Н.А.Некрасов наиболее известен такими произведениями, как эпическая поэма «Кому на Руси жить хорошо», поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы», «Железная дорога». Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, идиллии и трагедии крестьянства. Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях прозаизмы и речевые обороты простого народа — от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля. Используя разговорную речь и народную фразеологию, он значительно расширил диапазон русской поэзии. Его поэзия оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а позже и советской поэзии.Презентация "Некрасов Николай Алексеевич"
Министерство образования и науки Российской Федерации
МБОУ «Оборонинская средняя общеобразовательная школа»
р.п. Мордово Мордовского района Тамбовской области
Презентация
НЕКРАСОВ НИКОЛАЙ
АЛЕКСЕЕВИЧ
Автор: Евсюкова Ксения.
Руководитель: Тарабрина
Нелли Александровна,
воспитатель ГПД.
НИКОЛАА Й
АЛЕКСЕАЕВИЧ
НЕКРАА СОВ 28
НОЯБРЯ 1821,
НЕМИРОВ,
ПОДОЛЬСКАЯ
ГУБЕРНИЯ,
РОССИЙСКАЯ
ИМПЕРИЯ — 27
ДЕКАБРЯ 1877 ,
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)
— РУССКИЙ ПОЭТ,
ПИСАТЕЛЬ И
ПУБЛИЦИСТ,
КЛАССИК РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
С 1847 ПО 1866 ГОД —
РУКОВОДИТЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРНОГО И
ОБЩЕСТВЕННО-
ПОЛИТИЧЕСКОГО
ЖУРНАЛА
«СОВРЕМЕННИК», С
1868 ГОДА — РЕДАКТОР
ЖУРНАЛА
«ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ
ЗАПИСКИ». ПО
ВЗГЛЯДАМ ЕГО
ПРИЧИСЛЯЮТ К
«РЕВОЛЮЦИОННЫМ
ДЕМОКРАТАМ» ЛИЧНЫЕ
НРАВСТВЕННЫЕ
КАЧЕСТВА ПОЭТА,
ВВИДУ НЕСКОЛЬКИХ
НЕОДНОЗНАЧНЫХ
ПОСТУПКОВ, БЫЛИ
СПОРНЫ ДЛЯ
СОВРЕМЕННИКОВ И
ОСТАЮТСЯ ПРЕДМЕТОМ
СПОРОВ.
НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТЕН ТАКИМИ
ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ, КАК
ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭМА «КОМУ НА
РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО», ПОЭМЫ
«МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС»,
«РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ»,
СТИХОТВОРЕНИЯ «ДЕДУШКА
МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ», «ЖЕЛЕЗНАЯ
ДОРОГА». ЕГО СТИХИ БЫЛИ
ПОСВЯЩЕНЫ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО
СТРАДАНИЯМ НАРОДА, ИДИЛЛИИ
И ТРАГЕДИИ КРЕСТЬЯНСТВА.
НЕКРАСОВ ВВЁЛ В РУССКУЮ
ПОЭЗИЮ БОГАТСТВО НАРОДНОГО
ЯЗЫКА И ФОЛЬКЛОРА, ШИРОКО
ИСПОЛЬЗУЯ В СВОИХ
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПРОЗАИЗМЫ И
РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ ПРОСТОГО
НАРОДА — ОТ БЫТОВОГО ДО
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО, ОТ
НАРОДНОГО ПРОСТОРЕЧИЯ ДО
ПОЭТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ, ОТ
ОРАТОРСКОГО ДО ПАРОДИЙНО-
САТИРИЧЕСКОГО СТИЛЯ.
НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ
ПРОИСХОДИЛ ИЗ
ДВОРЯНСКОЙ, НЕКОГДА
БОГАТОЙ СЕМЬИ ИЗ
ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ.
