Презентация на тему "Психологическое обследование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
Оценка 4.8
Презентации учебные
ppt
психологическая работа +1
Детсад
05.05.2019
В презентации предоставлена материалы, как можно организовать обследования ребенка-дошкольника с ограниченными возможностями здоровья педагогом-психологом. Какие необходимо создать условия, чтобы такие дети чувствовали себя комфортно; как должен вести себя специалист, который работает с дошкольником; что должны делать родителя, когда идет обследование.
Организация психологического обследования детей дошкольного возраста с ОВЗ.ppt
Презентация на тему "Психологическое обследование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
Особенности психологического
обследования детей дошкольного
возраста с ОВЗ в ПМПК
педагогпсихолог
Федорова Л.В.
Презентация на тему "Психологическое обследование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
Общие правила работы специалистов ПМПК
соблюдение в своей деятельности требований
командного взаимодействия:
• принимать общую цель (предоставление компетентного и
ответственного заключения),
• нести персональную ответственность за собственные
диагностические выводы,
• принимать участие в обсуждении и приходить к
•
коллегиальному заключению,
заботиться о сохранении имиджа ПМПК, корректно
взаимодействуя с родителями и доступно отвечая на
возникающие у них вопросы
Презентация на тему "Психологическое обследование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
Организация деятельности педагогапсихолога на
ПМПК
Первоочередная задача педагогапсихолога ПМПК –
образовательной
сделать обоснованный вывод о том, есть ли у ребенка
личностный и когнитивный потенциал, чтобы овладеть
вариантом
который
рекомендуется в соответствии с клиническим диагнозом и
потенциально может быть усвоен за счет уже имеющихся
знаний, умений и навыков. Не менее важной задачей
становится
направлений
психокоррекционных занятий при реализации коррекционно
развивающей области АООП
программы,
выделение
первоочередных
Презентация на тему "Психологическое обследование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
Психологическое обследование ребенка на ПМПК:
стандартные
особенностей
включая
познавательной
ситуацию и
эмоциональное реагирование ребенка
окружающих, взаимоотношения с взрослыми и саморегуляция;
процедуры
деятельности,
выявления
поведения,
на
технология, отличающуяся от стандартной диагностической
процедуры
Презентация на тему "Психологическое обследование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
Деятельность педагогапсихолога на ПМПК условно
может
разделена
на два
этапа:
быть
1. Оценка поведения, характера деятельности, особенностей
коммуникации, в том числе, специфики взаимодействия с
что
и
взрослыми
наблюдения;
осуществляется
другие
в
показатели,
подобные
внешнего
процессе
2. Собственно психологическое обследование. При этом на
первый план выходят когнитивные показатели, поскольку,
несмотря на то, что все основные специалисты ПМПК (в
особенности, дефектологи) дают оценку уровню и специфике
интеллектуального развития ребенка, педагогпсихолог же
обязан оценить в совокупности актуальный уровень и зону
ближайшего
деятельности
познавательной
развития
Презентация на тему "Психологическое обследование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
Психологическое обследование детей с ДЦП
является чрезвычайно сложным
Предъявляемые ребенку задания должны быть не только
адекватны его биологическому возрасту, но и уровню его
сенсорного, моторного и интеллектуального развития.
Процесс обследования необходимо проводить в игровой
форме, доступной ребенку. Особое внимание следует
обратить
ребенка.
При полной обездвиженности ребенок укладывается в
удобное для него положение, в котором достигается
максимальное мышечное
расслабление. Дидактический
материал, используемый при обследовании, необходимо
располагать в поле его зрения. Обследование рекомендуется
проводить в специальном кресле.
двигательные
возможности
на
Презентация на тему "Психологическое обследование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
До 3—4 лет психологическое обследование ребенка
основано на методах фиксированного наблюдения в
естественных или экспериментально смоделированных
ситуациях.
Тестовое психологическое обследование детей возможно
с 4—5 лет.
данного
Учитывая
контингента детей, нужно внимательно относиться к
«дозированию» тестовых нагрузок. Как правило, до 5—7
лет длительность разового обследования не должна
превышать 20—30 минут
истощаемость
повышенную
Презентация на тему "Психологическое обследование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
При обследовании ребенка с РАС
поэтому
внимание
серьезное
должны учитываться его психоэмоциональные особенности и
потребности,
уделяется
организации обследования.
При выборе количества и объема диагностических методик
учитываются мотивационные условия, которые могут повлиять
на поведение ребенка, особенности обработки сенсорной
информации,
готовность ребенка следовать вербальным
инструкциям
Презентация на тему "Психологическое обследование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
с
РАС
Целесообразно организовывать обследование
детей
в виде комплексной психологопедагогической диагностики,
которую, особенно на начальном этапе, лучше проводить
одному специалисту (как правило, психологу). Это позволяет
ребенку привыкнуть к новой ситуации, дает возможность ему
хотя бы немного адаптироваться, сориентироваться в
пространстве кабинета, ослабить тревожность и опасения.
