Особенности работы с детьми ОВЗ в условиях детского оздоровительного центра.docx
Особенности работы с детьми ОВЗ в лагере детского отдыха
Категории детей ОВЗ
1. Дети с нарушениями слуха к этой категории относятся глухие дети, а
также те, кто слышит плохо (слабослышащие) и позднооглохшие
2.Дети с нарушениями зрения – к данной категории относятся слепые дети и
те, которые видят очень плохо (слабовидящие)
3.Дети с нарушениями речи дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – (4
вид)
4.Дети с нарушениями опорно двигательного аппарата(НОДА)
5. Дети с умственной отсталостью –
легкая, умеренная, тяжелая и глубокая (8 вид).
6.Дети с задержкой психического развития (ЗПР) (7 вид)
7.Нарушение поведения нарушения эмоционально волевой сферы:
агрессивность
гиперактивность
тревожность
дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)
8.Комплексное нарушение психофизического развития к этой категории
причисляют слепоглухонемых, а также глухие и слепые умственно отсталые.
Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психологомедикопедагогической
комиссией.
Установленный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается
положительная динамика в результате оказанной психологопедагогической
помощи.
Какие дети в большинстве своем могут оказаться в сфере вашего общения?
3 слайд:
Дети с умственной отсталостью: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая ( 8
вид).
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) (7 вид)
Нарушение поведения в обществе и общения – нарушения в эмоционально
волевой сфере:
агрессивность
гиперактивность
тревожность
дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) диагноз «аутизм»
сегодня у всех на слуху. Но не все понимают, что обозначает этот термин и
чего ожидать от ребенка аутиста. Расстройства аутистического спектра
характеризуются дефицитом социального взаимодействия, трудностями
при контакте с другими людьми, неадекватными реакциями при общении, ограниченностью интереса и склонностью к стереотипии (повторяющимся
действиям, схемам).
Также, я бы выделила на особое место детей из детского дома, а в нашем
городе один детский дом для детей ОВЗ.
У этих детей имеют место значительные отклонения, как в поведении, так
и в личностном развитии. Также эти дети характеризуются особым процессом
социализации:
неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления
контактов с взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям,
отстранённость от них;
низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные
нормы, правила, необходимость соответствовать им;
слабо развито чувство ответственности за свои поступки, безразличие в судьбе
тех, кто связал с ними свою жизнь;
потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;
неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и
поддержки с их стороны;
несформированность эмоционально волевой сферы, отсутствие
целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще своего
целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей:
получить желаемое, привлекательное;
несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в
удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище,
развлечения);
низкая социальная активность;
склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление
одним или несколькими психоактивными веществами: курение, употребление
алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных средств и т.д.
нарушено равновесие между «хорошим» и «плохим»;
отсутствие способов социального подкрепления представления о собственной
ценности, столь важного для нормального развития личности;
зависимость от взрослого может выступать в двух формах:
положительной когда ребенок стремиться привлечь внимание взрослого,
завоевать его любовь выполнением требований, послушным поведением и т.п.,
отрицательной когда внимание взрослого завоевывается плохим поведением,
нарочитым невыполнением требований, демонстративным непониманием. Чем
старше ребенок, тем чаще в условиях детского дома можно встретиться с
поисками отрицательной зависимости.
Особенности работы с детьми с интеллектуальными нарушениями:
На что же следует обратить внимание?
Ведущим нарушением у таких детей является недоразвитие познавательной
деятельности и, прежде всего, высших абстрактных форм мышления.
Из особенностей развития следует обратить внимание на следующие:
У детей длительно формируются навыки самообслуживания.
Мышление ребенка будет находится на более примитивном уровне.
Не всегда быстро устанавливается связь между практическим опытом
ребенка и наглядно абстрактными представлениями.
Речь ребенка малоинтонирована, фраза короткая.
У ребенка наблюдаются неуклюжие движения
1.Помогите детям соблюдать последовательность действий.
Это особенно нужно для выполнения элементарных навыков самообслуживания.
Для этого повесьте картинки с изображением последовательности действий для
формирования элементарных гигиенических навыков.
2. Развивайте тесную связь между практическим опытом ребенка и
наглядноабстрактными представлениями с включением речи в
мыслительную деятельность.
Сопровождайте речь показом действия.
Длинную словесную инструкцию дробите на короткие.
Расширяйте опыт ребенка. (cid:151)
Обращайте внимание на общие признаки, свойства. (cid:151)
Помогайте ребенку ориентироваться в пространстве.
3.Помогайте ребенку участвовать в общих играх.
Понятно объясняйте правила игр.