РОДИЛСЯ В ВИННИЦКОМ
УЕЗДЕ ПОДОЛЬСКОЙ
ГУБЕРНИИ В ГОРОДЕ
НЕМИРОВ, ГДЕ В ТО ВРЕМЯ
КВАРТИРОВАЛ ПОЛК, В
КОТОРОМ СЛУЖИЛ ЕГО ОТЕЦ
— ПОРУЧИК И ЗАЖИТОЧНЫЙ
ПОМЕЩИК АЛЕКСЕЙ
СЕРГЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (1788—
1862), КОТОРОГО НЕ
МИНОВАЛА СЕМЕЙНАЯ
СЛАБОСТЬ НЕКРАСОВЫХ —
ЛЮБОВЬ К КАРТАМ (СЕРГЕЙ
АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (1746
—1807), ДЕД ПОЭТА, ПРОИГРАЛ
В КАРТЫ ПОЧТИ ВСЁ
СОСТОЯНИЕ).
АЛЕКСЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПОЛЮБИЛА ЕЛЕНА
АНДРЕЕВНА ЗАКРЕВСКАЯ, КРАСИВАЯ И
ОБРАЗОВАННАЯ ДОЧЬ БОГАТОГО ПОСЕССИОНЕРА
ХЕРСОНСКОЙ ГУБЕРНИИ, КОТОРУЮ ПОЭТ СЧИТАЛ
ПОЛЬКОЙ. РОДИТЕЛИ ЕЛЕНЫ ЗАКРЕВСКОЙ НЕ
СОГЛАШАЛИСЬ ВЫДАТЬ ПРЕКРАСНО
ВОСПИТАННУЮ ДОЧЬ ЗА НЕБОГАТОГО И
МАЛООБРАЗОВАННОГО АРМЕЙСКОГО ОФИЦЕРА,
ЧТО ВЫНУДИЛО ЕЛЕНУ В 1817 ГОДУ ВСТУПИТЬ В
БРАК БЕЗ СОГЛАСИЯ РОДИТЕЛЕЙ. ОДНАКО БРАК
ЭТОТ НЕ БЫЛ СЧАСТЛИВЫМ. ВСПОМИНАЯ О
ДЕТСТВЕ, ПОЭТ ВСЕГДА ГОВОРИЛ О СВОЕЙ МАТЕРИ
КАК О СТРАДАЛИЦЕ, ЖЕРТВЕ ГРУБОЙ СРЕДЫ.
СВОЕЙ МАТЕРИ ОН ПОСВЯТИЛ ЦЕЛЫЙ РЯД
СТИХОТВОРЕНИЙ — «ПОСЛЕДНИЕ ПЕСНИ», ПОЭМУ
«МАТЬ», «РЫЦАРЬ НА ЧАС», В КОТОРЫХ ОН
НАРИСОВАЛ СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ ТОЙ, КОТОРАЯ
СВОИМ БЛАГОРОДСТВОМ СКРАСИЛА
НЕПРИВЛЕКАТЕЛЬНУЮ ОБСТАНОВКУ ЕГО
ДЕТСТВА. ТЁПЛЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ О МАТЕРИ
СКАЗАЛИСЬ В ТВОРЧЕСТВЕ НЕКРАСОВА,
ПРОЯВИВШИСЬ В ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯХ О
ЖЕНСКОЙ ДОЛЕ.
ОДНАКО В ЕГО ПОЭЗИИ
БУДУТ ПРИСУТСТВОВАТЬ И
ОБРАЗЫ ДРУГИХ РОДНЫХ
ЛЮДЕЙ — ОТЦА И СЕСТРЫ.
ОТЕЦ БУДЕТ ИЗОБРАЖЁН КАК
ДЕСПОТ СЕМЬИ,
НЕОБУЗДАННЫЙ ДИКАРЬ-
ПОМЕЩИК. А СЕСТРА,
НАОБОРОТ, КАК НЕЖНЫЙ
ДРУГ, ЧЬЯ СУДЬБА ПОДОБНА
СУДЬБЕ МАТЕРИ. ОДНАКО
ЭТИ ОБРАЗЫ БУДУТ НЕ ТАК
ЯРКИ, КАК ОБРАЗ МАТЕРИ.
