Презентация: «Ознакомление с видами танцев».

  • Мероприятия
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основные термины урока: Полонез, вальс, мазурка, гавот, галоп, менуэт, полька. Оборудование: ПК, презентация «Жанры танцевальной музыки». Вид урока: Интегрированный. Тип урока: Сообщение новых знаний. Возможная личностно-значимая проблема: Участие обучающихся в реальном живом порождении искусства, повышение уровня социальной значимости культуры и искусства. Ход урока. I. Организационная часть урока: вход учащихся под музыку «Вальса» П.И.Чайковского из «Детского альбома».
Иконка файла материала Основные термины урока.docx
Презентация: «Ознакомление с видами танцев». Основные термины урока: Полонез, вальс, мазурка, гавот, галоп, менуэт,  полька. Оборудование:  ПК, презентация «Жанры танцевальной музыки». Вид урока: Интегрированный. Тип урока: Сообщение новых знаний. Возможная личностно­значимая проблема: Участие обучающихся в  реальном живом порождении искусства, повышение уровня социальной  значимости культуры и искусства. Ход урока. I. Организационная часть урока: вход учащихся под музыку «Вальса»  П.И.Чайковского из «Детского альбома». II. Преподаватель музыки: Ребята, давайте вспомним, какие три главные  составляющие музыки, 3 музыкальных жанра, которые являются ее  фундаментом и без которых не было бы такого жанрового разнообразия,  которое существует в этом великом искусстве?(Песня, танец марш). Кто скажет, под какую музыку вы входили в класс? Кто ее автор, а может  кто­то назовет произведение? («Вальс» П, И. Чайковского из «Детского  альбома»). Правильно. А скажите, вальс принадлежит к какому музыкальному жанру?  (Танец). Сегодня нашим главным героем на уроке станет танец и мы вместе совершим  путешествие по этому удивительному и многообразному «миру». Слайд 1 III. Работа над новым материалом. Слайд2 Преподаватель хореографии:  Как вы думаете, почему люди так любят танцевать? (Танец – это движение,  пластика, красота и радость!). А где мы встречаемся с этим жанром, часто ли мы сталкиваемся в нашей  повседневной жизни? (На всех праздниках, концертах, уроках ритмики и  хореографии...).Вы правы. Танец всегда привлекал людей. Еще из древне крестьяне кружили  на площадях во время народных праздниках под звуки народных  инструментах. Конечно же танец – главное действующее лицо на пышных  балах в старинных замках и огромных дворцах. П.м.: Многие из них дошли и до наших дней. Они, конечно, отличаются друг  от друга в зависимости от страны, в которой родились, от времени, когда это  произошло, от того, кто и где их исполнял. Вы получили задание сделать небольшие сообщения. Давайте послушаем,  ребят, совершив небольшое путешествие в историю танца. Слайд 3 1 сообщение. Глава 1. История танца, как вида искусства. Уже на первом этапе своего существования танец пытался в общественной  форме отображать действительность, отбирать наиболее типические его  черты, придавать им определённый образ. Первой музыкой для танцующих  были звуки барабанов, шум звенящих браслетов и амулетов, первым гримом  служила раскраска лица, имитирующая кровь, а первым опытом актёрской  выразительности ­ подражание различным животным. Всё это довелось  увидеть исследователям в начале XX столетия у индейцев Бразилии и  некоторых индейских племён Северной Америки. Кроме подражательной, танец нёс и воспитательную функцию. Американский  исследователь запечатлел пример исполнения воинственного танца 33  шеренгами по 33 человека в каждой. Эта огромная масса танцующих,  действуя удивительно слаженно, отображала силу и мощь войска. 2 сообщение. Рождение искусства танца Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим  словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и  жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира,  вкладывая в них своё настроение, своё душевное состояние. Возгласы, пение,  пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Сам же танец всегда, во всем времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец  отвечает характеру, духу народа, у которого он зародился. С изменением  социального строя, условий жизни менялся характер и тематика искусства,  изменялся и танец. Своими корнями он глубоко уходил в народное  творчество. Слайд 43 сообщение. Танец в Средние века. Для эпохи Средневековья было характерно острое чувство страха смерти;  изображение смерти, как и дьявола, постоянно встречается в средневековой  символике. Образ танцующей смерти возник уже в глубокой древности;  фигура смерти появляется также в танцах многих первобытных обществ –  например, до сегодняшнего дня она играет большую роль в магических  обрядах водуистов.  