Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
Оценка 5
Руководства для учителя
pptx
библиотека
Взрослым
07.02.2017
Оценивание является одним из основных этапов образовательного процесса. С его помощью выполняются следующие функции: диагностическая, обучающая, организующая и воспитывающая.
Традиционный взгляд на школу состоит в том, что она должна давать прочные знания. Но в современных условиях, когда количество новой информации постоянно возрастает, такой подход становится ограниченным. Поэтому уже стандарт первого поколения нацелил не только на передачу знаний, но и на развитие личности ученика. Стандарт второго поколения впрямую говорит о смене образовательной парадигмы и о новом образовательном результате – развитии личности. Знание становится средством, а не целью.
Мониторинг.pptx
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
Оценивание
учебных
достижений
школьников
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
Оценивание в образовании
Оценивание (assessment) это процесс сбора
и оценки информации о том, что учащийся
знает, понимает и умеет, он направлен на
принятие обоснованного решения, что
делать дальше в образовательном процессе.
Главная цель оценивания в образовании –
получение информации для принятия
эффективных решений
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
Пользователи информации
С
С
С
С
В
А
Ученики
Родители
Учителя
Граждан
е
Администраторы
и
управленцы
Исследователи
В
С
В
С
С
Профессиональные
союзы
Общественные
лидеры
Представители
системы подготовки и
ПК учителей
Государственные
деятели
СМИ
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
ВИДЫ ПРОГРАММ ОЦЕНКИ
Виды программ
оценивания
Оценка на
уровне класса
Государственны
е
экзамены
Крупномасштабн
ые
исследования
ы
с
о
р
п
о
в
ы
т
с
е
т
я
и
н
е
д
ю
л
б
а
н
Формирующее
оценивание
Выпускные
Вступительные
Национальная
оценка
Международные
сравнительные
исследования
Суммирующее (итоговое)
оценивание
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
ОЦЕНКА НА УРОВНЕ КЛАССА
Цель: Поддержать прогресс ученика. Помочь учителям
и
процесса
преподавания и учения.
совершенствовании
учащимся
в
Как учится ученик и как лучше его обучать? Каковы
сильные стороны конкретного ученика и как их
можно развить? В чём ученик
испытывает
трудности и как они могут быть преодолены?
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
ОЦЕНКА НА УРОВНЕ КЛАССА
Оценка на уровне класса – процесс поиска и интерпретации
достоверных данных, которые ученики и их учителя используют для
того, чтобы решить, где обучаемые находятся в процессе своего
учения, куда им необходимо двигаться дальше и как сделать это
наилучшим
Learning,
Великобритания).
Assessment
for
образом
(программа
Используемые методы – учебные задания, вопросы, наблюдения,
собеседования с учителем, самооценка учащегося, оценка учащихся
друг другом и т.п.
Оценка
образовательных достижений учащихся.
в целях обучения направлена на признание
всех
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЭКЗАМЕНЫ
Выпускной экзамен
Цель: Сертификация учащихся
Как осваивает государственный образовательный стандарт
/образовательную программу конкретный учащийся?
Вступительный экзамен
Цель: Селекция/отбор для продолжения образования
(например, при поступлении в Вуз)
Кто из учащихся может продолжать обучение на
следующей ступени образования?
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
Национальные/региональные
мониторинги
Цель: Выяснить, насколько эффективно работает
система образования.
Насколько эффективно учащиеся овладевают
знаниями и навыками в системе образования?
Какие достижения демонстрируют представители
различных
групп учащихся? Какие факторы
оказывают влияние на результаты обучения?
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
Национальные/региональные
мониторинги
Главная задача получение данных, позволяющих судить о
том, в какой мере достигаются цели, предусмотренные
государственным стандартом.
В рамках Н/РМ изучаются факторы, негативно или
позитивно влияющие на учебные достижения. Такая
информация необходима для разработки политики на
различных уровнях образования.
Проводится: 1 раз в 35 лет, по нескольким предметам, на
тесты и
основе
вопросники
учащихся, используются
выборки
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
Международные сравнительные
исследования
Цель: Сравнение достижений своих учащихся с
достижениями учащихся других стран.
Какой уровень учебных достижений в конкретных областях
знаний показывают учащиеся страны в сравнении с
учащимися других стран? Что школьные системы других
стран «делают лучше»? Как изменяются результаты с
течением времени?
