В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Собственно говоря, это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пёс. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять. Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство Марии. Клавесин был такой старый, что струны его пели долго и тихо в ответ в ответ на все возникавшие вокруг звуки. Повар, смеясь, называл клавесин «сторожем своего дома». Никто не мог войти в дом без того, чтобы клавесин не встретил его дрожащим, старческим гулом.Презентация Microsoft Office PowerPoint (.pptx)
К.Паустовский на уроке
музыки
Рассказы «Старый повар» и
«Корзина с еловыми
шишками»
Задание:
• Прочесть текст слайдов
• Описать музыку, которая звучит в
рассказе
В один из зимних вечеров 1786 года
на окраине Вены в маленьком деревянном
доме умирал слепой старик — бывший
повар графини Тун. Собственно говоря, это
был даже не дом, а ветхая сторожка,
стоявшая в глубине сада. Сад был завален
гнилыми ветками, сбитыми ветром. При
каждом шаге ветки хрустели, и тогда
начинал тихо ворчать в своей будке
цепной пёс. Он тоже умирал, как и его
хозяин, от старости и уже не мог лаять.
Вместе с поваром жила его дочь Мария,
девушка лет восемнадцати. Всё убранство
сторожки составляли кровать, хромые
скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда,
покрытая трещинами, и, наконец, клавесин —
единственное богатство Марии. Клавесин был
такой старый, что струны его пели долго и тихо
в ответ в ответ на все возникавшие вокруг
звуки. Повар, смеясь, называл клавесин
«сторожем своего дома». Никто не мог войти
в дом без того, чтобы клавесин не встретил его
дрожащим, старческим гулом.
Когда Мария умыла умирающего и надела
на него холодную чистую рубаху, старик
сказал:
— Я всегда не любил священников и монахов.
Я не могу позвать исповедника, между тем мне
нужно перед смертью очистить свою совесть.
— Что же делать? — испуганно спросила Мария.
— Выйди на улицу, — сказал старик, —
и попроси первого встречного зайти в наш дом,
чтобы исповедать умирающего. Тебе никто
не откажет.
Мария долго ждала и прислушивалась.
Наконец ей показалось, что вдоль
ограды идёт и напевает человек. Она
сделала несколько шагов ему навстречу,
столкнулась с ним и вскрикнула. Человек
остановился и спросил:
— Кто здесь?
Мария схватила его за руку и дрожащим
голосом передала просьбу отца.
Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко
сказал:
— Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой
я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот
старый сад, когда он зацветет весной. Но это
невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые
слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня
с толку.
— Хорошо, — сказал незнакомец и встал. — Хорошо, —
повторил он, подошёл к клавесину и сел перед ним
на табурет. — Хорошо! — громко сказал он в третий
раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке,
как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.
— Слушайте,- сказал незнакомец. — Слушайте
и смотрите.
Он заиграл. Мария вспоминала потом лицо
незнакомца, когда первый клавиш прозвучал
под его рукой. Необыкновенная бледность
покрыла его лоб, а в потемневших глазах
качался язычок свечи.
Клавесин пел полным голосом впервые
за многие годы. Он наполнял своими звуками
не только сторожку, но и весь сад. Старый пёс
вылез из будки, сидел, склонив голову набок,
и, насторожившись, тихонько помахивал
хвостом. Начал идти мокрый снег, но пёс
только потряхивал ушами.
— Я вижу, сударь! — сказал старик
и приподнялся на кровати. — Я вижу день,
когда я встретился с Мартой и она
от смущения разбила кувшин с молоком. Это
Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.
Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но
особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум
прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги
буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными
прядями до самой земли.
Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник,
веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук
и швырнуть его через скалы.
Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя
косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые
шишки.
Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь,
какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч
тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того
осеннего наряда, что лежал на горах. К тому же кованые
листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими,
особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые
листья дрожат даже от птичьего свиста.
– Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ.
– Дагни Педерсен, – вполголоса ответила девочка.
Тогда Дагни услышала, как человек во фраке сказал:
– Слушатели из последних рядов просят меня повторить. Итак, сейчас
будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига,
посвященная дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по
случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.
Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь. Она хотела
сдержать этим вздохом подступавшие к горлу слезы, но это не помогло.
Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями.Скачала она ничего не
слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она наконец услышала, как
поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть
вздрогнув, откликается струнный оркестр.
Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по
вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо
прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший
от музыки, и заставила себя успокоиться.
Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее
моря!
Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот
звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в
свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о
девушке – в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку.
Дагни слышала эту песню у себя в горах.
десять лет!
Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей
донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард
Григ, волшебник и великий музыкант! И она его укоряла, что он
не умеет быстро работать.
Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через