Давайте ребенку роль ведущего.
Давайте ребенку роль помощника ведущего.
В соревновательных моментах привлекайте ребенка к судейству.
4. Включайте ребенка во все мероприятия.
Заранее договаривайтесь о правилах поведения.
Заранее предупреждайте ребенка о приближении следующего мероприятия
или режимного момента.
Давайте ребенку более простое задание.
Хвалите его за минимальный успех. При этом обязательно объясняйте
остальным детям, почему его хвалят.
Предугадывайте конфликтные ситуации.
Не сравнивать ребенка с другими детьми!
Особенности работы с детьми с нарушениями в поведении:
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — неврологическо
поведенческое расстройство развития. Проявляется такими симптомами, как
трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая
импульсивность.
беспокойные движения в кистях и стопах;
неумение сидеть на одном месте;
легкая отвлекаемость на посторонние раздражители;
нетерпеливость;
неумение доводить начатое до конца; очень быстрая переключаемость с одного дела на другое;
болтливость;
неумение играть, разговаривать тихо и спокойно;
_отсутствие умения прогнозировать последствия своих поступков;
спонтанность и необдуманность действий;
суетливость;
малая продолжительность сна и трудности при засыпании
настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость,
агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Большие
трудности ребенок испытывает в коллективе сверстников, которые
отказываются
общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть.
Гиперактивный ребенок не способен долго переживать обиды, складывается
впечатление, что с него все «как с гуся вода». Поэтому о таких детях говорят
как о бесчувственных, а иногда и жестоких. Данный факт можно объяснить тем,
что на нейрофизиологическом уровне у детей с СДВГ снижен болевой порог, т. е.
они менее чувствительны к боли, чем их сверстники. А не испытывая боли в
полной мере сами, они не обращают внимания на то, что причиняют боль другим,
не понимают этого.
изза их якобы эмоциональной черствости им трудно устанавливать дружеские
отношения. Взрослые характеризуют таких детей как недисциплинированных и
неуправляемых.
Важно!!!
1. Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки
и т. д.
2. Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее
будильник, таймёр – это способствует снижению агрессии ребенка.
3.Продумать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за
желательное и нежелательное поведение.
4.Продумать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения
в группе детского сада, в классе, дома.
5. Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
6. Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе
сам при выполнении задания.
«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ
РЕБЕНКОМ
Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
Задать неожиданный вопрос.
Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить
действие ребенка).
В общении – важна просьба (но не заискивать), а не приказ.
Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не
услышит вас).
Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою
просьбу (нейтральным тоном).
Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент,
когда он капризничает.
Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
Отсутствие нотаций (ребенок все равно их не слышит)
Агрессивность активное или пассивное поведение, направленное на
причинение физического или морального вреда себе, другому человеку,
животному, а также нанесение ущерба или разрушение неодушевленного
предмета.
Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди
детей школьного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ
достижения цели.
Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:
а) стиль воспитания в семье (гипер и гипоопека);
б) повсеместная демонстрация сцен насилия;
г) индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий
уровень активного торможения и т. д.);
д) социальнокультурный статус семьи и т. д.
Профилактическая работа с агрессивным ребенком:
1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно
перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть
ребенка.
2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или
вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более к
людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в
отдельных случаях действуют довольно эффективно.
3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически
напоминать о нем.
4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе
развития у них эмпатии, сопереживания.
5. Обучать конструктивным способам выражения гнева как естественной,
присущей человеку эмоции.
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ) ГНЕВА
1. Громко спеть любимую песню.
2. Попрыгать на скакалке.
3. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции. 4. Пускать мыльные пузыри.
5. Устроить «бой» с боксерской грушей.
6. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
7. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).
8. Отжаться от пола максимальное количество раз.
9.Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», « Кто
быстрее пробежит»
10. Скомкать или порвать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
11. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать его.
Застенчивость и тревожность
Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, которая
заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых
различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не
располагают. Страхи могут быть возрастные, которые присущи большинству
здоровых детей данного возраста, и индивидуальные, свойственные только
конкретному ребенку.
Профилактическая работа с тревожным ребенком:
1.Фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным.
2. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения
ребенка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы.
3. Главный козырь взрослых — это терпение и тактичность.
4. Необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность.
5. В быту необходимо стимулировать ребенка к разностороннему общению:
обратиться к комуто с просьбой, отдать чтолибо. На первых этапах
присутствие и участие знакомого взрослого обязательно.
Дети с эмоциональноволевыми нарушениями, поведенческими
нарушениями хорошо адаптируются при соблюдении ряда условий:
Перед вами стоит несколько задач:
1 задача: установление эмоционального контакта с ребенком.
