Презентация "Некрасов Николай Алексеевич"

  • Мероприятия
  • pptx
  • 17.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Н.А.Некрасов наиболее известен такими произведениями, как эпическая поэма «Кому на Руси жить хорошо», поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы», «Железная дорога». Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, идиллии и трагедии крестьянства. Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях прозаизмы и речевые обороты простого народа — от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля. Используя разговорную речь и народную фразеологию, он значительно расширил диапазон русской поэзии. Его поэзия оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а позже и советской поэзии.Презентация "Некрасов Николай Алексеевич"
Иконка файла материала Некрасов.pptx
Министерство образования и науки Российской Федерации МБОУ «Оборонинская средняя общеобразовательная школа» р.п. Мордово Мордовского района Тамбовской области Презентация НЕКРАСОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ Автор: Евсюкова Ксения. Руководитель: Тарабрина Нелли Александровна, воспитатель ГПД.
НИКОЛАА Й АЛЕКСЕАЕВИЧ НЕКРАА СОВ 28 НОЯБРЯ 1821, НЕМИРОВ, ПОДОЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ — 27 ДЕКАБРЯ 1877 , САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) — РУССКИЙ ПОЭТ, ПИСАТЕЛЬ И ПУБЛИЦИСТ, КЛАССИК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
С 1847 ПО 1866 ГОД — РУКОВОДИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРНОГО И ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА «СОВРЕМЕННИК», С 1868 ГОДА — РЕДАКТОР ЖУРНАЛА «ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ». ПО ВЗГЛЯДАМ ЕГО ПРИЧИСЛЯЮТ К «РЕВОЛЮЦИОННЫМ ДЕМОКРАТАМ» ЛИЧНЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ПОЭТА, ВВИДУ НЕСКОЛЬКИХ НЕОДНОЗНАЧНЫХ ПОСТУПКОВ, БЫЛИ СПОРНЫ ДЛЯ СОВРЕМЕННИКОВ И ОСТАЮТСЯ ПРЕДМЕТОМ СПОРОВ.
НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТЕН ТАКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ, КАК ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭМА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО», ПОЭМЫ «МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС», «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ», СТИХОТВОРЕНИЯ «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ», «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА». ЕГО СТИХИ БЫЛИ ПОСВЯЩЕНЫ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СТРАДАНИЯМ НАРОДА, ИДИЛЛИИ И ТРАГЕДИИ КРЕСТЬЯНСТВА. НЕКРАСОВ ВВЁЛ В РУССКУЮ ПОЭЗИЮ БОГАТСТВО НАРОДНОГО ЯЗЫКА И ФОЛЬКЛОРА, ШИРОКО ИСПОЛЬЗУЯ В СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПРОЗАИЗМЫ И РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ ПРОСТОГО НАРОДА — ОТ БЫТОВОГО ДО ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО, ОТ НАРОДНОГО ПРОСТОРЕЧИЯ ДО ПОЭТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ, ОТ ОРАТОРСКОГО ДО ПАРОДИЙНО- САТИРИЧЕСКОГО СТИЛЯ.
НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ ПРОИСХОДИЛ ИЗ ДВОРЯНСКОЙ, НЕКОГДА БОГАТОЙ СЕМЬИ ИЗ ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ. РОДИЛСЯ В ВИННИЦКОМ УЕЗДЕ ПОДОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В ГОРОДЕ НЕМИРОВ, ГДЕ В ТО ВРЕМЯ КВАРТИРОВАЛ ПОЛК, В КОТОРОМ СЛУЖИЛ ЕГО ОТЕЦ — ПОРУЧИК И ЗАЖИТОЧНЫЙ ПОМЕЩИК АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (1788— 1862), КОТОРОГО НЕ МИНОВАЛА СЕМЕЙНАЯ СЛАБОСТЬ НЕКРАСОВЫХ — ЛЮБОВЬ К КАРТАМ (СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (1746 —1807), ДЕД ПОЭТА, ПРОИГРАЛ В КАРТЫ ПОЧТИ ВСЁ СОСТОЯНИЕ).
АЛЕКСЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПОЛЮБИЛА ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА ЗАКРЕВСКАЯ, КРАСИВАЯ И ОБРАЗОВАННАЯ ДОЧЬ БОГАТОГО ПОСЕССИОНЕРА ХЕРСОНСКОЙ ГУБЕРНИИ, КОТОРУЮ ПОЭТ СЧИТАЛ ПОЛЬКОЙ. РОДИТЕЛИ ЕЛЕНЫ ЗАКРЕВСКОЙ НЕ СОГЛАШАЛИСЬ ВЫДАТЬ ПРЕКРАСНО ВОСПИТАННУЮ ДОЧЬ ЗА НЕБОГАТОГО И МАЛООБРАЗОВАННОГО АРМЕЙСКОГО ОФИЦЕРА, ЧТО ВЫНУДИЛО ЕЛЕНУ В 1817 ГОДУ ВСТУПИТЬ В БРАК БЕЗ СОГЛАСИЯ РОДИТЕЛЕЙ. ОДНАКО БРАК ЭТОТ НЕ БЫЛ СЧАСТЛИВЫМ. ВСПОМИНАЯ О ДЕТСТВЕ, ПОЭТ ВСЕГДА ГОВОРИЛ О СВОЕЙ МАТЕРИ КАК О СТРАДАЛИЦЕ, ЖЕРТВЕ ГРУБОЙ СРЕДЫ. СВОЕЙ МАТЕРИ ОН ПОСВЯТИЛ ЦЕЛЫЙ РЯД СТИХОТВОРЕНИЙ — «ПОСЛЕДНИЕ ПЕСНИ», ПОЭМУ «МАТЬ», «РЫЦАРЬ НА ЧАС», В КОТОРЫХ ОН НАРИСОВАЛ СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ ТОЙ, КОТОРАЯ СВОИМ БЛАГОРОДСТВОМ СКРАСИЛА НЕПРИВЛЕКАТЕЛЬНУЮ ОБСТАНОВКУ ЕГО ДЕТСТВА. ТЁПЛЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ О МАТЕРИ СКАЗАЛИСЬ В ТВОРЧЕСТВЕ НЕКРАСОВА, ПРОЯВИВШИСЬ В ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯХ О ЖЕНСКОЙ ДОЛЕ.
ОДНАКО В ЕГО ПОЭЗИИ БУДУТ ПРИСУТСТВОВАТЬ И ОБРАЗЫ ДРУГИХ РОДНЫХ ЛЮДЕЙ — ОТЦА И СЕСТРЫ. ОТЕЦ БУДЕТ ИЗОБРАЖЁН КАК ДЕСПОТ СЕМЬИ, НЕОБУЗДАННЫЙ ДИКАРЬ- ПОМЕЩИК. А СЕСТРА, НАОБОРОТ, КАК НЕЖНЫЙ ДРУГ, ЧЬЯ СУДЬБА ПОДОБНА СУДЬБЕ МАТЕРИ. ОДНАКО ЭТИ ОБРАЗЫ БУДУТ НЕ ТАК ЯРКИ, КАК ОБРАЗ МАТЕРИ.
ДЕТСТВО НЕКРАСОВА ПРОШЛО В РОДОВОМ ИМЕНИИ НЕКРАСОВЫХ, В ДЕРЕВНЕ ГРЕШНЕВО ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ, В УЕЗДЕ, КУДА ОТЕЦ АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ НЕКРАСОВ, ВЫЙДЯ В ОТСТАВКУ, ПЕРЕСЕЛИЛСЯ, КОГДА НИКОЛАЮ БЫЛО 3 ГОДА. МАЛЬЧИК РОС В ОГРОМНОЙ СЕМЬЕ (У НЕКРАСОВА БЫЛО 13 БРАТЬЕВ И СЕСТЁР), В ТЯЖЁЛОЙ ОБСТАНОВКЕ ЗВЕРСКИХ РАСПРАВ ОТЦА С КРЕСТЬЯНАМИ.
В 1832 ГОДУ, В ВОЗРАСТЕ 11 ЛЕТ, НЕКРАСОВ ПОСТУПИЛ В ЯРОСЛАВСКУЮ ГИМНАЗИЮ, ГДЕ ДОШЁЛ ДО 5 КЛАССА. УЧИЛСЯ ОН НЕВАЖНО И НЕ ОЧЕНЬ ЛАДИЛ С ГИМНАЗИЧЕСКИМ НАЧАЛЬСТВОМ (ЧАСТИЧНО ИЗ-ЗА САТИРИЧЕСКИХ СТИШКОВ. В ЯРОСЛАВСКОЙ ГИМНАЗИИ 16- ЛЕТНИЙ ЮНОША СТАЛ ЗАПИСЫВАТЬ СВОИ ПЕРВЫЕ СТИХИ В ДОМАШНЮЮ ТЕТРАДКУ. В ЕГО НАЧАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ПРОСЛЕЖИВАЛИСЬ ПЕЧАЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ РАННИХ ЛЕТ, КОТОРЫЕ В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ МЕРЕ ОКРАСИЛИ ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ЕГО ТВОРЧЕСТВА. ЕГО ОТЕЦ ВСЕГДА МЕЧТАЛ О ВОЕННОЙ КАРЬЕРЕ ДЛЯ СЫНА, И В 1838 ГОДУ 17- ЛЕТНИЙ НЕКРАСОВ ОТПРАВИЛСЯ В САНКТ- ПЕТЕРБУРГ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ В ДВОРЯНСКИЙ ПОЛК.
