На повестку дня поставлена проблема движения навстречу друг к другу двух векторов образовательных технологий в музыке: научить музыкантов всем премудростям компьютерного программирования современного звукового "полотна", а специалистам в сфере информационно-компьютерных технологий, звукового дизайна дать ключ к грамотному пониманию законов музыкального творчества.
Музыкальная информатика как учебная дисциплина
включает в себя ряд теоретических знаний и навыков:
базовые составляющие мультимедийного компьютера и их классификация,
MIDI-технологии, музыкальное программное обеспечение,
основы звукорежиссуры,
акустики музыкальных инструментов.
Цели и задачи учебного курса значительно шире и не сводятсяк освоению компьютерного оборудования и музыкально-ориентированного программного обеспечения
Музыкальный
компьютер открывает широчайшие возможности в творческом освоении пространства музыки в качестве технического средства, помогающего музыкантам в процессе обучения, профессио-нальной деятельности, особенно связанной с такими практическими занятиями, как
сольфеджио, гармония, инструментовка, полифония, импровизация, народное творчество.
Нотно-издательская деятельность;
Подготовка цифровых фонограмм;
Реставрация старых аудиозаписей;
Звукорежиссерская работа;
Создание аранжировок и оригинальных композиций;
Синтез звука и электронная музыка;
Создание музыковедческих баз данных.
деятельности музыкантов с использованием компьютерных технологий
Компьютерные программы также
используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста.
Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». Он также может выступать как «тренажер» по дирижированию (с использованием телеаппаратуры).
Что такое информация?
Информация (от лат. informatio) - сведения, изложение, разъяснение.
Информация – это совокупность каких-либо сведений, данных, передаваемых устно (в форме речи), письменно (в виде текста, таблиц, рисунков, чертежей, схем, условных обозначений)либо другим способом (например, с помощью звуковых или световых сигналов, электрических и нервных импульсов, перепадов давления или температуры и т.д.).
Данные + смысл = информация
Информационный мир – совокупность всей существующей информации и информационных процессов
Информационная модель – это совокупность логически связанной информации, отражающая существенные свойства объекта
Информационный объект — это совокупность логически связанной информации
Основа организации музыкальной информации
ускоренная во много раз возможность получения, ввода, сохранения, систематизации и оперативного нахождения кратчайшим путем необходимых и достаточных данных по избранной тематике;
сохранение в определенном порядке и классификация того материала, который подлежит выборке;
определение приоритетов по важности, ценности, может быть, уникальности получаемой информации.
Компоненты музыкальной информации
звучащая музыкальная ткань в электронном (аналоговом) или цифровом воплощении, все типы и форматы музыкальных файлов: WAV, MID, WFP, MPEG и др;
тембровые компоненты, обусловленные волновым синтезом звука (банки тембров, ритмов, стилевых, и некоторых др. особенностей музыкальной ткани).
Видеоданные (видеоряды), несущие визуализацию видимых процессов музыкальной практики: исполнение, дирижирование, импровизация, учебный процесс (репетиции), мастер-классы преподавателей и т. д.;
Компоненты музыкальной информации
текстовые данные, отражающие теоретические и практические аспекты методики исполнительства, а также различные тексты-схемы, характеризующие компоненты музыкальной формы, тексты схемосимволов;
музыкальная мысль, сохраняемая в виде нотного текста, или в виде звукового файла, проигрываемого непосредственно компьютером.
Исторические предпосылки использования компьютерных технологий в музыкальном искусстве
поиск новых звучаний;
поиск средств записи музыкальных произведений;
поиск средств управления инструментами.
Первые электромузыкальные инструменты
В 1761 г. Француз Жан-Шарль шевалье де ла Борде — французский математик, физик, геодезист, инженер, политолог, скрипач, композитор и историк музыки, морской офицер. Автор доказательства теоремы в гидравлике об ударе струи жидкости или газа, носящей его имя — Теорема Борда. Был камергером Людовика XV. Получает патент на электрический клавесин. Для того времени — фантастика.
Первые электромузыкальные инструменты
В 1857 году французский издатель и книготорговец Эдуар Леон Скотт де Мартенвиль запатентовал изобретённое им устройство — фоноавтограф.