МСИ становятся причиной пересмотра национального
учебного плана, введения новых стандартов, изменения
программ подготовки учителей и т.п.
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
ПИРАМИДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ОЦЕНИВАНИЯ
Как обеспечить максимальное влияние…
Углублённые
исследовани
я
Крупномасштабное
оценивание
(мониторинги)
Государственные экзамены
Внутриклассное оценивание
(оценка на уровне класса)
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
Критерии для
сравнения
Определение целей
Определение
ресурсных
возможностей
разработчиков
Отбор содержания
учебного материала
Построение выборки
для апробации
заданий
Нормативно
ориентированные
Оценка учащегося
относительно других
учащихся
Ориентация на
статистические методы
оценивания.
Критериально
ориентированные
Описание усвоенного
или не усвоенного
учебного материала.
Ориентация на
экспертное оценивание
Может быть очень
широкий спектр
материала
Более жесткие
требования к отбору и
балансу выборки,
определяемые
требованиями расчета
статистических норм
Отбирается материал,
который касается
ограниченной тематики
Более мягкие
требования к объему и
балансу выборки,
определяемые
требованиями отработки
качества заданий
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
Критерии для
сравнения
Апробация тестовых
заданий
Отбраковка заданий и
составление теста
Нормирование теста
Нормативно
ориентированные
В том числе для
определения трудности
заданий
Отбираются задания с
максимальной
дискриминативностью.
Слишком легкие и
слишком трудные
задания отбрасываются
Статистические нормы,
рассчитываемые для
нормативной выборки,
или определение места
ученика относительно
других учеников,
принимавших участие в
Критериально
ориентированные
Для отработки
содержания заданий
Отбираются задания,
максимально
покрывающие
обследуемую область
критерия. Легкие и
трудные задания
включаются.
Описание критерия
достижения результата
или описание тех
учебных задач, с
которыми учащийся
должен справиться.
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
Мониторинг
(слежению)
наблюдению
явлениями.
Мониторинг (от лат. Monitor – предостерегающий) – деятельность по
объектами,
определенными
за
Мониторинг – система повторных целенаправленных наблюдений за
исследуемыми объектами.
Мониторинг – контроль с периодическим слежением за объектом
(Психолого
мониторинга и обязательной обратной связью.
педагогический словарь)
Мониторинг –
систематическое
наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью
их оценки, контроля, прогноза.
специально организованное
Мониторинг – методика и система наблюдений за состоянием
определенного объекта или процесса, дающая возможность
наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять
результаты воздействия разных внешних факторов. Результаты
мониторинга дают
коррективы по
управлению объектом или процессом.
возможность
вносить
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
Педагогический мониторинг
это система сбора, обработки, хранения
и распространения информации о
системе образования или отдельных
ее элементах, которая ориентирована
на информационное обеспечение
управления, позволяет судить о
состоянии системы образования или
ее
элементов в любой момент
времени и может обеспечить прогноз
его развития.
(А.Н. Майоров)
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
Педагогический мониторинг
Цель мониторинга – принятие
управленческих
решений
факторов,
способствующих или препятствующих развитию
объекта изучения.
путем
выявления
Наиболее значимые характеристики мониторинга:
наблюдение, измерение, оценка, прогноз.
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
Модели мониторинга
Мониторинг
Базовый
Задача – предупреждение о
потенциальных опасностях.
Предмет – сложная система.
Стремление к комплексному
измерению системы, покрывающее
все поле возможных сбоев в
функционировании и развитии
системы.
Проблемный
Задача – отслеживание и
предупреждение о реальных
опасностях.
Предмет – отдельные проблемы.
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
Модели мониторинга
1 модель: «Цель результат» (Например,
процессуальный мониторинг в контуре»учительученик»)
2 модель: «Входвыход» (система мониторинга
эффективности обучения первоклассников)
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
Педагогический мониторинг
Объект мониторинга должен:
-
совпадать с объектом управления;
- обладать свойством динамичности;
- иметь опасность несовпадения тех или иных
аспектов желаемому состоянию.
Задачи педагогического мониторинга:
- получение
о
состоянии системы образования или отдельных ее
элементах;
полной,
валидной
информации
- осуществление прогноза;
- принятие
решений.
соответствующих
управленческих
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
Технология проведения
мониторинга
1. Предварительное задание на мониторинг.