ДЕТСТВО НЕКРАСОВА ПРОШЛО В РОДОВОМ
ИМЕНИИ НЕКРАСОВЫХ, В ДЕРЕВНЕ ГРЕШНЕВО
ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ, В УЕЗДЕ, КУДА ОТЕЦ
АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ НЕКРАСОВ, ВЫЙДЯ В
ОТСТАВКУ, ПЕРЕСЕЛИЛСЯ, КОГДА НИКОЛАЮ
БЫЛО 3 ГОДА. МАЛЬЧИК РОС В ОГРОМНОЙ
СЕМЬЕ (У НЕКРАСОВА БЫЛО 13 БРАТЬЕВ И
СЕСТЁР), В ТЯЖЁЛОЙ ОБСТАНОВКЕ ЗВЕРСКИХ
РАСПРАВ ОТЦА С КРЕСТЬЯНАМИ.
В 1832 ГОДУ, В ВОЗРАСТЕ 11 ЛЕТ,
НЕКРАСОВ ПОСТУПИЛ В ЯРОСЛАВСКУЮ
ГИМНАЗИЮ, ГДЕ ДОШЁЛ ДО 5 КЛАССА.
УЧИЛСЯ ОН НЕВАЖНО И НЕ ОЧЕНЬ ЛАДИЛ
С ГИМНАЗИЧЕСКИМ НАЧАЛЬСТВОМ
(ЧАСТИЧНО ИЗ-ЗА САТИРИЧЕСКИХ
СТИШКОВ. В ЯРОСЛАВСКОЙ ГИМНАЗИИ 16-
ЛЕТНИЙ ЮНОША СТАЛ ЗАПИСЫВАТЬ СВОИ
ПЕРВЫЕ СТИХИ В ДОМАШНЮЮ ТЕТРАДКУ.
В ЕГО НАЧАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ
ПРОСЛЕЖИВАЛИСЬ ПЕЧАЛЬНЫЕ
ВПЕЧАТЛЕНИЯ РАННИХ ЛЕТ, КОТОРЫЕ В
ТОЙ ИЛИ ИНОЙ МЕРЕ ОКРАСИЛИ ПЕРВЫЙ
ПЕРИОД ЕГО ТВОРЧЕСТВА.
ЕГО ОТЕЦ ВСЕГДА МЕЧТАЛ О ВОЕННОЙ
КАРЬЕРЕ ДЛЯ СЫНА, И В 1838 ГОДУ 17-
ЛЕТНИЙ НЕКРАСОВ ОТПРАВИЛСЯ В САНКТ-
ПЕТЕРБУРГ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ В
ДВОРЯНСКИЙ ПОЛК.
ОДНАКО НЕКРАСОВ ПОВСТРЕЧАЛ
ГИМНАЗИЧЕСКОГО ТОВАРИЩА, СТУДЕНТА
ГЛУШИЦКОГО, ПОСЛЕ ЧЕГО У НЕГО ВОЗНИКЛО
СТРАСТНОЕ ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ. ОН ПРЕНЕБРЁГ
УГРОЗОЙ ОТЦА ОСТАТЬСЯ БЕЗ ВСЯКОЙ
МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ И НАЧАЛ ГОТОВИТЬСЯ К
ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ В ПЕТЕРБУРГСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ. ОДНАКО ЭКЗАМЕНА НЕ ВЫДЕРЖАЛ
И ПОСТУПИЛ ВОЛЬНОСЛУШАТЕЛЕМ НА
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ. С 1839 ПО 1841 ГОД
ПРОБЫЛ В УНИВЕРСИТЕТЕ, НО ПОЧТИ ВСЁ ВРЕМЯ
УХОДИЛО У НЕГО НА ПОИСКИ ЗАРАБОТКА, ТАК КАК
ОТЕЦ ПЕРЕСТАЛ ОКАЗЫВАТЬ ЕМУ МАТЕРИАЛЬНУЮ
ПОДДЕРЖКУ. В ЭТИ ГОДЫ НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ
ТЕРПЕЛ СТРАШНУЮ НУЖДУ, НЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ
ИМЕЯ ДАЖЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛНОЦЕННО
ПООБЕДАТЬ. НЕ ВСЕГДА У НЕГО БЫЛА ТАКЖЕ И
КВАРТИРА. НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ОН СНИМАЛ
КОМНАТКУ У СОЛДАТА, НО ОДНАЖДЫ ОТ
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОГО ГОЛОДАНИЯ ЗАБОЛЕЛ,
МНОГО ЗАДОЛЖАЛ СОЛДАТУ И, НЕСМОТРЯ НА
НОЯБРЬСКУЮ НОЧЬ, ОСТАЛСЯ БЕЗ КРОВА. НА
УЛИЦЕ НАД НИМ СЖАЛИЛСЯ ПРОХОДИВШИЙ
НИЩИЙ И ОТВЁЛ ЕГО В ОДНУ ИЗ ТРУЩОБ НА
ОКРАИНЕ ГОРОДА. В ЭТОМ НОЧЛЕЖНОМ ПРИЮТЕ
НЕКРАСОВ НАШЁЛ СЕБЕ ПОДРАБОТОК, НАПИСАВ
КОМУ-ТО ЗА 15 КОПЕЕК ПРОШЕНИЕ. ОДНАКО
УЖАСНАЯ НУЖДА ТОЛЬКО ЗАКАЛИЛА ЕГО
ЛИШЕНИЙ, ЖИЗНЬ НЕКРАСОВА
НАЧАЛА НАЛАЖИВАТЬСЯ. ОН СТАЛ
ДАВАТЬ УРОКИ И ПЕЧАТАТЬ
НЕБОЛЬШИЕ СТАТЬИ В
«ЛИТЕРАТУРНОМ ПРИБАВЛЕНИИ К
„РУССКОМУ ИНВАЛИДУ“» И
«ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЕ». КРОМЕ
ЭТОГО, СОЧИНЯЛ ДЛЯ ЛУБОЧНЫХ
ИЗДАТЕЛЕЙ АЗБУКИ И СКАЗКИ В
СТИХАХ, ПИСАЛ ВОДЕВИЛИ ДЛЯ
АЛЕКСАНДРИНСКОГО ТЕАТРА (ПОД
ИМЕНЕМ ПЕРЕПЕЛЬСКОГО)[14].
НЕКРАСОВ УВЛЁКСЯ ЛИТЕРАТУРОЙ.
НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ОН УСЕРДНО
РАБОТАЛ НАД ПРОЗОЙ, СТИХАМИ,
ВОДЕВИЛЯМИ, ПУБЛИЦИСТИКОЙ,
КРИТИКОЙ («ГОСПОДИ, СКОЛЬКО Я
РАБОТАЛ!..») — ВПЛОТЬ ДО
СЕРЕДИНЫ 1840-Х ГОДОВ. ЕГО
РАННИЕ СТИХИ И ПРОЗА
ОТМЕЧАЛИСЬ РОМАНТИЧЕСКОЙ
ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬЮ И ВО
МНОГОМ ПОДГОТОВИЛИ
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ
НЕКРАСОВСКОГО РЕАЛИСТИЧЕСКОГО
МЕТОДА.
НИКОЛАЙ ПОЛЕВОЙ ПОХВАЛИЛ
ДЕБЮТАНТА, В ТО ВРЕМЯ КАК
КРИТИК В. Г. БЕЛИНСКИЙ В
«ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСКАХ»
ОТОЗВАЛСЯ О КНИГЕ
ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНО. КНИГА
НАЧИНАЮЩЕГО ПОЭТА «МЕЧТЫ И
ЗВУКИ» СОВЕРШЕННО НЕ
РАСКУПАЛАСЬ, И ЭТО ТАК
ПОДЕЙСТВОВАЛО НА НЕКРАСОВА,
ЧТО ОН, ПОДОБНО Н. В. ГОГОЛЮ
(КОТОРЫЙ В СВОЁ ВРЕМЯ СКУПИЛ
И УНИЧТОЖИЛ «ГАНЦА
КЮХЕЛЬГАРТЕНА»), СТАЛ ТАКЖЕ
СКУПАТЬ И УНИЧТОЖАТЬ «МЕЧТЫ
И ЗВУКИ», СТАВШИЕ ПОЭТОМУ
ВЕЛИЧАЙШЕЙ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ
РЕДКОСТЬЮ (В СОБРАНИЕ
СОЧИНЕНИЙ НЕКРАСОВА ОНИ НЕ
ВОШЛИ).
