В древности именно
изучение священных или просто очень
важных текстов и необходимость
толковать их, комментировать,
переводить заставляли людей
задумываться об устройстве языка,
его истории, сравнивать особенности
разных языков. И в наши дни
в большинстве учебных заведений
лингвистов готовят на филологических
факультетах – вместе со специалистами
по литературе. Хотя, конечно, сегодня
лингвистика и литературоведение –
совсем разные науки.
наука о языке.ppt
Презентация "Наука о языке" (7 класс)
По страницам
отечественного
языкознания…
Портреты.
Судьбы.
Имена.
Презентация "Наука о языке" (7 класс)
Наука о языке родилась из
филологии
науки о текстах.
В древности именно
изучение священных или просто очень
важных текстов и необходимость
толковать их, комментировать,
переводить заставляли людей
задумываться об устройстве языка,
его истории, сравнивать особенности
разных языков. И в наши дни
в большинстве учебных заведений
лингвистов готовят на филологических
факультетах – вместе со специалистами
по литературе. Хотя, конечно, сегодня
лингвистика и литературоведение –
совсем разные науки.
Презентация "Наука о языке" (7 класс)
Языкознание (лингвистика)
это наука о человеческом языке и обо всех языках
мира, общих законах строения и функционирования
человеческого языка.
Стало развиваться на Древнем Востоке –
в Месопотамии, Сирии, Малой Азии и Египте, а также в
Древней Индии, Древней Греции и Риме (Аристотель).
Научное языкознание зародилось в начале XIX века
в форме общего (В.Гумбольт) и сравнительноисторического
языкознания (Ф.Бопп, Я.Гримм, А.Х.Востоков).
Области языкознания, которые изучают разные уровни языковой системы:
фонетика,фонология, грамматика (морфология, словообразование и
синтаксис),
лексикология, фразеология. Историей становления языковой системы занима
ется историческая фонетика, фонология и этимология. Имена собственные
изу
чает ономастика, в том числе топонимика и антропонимика.
Внешняя лингвистика изучает аспекты языка, непосредственно
связанные с функционированием говорящего человека в обще
стве. К ней относятся также диалектология и лингвистическая
география, изучающая территориальное варьирование языка.
Ученики и последователи называли Ф.И.Буслаева «вторым Ломоносовым» в области языка и
словесности, учителем нескольких поколений. Уже полтора века филологи, искусствоведы,
фольклористы и этнографы обращаются к книгам Ф.И.Буслаева.
Детские годы ученого прошли в Пензенской губернии, а его первым гимназическим
преподавателем был В.Г.Белинский. После окончания в 1838 г. Московского университета
Буслаев уехал в Германию, а потом в Италию. Там он познакомился с только что
появившимися теориями языка и культуры. А также памятниками искусства и архитектуры.
Идеи о родстве языков и о том, что на основе современного состояния возможно
реконструировать язык далекого прошлого оказали огромное влияние на ученого, он
становится приверженцем сравнительно- исторического метода языковедения. В истории
языка Буслаев стремился найти отражение древних верований, культуры и быта людей,
говоривших на нём . В 1861 г. вышел его сборник «Исторические очерки русской народной
словесности и искусства». В книгу входят статьи о русском эпосе, поэзии XVII в. ,
древнерусской литературе и искусстве в сопоставлении с искусством Византии и Западной
Европы. В 70-е г.г он обратился к изучению иконографии,
фресковой живописи и других видов древнерусского искусства.
Учениками Ф.И.Буслаева считали себя не только филологи, но и
историки древнерусского искусства.
Ф.И.Буслаев считал, история языка неотделима от истории
культуры и пытался охватить весь комплекс явлений
древнерусской культуры. Почти во всех областях, в которых ему
приходилось работать, он оказался классиком.
(1818-1897)
Презентация "Наука о языке" (7 класс)
Основатель славянской филологии родился в г. Аренсбурге (в
Эстонии) . Настоящая его фамилия – Остенек. В детстве
будущий учёный был отдан в Петербургский шляхетский
корпус, а с 13 лет учился в Академии художеств.