От Средневековья дошло множество историй о маниакальной одержимости  танцем. Во время христианских праздников народ внезапно начинал петь и  танцевать у храмов, мешая проходившей в них церковной службе. Эти  безумные танцы наблюдались во всех странах. В Германии они получили  название «пляска св. Витта», а в Италии – «тарантелла».  Средневековый танец оставался еще во многом импровизированным действом. Народ любил хороводы, но устойчивых правил танца не существовало. Слайд 5 4сообщение. Танец в эпоху Возрождения. В эпоху Возрождения большое значение приобретает бытовой танец. Без него  не обходятся не только балы, вечера, но и пышные уличные празднества,  достигавшие порой необычайной яркости и великолепия. В дворцовых залах  итальянских вельмож устраиваются театральные интермедии с песнями и  танцами. Танцы составляют основу этих роскошных зрелищ.  Танец становился все более театральным. Профессиональные танцмейстеры  заранее репетировали с дворянами отдельные па и фигуры и режиссировали  движения групп танцующих, а зрителями были другие придворные. Развитие музыкального искусства в эпоху Ренессанса было тесно связано с  развитием танца, поскольку почти все крупные композиторы в своих  сочинениях ориентировались на танец. Традиция контрастного сопоставления  медленного танца­шествия и живого прыжкового танца породила такую  музыкальную форму, как сюита, которая, в свою очередь, оказала влияние на  становление сонатной формы. Маскарады, и карнавальные шествия, излюбленные развлечения в Средние  века, особенно распространились в эпоху Возрождения. В XV­XVI веках  такие представления устраивались в дворянских домах и по мере их  усложнения превратились в дорогостоящие празднества. Большой вклад в  танец как общественное развлечение вносили и карнавалы. В придворном обществе появляется учитель танцев: преподаватель изящных  манер. С особым вниманием относились к исполнению реверансов и поклонов.Они были не только приветствием, но и танцевальными фигурами, которые  придавали бальной хореографии черты торжественного величия. П.м.: Спасибо ребятам за интересно подготовленную информацию, а теперь  поговорим о самых ярких танцах, к которым и на сегодняшний день жители  21 века не утратили свой интерес. ТанцывXVIII в. Слайд 6 Одним из самых популярных танцев 18 века становится Менуэт («маленький шаг») – старинный французский танец, один из самых  популярных европейских танцев 17­18 века. Его называли «королем танцев и  танцем королей». Танцевали его мелкими шагами, с поклонами и реверансами. Распорядитель давал указания своим жезлом: сделать реверанс, поменяться  местами. Мягкость, пластичность, элегантность, грациозность, красивые  изгибы рук – вот характерные особенности этого трехдольного танца. Как это обычно бывает с каждым популярным танцем, менуэт сразу же  привлек к себе внимание композиторов. Его включают в сюиты, сонаты,  квартеты. Он становится частью симфонии. Средняя часть менуэта – трио –  называется по числу исполнителей этой части. Послушаем менуэт великого немецкого композитора И.С.Баха. Ответьте на вопрос: эта танцевальная музыка предназначена исключительно  для танцев или для слушания тоже? (Ответы ребят). П.х.: Давайте сейчас попробуем воспроизвести несколько основных движений этого танца. Характерные элементы – маленькие, легкие шаги; дамские  поклоны с приседаниями, показывающие умение танцующей дамы обращаться  с широким и длинным платьем, изящные позы невысоко поднятых рук с  красивым изгибом кистей, дополняющее рисунок. Движения кавалера носят  галантно­почтительный характер и выражают преклонения перед дамой.  Кавалер и дама смотрят друг на друга, дама может время от времени может  томно опускать глаза. Идет отработка отдельных элементов танца, и затем эти движения  исполняются под музыку. Жан БатистЛюли Менуэт. Слайд 7 П.м.: 18 век подарил мировой хореографии еще один шедевр – полонез. В  отличии от менуэта полонез на так сложен в исполнении: не надо заучивать  сложные па и запоминать их строгую последовательность. Главным в полонезе были гордая осанка и особая торжественность. (Фон Ф. Шопен «Полонез» «ля» мажор).П.м.: Полонез – как и многие другие бальные танцы, имеет народную основу.  Произошел от польского народного танца «худзоны». Первоначально  исполнялся на свадьбах или других праздниках. Обычно он открывал веселье  и часто исполнялся со свечами. В основе движения – плавный ход с  акцентированием третьей доли такта. Как бальный танец полонез стал широко известен к началу 19 века. Постепенно теряет свою простоту и становится  танцем привилегированным, открывая балы. Своеобразный ритм,  величественность – привлекали к нему многих композиторов. В 18 веке  полонез уже неизменно открывал каждый грандиозный, роскошно  обставленный балл или танцевальный вечер. Во время галантного шествия,  гости показывали себя, свои наряды, светские манеры и благородство. В танце могли принимать участие все приглашенные без ограничения возраста.  