В НАЧАЛЕ 1840-Х ГОДОВ НЕКРАСОВ
СТАЛ СОТРУДНИКОМ
«ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСОК», НАЧАВ
РАБОТУ В БИБЛИОГРАФИЧЕСКОМ
ОТДЕЛЕ. В 1842 ГОДУ ПРОИЗОШЛО
СБЛИЖЕНИЕ НЕКРАСОВА С
КРУЖКОМ БЕЛИНСКОГО, КОТОРЫЙ
БЛИЗКО С НИМ ПОЗНАКОМИЛСЯ И
ВЫСОКО ОЦЕНИЛ ДОСТОИНСТВА ЕГО
УМА. БЕЛИНСКИЙ ПОЛАГАЛ, ЧТО В
ОБЛАСТИ ПРОЗЫ ИЗ НЕКРАСОВА
НИЧЕГО БОЛЕЕ, ЧЕМ ЗАУРЯДНЫЙ
ЖУРНАЛЬНЫЙ СОТРУДНИК, НЕ
ВЫЙДЕТ, НО ЕГО СТИХОТВОРЕНИЕ «В
ДОРОГЕ» ВОСТОРЖЕННО ОДОБРИЛ.
ИМЕННО БЕЛИНСКИЙ ОКАЗАЛ НА
НЕКРАСОВА СИЛЬНОЕ ИДЕЙНОЕ
ВЛИЯНИЕ.
ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО У
НЕКРАСОВА ШЛО НАСТОЛЬКО
УСПЕШНО, ЧТО В КОНЦЕ 1846
ГОДА — ЯНВАРЕ 1847 ГОДА ОН,
ВМЕСТЕ С ПИСАТЕЛЕМ И
ЖУРНАЛИСТОМ ИВАНОМ
ПАНАЕВЫМ, ПРИОБРЁЛ В
АРЕНДУ У П. А. ПЛЕТНЁВА
ЖУРНАЛ «СОВРЕМЕННИК»,
ОСНОВАННЫЙ ЕЩЁ
АЛЕКСАНДРОМ ПУШКИНЫМ.
ЛИТЕРАТУРНАЯ МОЛОДЁЖЬ,
СОЗДАВАВШАЯ ОСНОВНУЮ СИЛУ
«ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСОК»,
ОСТАВИЛА КРАЕВСКОГО И
ПРИСОЕДИНИЛАСЬ К
НЕКРАСОВУ. В «СОВРЕМЕННИК»
ТАКЖЕ ПЕРЕШЁЛ И БЕЛИНСКИЙ,
ОН ПЕРЕДАЛ НЕКРАСОВУ ЧАСТЬ
ТОГО МАТЕРИАЛА, КОТОРЫЙ
СОБИРАЛ ДЛЯ ЗАДУМАННОГО
ИМ СБОРНИКА «ЛЕВИАФАН».
ОКОЛО СЕРЕДИНЫ 1850-Х
ГОДОВ НЕКРАСОВ СЕРЬЁЗНО
ЗАБОЛЕЛ ГОРЛОВОЙ
БОЛЕЗНЬЮ, НО ПРЕБЫВАНИЕ В
ИТАЛИИ ОБЛЕГЧИЛО ЕГО
СОСТОЯНИЕ. ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ
НЕКРАСОВА СОВПАЛО С
НАЧАЛОМ НОВОГО ПЕРИОДА
РУССКОЙ ЖИЗНИ. В ЕГО
ТВОРЧЕСТВЕ ТАКЖЕ
НАСТУПИЛА СЧАСТЛИВАЯ ПОРА
— ЕГО ВЫДВИГАЮТ В ПЕРВЫЕ
РЯДЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
В НАЧАЛЕ 1860-Х ГОДОВ УМЕР
ДОБРОЛЮБОВ, БЫЛИ СОСЛАНЫ В
СИБИРЬ ЧЕРНЫШЕВСКИЙ И
МИХАЙЛОВ. ВСЁ ЭТО СТАЛО УДАРОМ
ДЛЯ НЕКРАСОВА. НАЧАЛАСЬ ЭПОХА
СТУДЕНЧЕСКИХ ВОЛНЕНИЙ, БУНТОВ
«ОСВОБОЖДЁННЫХ ОТ ЗЕМЛИ»
КРЕСТЬЯН И ПОЛЬСКОГО
ВОССТАНИЯ. В ЭТОТ ПЕРИОД
ЖУРНАЛУ НЕКРАСОВА БЫЛО
ОБЪЯВЛЕНО «ПЕРВОЕ
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ». ВЫХОД В СВЕТ
«СОВРЕМЕННИКА»
ПРИОСТАНАВЛИВАЕТСЯ, А В 1866
ГОДУ, ПОСЛЕ ВЫСТРЕЛА ДМИТРИЯ
КАРАКОЗОВА В РОССИЙСКОГО
ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II,
ЖУРНАЛ ЗАКРЫЛСЯ НАВСЕГДА.