Его перу принадлежит « Рассуждение о славянском языке,
служащее введением к Грамматике сего языка, составляемой
по древнейшим оного письменным памятникам» (1820).
Востоков собрал в этой работе огромный фактический
материал и первый в России применил сравнительно-
исторический метод. Он доказал генетическое родство
славянских языков, установил звуковые соответствия между
ними. Страстный любитель и прекрасный
знаток древнерусской письменности, Востоков с 1815г. служил
в Императорской публичной библиотеке сначала старшим
помощником, а потом и главным хранителем отдела
рукописей. А.Х.Востоков принимал участие в
деятельности Румянцевского кружка, подготовил к изданию
один из самых древних памятников славянской письменности -
Изборник Святослава 1073 г.
А в 1831г. увидела свет ещё одна книга А.Х.Востокова-
«Русская грамматика по начертанию сокращённой
грамматики , полнее изложенная». В ней учёный осуществил,
как задумывал, «перебор всего русского языка» , т.е. полное
описание грамматики. Книга переиздавалась 11 раз.
(1781-1864)
Презентация "Наука о языке" (7 класс)
Выдающийся русский лингвист, академик Петербургской АН родился в семье педагога директора
Петрозаводской гимназии. Поступив на историкофилологический факультет Московского
университета, Ф.Ф.Фортунатов под руководством Ф.И.Буслаева увлеченно занимался сравнительно
историческим языкознанием, изучал древнеиндийские памятники письменности.
В 1876 г. он был избран профессором кафедры сравнительноисторической грамматики
индоевропейских языков, и началась его педагогическая деятельность в Московском университете.
Лекции Ф.Ф.Фортунатова слушали многие выдающиеся русские и зарубежные лингвисты. На его
учении выросла Московская лингвистическая школа. Ученики Фортунатова в разных научных
областях последовательно проводили основную идею своего учителя: «Лингвистические задачи
следует решать лингвистическими методами». Благодаря этому были сформулированы первые
языковые законы, методы исследования, и лингвистика наконецто стала самостоятельной наукой.
Еще в курсе лекций 18821883гг. Фортунатов ввел термин «морфология» вместо бытовавшей в то
время «этимологии» и разработал учение о форме слова, превратив морфологию в самостоятельную
дисциплину.
Учение о грамматической форме вызвало в лингвистике шквал плодотворных идей, оно было
продолжено учениками Фортунатова, так называемым вторым поколением Московской
лингвистической школы: Н.Н.Дурново, Д.Н.Ушаковым, А.М.Пешковским, А.А.Шахматовым и др.
А молодые последователи учения Ф.Фортунатова, уже третье поколение МЛШ (Р.И.Аванесов,
В.Н.Сидоров, А.А.Реформатский и др.), явились создателями фонологии, строгой науки,
формировавшей лингвистическое мышление 20 века.
Презентация "Наука о языке" (7 класс)
По праву считается основателем Московской фонологической
школы. Аванесов окончил Московский университет, где его
учителями были замечательные ученые - Афанасий Матвеевич
Селищев и Дмитрий Николаевич Ушаков.
В студенческие годы и позже, во время работы в Московской
диалектологической комиссии, Р.Аванесов много ездил в
диалектологические экспедиции. Он стремился описывать говор как
самостоятельную языковую систему. Это стало первым импульсом к
созданию теории фонем. Вторым импульсом послужила задача
усовершенствования русской орфографии. В1930 г. Аванесов вместе
с В.Н.Сидоровым выступили со статьёй, в которой доказывали, что
русское письмо основано на фонемном принципе. Так впервые
заявила о себе Московская фонологическая школа.
Р.И.Аванесов по своим интересам, по своему подходу к языку был
прежде всего историком. Однако среди его работ большое место
занимали исследования современного языка. Для Аванесова история
языка- не история отдельных форм и звуков, а эволюция самой
системы языка, тех отношений, которые складываются между
элементами языка в разные эпохи, включая и наше время.
Рубен Иван Аванесов был прекрасным педагогом и автором учебных
пособий. Многие видные языковеды считают его своим учителем и
опираются на труды Р.И.Аванесова по исторической и описательной
фонетике, фонологии, русской диалектологии, истории русского
языка, русской орфоэпии и орфографии. За огромный вклад в
развитие отечественного языкознания в 1971 г. Р.И.Аванесову была
присуждена Государственная премия СССР.