Шествие открывал хозяин дома в паре с самой знатной дамой, задавая  движения, повторяемые всей колонной. Из парадного зала полонез мог  медленно переместиться в самые дальние комнаты или сад, где не было  слышно музыки и движение продолжалось под внутренний ритм танцующих. Вы слышите произведение великого композитора, который вошел в историю  музыки, как основоположник польской классической музыки. О ком я  говорю? (Ф. Шопен). П.х.: Давайте представим, что мы готовимся к первому своему балу, на  котором мы обязательно должны станцевать этот величественный танец. И сейчас мы попробуем поучить основные движения полонеза. Исходное  положение полонеза: ноги в первой позиции, правая рука кавалера  поддерживает руку дамы на уровне груди, левая рука кавалера полусогнута за спиной, дама в свободной руке держит веер или поддерживает платье. Шаг  полонеза: один такт – три шага с легким неглубоким приседанием на третью  долю. Размер – три четверти. (Работа преподавателя с детьми.В работе с детьми задача состоит не в  усвоении рисунка танца, а в том, чтобы дать танцующим примерить на себя  атмосферу бала). Исполнение небольшого фрагмента под музыку полонеза. Слайд 8 П.м.: А теперь давайте посмотрим, как в опере П.И.Чайковского «Евгений  Онегин» показан этот момент­ начало бала. (Просмотр видеофрагмента). Какими словами вы можете передать атмосферу увиденного? (Пышность,  торжественность, яркость, красота, помпезность). Танец в XIXвеке Слайд 9П.м.: Во второй половине XVIII века настало время вальса. Его  непосредственным предшественником был немецкий лендлер,  распространенный в горных областях Южной Германии и Австрии под  названиями веллер или шпиннер. Этот быстрый скользящий крестьянский  танец отличался непосредственностью, естественностью.Вальс стал  предметом всеобщего увлечения во второй половине XVIII века. Быстро  завоевав сердца немецких буржуа, он в течение долгого времени не получал  доступа на придворные балы немецкого императорского дома. В Англии вальс находился под запретом до 1812 года. В течение XIX века во Франции  появилась чисто французская, «подпрыгивающая» разновидность вальса; в  1880­х годах в Америке распространилась американская разновидность —  медленный вальс­бостон. В Европе вальс часто чередовали с кадрилью,  которая была столь же популярна в начале и середине XIX века, как канкан  — в конце века. Среди подвижных, с прыжками, танцев XIX века можно  отметить польку, мазурку и галоп. Давайте окунемся в образную атмосферу этих танцев, познакомимся с их  ритмами, темпом, характерными движениями. (Фон ­ Звучит М.И.Глинки «Полька»). А вам знаком этот танец? Может кто­то знает, как он называется? (Полька). А когда мы с ним познакомились? (На утреннике в детском саду, а затем  танцевали и в школе на праздниках). Полька. Название полька произошло от чешского половина (в значении –  полшага). В середине 19 века этот чешский народный танец стал бальным. Его размер – двудольный, темп – быстрый, ритм построен на повторении  ритмических структур восьмых и шестнадцатых длительностей, танец  исполняется парами по кругу, в нем нет ничего искусственного, надуманного,  все живо, просто весело. Там, где надо выразить радость и молодой задор,  полька незаменима. П.х.: Скоро у нас будет самый любимый праздник – «Новый год». Давайте  исполним этот танец, представляя себя на новогоднем вечере. (Ребята танцуют уже заранее выученную польку). 1840 год страстные полькоманы предлагали назвать годом польки. Польку  танцуют повсюду: на балах, в кафе, на улицах и даже в магазинах. Появились  жилеты и галстуки «а ля полька» и даже стрижки «польки». Сначала  неуверенные, робкие, танцоры движутся все свободнее, смелее. Глаза их  блестят, на губах улыбка, они увлечены, охвачены азартом. Новому танцу  хотят научиться все. Париж говорит только о польке. (На фоне «Мазурки Ф. Шопена» ­ «ля» мажар).Слайд 10 П.м.: Мазурка– национальный польский танец. Она родилась в  Мазовии(области Польши), среди смелых польских наездников, поэтому в  мазурке мы видим движения, напоминающие пришпоривание. Трехдольный  метр, острые ритмические фигуры и контрастная динамика. «…Когда гремел мазурки гром, В огромной зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком…» Так описывал мазурку А.С.Пушкин. П.х.: А теперь давайте вспомним основные элементы и движения этого танца.  (Работа с детьми, а затем – маленький фрагмент ­ исполнение). П.м.: Ну, и, конечно, самый любимый, красивый, неумирающий танец­...  (Звучит фрагмент вальса И. Штрауса – «Венский Вальс). (Учащиеся отвечают  ­ вальс). Слайд 11 Вальс – плавный, кружащийся, как бы «полетный» парный танец в  трехдольном размере. Мелодия плавная и певучая или задорная и быстрая, но  всегда полна упругой грации, производит впечатление кружения.  Аккомпанемент прост – басы отмечают сильные доли такта, тогда как легкие  аккорды падают на слабые доли. Чуткий, эмоционально гибкий ритм вальса. И. Штраус – великий австрийский композитор вошел в историю музыки как  «король вальса». Как вы думаете, почему? (Так как у него их много). Да, действительно, И. Штраус оставил миру около 600 прекрасных мелодий  из этого «вечно молодого» танцевального жанра – «вальс». П.х.: Учащиеся вместе с педагогом повторяют заранее выученные основные  элементы шагов вальса. А затем исполняют законченный фрагмент под «Вальс»П.И.Чайковского из  «Детского альбома». Слайд 12 П.м.: «Смеется вальс над всеми модами века...» Е.Евтушенко. А как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся). И, в подтверждении вышесказанного, в наше время мы не можем себе  представить без вальса что?..(Выпускной бал, свадебный танец молодых...).Точно добрый волшебник летел вальс по миру, покоряя своим обаянием. Оно  царствует и сегодня. Вальс всюду: в музыке серьезной и легкой, в опере,  оперетте, балете и песне. Ни один танец не может сравниться с ним в  многогранности чувств. Грусть, веселье, восторг, раздумье, печаль – все  может выразить вальс. Красочными кадрами проходят перед нами сцены из опер и балетов, вальс  очень часто встречается в художественных кинофильмах, с различными  сюжетами... Слайд 13 К сожалению, в рамках урока мы не можем рассказать обо всех танцевальных  разновидностях, которые были и существуют сегодня в огромном «мире»  танца. П.х.: Сегодня мы познакомились с самыми яркими танцами огромного  периода его развития. П.х.: Об эстетическом значении танца размышляли еще древнегреческие  философы и писатели – Платон, Аристотель, Плутарх, Лукиан, сочинивший  целый трактат «О пляске», дошедший до наших дней. Не смотря на разницу во взглядах, на жанровое деление танца, они признавали его воспитательное  значение, видели в нем не средство развлечения, а средство гармонического  развития человека, передачи эмоционального состояния. П.м.: За много веков своего развития танец значительно усложнился,  превратился в самостоятельный вид искусства, включающий разные жанры и  направления. Танец отражает нравы, и вкусы своего времени, своего народа.  Каждая эпоха оставила в истории танца свой след, давая новые мелодии,  ритмы, движения, а соответственно с ними появлялись новые танцевальные  жанры. П.х Двигаясь под прекрасную музыку, впитывая ее ритм, дыхание, пропуская  музыку через свое сердце, танец учить выражать свои эмоции в музыкально  организованном движении, развивает эмоциональность, прививает артистизм. Поклон, экзерсис у станка. (Учащиеся выполняют поклон и экзерсис у  станка). Рефлексия. Слайд 14 П.м.: Давайте вместе вспомним основные этапы урока и что вы нового  сегодня узнали? (На слайде вопросы, которые получают быстрые ответы).Закончить урок хочется высказыванием о прекрасном, любимом и одним из  самых ярких музыкальных жанрах – танце. (Слайд «Танец ­ это общение с окружающим миром без помощи слов, это  выражение души, отношения к себе и к другим»). Слайд15 Спасибо за урок, все ребята получают оценку за прекрасную работу. Д.З. П.х.: Найти правила этикета во время бала и оформить в виде  «памятки». П.м: Используя интернет ресурсы, записать в тетради названия танцев  периода 20­21 веков. Методические рекомендации к уроку. 1.Можно варьировать музыкальный и танцевальный репертуар. 2.Можно включить в урок рассказ о таких танцах, как сарабанда, куранта,  гавот. 3.Данную тему можно разбить на блоки по четвертям, по отдельным танцам в  творчестве разных композиторов. 4.В зависимости от предпочтений преподавателя можно видоизменять  презентацию к данному уроку. Список литературы. 1. Воронина И.А.. Историко­бытовой танец: Учебное пособие. – М.,  Искусство, 1980. 2. Васильева­Рождественская М.В. Историко­бытовой танец: Учебное  пособие. – 2­ое изд., пересмотренное. – М., Искусство, 1987. 3. Г. Регацциони, М.Анджело Росси, А. Маджони. Учимся танцевать  бальные танцы. Перевод с французского. – М., БММ АО, 2001. 4. Ивановский Н.П. Бальный танец XVI – XIX вв. Под редакцией  Ю.И.Слонимского. Рекомендовано в качестве учебного пособия для  хореографических учебных заведений. – М., Искусство, 1948. 5. Балы и праздники в России. Книга­энциклопедия. ­ М. Аргументы и  факты, 2000. 6. Колесникова А.В. Бал в России: XVIII ­ начало XX века. – М.  Искусство. 2005.