Знакомство с понятием притчи, ее особенностями, научить понимать смысл притч. Развивать связную речь, умение работать в группах и в парах. Расширить у обучающихся знания о понятии добра и зла. Воспитывать у детей нравственные качества: добро, сопереживание, осознанное отношение к выбору поступков.
МАСТЕР -
КЛАСС
Нравственные
уроки притч.
классных часах по
(использование притч на
нравственному воспитанию)
Подготовила: Чалая М.В.,
учитель МОАУ СОШ с. Светиловки
Белогорского района Амурской области
Цель проекта:
выявление
нравственных уроков
притч.
Задачи:
Знакомство с понятием притчи.
Узнать об особенностях притчи.
Познакомиться с текстами притч.
Учиться понимать смысл притч.
Развивать связную речь, умение работать в
группе; обогащать словарный запас.
Расширить знания о нравственных понятиях
добра и зла.
Воспитывать в детях добро, осознанное
отношение к выбору поступков.
Вос
ПИТАНИЕ
Питание
физическ
и
Питание
духовно
(души)
«Словом можно убить,
словом можно спасти,
словом можно полки за
собой повести»
В.С. Шефнер
Притчи – это семена.
Попав в сердце
ребенка, они
обязательно в будущем
прорастут и дадут свои
всходы.
Притчи – это не просто тексты, не просто
рассказы.
Каждая притча может чтото нам дать,
чемуто научить.
В ней заложена какаято определенная
нравственная истина, какойто определенный
урок,
маленький или большой закон Мира,
в котором мы живем.
в притче, как правило, нет
характеров. Персонажи обычно
безымянны, схематичны
время, часто и место действия
неконкретны
нет показа событий в развитии
притча не
изображает,
а сообщает
Особенности притчи
в самом сообщении
звучит мораль,
которую должен
усвоить читатель
свой поэтический
материал притча
черпает из человеческой
жизни
в притчах нет
прямого поучения
ответ над
поставленным
вопросом каждый
должен дать сам
Л.Н.Толстой:
«Из всех наук, которые
человек должен знать –
это наука о том, как жить,
делая как можно меньше
зла, как можно больше
добра».
Что олицетворяли в притче
белый и черный волк?
ДОБРО ЗЛО
Добро и зло! Это особые слова.
Что такое добро? И что такое зло?
Над этими вопросами люди размышляют
на протяжении всей истории.
ДОБРО
ЗЛО
Добро со злом
неразделимы.
Борьба идет под плач и
Но жаждет каждый
видеть зримо,
Когда добро одержит
смех,
верх.
Заслужит только
тот награды,
Кто испытание пройдет.
Кувшинчик с кладом
он откроет,
И в мир добра он
с ним войдет.
Словарная работа.
У нас 2 группы: сейчас с помощью жетонов мы
определим то понятие, над которым вы будете
работать. (жетоны: черные и белые полоски)
Работают со словарями Ожегова: первая группа
ищет, что такое добро, вторая – что такое зло.
Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И.
Ожегова.
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное,
хорошее, то, что полезно людям и обществу,
способствует его сохранению; то, что
предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло нечто дурное, вредное, беда,
несчастье, неприятность, досада, злость. Оно
уродует личность и отношения между людьми,
побуждает совершать плохие поступки,
разжигает вражду».
Как вы поняли слова притчи
«Всегда побеждает
тот волк,
которого ты
кормишь»?
делами, а какие – злыми?
Объясните ваше мнение.
• Играть в футбол на газонах;
• Рисовать на стенах в школе;
• Посадить растения возле школы;
• Метко плюнуть жвачкой в товарища;
• Поиграть с младшей сестрой, пока мама сходит в
Какие из следующих поступков являются добрыми
магазин;
• Отобрать у друзей мяч;
• Помочь пожилому человеку перейти улицу;
• Уступить место в автобусе.
Игра «Топаем – хлопаем»
Если поступок, изображённый
на картинке добрый – хлопаем,
плохой – топаем.
Как вы поняли слова притчи
«Всегда побеждает тот волк,
которого ты кормишь»?
Присутствие зла и добра в
человеке зависит
от его поступков.
Основная мысль притчи
Всё зависит от __
человека.
Каким он ___
захочет
_ стать, таким и станет.
Будет делать зло – станет
_злым__.
Будет нести добро – станет _
добрым .
Работая в группах вы сейчас сами определите , что же
такое добро и зло.
1 группа.
Задание: соединить 2 части пословиц по смыслу
2 группа.
Распределите слова на две группы:
нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность,
дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм,
сострадание ненависть. трусость, жалость, ласка, лень.