Вожатому необходимо создать ситуацию общения так, чтобы она:
была для ребенка комфортной,
подкреплялась приятными впечатлениями,
не требовала недоступных для него форм взаимодействия.
Ребенок должен получить опыт комфортного общения, и только потом,
добившись его привязанности, создав некоторый кредит доверия, мы можем
постепенно развивать более сложные формы взаимодействия. 2 задача: предупреждение негативных реакций.
Этому способствует организация целенаправленного поведения ребенка – четкий
распорядок дня и формирование стереотипного поведения в определенных,
часто повторяющихся ситуациях.
Обеспечению предсказуемости событий помогут Календарь и Расписание.
Сделайте их вместе с ребенком. Нарисуйте картинки и напишите время.
Такое расписание упорядочивает день и делает события предсказуемыми.
Если ребенок точно знает, что за чем следует, он может сосредоточиться на
какомто конкретном деле и не беспокоиться о том, что произойдет в следующий
момент.
Такое расписание обозначает рамки.
Мы показываем ребенку, что в развитии событий есть определенная логика.
Оно призывает довести дело до конца.
Для занятий, вызывающих наименьший интерес, очень полезна стратегия
«сначала/потом». Когда ребенок видит, что после прогулки у него будет время
поиграть на компьютере, это может помочь ему «взяться за ум».
Расписание развивает самостоятельность.
3 задача: развитие взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Помогайте ребенку понять себя и окружающий его мир:
замечайте и объясняйте ребенку эмоциональные состояния других людей;
декодируйте (расшифровывайте) их выразительные проявления;
анализируйте эмоции и помогайте ребенку понимать, чем они вызваны, под
влиянием чего меняются;
воспроизводите вместе с ним разные эмоции, учите его анализировать
собственные эмоции;
проговаривайте эмоции вместе с ребенком и учите его управлять своим
эмоциональным состоянием
Хотя особенности есть у каждой группы нарушений, у них есть и общее:
практически у всех детей уровень развития будет отличаться, в большей
или меньшей степени, от других детей возрастной группы;
они обладают разным темпом речемыслительной деятельности;
у детей нарушены коммуникативные навыки;
им характерна повышенная истощаемость;
у детей наблюдаются особенности моторного развития.
Техники для работы:
«Активное слушание» это такое слушание, при котором мы активно даем
понять собеседнику, что мы его не только слушаем, но и слышим, и понимаем, и
даже разделяем его чувства.
Приемы:
Пауза — это просто пауза. Она даёт собеседнику возможность подумать. После
паузы собеседник может сказать чтото ещё, о чём промолчал бы без неё. Пауза
так же даёт самому слушателю возможность отстраниться от себя (своих
мыслей, оценок, чувств), и сосредоточиться на собеседнике. Умение
отстраняться от себя и переключаться на внутренний процесс собеседника —
одно из главных и трудных условий активного слушания, создающее между
собеседниками доверительный контакт.
Уточнение — это просьба уточнить или разъяснить чтолибо из сказанного. В
обычном общении мелкие недосказанности и неточности додумываются
собеседниками друг за друга. Но когда обсуждаются сложные, эмоционально
значимые темы, собеседники часто непроизвольно избегают явно поднимать
болезненные вопросы. Уточнение позволяет сохранять понимание чувств и
мыслей собеседника в такой ситуации.
Пересказ (парафраз) — это попытка слушателя кратко и своими словами
повторить изложенное собеседником только что. При этом слушатель должен
стараться выделять и подчеркивать главные на его взгляд идеи и акценты.
Пересказ даёт собеседнику обратную связь, даёт возможность понять, как его
слова звучат со стороны. В результате, собеседник либо получает подтверждение
того, что он был понят, либо получает возможность скорректировать свои слова.
Кроме того, пересказ может использоваться как способ подведения итогов, в том
числе промежуточных.
«Я – высказывание, я – сообщение»
«Явысказывание» — это прием и способ, с помощью которого взрослый
сообщает ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем
и не о его поведении, которое это переживание вызвало (в отличие от «Ты
высказывания»). «Явысказывание» всегда начинается с личных местоимений:
«я», «мне», «меня».
Ребенок разговаривает на уроке во время объяснения нового материала.
Учитель:
(«Тывысказывание»): «Ты можешь закрыть рот, в конце концов? Ты
мне мешаешь. Прекрати разговаривать».
«Явысказывание»: «Когда разговаривают во время объяснения, мне
трудно говорить, я начинаю раздражаться, и от этого мне еще
сложнее. Пожалуйста, перестань разговаривать». В классическом «Явысказывание» вообще не содержит местоимения «ты»,
лишь ссылку на определенные ситуации или отвлеченных людей.
«Тывысказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека,
часто обвинение. После «Тысообщения» взрослый часто использует угрозу
или приказ («Прекрати разговаривать», «Делай уроки, в конце концов»,
«Немедленно уберись в комнате» и т.п.). Это может вызвать сопротивление и
протест.
«Явысказывание» — это сообщение о наших чувствах, оно редко вызывает
протест, потому что не содержит обвинения .
После «Ясообщения» взрослый часто использует просьбу: «Пожалуйста,
перестань разговаривать», «Уберись, пожалуйста, в комнате», «Не забудь
сделать уроки».
Помимо того, что «Ясообщение» говорит о чувствах взрослого и его
переживаниях, оно имеет еще некоторое назначение:
«Ясообщение» — это способ регуляции собственного эмоционального
состояния, так как энергия эмоциональноаффективного плана переводится
на рациональный, вербально коммуникативный план;
«Ясообщение» — это послание вашего внутреннего «Я», и оно адресовано
внутреннему «Я» ребенка и устанавливает с ним контакт;
«Ясообщение» сигналит о границах дозволенного в необидной для ребенка
форме;
«Ясообщение» это способ передать ответственность за свои действия
самому ребенку. Ребенок сам решает, что ему делать «в свете новой
информации»;
«Ясообщение» предполагает уверенное поведение (мы раскрываем свое
внутреннее «Я») вместо агрессивного поведения;
«Ясообщение» предполагает в общении с ребенком позицию «на равных»,
вместо позиции «сверху».
Несмотря на свою кажущуюся простоту формулирование «Ясообщения»
вызывает большие трудности у родителей и педагогов. Это говорит о том, что
у них самих блокирована связь со своим внутренним «Я», они привыкли
скрывать свои чувства, а также им трудно отказаться от удобной для них
позиции в общении — «сверху».
Прежде чем приступить к формулированию «Ясообщений», можно
предложить взрослым сначала послушать себя. Для этого можно сделать
следующее упражнение :
вспомните (подумайте) о тех действиях детей, которые вызывают
беспокойство и отрицательные переживания;
вспомните (подумайте) о конкретной ситуации, в которой проявлялось это
действие за последнее время (ближайшие 10 дней);
послушайте себя: прислушайтесь к своим чувствам. Какие чувства
откликаются в вас на эту ситуацию?
запишите в колонку слева ситуации с нежелательным действием ребенка, а в
колонку справа, напротив каждой ситуации, то чувство, переживание,
которое откликается на данную ситуацию. Например: Ситуация
Пришел с улицы в грязной обуви, на
следил в прихожей, отказался вымыть
ботинки и убрать грязь.
Ученик стучал линейкой по парте, не
давал вести урок.
Ребенок пропустил занятия в школе,
гулял по улице.
Ваше чувство
Раздражение, обида,
расстроилась
Злость, раздражение, гнев
Тревога, беспокойство, страх
4..............................
Данное упражнение поможет взрослым лучше понять (услышать) те чувства,
которые они испытывают в связи с тем или иным нежелательным действием
ребенка, поскольку взрослые склонны игнорировать не только чувства детей,
но и свои собственные, как нечто несущественное («Меня всегда учили, что
чувства — это слабость, и их нужно скрывать или не обращать на них
внимания», — признание одной мамы). Некоторые авторы (Кривцова, 1997) предлагают такую схему «Ясообщения»:
Презентация "Особенности работы с детьми ОВЗ в условиях детского оздоровительного центра"
Презентация "Особенности работы с детьми ОВЗ в условиях детского оздоровительного центра"
Презентация "Особенности работы с детьми ОВЗ в условиях детского оздоровительного центра"
Презентация "Особенности работы с детьми ОВЗ в условиях детского оздоровительного центра"
Презентация "Особенности работы с детьми ОВЗ в условиях детского оздоровительного центра"
Презентация "Особенности работы с детьми ОВЗ в условиях детского оздоровительного центра"
Презентация "Особенности работы с детьми ОВЗ в условиях детского оздоровительного центра"
Презентация "Особенности работы с детьми ОВЗ в условиях детского оздоровительного центра"
Презентация "Особенности работы с детьми ОВЗ в условиях детского оздоровительного центра"
Презентация "Особенности работы с детьми ОВЗ в условиях детского оздоровительного центра"
Презентация "Особенности работы с детьми ОВЗ в условиях детского оздоровительного центра"
Презентация "Особенности работы с детьми ОВЗ в условиях детского оздоровительного центра"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.