Презентация на тему :"Развитие познавательного интереса через вовлечение обучающихся в различные виды познавательной деятельности"

  • Презентации учебные
  • Семинары
  • ppt
  • 14.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формирование познавательного интереса школьников достигается в процессе внеурочной деятельности. Данное работа способствует формированию потребности школьников в самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков, творческому их использованию и развитию устойчивого познавательного интереса.Вся внеурочная работа в школе строится на основе принципа добровольности. Поэтому, особенно на первых порах, весьма важно найти стимулы.
Иконка файла материала Развитие познавательного интереса.ppt

Развитие познавательного интереса через вовлечение обучающихся в различные виды познавательной деятельности
 

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

2

Всё другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познаёт, - он чувствует радость и обретает человеческую гордость. В.А. Сухомлинский

Познавательный интерес (Г.И.Щукина)

Познавательный интерес -избирательная направленность, включающая в себя мотивационный, содержательно-деятельностный и эмоционально-оценочный компонент, возникающая при включении младших школьников в лично значимую для них деятельность.

???

Компонентный состав познавательного интереса

Мотивационно-стимулирующий компонент:

Содержательно- деятельностный компонент

Эмоционально-оценочный компонент

Уровни развития познавательного интереса младших школьников

Очень низкий
Средний
Высокий (личностно-творческий)

???

Формирование познавательного интереса школьников достигается в процессе внеурочной деятельности. Данное работа способствует формированию потребности школьников в самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков, творческому их использованию и развитию устойчивого познавательного интереса.

Внеурочная деятельность – это деятельность, которая выполняется во внеурочное время на основе интереса и самодеятельности учащихся.

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. 

Главная цель внеурочной деятельности - формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и связной речи, интереса к родному языку и воспитание потребности изучать школьные предметы.

Отличия внеурочной работы от учебной:

добровольный характер участия обучающихся во внеклассной работе.
отсутствие строгой урочной регламентации, касающейся времени, места, формы их проведения.
отсутствие строгого учета знаний, умений и навыков.
большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений.


Формы внеурочной деятельности ( И.П. Подласый):


кружки,
практикумы,
семинары,
конференции,
консультации,
факультативные занятия,
элективные курсы,
учебные экскурсии,
домашние самостоятельные работы учащихся.
классные часы.
внеклассные мероприятия и т.д

Направления внеурочной работы в нашей школе:


спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное

Вся внеурочная работа в школе строится на основе принципа добровольности. Поэтому, особенно на первых порах, весьма важно найти стимулы. Таким стимулом являются элементы занимательности, внешней эффективности различных демонстраций, элементы игры и театрализации..

Проектная деятельность «Я-исследователь»







«Подвижные игры»

«Школа развития речи»



 

«Школа развития речи»

 Модель занятия

Фаза I. Начало образовательного мероприятия.
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части: «Откладывай безделье, но не откладывай дело»
Этапы:
Инициация
Вхождение или погружение в тему
Определение ожиданий обучающихся
Фаза II.Основная часть:«Видит око далеко, а ум ещё дальше»
Этапы:
Закрепление изученного материала
Актуализация
Инпут - интерактивная лекция
Фаза III. Заключительная. Занимательные задания: «Знания и умения всегда найдут применение»
Этапы:
Эмоциональная разрядка
Подведение итогов

Активные методы обучения — система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала

и стимулирующих познавательную деятельность обучающихся.

АМО строятся на:
практической направленности;
игровом действе и творческом характере обучения;
интерактивности;
разнообразных коммуникациях;
диалоге и полилоге (разговор многих участников);
использовании знаний и опыта обучающихся;
групповой форме организации их работы;
вовлечении в процесс всех органов чувств;
деятельностном подходе к обучению;
движении и рефлексии.

Результативность

Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательный интерес учащихся, усиливает их мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможную связь между учащимся и преподавателями.
Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре – до 90%.

Классификация методов активного обучения

Неимитационные

Имитационные

 

Неигровые

Игровые

Проблемное обучение. Лабораторная работа. Практическое занятие. Эвристическая лекция, Тематическая дискуссия. Программированное обучение. Научно-практическая конференция.

Анализ конкретных ситуаций. Имитационное упражнение. Действия по инструкции. Разбор документации.

Деловая игра. Разыгрывание ролей. Игровое проектирование.

Вид занятия

Содержание

Цель и сфера применения


Мозговой
штурм

Творческая (креативная) дискуссия, проводящаяся для того, чтобы получить как можно больше идей решения какой-то проблемы

Творческий подход. Множество новых идей. Принятие решений. Групповое обучение и дух соперничества.


«Жужжащие»
группы

Группы от двух до шести человек, обсуждающие тему за короткое время.

Комфортная обстановка для высказывания своего мнения и налаживания обратной связи с группой


Метод «З/Х/У» (Знаю. Хочу узнать. Узнал).

Введение таблицы «З/Х/У». эта таблица поможет в работе над информацией. В первой графе записываются идеи о том, что учащиеся уже знают по теме, во второй – то, что хотят узнать, а третьей, после того, как познакомятся с информацией, запишут узнанное

поддержание внимания к информации в процессе работы над ней; стимулирование интеллектуальной деятельности; формирование навыков самостоятельной работы над информацией; развитие умения сжато формулировать информацию в письменной форме.

Активные методы обучения

ИНСЕРТ (INSERT)

метод активного чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста «v», «+», « - », «?»

« v »

« + »

« - »

« ? »

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что знаете или думали, что знаете

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

«Аквариум»

Это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.

Преимущества метода:
Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени.
Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков.
Стимулирует участников к практической работе.

Этап рефлексии.
Активный метод – «Мишень»

Релаксация. Рисунки на асфальте.

Моя родословная

Игры наших бабушек и дедушек

Формы образовательных мероприятий: 1)игра, 2)путешествие, 3)круглый стол, 4) экскурсия, 5) поход, 6)конкурсная программа, 7) инсценировка, 8) проект 9) мастер-класс 10)интегрированное занятие

Всем спасибо!