Фоноавтограф был первым устройством, которое позволяло записывать звуки, однако не могло воспроизводить их.
Первые электромузыкальные инструменты
В 1878 году американский изобретатель Томас А. Эдисон запатентовал фонограф.
Фонограф Эдисона, как и фоноавтограф Скотта, использовал для записи звуков цилиндры, но, в отличие от фоноавтографа, звук можно было как записывать, так и воспроизводить.
Дисковый фонограф Эдисона – 1912 г.
Первые электромузыкальные инструменты
В1837 г. американский физик Ч. Пейдж обнаружил явление, названное им гальванической музыкой, -
в электрической цепи, состоящей из
камертона, электромагнита и гальванического элемента, при колебаниях
камертона, размыкавших и замыкавших цепь, электромагнит издавал поющий
звук.
Это открытие впоследствии привело к созданию телефона.
Забавный факт
Первыми словами, переданными по телефону, была фраза на немецком языке: Das Pferd frisst keinen Gurkensalat ("Лошадь не жрет салата из огурцов"). Эту историческую фразу 26 октября 1861 г. произнес немецкий физик и изобретатель, сын пекаря из Гельнхаузена, Иоганн Филипп Райс
Первые электромузыкальные инструменты
1898-1912 гг. американский изобретатель Тадеуш Кахилл работал над созданием электромеханического инструмента под названием телармониум. Но этот инструмент не приняли из-за его габаритов: его версия 1906 года весила порядка 200 тонн, его механизм занимал площадь, приблизительно равную 18 кв. метрам.
Первые электромузыкальные инструменты
В 1906 г. - американским изобретателем Ли де Форест разработал триодный ламповый усилитель (аудион). Это была первая электронная лампа, состоявшая из стеклянного сосуда с термокатодом внутри, которая позволила вырабатывать и усиливать электрические сигналы. Изобретение электронной лампы положило начало существованию радиовещания и сделало возможным появление электронных вычислительных процессов.
Аудион де Фореста 1906 года
Один из первых коммерческих радиоприемников на аудионе де Фореста, 1915 год.
Первые электромузыкальные инструменты
Вильям Дуддел сделал в 1899 г. первый в мире клавишный электронный музыкальный инструмент «Поющая дуга» . Он заметил, что тембр звука «шипящей» электродуги изменяется в зависимости от частоты настройки LC-контура.
Ионофон или, поющая дуга (плазменный громкоговоритель) – устройство для воспроизведения звука широкого диапазона частот, с хорошим качеством.
Практическое применение «дуге» нашлось в 1950-е годы, когда советские радиолюбители продемонстрировали «Звуковоспроизводящий агрегат с ионофоном».
https://www.youtube.com/watch?v=vt12anRr7ko
Первые электромузыкальные инструменты
В 1919 г. инженер-связист Лев Сергеевич Термен изобретатель, физик, музыкант, создает первый в мире электронный музыкальный инструмент терменвокс; одну из первых телевизионных систем дальновидения (1925-26); первую в мире ритм-машины ритмикон (1932); систему охранной сигнализации, автоматических дверей и освещения; первых и самых совершенных подслушивающих устройств и т.п.
Терменвокс - инструмент, в котором звук извлекается путём движения рук исполнителя в электромагнитном поле двух металлических антенн.
Первые электромузыкальные инструменты
Единственная школа терменвокса в постсоветском и европейском пространстве находится в Москве и Санкт-Петербурге (под руководством Петра Термена)
В Японии существует своя школа терменвокса — под руководством Масами Такэути.
На терменвоксе пробовали играть Альберт Эйнштейн и Чарли Чаплин.
Впервые настройку терменвокса по ширине ладони использовала дочь Льва Термена — Наталья Термен. Сейчас этим способом пользуются многие терменвоксисты со всего мира. При такой настройке между «закрытым» и «открытым» положением руки расположена октава.
В октябре 2010 года открылся первый русскоязычный портал о терменвоксе — «Theremin Times».
