Презентация опыта работы школы "Роль школьных традиций в формировании личности обучающихся"
Оценка 4.7
Культурные мероприятия
docx
администрации +1
Взрослым
11.12.2017
Воспитать личность можно и нужно на традициях нашего народа, на лучших традициях семьи и школы. Тогда маленький человек будет гордиться, что он живет в России, будет гордиться своими родителями и своей школой.
Наши школьные традиции несут в себе определенный заряд нравственности, что позволяет использовать их возможности для развития личности школьника. Все это воспитывает учащихся в духе патриотизма - гордости за свою Родину и ее замечательных земляков.
Школьные традиции выполняют по крайней мере две функции в жизни школы. Во-первых, они придают ей определенную надежность, прочность. Традиции вводят стабильность в жизнь школы. Они формируют общие интересы, придают школьной жизни размеренность, постоянство. И к этому надежному и постоянному можно приобщиться, принять его и сделать достоянием своей личности. И, конечно же, традиции придают свое особое, неповторимое лицо школы.
Роль школьных традиций.docx
Роль школьных традиций в формировании личности обучающихся.
Тот, кто не любит свою
страну,
ничего любить не может.
ао
Джордж Г рдон Б йрон
оо
Родина — это наша страна, это наша Россия, это наш Ямал, это наш
любимый город Ноябрьск.
Любить Родину – значит знать её историю, культуру, национальные
традиции. Мы живем в молодом многонациональном городе! В нём живут
русские, татары, башкиры, чеченцы, белорусы, украинцы, молдаване, казахи,
таджики, узбеки, ханты, ненцы, азербайджанцы разные народы,
объединённые в одну семью – ноябряне! Мы все говорим порусски, и
каждый знает свой родной язык; мы поем украинские песни и танцуем
лезгинку; мы готовим чакчак и манты; мы с радостью празднуем и сабантуй,
и масленицу, и день оленевода … Мы богаты! Мы богаты культурой и
традициям всех живущих в городе народов!
Традиции родного татарского народа в МБОУ СОШ №6 изучают на
уроках дополнительного образования. На протяжении двадцати лет в нашей
школе учащиеся татарской национальности изучают свой родной язык.
Стало традицией каждый год 26 апреля проводить Тукаевские чтения.
Навсегда остаются рассказы Начии Ахметовны Ярковой, педагога
дополнительного образования, о жизни и творчестве Габдуллы Тукая. У него
рано умерли родители, и в четыре с половиной года он остался сиротой.
Маленький Габдулла скитался из одной семьи в другую.В этих больших
семьях он слышал попрёки. Никто его не утешал, не ласкал, не жалел.
Габдулла рос очень любознательным, старательным. Он много читал,
заучивал наизусть. Появилась тяга к родному языку, он пробует писать стихи.
Его первое стихотворение «Родной язык»:
О язык родной, певучий! О родительская речь!
Что ещё на свете знал я, что сумел я уберчь?...
В каждом слове чувствуется его любовь к родному языку, своей семье и
боль одиночества.
Ежегодно в феврале учащиеся, родители, педагоги принимают активное
участие в «Джалиловских чтениях». Знакомство с биографией и творчеством
поэта – героя Мусы Джалиля вызывают чувство гордости. Когда началась
Великая Отечественная война, Муса Джалиль ушел на фронт. В одном из
боёв он был тяжело ранен, попал в плен. Муса в фашистских застенках пишет
стихи. Их читают и заучивают наизусть пленные: русские, татары, башкиры,
казахи. Стихи этого замечательного борца помогают пленным выжить в
страшных условиях концлагеря. Мусу Джалиля фашисты казнили. После
войны его стихи вернулись на Родину. Издан сборник «Моабитская тетрадь», с которым учащиеся знакомятся на уроках не только татарского языка, но и
на классных часах для всех учащихся школы. За исключительную стойкость и
мужество, проявленные в боях с немецкофашистскими захватчиками в
Великой Отечественной войне, Мусе Джалилю посмертно присвоено звание
Героя Советского Союза и присуждена Ленинская премия за цикл
"Моабитская тетрадь".