Презентация "Наука о языке" (7 класс)
Российский филолог, академик Петербургской АН,
исследователь русского языка, в том числе его
говоров, древнерусской литературы, русского
летописания. Он заложил основы исторического
изучения русского литературного языка, занимался
фонетикой, диалектологией, лексикографией и
синтаксисом. Его работы по изучению текстов
древнерусских летописей стали базой для создания
целой научной областитекстологии.
А.А.Шахматов рано лишился родителей вместе с
сестрами все детство и юность находился на
попечительстве дяди. Они много путешествовали,
бывали за границей. Детское любопытство к
окружающему миру переросло в серьёзный интерес
к научным изысканиям. Больше всего юного
Алексея Шахматова занимали языки и история. Два
этих детских увлечения легли потом в основу его
научных исследований. Он стал крупнейшим
знатоком истории древних славянских языков и
литератур. Долгие годы А.А.Шахматов работал над
созданием академического «Словаря русского
языка». А вместе со своими учителем
Ф.Ф.Фортунатовым разрабатывал проект
орфографической реформы русского языка. В
основе всех этих работ лежали глубокое знание
фактов, широта и смелость научного мышления.
Презентация "Наука о языке" (7 класс)
Выдающийся русский языковед и педагог, глава
Ленинградской фонологической школы, академик АН
СССР. Л.В.Щерба призывал к наблюдениям над живыми
фактами языка и речи, к размышлениям над ними. Много
ценных идей высказал Л.В.Щерба по вопросам фонетики и
орфоэпии, описывая «дальше неделимые единицы языка» и
нормы образцового русского произношения.
Л.В.Щерба является одним из авторов школьных учебников по
русскому языку, по которым учились в 30-40-е гг. XX века .Его
перу принадлежат также труды по проблемам общего
языкознания, русистики, романистики, лексикографии,
педагогики.
Презентация "Наука о языке" (7 класс)
Необычная фамилия ученого восходит к французскому роду де Куртенэ, а предки его правили в
Латинской империи. Позже одна ветвь рода переселилась в Польшу, а сам Иван Александрович (Ян
Игнацы Нечислав) принадлежал к польским дворянам. Он родился в Радзымине близ Варшавы, в той
части Польши, которая входила в состав России.Окончил Варшавский университет. Однако после
поражения польского восстания 18631864 гг. царское правительство не разрешало польским
интеллигентам работать в Привислинском крае, как называлось тогда русская Польша. Завершив
обучение за границей и защитив в 29 лет докторскую диссертацию, Бодуэн де Куртенэ уехал
преподавать в Казанский университет. Именно в Казани он нашёл себя как учёный: там сложилась
его научная концепция, там же он создал школу языковедов. Позже учёный работал в Юрьеве (ныне
г. Тарту в Эстонии), затем в польском Кракове и, наконец, в Петербурге, где у него также появилось
много учеников. Бодуэн де Куртенэ писал и издавал свои работы на трёх языках: русском, польском
и немецком. Он активно участвовал в политехнической жизни, выступая за права языков малых
народов России. За это в 1913 г. его арестовали, а затем, вплоть до Февральской революции не
допускали к работе в Петроградском университете. В 1918 г. Польша стала независимым
государством, и Иван Александрович вернулся на родину, где пользовался большим уважением. В
двух странах России и Польше он по праву считается отечественным языковедом.
Научная деятельность учёного была многообразной. Он занимался русским, польском, словенским и
другими славянскими языками, индоевропеистикой и тюркологией. Бодуэн де Куртенэ коренным
образом переработал словарь В.И. Даля, сделав его более упорядоченным. При активном участии
учёного была подготовлена реформа русской орфографии, осуществлённая в 19171918 гг. Он
оказал большое влияние на развитие общего языкознания, первым обосновал теорию фонем и
фонетических чередований, по праву считается основоположником Казанской лингвистической
школы.