ОДНАКО НЕКРАСОВ ПОВСТРЕЧАЛ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ТОВАРИЩА, СТУДЕНТА ГЛУШИЦКОГО, ПОСЛЕ ЧЕГО У НЕГО ВОЗНИКЛО СТРАСТНОЕ ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ. ОН ПРЕНЕБРЁГ УГРОЗОЙ ОТЦА ОСТАТЬСЯ БЕЗ ВСЯКОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ И НАЧАЛ ГОТОВИТЬСЯ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ В ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. ОДНАКО ЭКЗАМЕНА НЕ ВЫДЕРЖАЛ И ПОСТУПИЛ ВОЛЬНОСЛУШАТЕЛЕМ НА ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ. С 1839 ПО 1841 ГОД ПРОБЫЛ В УНИВЕРСИТЕТЕ, НО ПОЧТИ ВСЁ ВРЕМЯ УХОДИЛО У НЕГО НА ПОИСКИ ЗАРАБОТКА, ТАК КАК ОТЕЦ ПЕРЕСТАЛ ОКАЗЫВАТЬ ЕМУ МАТЕРИАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ. В ЭТИ ГОДЫ НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ ТЕРПЕЛ СТРАШНУЮ НУЖДУ, НЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ИМЕЯ ДАЖЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛНОЦЕННО ПООБЕДАТЬ. НЕ ВСЕГДА У НЕГО БЫЛА ТАКЖЕ И КВАРТИРА. НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ОН СНИМАЛ КОМНАТКУ У СОЛДАТА, НО ОДНАЖДЫ ОТ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОГО ГОЛОДАНИЯ ЗАБОЛЕЛ, МНОГО ЗАДОЛЖАЛ СОЛДАТУ И, НЕСМОТРЯ НА НОЯБРЬСКУЮ НОЧЬ, ОСТАЛСЯ БЕЗ КРОВА. НА УЛИЦЕ НАД НИМ СЖАЛИЛСЯ ПРОХОДИВШИЙ НИЩИЙ И ОТВЁЛ ЕГО В ОДНУ ИЗ ТРУЩОБ НА ОКРАИНЕ ГОРОДА. В ЭТОМ НОЧЛЕЖНОМ ПРИЮТЕ НЕКРАСОВ НАШЁЛ СЕБЕ ПОДРАБОТОК, НАПИСАВ КОМУ-ТО ЗА 15 КОПЕЕК ПРОШЕНИЕ. ОДНАКО УЖАСНАЯ НУЖДА ТОЛЬКО ЗАКАЛИЛА ЕГО
ЛИШЕНИЙ, ЖИЗНЬ НЕКРАСОВА НАЧАЛА НАЛАЖИВАТЬСЯ. ОН СТАЛ ДАВАТЬ УРОКИ И ПЕЧАТАТЬ НЕБОЛЬШИЕ СТАТЬИ В «ЛИТЕРАТУРНОМ ПРИБАВЛЕНИИ К „РУССКОМУ ИНВАЛИДУ“» И «ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЕ». КРОМЕ ЭТОГО, СОЧИНЯЛ ДЛЯ ЛУБОЧНЫХ ИЗДАТЕЛЕЙ АЗБУКИ И СКАЗКИ В СТИХАХ, ПИСАЛ ВОДЕВИЛИ ДЛЯ АЛЕКСАНДРИНСКОГО ТЕАТРА (ПОД ИМЕНЕМ ПЕРЕПЕЛЬСКОГО)[14]. НЕКРАСОВ УВЛЁКСЯ ЛИТЕРАТУРОЙ. НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ОН УСЕРДНО РАБОТАЛ НАД ПРОЗОЙ, СТИХАМИ, ВОДЕВИЛЯМИ, ПУБЛИЦИСТИКОЙ, КРИТИКОЙ («ГОСПОДИ, СКОЛЬКО Я РАБОТАЛ!..») — ВПЛОТЬ ДО СЕРЕДИНЫ 1840-Х ГОДОВ. ЕГО РАННИЕ СТИХИ И ПРОЗА ОТМЕЧАЛИСЬ РОМАНТИЧЕСКОЙ ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬЮ И ВО МНОГОМ ПОДГОТОВИЛИ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ НЕКРАСОВСКОГО РЕАЛИСТИЧЕСКОГО МЕТОДА.