другие
в
специалисты могут
По мере того как ребенок будет привыкать к новой
обстановке,
постепенно
включаться
обследования. Необходимо
сопровождать инструкцию доступной наглядностью, по
возможности, краткой и схематичной. Важно создать для
ребенка ситуацию успеха, даже если он внешне на это никак
реагирует
не
процедуру
Презентация на тему "Психологическое обследование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
Обследование детей с нарушением зрения
Основными требованиями к характеру стимульного
материала являются следующие: контрастность
предъявляемых объектов и изображений по отношению к
фону должна быть 60— 100 %. Отрицательный контраст
предпочтительнее, так как дети лучше различают черные
объекты на белом фоне, чем белые объекты на черном фоне
Презентация на тему "Психологическое обследование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
реальных
—
95
с
контраст
(80
предъявляемых
объектов
соотношениями
Стимульный материал должен отвечать ряду условий:
пропорциональность соотношений предметов по величине в
соответствии
объектов;
соотношение с реальным цветом объектов; высокий
цветовой
%);
четкое выделение ближнего, среднего, дальнего планов и др.
Величина
в
зависимости от возраста и зрительных возможностей ребенка,
которые уточняются совместно с врачомофтальмологом.
Расстояние от глаз ребенка до стимульного материала не
должно превышать 30 — 33 см, а для слепых детей — в
зависимости от остроты остаточного зрения. Фон должен
быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания
(особенно это касается заданий для детей дошкольного и
младшего школьного возраста). В цветовой гамме желательно
использовать желтокраснооранжевые и зеленые тона
определяется
Презентация на тему "Психологическое обследование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
соотнесению
При обследовании детей с нарушением слуха
большое значение придается наблюдениям за игрой и
поведением
этого
наблюдения с другими данными обследования (проверка
слуха, речи, проверки уровня развития восприятия и
интеллекта). Очень часто низкая концентрация внимания,
отсутствие положительного отношения к предлагаемым
заданиям, неуверенность в себе и т. д. приводят к тому, что
заданиями,
ребенок не справляется с предложенными
несмотря на нормальный интеллект, что в свою очередь
служит
заключения.
результатов
ребенка,
основанием
для
ошибочного
Презентация на тему "Психологическое обследование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
Задания даются с целью выяснения уровня зрительного
восприятия (восприятие величины, формы, пространственных
отношений, целостное
восприятие предмета), умения
действовать по подражанию и по образцу, умения
осуществлять выбор из большего количества элементов;
степени сформированности процесса анализа и синтеза,
счетных операций, определения
наличия простейших
обобщения.
возможности
Презентация на тему "Психологическое обследование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
Перед обследованием и во время его проведения ребенок
должен быть спокоен и чувствовать доброжелательное
отношение со стороны окружающих его взрослых. Ребенка
следует вводить в комнату, в которой проводится
обследование, вместе с родителями и все обследование
проводить при них. При этом родителей нужно посадить так,
чтобы ребенок сидел к ним спиной и не мог ориентироваться
на выражение их лиц. Только в отдельных исключительных
случаях, когда ребенок не вступает в контакт, можно
разрешить одному из родителей сесть рядом с ребенком (или
взять его на руки). При этом родители не должны
вмешиваться
Расположение
предлагаемого во время обследования материала должно
быть строго продумано
обследования.
в
ход
Презентация на тему "Психологическое обследование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
случае
задача педагогапсихолога
на
При обследовании ребенка с возможными интеллектуальными
нарушениями (например, с синдромом Дауна, ломкой X
хромосомы и т.п.) специалист ПМПК предлагает задания и
методики, ориентированные на более младший возраст. В
данном
этапе
обследования в ПМПК оценить возможности нахождения
ребенка в детском коллективе, участия в групповых и
подгрупповых занятиях. Как и другие специалисты ПМПК,
педагогпсихолог в работе с детьми с выраженными
интеллектуальными
использует
преимущественно метод
содержание
наблюдения входит: оценка эмоционального реагирования
ребенка на ситуацию; способность и особенности вступления
в
особенности
взаимодействия с ними (активность, длительность, интерес,
способность к волевому усилию, возможность следовать
словесной и (или) жестовой инструкции); предпочтения в
выборе предлагаемого материала; двигательные особенности.
нарушениями
наблюдения. В
незнакомыми
взрослыми;
контакт
с
Презентация на тему "Психологическое обследование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
ребенку
в
объяснять
нерационально
задания и добиваться правильного
Следует помнить, что дети довольно хорошо запоминают
задания, выполняемые в ходе психологических обследований,
поэтому при подозрении на знакомость методики, следует
иметь "параллельный" набор заданий. При использовании
помощи
способ
выполнения
его
задания не должны
выполнения, т.к. диагностические
коррекционных.
