Цель урока: расширить знания учащихся о процессе оплодотворения, закономерностях и этапах
зародышевого развития, способах послезародышевого развития. В презентации рассматриваются стадии эмбрионального и постэмбрионального развития организма, даются характеристики зародышевых листов. Особое внимание уделяется воздействию различных факторов на изменение наследственного аппарата эмбриона.
Тема:
Цель урока: расширить знания учащихся о процессе
оплодотворения, закономерностях и этапах
зародышевого развития, способах послезародышевого
развития.
Изучение нового материала.
Онтогенез – индивидуальное
развитие живого организма с
момента зарождения до смерти.
Онтогенез делится на 2
периода:
1. Эмбриогенез – развитие
эмбриона с момента образования
зиготы до рождения
2. Постэмбриогенез – развитие
после рождения и до смерти, т. е
после эмбриональной стадии.
Развитие организма с момента оплодотворения
до рождения или выхода из зародышевых
оболочек.
Этапы:
1. Дробление зиготы.
2.Образование бластулы.
3.Гаструляция.
4.Нейрула.
зигота
Эмбриогенез
– клетка, образовавшаяся в результате
оплодотворения
морула
– комочек бластомеров на начальных стадиях
дробления
бластула
– многоклеточный однослойный
зародыш
гаструла
– двухслойный, затем трехслойный зародыш
нейрула
зародыш с комплексом осевых органов:
нервная трубка, хорда, кишечная трубка.
гистогенез
органогенез
Первый этап эмбрионального развития называется
дроблением. В результате деления из зиготы образуются
вначале 2 клетки, затем 4, 8, 16 и т.д. Клетки, возникающие
при дроблении, называются бластомерами.
В процессе дробления количество клеток
быстро растет, они становятся мельче и
мельче и образуют сферу, внутри
которой возникает полость – бластоцель.
С этого момента зародыш называется
Бластулой (однослойный зародыш).
Каким способом делятся бластомеры и какой набор хромосом
содержится в их ядрах?
Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотен
или тысяч, начинается следующий этап эмбриогенеза –
гаструляция. Один из участков стенки бластулы впячивается
внутрь и зародыш становится двухслойным. Наружный
зародышевый листок называется эктодермой, внутренний –
эктодермой.
эктодерма
энтодерма
первичный рот
вторичная полость
тела
У каких животных на этом этапе заканчивается эмбриональное развитие?
У большинства животных в конце гаструлы возникает третий
зародышевый листок – мезодерма (5), которая располагается
между экто – и энтодермой.
Затем начинается следующая стадия развития зародыша,
называемая – нейрулой. Она начинается с образования комплекса
осевых органов: нервная трубка (6), хорда (7),
кишечная трубка (4). Процесс
развития тканей зародыша
называется – гистогенез.
Процесс развития органов –
органогенез.
Из каждого зародышевого листка
формируются определенные
ткани и органы.
Что изображено под цифрами 2 и 3 ?
Органогенез
Зародышевые листки
• Эктодерма – наружный
• Мезодерма – средний
• Энтодерма внутренний
Схема развития
зародышевых листков
Характеристика зародышевых
листков
Зародышевые
листки
Эктодерма
Стадии
закладки
Бластула
Образование тканей и
органов
Энтодерма
Гаструла
Мезодерма Нейрула
производные кожи:
железы (сальные, потовые,
молочные), волосы, ногти,
рога и копыта у животных.
нервная система и
органы чувств
эктодерма
покровы у животных
эмаль зубов
эпидермис кожи
энтодерма
все железы, кроме кожных
печень
поджелудочная
железа
дыхательная система
органы пищеварения
мускулатура
мезодерма
кровеносная система
скелет
половая система
выделительная система
Характеристика зародышевых
листков
Зародышевые
листки
Стадии
закладки
Эктодерма Бластула
Энтодерма Гаструла
Мезодерма Нейрула
Образование тканей и органов
Ткани нервной системы, наружные
покровы, потовые и сальные железы,
эмаль зубов, воспринимающие клетки
органов чувств
Эпителиальные ткани, железы
желудочнокишечного тракта, печень и
поджелудочная железа
Соединительная ткань, скелетная
мускулатура, органы выделения,
кровеносные сосуды, гладкая
мускулатура кишечника, дыхательный
и мочеполовых путей, сердце, жвс
Развитие организма с момента рождения или
выхода из зародышевых оболочек до смерти.
может быть
прямое
непрямое
Прямое постэмбриональное развитие:
Из яйцевых оболочек или из тела матери выходит организм
небольших размеров, но с уже заложенными всеми основными
органами, свойственными взрослому животному.
Назовите примеры животных с прямым постэмбриональным развитием.
млекопитающие
птицы
рептилии
Непрямое постэмбриональное развитие:
Из яйца выходит личинка, обычно устроенная проще взрослого
животного, со специальными личиночными органами, во взрослом
состоянии отсутствующими. Со временем органы личинки заменяются
органами, свойственными взрослым особям. Личинка превращается во
взрослое животное.
Как называется развитие с превращением?
Для каких животных оно характерно?
амфибии
рыбы
насекомые
ракообразные
моллюски
черви
Наиболее ярко развитие с метаморфозом
представлено у насекомых.
Развитие с полным превращением:
яйцо
личинка
куколка
имаго
Назовите
какие стадии
в своем
развитии
проходит
бабочка?
Для каких насекомых характерен такой тип развития?
Развитие с неполным превращением:
Глядя на рисунок определите, какие стадии развития проходят
насекомые с неполным превращением? Какая стадия отсутствует?
яйцо
личинка
имаго
Для каких насекомых характерно развитие с неполным превращением?
Размножение с метаморфозом
Индивидуальное развитие организма изучает
эмбриология
(от греч. «embryonic» зародыш)
Краткая историческая справка
Академик Российской
Академии
Карл Максимович Бэр
(1792 1876)
основатель современной
эмбриологии
.
Все многоклеточные организмы развиваются из оплодотворенной
яйцеклетки. Развитие зародышей у животных, относящихся к одному
типу, во многом сходно. Эти факты подтверждают справедливость
сформулированного К.Бэром закона зародышевого сходства:
«Эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий,
известное общее сходство в пределах типа».
Карл Бэр
Между индивидуальным развитием организмов и их историческим
развитием существует глубокая связь, которая нашла свое отражение в
биогенетическом законе, сформулированном двумя немецкими
учеными Ф.Мюллером и Э.Геккелем в XIX веке:
онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи есть краткое и
быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида, к
которому эта особь относится.
Эрнст Геккель
Фриц Мюллер
Влияние факторов среды на
зародыш
С первых часов своего развития каждый эмбрион крайне чувствителен
к неблагоприятному воздействию факторов среды
Факторы среды обитания
Биотические
Вирусы,
бактерии,
грибы,
животные,
растения
Абиотические
Влажность,
температура,
давление,
радиация,
химические
вещества.
Изменение наследственного аппарата под
воздействием различных мутагенов