С октября 2011 года в Москве функционирует проект «Терменация». В телесериале «Теория большого взрыва» Шелдон Купер играет на терменвоксе
Пример звучания терменвокса
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D1%81
Первые электромузыкальные инструменты
К ранним электронным инструментам также относят:
звучащий крест, изобретённый в 1926-м году русским композитором Николаем Обуховым. за создание которого современники назвали его Страдивари радиоэлектронной музыки. Крест представляет собой расположенную на уровне человеческого роста стеклянную сферу с крестом внутри, в центре креста помещён алмаз. Звук возникает при приближении или удалении рук исполнителя, при этом изменяются громкость и высота звука (этот же принцип получения музыкальных звуков был реализован Терменом)
Волны Мартено, изобретённый французским музыкантом Морисом Мартено в период с 1919-го по 1928-й годы. Самый известный пример использования Волн Мартено — Турангалила-симфония Оливье Мессиана и другие его сочинения. Инструмент Волны Мартено также использовался для написания музыки другими композиторами, преимущественно французскими.
Первые электромузыкальные инструменты
Самым важным было то, что управление органом Хаммонда осуществлялось с помощью привычной органной клавиатуры.
Начало относительно широкого использования возможностей электротехники в музыке относится к середине 1930-х годов. В этот период Лоуренс Хаммонд запатентовал электрический орган.
Первые электромузыкальные инструменты
Траутониум
электронный музыкальный инструмент, созданный немецким инженером Фридрихом Тротвейном в 1930 г.
Как и в большинстве тогдашних электронных инструментов, в его основе были ламповые генераторы на колебательном контуре.
Микст траутониума в Немецком музее в Бонне
Экводин - электрический музыкальный инструмент, изобретённый Андреем Володиным в 1937 году. Инструмент был уникален для своего времени своей функциональностью управления тембром и синтезом генерируемого звука.
Экводин не раз звучал в кинофильмах («Сказание о земле Сибирской», «Я шагаю по Москве» и др.), производя впечатление «космической» музыки. В рабочий комплект Экводина, помимо самого инструмента, входила также и акустическая система. Весил рабочий комплект около 70 кг (вес самого инструмента — 39 кг)
"Первый в мире музыкальный синтезатор был советским" назван в честь Александра Николаевича Скрябина "АНС" был создан в 1937-1957 гг. Евгением Александровичем Мурзиным. Впервые в истории музыки стало возможным свести воедино три процесса: сочинение, запись и исполнение. используется уникальный оптический метод синтеза. В октаве АНС - 72 звука.
В 1958 году первый действующий макет был готов. С этого момента начинается история Московской Экспериментальной студии электронной музыки.
Эдуард Артемьев использовал АНС для создания музыки к фильмам Андрея Тарковского, в частности, для написания темы Океана в фильме «Солярис».
http://soundtracks7.ru/film/2829
Cинтезаторами Муга использовали ведущие рок-группы того времени – такие как "Битлз", " Rolling Stones " и "Doors".
Первый коммерческий синтезатор.
Его создателем был Роберт Муг (Robert Moog). Первые инструменты Муга имели очень большие размеры и годились только для студии, а не для сцены.
В конце 70-х годов компьютеры позволяли автоматизировать многие процессы. Cоздатели музыкальных инструментов осознавали творческий потенциал такого мощного управляющего средства, и многие пытались сделать гибрид, позволяющий компьютеру управлять синтезатором.
Представленный в 1978 году «Синклавир» («Synclavier») — музыкальная рабочая станция на базе компьютера Apple Macintosh II. Это была первая в мире клавишная рабочая станция, которая стала известна благодаря насыщенному звуку, гибкости звучания, а также производительности и скорости.
Его использовали самые знаменитые музыканты того времени: Genesis, Duran Duran, Херби Хенкок, Depeche Mode, Стинг, Фрэнк Заппа и многие другие.
Первые программы для компьютерного нотного набора возникли в конце 80-х годов ХХ века. Самые известные программы-нотаторы — Finale, Score и Sibelius. Им всем присущи четыре основные рабочие функции:
обработка текста для песен и комментариев;
нотный набор с большим запасом нотных знаков;
модуль приближения или подтягивания (drawing) для адаптации дуг легато под длину нот и иных доработок;
разработка спуска.
Графическая доработка необходима, чтобы максимально приблизиться к эстетике ручного гравирования нотного листа.
Нотные редакторы предоставляют возможность набора, печати и воспроизведения набранной мелодии и записи ее в компьютерный файл.