НЕКРАСОВУ, ЗА ГОДЫ СВОЕГО
РУКОВОДСТВА ЖУРНАЛОМ,
УДАЛОСЬ ПРЕОБРАЗОВАТЬ ЕГО В
ГЛАВНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ
И ПРИБЫЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ,
НЕСМОТРЯ НА ПОСТОЯННОЕ
ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ЦЕНЗОРАМИ.
ПОСЛЕ ЗАКРЫТИЯ ЖУРНАЛА НЕКРАСОВ
СБЛИЗИЛСЯ С ИЗДАТЕЛЕМ АНДРЕЕМ КРАЕВСКИМ
И ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА ПОСЛЕ ЗАКРЫТИЯ
«СОВРЕМЕННИКА», В 1868 ГОДУ, АРЕНДОВАЛ У
КРАЕВСКОГО «ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ»,
СДЕЛАВ ИХ БОЕВЫМ ОРГАНОМ РЕВОЛЮЦИОННОГО
НАРОДНИЧЕСТВА И ПРЕВРАТИВ ИХ ВМЕСТЕ С М. Е.
САЛТЫКОВЫМ-ЩЕДРИНЫМ В ОРГАН
ПЕРЕДОВОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.
ГЛАВНОЙ РАБОТОЙ НЕКРАСОВА
В ПОЗДНИЕ ГОДЫ СТАЛА
ЭПИЧЕСКАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ
ПОЭМА-СИМФОНИЯ «КОМУ НА
РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО», В ОСНОВУ
КОТОРОЙ ЛЕГЛА МЫСЛЬ ПОЭТА,
КОТОРАЯ НЕОТСТУПНО
ПРЕСЛЕДОВАЛА ЕГО В ГОДЫ
ПОСЛЕ РЕФОРМЫ: «НАРОД
ОСВОБОЖДЁН, НО СЧАСТЛИВ ЛИ
НАРОД?» ЭТА ПОЭМА-ЭПОПЕЯ
ВОБРАЛА В СЕБЯ ВЕСЬ ЕГО
ДУХОВНЫЙ ОПЫТ. ЭТО ОПЫТ
ТОНКОГО ЗНАТОКА НАРОДНОЙ
ЖИЗНИ И НАРОДНОЙ РЕЧИ.
ПОЭМА СТАЛА КАК БЫ ИТОГОМ
ЕГО ДОЛГИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ О
ПОЛОЖЕНИИ И СУДЬБАХ
КРЕСТЬЯНСТВА, РАЗОРЁННОГО
В НАЧАЛЕ 1875 ГОДА НЕКРАСОВ
ТЯЖЕЛО ЗАБОЛЕЛ. ВРАЧИ
ОБНАРУЖИЛИ У НЕГО РАК
КИШЕЧНИКА — НЕИЗЛЕЧИМУЮ
БОЛЕЗНЬ, КОТОРАЯ НА ДВА
ПОСЛЕДУЮЩИХ ГОДА
ПРИКОВАЛА ЕГО К ПОСТЕЛИ.
НА ЭТО ВРЕМЯ ЕГО ЖИЗНЬ
ПРЕВРАТИЛАСЬ В МЕДЛЕННУЮ
АГОНИЮ. НЕКРАСОВ УМЕР 27
ДЕКАБРЯ 1877 ГОДА В 8 ЧАСОВ
ВЕЧЕРА.