Одной из самых ярких традиций татарского народа является праздник
Сабантуй. Этот праздник испокон веков праздновали наши деды и прадеды.
Не теряя своего тепла и красоты, дошел он и до наших дней. Что касается
названия, то у слова "сабан" есть два значения это "плуг" и "весенний сев";
"туй" это праздник.
В назначенный день дети отправлялись по домам собирать крупу,
молоко, масло, яйца. Своими закличками они желали хозяевам благополучия
и получали угощение.
Из собранных продуктов женщина готовила у воды кашу для детей. На
следующий день, чуть свет, дети, надев на себя обновки, отправлялись по
домам собирать крашеные яйца. У каждого в руках был мешочек, сшитый из
полотенца. Все хозяйки в этот день пекли булочки. В некоторых деревнях
первого вошедшего в дом мальчика хозяйка сажала на подушку,
приговаривая: «Пусть лёгкой будет твоя нога, пусть будет много кур и
цыплят…». Первому обязательно давали яйца, и гостинцев ему доставалось
больше, чем остальным.
Сабантуй — это праздник земледелия, почитание матушки земли, день
поклонения ей. Он проводится по окончании посевных работ.
Основное событие праздника – чествование землепашцев, лучших
тружеников!
Народное гуляние с песнями, танцами, соревнованиями,
весёлыми конкурсами и представлениями.
многонациональный праздник, праздник дружбы народов!
Еще одной традицией является проведение поздней осенью или в начале
зимы, после первых заморозков обряда “Гусиное перо”. В школе шумят
театральные постановки.
По традиции в мае мы проводим Сабантуй замечательный
В народе с вечера хозяйка оповещает своих соседей, родственников о
предстоящей работе. Наутро приходят девушки и женщины постарше.
Пожилые женщины наблюдают за работой девушек, выбирая тем самым
умелую и аккуратную, работящую сноху и жену сыну. Вот работа закончена.
Девушки спускаются к речке, чтобы помыть гусей холодной водой. По дороге
они разбрасывают гусиные крылышки. Этот обычай гласил о том, что на
следующий год на тропинке будут толпиться молодые гуси. Пока девушки
моют гусей, хозяйка дома печёт блины, готовит гуся. Он подавался обычно с
отварной картошкой и домашней лапшой. Готовились и другие блюда: бэлеш,
чакчак, перемяч. Девушки возвращаются, переодеваются в свои чистые наряды и тут начинается веселье. Парни в этот день приходили, покупать у
понравившейся девушки гусиное крыло как символ согласия выйти замуж.
Этот праздник часть деревенского быта, который объединял
поколения и давал возможность сохранять обычаи и традиции татарского
народа.
Одной из замечательных традиций татарского народа является
гостеприимство.
В чём проявляется гостеприимство?
Вот какое наставление давал татарский писатель Каюм Насыри: «О сын
мой, если хочешь, чтобы тебя почитали, будь хлебосолен, приветлив, щедр.
Всё, чем богат, с радушным видом поставь перед гостями».
Учащиеся начальной школы узнают на уроках ко Дню народного
единства, символизирующий сплоченность различных народов, как принимают
гостей в татарской деревне?
…Както в середине лета наступил небольшой перерыв в крестьянской
работе и Исмагил решил:
— Навещука я своих родных, съезжу с семьёй в свой родной аул.
Как решил, так и сделал. Сообщил родителям о своём намерении и
скоро вместе с женой Гульсум, маленькими сыном и дочкой отправился к
родным.
А в ауле, когда узнали, что едут гости, началась весёлая суматоха:
— Зарежем барашка, чтобы порадовать детей и внуков!
— Давайка, выбьем подушки и посушим их на солнышке!
— Выскобли, дочка, пол как следует — брат приезжает!
Родители, сестры, братья готовились, и соседи тоже готовились так,
будто Исмагил и Гульсум ехали к ним. Приехали гости — и сразу к столу. А
на нём: лапша, бялиш, пельмени, рыба — чего только нет. Набежали родные,
соседи, всем хотелось повидаться и поговорить.
— Угощайтесь, гости дорогие! Вот и пельмени готовы.
