, развивает смысловую догадку – ключевой навык для скорочтения, помогает лучше понять прочитанное.
Дети должны самостоятельно прочитать текст, вставляя пропущенные буквы.
Кедр
В тайге растёт кедр. К…дровник любимое место многих ж…вотных и птиц. Ос…нью созр…вают к…дровые ш…шки. Ими лакомятся м…дведи и к…баны, бурундуки и б…лки. Прил…тает и к…дровка. Зап…сливая птичка соб…рает орехи и кл…дёт их под …зык. Под ним помещается до 160 орешков. Затем к…дровочка прячет св…ё б…гатство в мох, дупла, в л…сную подстилку. В…сной в т…йге по…вляются м…лодые кедры.
Приемы формирования читательской грамотности
Давайте текст с пропущенными ключевыми словами
Приемы формирования читательской грамотности
Приемы формирования читательской грамотности
Прием «Реставрация текста»
Один из продуктивных приемов работы с текстом является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ (Пробелами)».
Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала .
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На_________небе мгла носилась;
Луна, как________пятно,
Сквозь________ _______желтела,
И ты __________сидела-
А нынче погляди в окно:
__________небесами
_________коврами,
Блестя на солнце, снег лежит
Снег, снежинки , снегопад!
Назвать слова я буду рад.
Веселой………… зимой
Играем мы в …….. с тобой.
Из …… будет ………. ,
Ведь к ……….. он привык.
А дед Мороз на Новый год
С собой …………. ведет.
Но улетят вдруг ………. ,
И стихнут лютые метели.
………….. -первенец весны
Проснется в ………. колыбели.
Приемы формирования читательской грамотности
Приём «Незнайкино письмо»
Упражнение «Слово потерялось»
Приемы формирования читательской грамотности
Приемы формирования читательской грамотности
Приём «Чтение с остановками».
Одна из основных стратегий технологии критического мышления – чтение с остановками.
На стадии«вызова» проводится объяснение и прогнозирование возможного содержания рассказа по заглавию. По названию определяют о чем пойдет речь в произведении.
Стадия«осмысления содержания» предполагает чтение с остановками. Текст читается учителем или бегло читающими учениками вслух по частям, слушатели следуют за читающим, не забегая вперед, постепенно открывая строки рассказа. После чтения каждого фрагмента дети высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Стадия «рефлексии» требует ответов на важные вопросы.
- Как вы понимаете финал рассказа?
- Почему рассказ так называется?
- Почему текст завершается многоточием?
- Как бы сложилась судьба героев, будь они реальны?
Данная стратегия способствует выработке внимательного отношения к точке зрения другого и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или несостоятельна.
Приемы формирования читательской грамотности
Прием «Маркировка»
Перед чтением текста предлагается
учащимся несколько вопросов на
мотивацию: Почему я должен прочесть этот
текст? Далее используется
прием маркировки текста: на лист
учебника с текстом надеваем файл, в руки
берем цветной маркер и читаем текст по
абзацам, выделяя главное и отмечая
цифрами абзацы. Далее нужно пересказать
по маркированному. Кроме того, что этот
прием незаменимо действует при работе с
лингвистическими текстами, также успешно
его можно использовать при составлении
плана любого текста.
«Комментированное чтение»
Прием формирования читательской грамотности у младших школьников
ХОРОШЕЕ
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
А сестрёнка тут как тут:
– Погуляй со мной, Юра!
– Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестрёнка, отошла.
А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
– Убери посуду, Юрочка.
– Убирай сама – некогда мне!
Покачала головой няня.
А Юра опять думает: «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»
– Пошёл вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.
А Юра к маме пошёл:
– Что бы мне такое хорошее сделать?
Погладила мама Юру по голове:
– Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
Чтение «между строк»
Прием формирования читательской грамотности у младших школьников
Приемы формирования читательской грамотности
Приём «Работа с вопросником» применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагаю ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно провожу фронтальную проверку точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Приём «Тонкий и Толстый вопрос»
Приемы формирования читательской грамотности
Прогнозирование сюжетных ходов и поступков героев
Прием формирования читательской грамотности у младших школьников
Приемы формирования читательской грамотности
Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»
Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:
1)«шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
2)в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
3)количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).
Приемы формирования читательской грамотности
Прием «Кластер»
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».
Задача -не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между элементами кластера. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки. Заданием может стать и укрупнение одного или нескольких элементов, выделение новых.
Приемы формирования читательской грамотности
Приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
Мысль, переведенная в образ свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Синквейн является быстрым, эффективным для анализа, синтеза и обобщения понятий и информации.
1 строка – существительное, отражающее главную идею, задающее тему;
2 строка – описание темы: два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3 строка – три глагола, обозначающие действие в рамках заданной темы;
4 строка – смысловая фраза: короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5 строка – синоним ключевого слова, выраженный существительным и отражает сущность темы.
Синквейн
«Федорино горе», К. Чуковский- 2 класс
Федора
Неряшливая, ленивая, заботливая
Сочувствует, осуждает, жалеет
Федорино горе
Веревочка, А. Барто- 2 класс
Весна!
Шумная, веселая, весенняя
Галдят, гремят, считают, скачут
Веселые деньки!
Приемы формирования читательской грамотности
Приём «Создание кроссворда».
Кроссворд по произведениям
К. Д. Ушинского
| 12 |
| |||||||||||||
м | 13 |
| |||||||||||||
1 | Б | р | о | в | к | о |
| ||||||||
л |
| о |
| ||||||||||||
о | з | ||||||||||||||
2 | п | а | у | к | я | ||||||||||
10 |
| о | в | ||||||||||||
к | 11 |
| о | ||||||||||||
3 | с | о | л | д | а | т | ч | ||||||||
9 |
| ш |
| е | к | 15 | |||||||||
4 | ф | и | а | л | к | а |
| 5 | м | ы | ш | и | В | ||
| и |
| а |
| п |
| 14 |
| а | ||||||
л | 6 | Г | е | р | к | у | л | е | с | ||||||
и | р |
| а |
| я | ||||||||||
н | 7 | п | ч | е | л | а | с | ||||||||
т | т | ||||||||||||||
8 | л | у | ж | а |
| о | |||||||||
р |
| ч | |||||||||||||
а | к | ||||||||||||||
и |
Приемы формирования читательской грамотности
Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.
Цель:
- Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.
- Научить детей смело высказывать свои идеи "на людях".
- Научить детей фантазировать.
- Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.
- Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она слабая.
- Оценить общую активность детей.
Приемы формирования читательской грамотности
Приём «Логическая цепочка»
Приемы формирования читательской грамотности
Приём «Продолжение произведения (придумывание конца)»
Приемы формирования читательской грамотности
Приём «Иллюстратор»
Иллюстрации к художественным произведениям в учебниках по литературному чтению носят сюжетный характер.
Мною был опробован следующий прием детского иллюстрирования прочитанных текстов.
На одном из уроков я рассказала о том, как создаются художниками иллюстрации к произведениям. Сначала художник внимательно прочитывает весь текст и старается ярко представить себе все, что в нем изображено писателем. Художник задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Потом живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении. Он рисует в своем воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит ее на бумагу.
После этого предлагаю ученикам устно нарисовать иллюстрацию к выбранному отрывку из текста. Далее дети создают индивидуальные иллюстрации, рисованные на бумаге. Так появляются картинные планы. Детям эта творческая работа очень нравится, и они ее с удовольствием выполняют.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.