2. Задание на мониторинг.
3. Создание рабочего проекта мониторинга.
4. Создание инструментария.
5. Сбор данных.
6. Обработка результатов.
7. Первичный анализ результатов.
8. Обсуждение (валидизация).
9. Подготовка заключительных документов.
10. Использование результатов в управленческой
деятельности.
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
Чем мониторинг отличается от
внутришкольного контроля?
Основная функция мониторинга не функция
контроля, а функция слежения.
Мониторинг может быть использован в качестве
средства постоянного сбора информации об
объектах внутришкольного контроля.
Мониторинг – предполагает НЕ ЕДИНЫЙ сбор
информации, а ПОСТОЯННЫЙ по ОДНИМ
и ТЕМ ЖЕ показателям с целью выявления
ДИНАМИКИ изменений
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
Основные недостатки
реализации мониторинга в
школах России
• Выбор объектов мониторинга ПРОИЗВОЛЕН;
• Используется НЕ вся информация, НЕ
отражает всех достижений и проблем в
деятельности учреждения;
• НЕ установлены четкие сроки проведения
мониторинга (носит периодический характер);
• Часто НЕ ясна цель проводимых измерений и
нет потребности в получении информации;
• Информация собирается, но НЕ анализируется
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
Педагогический мониторинг
1. Предполагает
информацией.
2. Организуется
в
работу
с
случае
риска
несоответствия
объекта
желательному состоянию с точки
зрения
задач
и
педагогического процесса.
целей
3. Объекты
обладают
динамичности, развития.
свойством
стремление
4. Предполагает
к
максимальной
объективности
результатов, путем использования
качественных средств измерения.
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
Первый уровень –
информация для ученика
• Ученик должен иметь возможность
ознакомиться с интерпретацией
полученных результатов. Интерпретация
должна быть выдержана в
положительном ключе, и представлять
собой текст, который позволяет выявить
образовательные дефициты, обозначить
последующие задачи для каждого
ученика.
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
Второй уровень для
учителя
• Здесь информация должна быть
представлена в наиболее развернутой
форме. В зависимости от текущих целей
образовательного процесса учителю
может понадобиться информация об
отдельном ученике, целом классе или
параллели. Результаты должны быть
сведены в таблицы, представлены в виде
графиков, гистограмм. Для большей
наглядности результаты, выходящие за
пределы статистической нормы, можно
выделить цветом.
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
Третий уровень
информация для
управленческого звена
• Третий, итоговый, уровень
представления результатов –
информация для управленческого звена
(администрация школы, районных и
городских управлений образования). На
этот уровень выводятся самые
обобщенные результаты, так, чтобы на их
основе можно было составить целостное
представление о качестве
образовательного процесса.
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
Информирование
С какой целью могут
использоваться результаты
мониторинговых исследований
•
всех
заинтересованных лиц (вертикальное и
горизонтальное)
• Принятие решений на различных
уровнях (тактическое и стратегическое
планирование)
• Изменение акцентов в учебном
процессе (переориентация системы)
•
педагогических кадров
• Инициирование новых исследований
Повышение
квалификации
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
МЕСТО СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
Свинья не прибавляет в весе от того,
что её часто взвешивают
Английская поговорка
Но если утверждается, что свинья прибавляет в
весе, то доказать это без взвешивания весьма
затруднительно
Из наблюдений животноводов
Система оценки необходима для
обслуживания системы образования, но не
наоборот.
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
Предварительное задание
1. Указание цели разработки мониторинга.
2. Выделение объекта мониторинга, его анализ и
классификация.
3. Указание на форму и объем мониторинга, времени
на его разработку и реализацию.
4. Определение
источников
дополнительной информации.
основной
и
5. Определение решений,
которые могут быть
приняты на основе полученной информации.
6. Установление
периодичности
динамических характеристик.
получения
7. Указание механизма,
принципов
и
объема
финансирования на всех этапах разработки.
8. Оценка возможностей.
9. Подбор нормативноправовых документов.
Презентация "Оценивание учебных достижений школьников"
Создание рабочего проекта
мониторинга
1. Методы и формы сбора исследования.
2. Создание проекта инструмента.
3. Планирование проведения сбора информации.
4. Технология обработки результатов.
5. Возможные формы анализа.
6. Варианты представления результатов различным
пользователям.
7. Уточнение необходимого ресурсного обеспечения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.