— А внукам дадим каймак — варёные сливки. Аша, аша туганым! Ешь,
ешь, родной!
Всё вкусно, всего хочется попробовать, но гостям нельзя увлекаться,
ведь их пригласили уже и в другие дома. А отказаться — значит обидеть
людей.
Вот посидели за столом, отведали всего понемножку и отправились к
родным на другой конец аула.
А там самовар бегом переносят из дома в дом. Почему? Небогато
живут старики, даже самовара своего нет. Смогли только лепёшек напечь да
разложили к чаю татарскую ягодную пастилу. Но это ничего, ведь главная
радость не от еды, а от доброй встречи. "Если нет угощения, приласкай гостя
словом" и "Если угощают, пей даже— воду", — учат татарские народные
пословицы. Попили здесь чаю, рассказали о новостях. А в дверях уже стоит сосед:
"Пожалуйте ко мне!"
Здесь снова лапша гусем, чакчак с чаем. И так целых два дня. Со всеми
повидались, узнали все новости, рассказали о своём житьебытье. В каждом
доме неспешная беседа. Разве не захочется ещё приехать?
Уезжали Гульсум, Исмагил и их дети с любовью в сердце гостеприимным
землякам…
Воспитанники постоянные участники и дипломанты городских
конкурсов, фестивалей и национальных праздников по сохранению традиции и
обычаев разных народов «Сабантуй», «Гусиное перо», «Тукаевские чтения»,
«Джалиловские чтения», «Курбан – байрам», «Ураза – байрам»:
2 диплома лауреатов I степени, в городском Фестивале «Родной языксвятой
язык», посвящённом международному Дню родного языка (2017г.);
2 диплома лауреатов I степени, дипломы лауреатов II и III степени в VI
городском фестивале тюркской культуры «Тюркский колорит» (2016г.);
благодарственные письма за участие в межрегиональной конференции II
Съезда Курултай башкир и татаробашкирских общественных организаций
ЯНАО (2016г.);
дипломы I и II степени в городском Фестивале «Родной языксвятой язык»,
посвящённом международному Дню родного языка (2016г);
3 диплома победителя городского конкурса чтецов «Памяти Мусы
Джалиля» (2016г.);
благодарственные письма за участие в городском празднике «Навруз»
(2016г.);
дипломы I и II степени в городском краеведческом конкурсе чтецов «Наш
дом–Север!» (2015г.);
диплом за участие в V Всероссийском конкурсе творческих работ «Моя
малая Родина» в номинации «Традиции народов России» (2014г.);
диплом за участие в городском фотоконкурсе «Литература и Я» (2014г.);
дипломы за участие в городском Фестивале «Родной языксвятой язык»,
посвящённом международному Дню родного языка (2014г.);
диплом городского фестиваля молодёжного творчества «От культуры мира
к культуре человека» в номинации «Краски фольклора» (2013г.);
диплом лауреата городского фестиваля «Единство разных», посвящённого
Международному дню толерантности (2013г.);
диплом, кубок за II место в городском конкурсе ««Многообразие мира»
(2013г.);
диплом победителя в конкурсе национальных семей в рамках III городской
Молодёжной Ассамблеи национальных культур (2013г.);
диплом за II место в городской интеллектуально – познавательной игре
«Брейнринг» по теме «Имею право!» (2012г.);
диплом, кубок за II место в городском конкурсе выставке инсталляции
«Сказки народов мира» (2012г.); диплом, кубок за I место в городском конкурсе «Многообразие мира»
Управление по делам семьи и молодёжи Администрации города Ноябрьска
МБУ «МЦТ и МК «Вектор» (2012 г.);
диплом за участие в городском театрализованном мероприятии «Татарский
обряд. Гусиное перо» (2012 г.).
Презентация опыта работы школы "Роль школьных традиций в формировании личности обучающихся"
Презентация опыта работы школы "Роль школьных традиций в формировании личности обучающихся"
Презентация опыта работы школы "Роль школьных традиций в формировании личности обучающихся"
Презентация опыта работы школы "Роль школьных традиций в формировании личности обучающихся"
Презентация опыта работы школы "Роль школьных традиций в формировании личности обучающихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.