Здоровьесберегающий урок должен:
воспитывать
стимулировать у детей желание вести здоровый образ жизни
учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, показывать им, что жизнь - это прекрасно
вызывать у них позитивную самооценку.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
отсутствие назидательности и авторитарности
элементы индивидуализации обучения
наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
интерес к учебе, желание идти на занятия
наличие физкультминуток
наличие гигиенического контроля
Здоровьесберегающи
е технологии на
уроках русского языка
и литературы
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Габуния С.А.
Здоровьесберегающий
урок должен:
воспитывать
стимулировать у детей желание
вести здоровый образ жизни
учить их ощущать радость от
каждого прожитого дня, показывать
им, что жизнь - это прекрасно
вызывать у них позитивную
самооценку
Отличительные особенности
здоровьесберегающих
образовательных технологий
отсутствие назидательности и
авторитарности
элементы индивидуализации обучения
наличие мотивации на здоровый образ
жизни учителя и учеников
интерес к учебе, желание идти на
занятия
наличие физкультминуток
наличие гигиенического контроля
Основой
здоровьесберегающей
технологии является
соблюдение следующих
принципов:
учет возрастно-половых особенностей
учет состояния здоровья ученика и его
индивидуальных психофизических
особенностей при выборе форм, методов и
средств обучения
структурирование урока на три части в
зависимости от уровня умственной
работоспособности учащихся
использование здоровьесберегающих
действий
Здоровьесберегающие
действия:
оптимальная плотность урока
Индивидуальное дозирование объёма
учебной нагрузки и рациональное
распределение её во времени
чередование видов учебной
деятельности (самостоятельная работа,
работа с учебником (устно и
письменно), творческие задания и т.п.)
оздоровительные моменты на уроке
Оздоровительные моменты
на уроке:
физкультминутки, динамические
паузы
минутки релаксации
дыхательная гимнастика
гимнастика для глаз
массаж активных точек
Важно!
Правильная поза ученика во время
занятий за столом
Правильная рабочая поза при письме
Физкультминутки
Пример упражнений на растягивание отделов
позвоночника:
• Наклоны вперед, назад, в сторону.
• Голову – к подбородку, затем откидываем ее
максимально назад, потом к
правому плечу, к левому.
• Тянемся максимально вперед
(спина прямая), назад, в сторону,
каждый раз возвращаясь в
исходное положение,
- голова прямо.
Цветотерапия
Желтый – стимулирует умственную деятельность
Зеленый – умиротворяет, успокаивает
Голубой – снижает кровяное давление, успокаивает
Синий – располагает к серьезности, строгости в
поведении
Фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и
легких, увеличивает сопротивляемость организма к
простудным заболеваниям
Черный в небольшой дозе – сосредотачивает
внимание
Наличие эмоциональных
разрядок
поговорка,
высказывание,
веселое четверостишие,
юмористическая или поучительная
картинка
“Больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень ест”
“По яблоку в день – и доктор не нужен”
“Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся
гимнастикой, называл хромыми людей,
пренебрегавших ежедневной тренировкой мышц”
Релаксация
Пример урока:
Сочинение по картине А.М.Герасимова
«После дождя. Мокрая терраса». Урок
развития речи
(подготовка к сочинению) в 6 классе.
Положительные эмоции
Создание у детей положительной
эмоциональной настроенности
является обязательным
условием правильно
организованного
учебного процесса.
Положительные эмоции
способны полностью
снимать последствия
отрицательных воздействий
на организм учащегося
На уроках
русского языка
На уроках русского языка широко использую в
качестве контрольных и самостоятельных работ тексты,
пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.
Изучение числительных даёт
возможность использовать
тексты, рассказывающие
детям об истории
Олимпийских игр, о завоёванных медалях
нашими спортсменами в разные периоды.
При изучении наклонений глаголов (6 класс)
рассматриваю режим дня суворовца с последующим
его обсуждением.
На уроках литературы
На уроках литературы читаем произведения о
животных, о родном крае и говорим об их
сохранении, о защите окружающей
среды
Результаты внедрения в
обучение
здоровьесберегающей
технологии:
снижение показателей заболеваемости детей
улучшение психологического климата в
коллективах.
повышение мотивации к учебной деятельности
прирост учебных достижений
Учителям, освоившим эту
технологию, становится легче и
интереснее работать, поскольку
исчезает проблема учебной
дисциплины и открывается простор
для его педагогического творчества