НИКОЛАЙ ПОЛЕВОЙ ПОХВАЛИЛ ДЕБЮТАНТА, В ТО ВРЕМЯ КАК КРИТИК В. Г. БЕЛИНСКИЙ В «ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСКАХ» ОТОЗВАЛСЯ О КНИГЕ ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНО. КНИГА НАЧИНАЮЩЕГО ПОЭТА «МЕЧТЫ И ЗВУКИ» СОВЕРШЕННО НЕ РАСКУПАЛАСЬ, И ЭТО ТАК ПОДЕЙСТВОВАЛО НА НЕКРАСОВА, ЧТО ОН, ПОДОБНО Н. В. ГОГОЛЮ (КОТОРЫЙ В СВОЁ ВРЕМЯ СКУПИЛ И УНИЧТОЖИЛ «ГАНЦА КЮХЕЛЬГАРТЕНА»), СТАЛ ТАКЖЕ СКУПАТЬ И УНИЧТОЖАТЬ «МЕЧТЫ И ЗВУКИ», СТАВШИЕ ПОЭТОМУ ВЕЛИЧАЙШЕЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ РЕДКОСТЬЮ (В СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ НЕКРАСОВА ОНИ НЕ ВОШЛИ).
В НАЧАЛЕ 1840-Х ГОДОВ НЕКРАСОВ СТАЛ СОТРУДНИКОМ «ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСОК», НАЧАВ РАБОТУ В БИБЛИОГРАФИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕ. В 1842 ГОДУ ПРОИЗОШЛО СБЛИЖЕНИЕ НЕКРАСОВА С КРУЖКОМ БЕЛИНСКОГО, КОТОРЫЙ БЛИЗКО С НИМ ПОЗНАКОМИЛСЯ И ВЫСОКО ОЦЕНИЛ ДОСТОИНСТВА ЕГО УМА. БЕЛИНСКИЙ ПОЛАГАЛ, ЧТО В ОБЛАСТИ ПРОЗЫ ИЗ НЕКРАСОВА НИЧЕГО БОЛЕЕ, ЧЕМ ЗАУРЯДНЫЙ ЖУРНАЛЬНЫЙ СОТРУДНИК, НЕ ВЫЙДЕТ, НО ЕГО СТИХОТВОРЕНИЕ «В ДОРОГЕ» ВОСТОРЖЕННО ОДОБРИЛ. ИМЕННО БЕЛИНСКИЙ ОКАЗАЛ НА НЕКРАСОВА СИЛЬНОЕ ИДЕЙНОЕ ВЛИЯНИЕ.
ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО У НЕКРАСОВА ШЛО НАСТОЛЬКО УСПЕШНО, ЧТО В КОНЦЕ 1846 ГОДА — ЯНВАРЕ 1847 ГОДА ОН, ВМЕСТЕ С ПИСАТЕЛЕМ И ЖУРНАЛИСТОМ ИВАНОМ ПАНАЕВЫМ, ПРИОБРЁЛ В АРЕНДУ У П. А. ПЛЕТНЁВА ЖУРНАЛ «СОВРЕМЕННИК», ОСНОВАННЫЙ ЕЩЁ АЛЕКСАНДРОМ ПУШКИНЫМ. ЛИТЕРАТУРНАЯ МОЛОДЁЖЬ, СОЗДАВАВШАЯ ОСНОВНУЮ СИЛУ «ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСОК», ОСТАВИЛА КРАЕВСКОГО И ПРИСОЕДИНИЛАСЬ К НЕКРАСОВУ. В «СОВРЕМЕННИК» ТАКЖЕ ПЕРЕШЁЛ И БЕЛИНСКИЙ, ОН ПЕРЕДАЛ НЕКРАСОВУ ЧАСТЬ ТОГО МАТЕРИАЛА, КОТОРЫЙ СОБИРАЛ ДЛЯ ЗАДУМАННОГО ИМ СБОРНИКА «ЛЕВИАФАН».