3 группа.
Выбери из списка определения и соотнеси их с пожеланиями.
4 группа.
Собери пословицу. Построить из слов пословицы дорогу добра.
Пословицы
Доброе слово
а его добрые дела.
Не одежда красит человека,
и кошке приятно.
Торопись на доброе дело,
Не хвались серебром,
того Бог отблагодарит.
в том и правды мало.
Кто добро творит,
а худое само приспеет.
В ком добра нет,
Не ищи красоты -
ищи доброты.
а хвались добром.
Пословицы
Добро пожаловать
Формула вежливой просьбы
Будьте добры
Приветствие гостю
До добра не доведёт
В добрый час
пожелание благополучия при
отправлении в путь
кто либо (чтолибо) не приводит
к хорошему результату
Собери пословицу
Добры
й
челове
к
свет
у
словн
о
придёт,
принесет.
Абуль-Фарадж
называл
рассказами,
удаляющими из сердца горе и печаль
освежающими
разум
притчи
и
«Пусть они послужат утешением
для страждущих, целительным
бальзамом для людей с
разбитым сердцем,
путеводителем для любящих
наставления и лучшим другом
для ценителей смешного»
Притча об обмане и
волшебном мосте
Крестьянин шел по дороге со своим
сыном. Сын рассказывал что-то отцу и
сказал ему
неправду. Крестьянин догадался, что
сын обманывает его. Тогда он сказал:
- Сейчас, сынок, мы подходим к мосту.
Этот мост не простой, а волшебный - он
проваливается под теми, кто говорит
неправду.
Когда сын услышал это, он испугался и
признался отцу, что обманул его.
Крестьянин со своим сыном вступили
на мост, и вдруг... тот провалился.
А ведь я тебя обманул, - сознался
крестьянин мальчику, когда они
выбрались на берег. - Волшебных
мостов не бывает.
***
Порой наши необдуманные слова еще
и не к таким последствиям приводят.
Притча о спасательнице
морских звезд
вокруг
берег
было
звездами,
на
По берегу моря гулял мужчина.
Все
усеяно
водорослями, мелкими рыбками и
морскими
которые
выбросило
после
страшного шторма.
И вдруг он увидел маленькую
девочку. Она наклонялась до
земли, брала что-то, а потом
бросала в море.
— Зачем ты это делаешь? —
спросил мужчина. — Ты же не
сможешь помочь им всем! Их
слишком много!
— Может быть, — ответила
девочка, бросая как можно дальше
в море еще одну морскую звезду.
— Но для нее я сделала все, что
Притча о цветке и
милосердии
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу,
свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще
тому, что Бог создал его не крапивой или
чертополохом, а таким, чтобы радовать
человека.
Рос он, рос…
И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.
Просто так, не зная даже зачем.
Скомкал и выбросил на дорогу.
Больно стало цветку, горько.
Мальчик ведь даже не знал, что ученые
доказали, что растения, как и люди, могут
чувствовать боль.
Но больше всего цветку было обидно, что его
просто так, без всякой пользы и смысла сорвали
и лишили солнечного света, дневного тепла и
ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее о чем он подумал – что все-таки
хорошо, что Господь не создал его крапивой.
Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе
руку.
А он, познав, что такое боль, так не хотел,
чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было
больно…
Автор притчи монах Варнава (Евгений Санин)
Притча о воробье,
хотевшем стать
попугаем
Прошла гроза.
Встала над полем радуга.
И решил воробей:
- Сколько мне уже можно таким
невзрачным быть? Выкупаюсь я в
ней и стану таким же красивым,
как попугай!
Полетел он к радуге, но та
уходила все дальше и дальше. А
после и вовсе исчезла.
Опустился воробей на землю и так
огорчился, что даже не заметил,
как угодил в разложенную на
траве сеть.
- А-а, это всего-навсего воробей! -
разочарованно
воскликнул
птицелов,
и
выпустил воробья.
А стань тот, и правда, похож на
попугая, до конца своих дней
лишился б свободы!
притчи:
Автор
Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги:
увидев добычу,
Рефлексия.
А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь
добротой.
Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела.
Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки
в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Коллеги!
терпения,
Собирайте капли знаний,
Укрепляйтесь каплями
Дарите капли любви,
Ищите капли мудрости,
Ловите капли радости,
Храните капли надежды,
Пусть этих капель
Собираются реки и моря
Вашего душевного
благополучия.
Дорогие коллеги!
Спасибо за внимание!
и
Творческих
Вам успехов
во всех делах
начинаниях!
Оптимизма
преодолени
трудностей и
в
и
невзгод!
и…
счастья!