Презентация "Наука о языке" (7 класс)
Судьба этого ученого во многом схожа с судьбами многих выдающихся
отечественных языковедов, чей путь в науку начался с преподавания языков и
словесности в гимназиях. Он считал своим долгом обучать учеников таким
образом, чтобы они понимали грамматику не по школярски, имели
представление о языковедении как о науке. Прежде чем изучать родной язык
во всех его проявлениях, ученики должны составить представление о его
структуре, увидеть родной язык как единое целое.
Самый известный труд А.М.Пешковского «Русский синтаксис в научном
освещении»
(1914 г.) книга, в которой проявился его талант и как педагога. Вместе с
читателями он проводит эксперименты над языком и размышляет над их
результатами. Л.В.Щерба назвал эту книгу «сокровищницей тончайших
наблюдений над русским языком». Кроме этого, А.М.Пешковский исследовал
грамматику и стилистику русского литературного языка и методы его
преподавания в школе.
Презентация "Наука о языке" (7 класс)
Талантливый и
трудолюбивый
человек. За свою долгую
жизнь он
многое повидал и
испытал:
был военным, служил
мичманом во
флоте, выйдя в отставку,
закончил Медицинский факультет и получил учёную
степень доктора медицины. Потом воевал, был
министерским чиновником. Он никогда не был
языковедом по образованию, но очень любил родной
язык, умел вслушиваться, вдумываться в живую
народную речь.
Долгие годы Владимир Иванович даль собирал
материалы для своего словаря. «Толковый словарь
Презентация "Наука о языке" (7 класс)
Словарь, содержащий около 200 тысяч слов,
запечатлел
реальное состояние
русского языка той эпохи.
Даль составлял свой труд,
опираясь на «устную речь
простого русского человека…»
именно включение в словарь
разговорных, диалектных и даже
просторечных слов делает его столь
интересным для читателей.
Кроме того, Владимир
Иванович Даль оставил в
наследство потомкам
замечательный словарь
«Пословицы русского народа».
Презентация "Наука о языке" (7 класс)
Ученик В.В. Виноградова и
Л.В.Щербы. Круг его
лингвисти-
ческих интересов был очень
широк. Он занимался лексикографией,
вопросами культуры речи, историей русского
литературного языка и языком художественной
литературы.
В 1949 году вышел в свет однотомный «Словарь
русского языка» С.И. Ожегова. Словарь этот
дорабатывается и переиздается вот уже почти
50 лет.
Работа лексикографа очень трудна и
кропотлива. Никакие новшества и технологии не
заменят интуиции человека, его внимательных
глаз и трепетного отношения к слову.
Презентация "Наука о языке" (7 класс)
Одна из самых ярких
фигур
отечественной
лексикографии.
Долгое время он был
профессором Московского государственного
университета, возглавлял Московскую
диалектологическую комиссию. Вокруг него
всегда собирались молодые лингвисты. Самые
знаменитые его ученики –
С.И. Ожегов, Г.О. Винокур, Р.О. Якобсон. Многие
из учеников стали потом помощниками Д.И.
Ушакова в составлении словаря. «Толковый
словарь русского языка» под редакцией Д.
Ушакова(1935-1940) состоит из 4 –х томов и
включает 85 289 слов. Он стал самым известным
Презентация "Наука о языке" (7 класс)
Выдающийся русский филолог, литературовед, академик АН
СССР. В.В.Виноградов поражал широтой своих интересов.
Научное наследство учёного чрезвычайно обширно и
разнообразно по проблематике. Им создано более 250 работ.
Он исследовал русский язык (грамматику, лексику и другие),
историю русского литературного языка, язык и стиль русских
писателей 19-20 вв. (А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,
Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского), проблемы поэтики, стилистики.
Одно из центральных мест среди работ учёного занимает
монография «Русский язык»- самое глубокое исследование
морфологии современного русского языка. Выход в свет этого
труда был значительным событием не только в русском, но и в
мировом языкознании. Книга была удостоена Государственной
премии в 1951 году.
Презентация "Наука о языке" (7 класс)
Презентация "Наука о языке" (7 класс)
Презентация "Наука о языке" (7 класс)
Презентация "Наука о языке" (7 класс)
Презентация "Наука о языке" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.