ОКОЛО СЕРЕДИНЫ 1850-Х ГОДОВ НЕКРАСОВ СЕРЬЁЗНО ЗАБОЛЕЛ ГОРЛОВОЙ БОЛЕЗНЬЮ, НО ПРЕБЫВАНИЕ В ИТАЛИИ ОБЛЕГЧИЛО ЕГО СОСТОЯНИЕ. ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ НЕКРАСОВА СОВПАЛО С НАЧАЛОМ НОВОГО ПЕРИОДА РУССКОЙ ЖИЗНИ. В ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ ТАКЖЕ НАСТУПИЛА СЧАСТЛИВАЯ ПОРА — ЕГО ВЫДВИГАЮТ В ПЕРВЫЕ РЯДЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
В НАЧАЛЕ 1860-Х ГОДОВ УМЕР ДОБРОЛЮБОВ, БЫЛИ СОСЛАНЫ В СИБИРЬ ЧЕРНЫШЕВСКИЙ И МИХАЙЛОВ. ВСЁ ЭТО СТАЛО УДАРОМ ДЛЯ НЕКРАСОВА. НАЧАЛАСЬ ЭПОХА СТУДЕНЧЕСКИХ ВОЛНЕНИЙ, БУНТОВ «ОСВОБОЖДЁННЫХ ОТ ЗЕМЛИ» КРЕСТЬЯН И ПОЛЬСКОГО ВОССТАНИЯ. В ЭТОТ ПЕРИОД ЖУРНАЛУ НЕКРАСОВА БЫЛО ОБЪЯВЛЕНО «ПЕРВОЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ». ВЫХОД В СВЕТ «СОВРЕМЕННИКА» ПРИОСТАНАВЛИВАЕТСЯ, А В 1866 ГОДУ, ПОСЛЕ ВЫСТРЕЛА ДМИТРИЯ КАРАКОЗОВА В РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II, ЖУРНАЛ ЗАКРЫЛСЯ НАВСЕГДА. НЕКРАСОВУ, ЗА ГОДЫ СВОЕГО РУКОВОДСТВА ЖУРНАЛОМ, УДАЛОСЬ ПРЕОБРАЗОВАТЬ ЕГО В ГЛАВНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ И ПРИБЫЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, НЕСМОТРЯ НА ПОСТОЯННОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ЦЕНЗОРАМИ.
ПОСЛЕ ЗАКРЫТИЯ ЖУРНАЛА НЕКРАСОВ СБЛИЗИЛСЯ С ИЗДАТЕЛЕМ АНДРЕЕМ КРАЕВСКИМ И ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА ПОСЛЕ ЗАКРЫТИЯ «СОВРЕМЕННИКА», В 1868 ГОДУ, АРЕНДОВАЛ У КРАЕВСКОГО «ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ», СДЕЛАВ ИХ БОЕВЫМ ОРГАНОМ РЕВОЛЮЦИОННОГО НАРОДНИЧЕСТВА И ПРЕВРАТИВ ИХ ВМЕСТЕ С М. Е. САЛТЫКОВЫМ-ЩЕДРИНЫМ В ОРГАН ПЕРЕДОВОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.
ГЛАВНОЙ РАБОТОЙ НЕКРАСОВА В ПОЗДНИЕ ГОДЫ СТАЛА ЭПИЧЕСКАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЭМА-СИМФОНИЯ «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО», В ОСНОВУ КОТОРОЙ ЛЕГЛА МЫСЛЬ ПОЭТА, КОТОРАЯ НЕОТСТУПНО ПРЕСЛЕДОВАЛА ЕГО В ГОДЫ ПОСЛЕ РЕФОРМЫ: «НАРОД ОСВОБОЖДЁН, НО СЧАСТЛИВ ЛИ НАРОД?» ЭТА ПОЭМА-ЭПОПЕЯ ВОБРАЛА В СЕБЯ ВЕСЬ ЕГО ДУХОВНЫЙ ОПЫТ. ЭТО ОПЫТ ТОНКОГО ЗНАТОКА НАРОДНОЙ ЖИЗНИ И НАРОДНОЙ РЕЧИ. ПОЭМА СТАЛА КАК БЫ ИТОГОМ ЕГО ДОЛГИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ О ПОЛОЖЕНИИ И СУДЬБАХ КРЕСТЬЯНСТВА, РАЗОРЁННОГО
В НАЧАЛЕ 1875 ГОДА НЕКРАСОВ ТЯЖЕЛО ЗАБОЛЕЛ. ВРАЧИ ОБНАРУЖИЛИ У НЕГО РАК КИШЕЧНИКА — НЕИЗЛЕЧИМУЮ БОЛЕЗНЬ, КОТОРАЯ НА ДВА ПОСЛЕДУЮЩИХ ГОДА ПРИКОВАЛА ЕГО К ПОСТЕЛИ. НА ЭТО ВРЕМЯ ЕГО ЖИЗНЬ ПРЕВРАТИЛАСЬ В МЕДЛЕННУЮ АГОНИЮ. НЕКРАСОВ УМЕР 27 ДЕКАБРЯ 1877 ГОДА В 8 ЧАСОВ ВЕЧЕРА.