Обращение к компьютерным технологиям облегчает процесс нотного набора и вёрстки партитур для любого творческого коллектива, создания различных нотных хрестоматий.
Обработка и реставрация звука
Обработка звука на компьютере имеет огромные преимущества перед традиционной, использующей аналоговые магнитофоны, микшеры, блоки эффектов и прочую дорогую и громоздкую аппаратуру, которую дома разместить невозможно.
Подобное оборудование обходится в десятки раз дороже музыкальной студии на базе компьютера и для непрофессионала является лишь препятствием, а не помощником.
Обработка и реставрация звука
Программа Sound Forge - одна из самых популярных программ, предназначенных для обработки аудио на профессиональном уровне.
С ее помощью можно обрабатывать, изменяя аудиосигнал до неузнаваемости или же редактировать неудачно записанную партию какого-либо музыкального инструмента. Sound Forge успешно объединяет в себе практически полный набор современных звуковых эффектов и мощные средства редактирования звуков для последующего их использования.
Sound Forge 5.0 может импортировать файлы в двенадцати, а экспортировать - в семнадцати форматах, включая MP3, Windows Media, RealAudio, AIFF, WAV, VOX, AU/SND, формат Perfect Clarity Audio, Sound Designer и Video for Windows. За отдельную плату предлагаются модули пакетной обработки Batch Converter и шумоподавления Noise Reduction.
Обработка и реставрация звука
Особые проблемы возникаюту музыкантов при расшифровке народных мелодий.
В работе над записями фольклорной музыки особое значение приобретают вопросы оцифровки звука, удаления ненужных шумов, повторов и других ошибок исполнителей.
Обработка и реставрация звука
Компьютер помогает создать оркестровку и аранжировку произведения какого-либо автора, а также своего собственного, проверить и скорректировать его звучание.
Причем, оркестровку можно выполнить в любом тембровом составе и записать произведение на CD, т.к. не всегда удается найти необходимый состав музыкантов-исполнителей, тем более, если задействованы нетрадиционные инструменты или предполагается электронная обработка звука, необычные эффекты звучания,
К наиболее популярным сегодня компьютерным музыкальным программам следует отнести компьютерную гармонизацию мелодий и цифровой музыкальный синтезатор (MIDI sequencer).
Компьютер может предложить свои варианты решения таких задач в качестве сравнения или образца подобной работы. При этом можно воспользоваться музыкальными трекерами для создания простых, облегченных обработок или переложений популярных мелодий.
Компьютерная гармонизация мелодии привлекает внимание и интерес музыкантов, которым постоянно приходиться выполнять гармонизацию определенной мелодии или баса, создавать фактурное оформление мелодии с уже заданной схемой аккордов.
В 1988 г. по предложению фирмы Оpcode приняли формат Standard MIDI File. Этот открытый формат файла стали поддерживать все производители программ, использующих MIDI наряду со своими собственными. Запись музыкального произведения в формате MIDI — последовательность закодированных сообщений синтезатору, разделённых закодированными паузами. Сообщение может быть командой синтезатору (нажать или отпустить определённую клавишу, изменить высоту или тембр звучания и т. д.); описанием параметров воспроизведения (например, значение силы давления на клавишу); управляющим сообщением (например, команда включения полифонического
р режима, синхронизирующее сообщение и т. д.).
Интеллектуальная программа-автоаккомпаниатор для Вашего мультимедий-ного компьютера. Используя Band-in-a-Box в качестве Вашего аккомпанирующего ор-кестра, Вы можете прослушивать музыкальные идеи, подыгрывать программе, и " за очень короткий период времени создать "из ничего" "нечто.Музыканты, студенты и композиторы по всему миру создают музыку и весело проводят время с Band-in-a-Box. Удостоенная наград программа Band-in-a-Box очень проста в использовании! Просто введите аккорды любой композиции, используя стандартные обозначения аккордов (такие, как C, Fm7 или C13b9), выберите нужный стиль, а остальное сделает Band-in-a-Box. Band-in-a-Box автоматически создает законченные аранжировки профессионального
качества с использованием фортепиано, баса,
ударных, гитары и струнных в широком
диапазоне популярных стилей - джаза, попа,
кантри, блюза, классики, латиноамериканской
музыки, рока и многих других.И это еще не все...
Band-in-a-Box
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.