Данная презентация разработана в помощь при проведении урока в 9 классе по соответствующей теме. Материал представлен в простой и наглядной форме, структурирован с текстом учебника, что существенно упрощает освоение нового материала учащимися. Презентация используется при одновременной работе с текстом параграфа и рабочими листами, разработанными по этой же теме.
Отражение звука.
Отражение звука.
Эхо. (39 – 40)
Эхо. (39 – 40)
Вид урока: комбинированный
Цель: способствовать формированию
информационно – коммуникативной и
самообразовательной компетенции
Задач: ознакомимся с отражением звука, звуковым
резонансом, а также явлением интерференции
звуковых волн и её условиями
Опрос
Опрос
1.В каких средах может
1.В каких средах может
распространяться звук? ____
распространяться звук? ____
2.Какие тела лучше проводят звук –
2.Какие тела лучше проводят звук –
упругие или пористые? ____
упругие или пористые? ____
3.Где не может распространяться звук?
3.Где не может распространяться звук?
____
____
4.Как обеспечить звукоизоляцию
4.Как обеспечить звукоизоляцию
помещения? ____
помещения? ____
5.Зависит ли скорость звука от того, в
5.Зависит ли скорость звука от того, в
какой среде он распространяется? ___
какой среде он распространяется? ___
ЭхоЭхо
1.Где можно слышать эхо? ________
1.Где можно слышать эхо? ________
Объяснение: отражение
отражение
Объяснение:
звука от различных
звука от различных
преград, когда
преград, когда
отражённый звук
отражённый звук
воспринимается
воспринимается
отдельно от
отдельно от
произнесённого ==> > промежуток
промежуток
произнесённого
времени между воздействием этих
времени между воздействием этих
двух звуков на барабанную
двух звуков на барабанную
перепонку составлял не менее 0,06
перепонку составлял не менее 0,06
сс
1.Что препятствует образованию эхо в
1.Что препятствует образованию эхо в
комнате?
комнате?
*______________
*______________
*______________
*______________
2.Что способствует
2.Что способствует
образованию эхо в комнате?
образованию эхо в комнате?
*______________
*______________
*______________
*______________
Объяснение: набегание предшествующих
набегание предшествующих
Объяснение:
ЭхоЭхо
звуковых волн на последующие –
звуковых волн на последующие –
наложение звуков => > гулгул
наложение звуков =
Рупор – расширяющаяся
Рупор – расширяющаяся
труба круглого сечения
труба круглого сечения
Действие основано на свойстве звука
Действие основано на свойстве звука
отражаться от гладких поверхностей
отражаться от гладких поверхностей
Звуковые волны не рассеиваются во
Звуковые волны не рассеиваются во
все стороны, а образуют
все стороны, а образуют
узконаправленный пучок ==> >
узконаправленный пучок
мощность звука увеличивается и он
и он
мощность звука увеличивается
распространяется на большое
распространяется на большое
расстояние
расстояние
Резонанс
Резонанс
Возрастание амплитуды колебаний
Возрастание амплитуды колебаний
при совпадении частоты
при совпадении частоты
вынуждающей силы с
вынуждающей силы с
собственной частотой
собственной частотой
колебательной системы
колебательной системы
Опыт: периодически дуть на
Опыт: периодически дуть на
нитяной маятник => > раскачаем
раскачаем
нитяной маятник =
Опыт с камертонами
Опыт с камертонами
1.Поставить два одинаковых
1.Поставить два одинаковых
камертона неподалёку
камертона неподалёку
2.Ударить по камертону А и затем
2.Ударить по камертону А и затем
приглушить его пальцами
приглушить его пальцами
3.Услышим звук камертона В
3.Услышим звук камертона В
(отозвался)
(отозвался)
ВЫВОД: их частоты одинаковы
ВЫВОД: их частоты одинаковы
4.Наденем на камертон В муфточку
4.Наденем на камертон В муфточку
5.Повторим опыт
5.Повторим опыт
6.Камертон В не отзывается
6.Камертон В не отзывается
ВЫВОД: их частоты разные
ВЫВОД: их частоты разные
Зачем камертону ящик?
Зачем камертону ящик?
1.Усиление звука
1.Усиление звука
2.Наиболее полная передача
2.Наиболее полная передача
энергии от одного камертона к
энергии от одного камертона к
другому
другому
Резонатор => > более громкий, но
более громкий, но
Резонатор =
менее длительный звук
менее длительный звук
Резонатор в голосовом
Резонатор в голосовом
аппарате
аппарате
Источник звука – – голосовые связки
голосовые связки
Источник звука
(приходят в движение благодаря
(приходят в движение благодаря
продуванию воздуха из лёгких)
продуванию воздуха из лёгких)
Гортань – – усиливает тоны
усиливает тоны, частота
, частота
Гортань
которых близка к её собственной
которых близка к её собственной
частоте
частоте
Полость рта – для произношения
– для произношения
Полость рта
звуков необходимо особое
звуков необходимо особое
положение губ, языка и
положение губ, языка и
резонаторной полости во рту
во рту
резонаторной полости
Интерференция
Интерференция
Явление сложения в пространстве
Явление сложения в пространстве
волн, при котором образуется
волн, при котором образуется
постоянное во времени
постоянное во времени
распределение амплитуд
распределение амплитуд
результирующих колебаний
результирующих колебаний
Условие интерференции – –
Условие интерференции
когерентные волны (одинаковая
(одинаковая
когерентные волны
частота источников волн и
частота источников волн и
разность фаз не меняется со
разность фаз не меняется со
временем)
временем)
Интерференция
Интерференция
целому числу длин волн
длин волн
1.Условие maxmax – разность хода волн
– разность хода волн
1.Условие
= = целому числу
2.Условие minmin – разность хода волн
– разность хода волн
2.Условие
= = нечётному числу
нечётному числу полуволн
полуволн