Развитие познавательного интереса через вовлечение обучающихся в различные виды познавательной деятельности
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
2
Всё другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познаёт, - он чувствует радость и обретает человеческую гордость. В.А. Сухомлинский
Познавательный интерес (Г.И.Щукина)
Познавательный интерес -избирательная направленность, включающая в себя мотивационный, содержательно-деятельностный и эмоционально-оценочный компонент, возникающая при включении младших школьников в лично значимую для них деятельность.
???
Компонентный состав познавательного интереса
Мотивационно-стимулирующий компонент:
Содержательно-деятельностный компонент
Эмоционально-оценочный компонент
Уровни развития познавательного интереса младших школьников
Очень низкий
Средний
Высокий (личностно-творческий)
???
Формирование познавательного интереса школьников достигается в процессе внеурочной деятельности. Данное работа способствует формированию потребности школьников в самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков, творческому их использованию и развитию устойчивого познавательного интереса.
Внеурочная деятельность – это деятельность, которая выполняется во внеурочное время на основе интереса и самодеятельности учащихся.
Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся.
Главная цель внеурочной деятельности - формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и связной речи, интереса к родному языку и воспитание потребности изучать школьные предметы.
Отличия внеурочной работы от учебной:
добровольный характер участия обучающихся во внеклассной работе.
отсутствие строгой урочной регламентации, касающейся времени, места, формы их проведения.
отсутствие строгого учета знаний, умений и навыков.
большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений.
Формы внеурочной деятельности ( И.П. Подласый):
кружки,
практикумы,
семинары,
конференции,
консультации,
факультативные занятия,
элективные курсы,
учебные экскурсии,
домашние самостоятельные работы учащихся.
классные часы.
внеклассные мероприятия и т.д
Направления внеурочной работы в нашей школе:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное
Вся внеурочная работа в школе строится на основе принципа добровольности. Поэтому, особенно на первых порах, весьма важно найти стимулы. Таким стимулом являются элементы занимательности, внешней эффективности различных демонстраций, элементы игры и театрализации..
Модель занятия
Фаза I. Начало образовательного мероприятия.
Активные методы обучения — система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала
и стимулирующих познавательную деятельность обучающихся.
АМО строятся на:
Результативность
Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательный интерес учащихся, усиливает их мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможную связь между учащимся и преподавателями.
Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре – до 90%.
Классификация методов активного обучения
Неимитационные | Имитационные | |
| Неигровые | Игровые |
Проблемное обучение.Лабораторная работа.Практическое занятие.Эвристическая лекция, Тематическая дискуссия.Программированное обучение.Научно-практическая конференция. | Анализ конкретных ситуаций.Имитационное упражнение.Действия по инструкции.Разбор документации. | Деловая игра.Разыгрывание ролей.Игровое проектирование. |
Вид занятия | Содержание | Цель и сфера применения |
| Творческая (креативная) дискуссия, проводящаяся для того, чтобы получить как можно больше идей решения какой-то проблемы | Творческий подход. Множество новых идей. Принятие решений. Групповое обучение и дух соперничества. |
| Группы от двух до шести человек, обсуждающие тему за короткое время. | Комфортная обстановка для высказывания своего мнения и налаживания обратной связи с группой |
| Введение таблицы «З/Х/У». эта таблица поможет в работе над информацией. В первой графе записываются идеи о том, что учащиеся уже знают по теме, во второй – то, что хотят узнать, а третьей, после того, как познакомятся с информацией, запишут узнанное | поддержание внимания к информации в процессе работы над ней; стимулирование интеллектуальной деятельности; формирование навыков самостоятельной работы над информацией; развитие умения сжато формулировать информацию в письменной форме. |
Активные методы обучения
ИНСЕРТ (INSERT)
метод активного чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста «v», «+», « - », «?»
« v » | « + » | « - » | « ? » |
Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что знаете или думали, что знаете | Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым | Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете | Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу |
«Аквариум»
Это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.
Формы образовательных мероприятий:1)игра, 2)путешествие, 3)круглый стол, 4) экскурсия, 5) поход,6)конкурсная программа,7) инсценировка,8) проект9) мастер-класс 10)интегрированное занятие
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.