использоваться
Кроме того, у педагогапсихолога в арсенале всегда должно
быть несколько интересных, но малоизвестных заданий,
позволяющих, с одной стороны, заинтересовать и преодолеть
пассивность
допустить
диагностической ошибки в случае, когда родители тщательно
готовят ребенка к комиссии. Таким заданием могут быть,
например,
на
дорисовывание фигур (по аналогии с тестом Торренса),
короткие игры с правилами и т. п
Роршаха, методики
качестве
ребенка,
с
другой
не
таблицы
теста
Презентация на тему "Психологическое обследование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
развития
возрастной
степень
Наиболее важные результаты обследования ребенка
педагогомпсихологом:
установление степени соответствия/несоответствия уровня
психического
норме;
стойкость нарушений познавательной деятельности;
адаптированности
(дезадаптированности);
основные индивидуальные (индивидуальнотипологические)
организации
особенности,
психокоррекционной
работы.
социопсихологической
требующие
учета
в
Презентация на тему "Психологическое обследование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
Представление поделок, рисунков ребенка дошкольного
возраста позволит специалистам:
установить позитивный контакт с ребенком;
оценить уровень развития мелкой моторики, сформированности
графомоторных навыков;
оценить уровень сформированности зрительно
пространственного восприятия;
оценить уровень развития мышления; оценить уровень развития
воображения;
организовать беседу на представленном материале, являющимся
для ребенка значимым;
косвенно оценить взаимодействие ребенка с членами семьи и
сверстниками.
Целесообразно предоставление на ПМПК нескольких творческих
работ ребенка, позволяющих составить более полное
представление о его интерес
Презентация на тему "Психологическое обследование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
Важно еще раз напомнить:
пытаться
оценить
разные
вопервых, в ситуации обследования в ПМПК
нецелесообразно
стороны
психической деятельности с помощью "отдельных" методик;
во вторых, увлекшись оценкой "предпосылок" (внимания,
слухоречевой памяти, пространственных представлений,
зрительномоторной координации и т. п.) есть риск уделить
недостаточное
оценке
сформированности мышления и особенностей обучаемости;
втретьих, надо отслеживать состояние качественных
параметров
деятельности;
вчетвертых, следует предупреждать истощение и менять
характер заданий
психической
основному:
внимание
Презентация на тему "Психологическое обследование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
МЕТОДИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
ПЕДАГОГОМПСИХОЛОГОМ
Примерный пакет диагностических методик,
характеризующих развитие познавательной деятельности
ребенка и его личности, используемых педагогомпсихологом
в работе с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 5
лет)
Методика анализа медицинской и психолого
педагогической документации
Метод наблюдения
Оценка двигательных функций (психомоторики)
Презентация на тему "Психологическое обследование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
Повторяй за мной и игра в мяч
Коробка форм
Пирамидка и мисочки
Конструирование по образцу
Повторение слов и предложений
Вопросы по картинкам
Мисочки (включение в ряд) (с 4 лет)
Классификация по заданному принципу (с 4 лет)
Рисунок человека
Рисунок семьи (с 4 лет)
Два дома (с 4 лет)
Три желания и шапканевидимка (с 4 лет)
Презентация на тему "Психологическое обследование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
Примерный пакет диагностических методик,
характеризующих развитие познавательной деятельности
ребенка и его личности, используемых педагогом
психологом в работе с детьми старшего дошкольного
возраста (от 5 до 7 лет)
Методика анализа медицинской и психолого
педагогической документации
Метод наблюдения
Качественная оценка параметров психической деятельности
(по И.А. Коробейникову)
Оценка двигательных функций (психомоторики)
Составная доска Сегена
Рисунок человека
Скопируй точки
Скопируй фразу
Методика ПьеронаРузера
Запоминание двух групп слов
Запоминание двух фраз
Презентация на тему "Психологическое обследование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
Установление последовательности событий
Рассказ по картинкам
Самое непохожее
Нелепицы
Диагностика возможности использования
схематизированного образа ("Схематизация") (с 6 лет)
Детская предметная классификация
Методика "Исключение предметов"
Цветные прогрессивные матрицы Равена
Два дома
Лестница
Три желания и шапканевидимка
Эмоциональные лица
Методика оценки мотивации речеговорения (С.М. Валявко)
Узнавание фигур (с 6 лет)
Презентация на тему "Психологическое обследование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
Вербальный тест КернаЙирасека (с 6 лет)
Домик (с 6 лет)
Опосредованное запоминание (с 6 лет)
Классификация геометрических фигур (обучающий
эксперимент по А.Я. Ивановой) (с 6 лет)
Понимание логикограмматических конструкций (с 6 лет)
Угадай картинку (с 6 лет)
Установление связей и отношений на вербальном материале
(с 6 лет)
Графический диктант (с 6 лет)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.