Презентация по БЖД для студентов-психологов
Оценка 4.9

Презентация по БЖД для студентов-психологов

Оценка 4.9
Презентации учебные
ppt
ОБЗР
Взрослым
30.01.2017
Презентация по БЖД для студентов-психологов
Публикация является частью публикации:
Модуль 1.ppt

Безопасность жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Доцент кафедры физической культуры и ОБЖ
кандидат военных наук Шарагин Виктор Иванович
8-903-582-73-03
e-mail:victor200758@mail.ru

Модуль 1 «Введение в безопасность жизнедеятельности (БЖД), основные понятия»

Модуль 1 «Введение в безопасность жизнедеятельности (БЖД), основные понятия»

Модуль 1 «Введение в безопасность жизнедеятельности (БЖД), основные понятия»

Тема 1.
Основы безопасности жизнедеятельности, термины и определения.
Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации.

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

1

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Вопросы лекции

Понятие жизнедеятельности;

2

Понятие безопасности;

3

Понятие безопасности жизнедеятельности;

4

Понятие опасности;

5

Риск, вред и ущерб;

6

Основные компоненты окружающей среды;

7

Чрезвычайные ситуации и методы защиты в
условиях их реализации.

Московский государственный психолого-педагогический университет 1 вопрос «Понятие жизнедеятельности»

Московский государственный психолого-педагогический университет 1 вопрос «Понятие жизнедеятельности»

Московский государственный
психолого-педагогический университет

1 вопрос «Понятие жизнедеятельности»

Ключевым понятием изучаемой дисциплины
является понятие жизнедеятельности.


Жизнедеятельность представляет собой
совокупность всех форм и видов деятельности
человека.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Жизнедеятельность человека проявляется в двух
основных областях окружающего его мира.


Первая область заключается в существовании активной
деятельности человека, направленной на изменение
окружающей среды.

Вторая область заключается в активном проявлении
жизненных свойств окружающего биологического мира.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Жизнедеятельность в зависимости от объекта
безопасности имеет несколько уровней.


Уровни жизнедеятельности.

Первый уровень – объектом безопасности выступает человек.
Второй уровень – объектом безопасности выступает общество.
Третий уровень – объектом безопасности выступает техносфера.
Четвертый уровень – объектом безопасности выступает
экологическая система.
Пятый уровень – объектом безопасности выступает человечество.
Шестой уровень – объектом безопасности выступает биосфера.
Седьмой уровень – объектом безопасности выступает ноосфера.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Уровни жизнедеятельности являются
составными частями локальной и глобальной
систем жизнедеятельности


Условные системы жизнедеятельности:

- локальная (региональная) система жизнедеятельности,
включает человека и его среду обитания (общество,
техносферу и экологическую систему);
- глобальная (общая) система жизнедеятельности,
включает общечеловеческую цивилизацию
(человечество, биосферу и ноосферу).

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Жизнь и деятельность человека, народа, государства
охватывает различные сферы,
и в каждой из них возможно действие неблагоприятных
факторов, опасностей и угроз, нарушающих
нормальную жизнь человека, общества и государства.

В содержательном плане выделяют следующие сферы
деятельности: экономическая, социальная, военная,
политическая, экологическая, правовая,
технологическая, культурная, интеллектуальная,
информационная, демографическая,
психологическая и др.

Московский государственный психолого-педагогический университет 2 вопрос «Понятие безопасности»

Московский государственный психолого-педагогический университет 2 вопрос «Понятие безопасности»

Московский государственный
психолого-педагогический университет

2 вопрос «Понятие безопасности»

Безопасность является многоуровневой
системой противоборства внешним и внутренним
причинам, нацеленным на ухудшение
фактического состояния
или события, осложняющих работу объектов
защиты.

Можно выделить следующие виды безопасности:
личная, национальная, экономическая,
социальная, политическая, экологическая,
информационная, международная и т.п.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Направлениями деятельности по обеспечению безопасности
являются:
Прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности.
Определение основных направлений государственной
политики и стратегическое планирование в области обеспечения
безопасности.
Правовое регулирование в области обеспечения безопасности.
Разработка и применение комплекса оперативных
и долговременных мер по выявлению, предупреждению
и устранению угроз безопасности, локализация и нейтрализация
последствий их проявления.
Применение специальных экономических мер в целях
обеспечения безопасности.
6. Организация научной деятельности в области обеспечения
безопасности.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Разработка, производство и внедрение современных
видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники
двойного и гражданского назначения в целях обеспечения
безопасности.
Координация деятельности федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления
в области обеспечения безопасности.
9.Финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль
за целевым расходованием выделенных средств.
Международное сотрудничество в целях обеспечения
безопасности.
Осуществление других мероприятий в области обеспечения
безопасности в соответствии с законодательством Российской
Федерации.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Существует несколько взглядов на безопасность
в зависимости от основания ее рассмотрения.
С точки зрения состояния существования
системы.

Безопасность - это состояние объектов
защиты, при котором с достаточной
вероятностью исключено проявление
по отношению
к ним различных угроз и опасностей.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

С точки зрения степени устойчивости
системы.

Безопасность - это динамическое
равновесие, обеспечивающее поддержание
важных для существования системы
параметров в допустимых пределах нормы.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

С точки зрения воздействий на объекты
системы.
Безопасность — это не превышение
допустимых значений внешнего
воздействия на объекты защиты
потоков вещества, энергии и информации.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

С юридической точки зрения.

Безопасность — это состояние
правовой защищенности жизненно важных
интересов личности,
общества и государства от внешних и
внутренних угроз.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Основными структурными уровнями
безопасности в зависимости от объекта
защиты являются:

Первый уровень - это безопасность человека.
Второй уровень - это безопасность общества.
Третий уровень - это безопасность государства.
Четвертый уровень - это безопасность
международного (мирового) сообщества.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Главными элементами системы
безопасности человека являются:

1 элемент. Организация защиты человека.
2 элемент. Средства защиты человека.
3 элемент. Культура безопасного поведения
человека.
4 элемент. Знание закономерностей среды и
опасных факторов.
5 элемент. Умение человека предвидеть,
выявлять и правильно оценивать
опасные факторы и адекватно реагировать
на них.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Системы безопасности и объекты защиты

В системе безопасности «Безопасность (охрана) труда»
объектом защиты является человек.

Системе безопасности «Безопасность жизнедеятельности
человека» объектом защиты является человек.

В системе безопасности «Охрана природной среды»
объектом защиты является природная среда.

В системе безопасности «Защита в чрезвычайных
ситуациях, пожарная и радиационная защита»
Объектами защиты являются: человек, природная среда,
материальные ресурсы.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

В системе безопасности «Системы безопасности страны,
национальная безопасность» объектами защиты
являются: общество, нация.

В системе безопасности «Глобальная безопасность»
объектами защиты являются: человечество,
биосфера, техносфера.

В системе безопасности «Космическая безопасность»
объектами защиты являются: человечество, планета Земля.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Рассмотрим основные системы безопасности.



Глобальная безопасность
включает следующие виды:

Космологическую безопасность.

Противоастероидную безопасность.

Общеклиматическую безопасность.

Другие виды глобальной безопасности.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Международная безопасность
включает следующие виды:

Антивоенную безопасность.
Международную
противоэпидемиологическую безопасность.
Международную антитеррористическую безопасность.
Международную антикриминальную безопасность.
Международную продовольственную безопасность.
Международную экологическую безопасность.
Другие виды международной коллективной безопасности.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Национальная безопасность включает
следующие виды:

Геополитическую безопасность. Региональную
безопасность. Государственную безопасность.
Общественную безопасность. Техногенную безопасность.
Военную безопасность. Экологическую безопасность.
Защиту от угроз стихийных бедствий. Экономическую
безопасность. Энергетическую безопасность.
Информационную безопасность. Политическую
безопасность. Демографическую безопасность.
Продовольственную безопасность. Научно-техническую
безопасность. Безопасность личности.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Государственная безопасность.
Под государственной безопасностью
понимается
состояние защищенности
государственного строя,
органов государственного управления,
территориальной целостности
государства, его суверенитета от
внешних и внутренних угроз.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Общественная безопасность.
Под общественной безопасностью
понимается система общественных
отношений, которая
регулирует общественное
спокойствие, неприкосновенность
жизни и здоровье населения, труд
и отдых граждан, деятельность
государственных и общественных
организаций,
учреждений и предприятий.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Личная безопасность
Под личной безопасностью
понимается система
профилактики попадания
личности в опасные ситуации
и формирования средств
индивидуальной защиты и
навыков безопасного
поведения.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Безопасность выступает главной категорией
теории безопасности.

Теория безопасности представляет собой
систему знаний о возникновении и видах
опасностей, о сущности, закономерностях и
принципах безопасности, об общих задачах и
методах формирования условий и систем
обеспечения безопасной жизнедеятельности
человека, общества и государства.
.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Основные положения теории безопасности.

С момента своего появления на Земле человек
перманентно живет и действует в условиях
постоянно изменяющихся потенциальных
опасностей. Сказанное позволяет сформировать
положение о том, что деятельность человека
потенциально опасна.
.

Московский государственный психолого-педагогический университет 2

Московский государственный психолого-педагогический университет 2

Московский государственный
психолого-педагогический университет

2. Все опасности причиняют вред здоровью
человека, ущерб окружающей природной среде,
материальным и духовным богатствам общества
и государства.
Опасности — это то, что угрожает человеку,
обществу и государству в целом. Следовательно,
профилактика опасностей и защита от них
является актуальной гуманитарной и
социально-экономической проблемой,
в решении которой государство заинтересованно.

Московский государственный психолого-педагогический университет 3

Московский государственный психолого-педагогический университет 3

Московский государственный
психолого-педагогический университет

3. Обеспечение безопасности деятельности
является главной задачей для личности,
общества, государства.
Абсолютной безопасности нет.
Всегда существует некоторый остаточный риск,
который представляет вероятность реализации
опасности.
Следовательно, безопасность - это такой
уровень опасности, с которым на данном этапе
научного и экономического развития можно
смириться, т.е.
безопасность — это приемлемый риск.

Московский государственный психолого-педагогический университет 4

Московский государственный психолого-педагогический университет 4

Московский государственный
психолого-педагогический университет

4. Опасности по своей природе случайны в
(т.е. вероятностны), потенциальны (т.е. скрыты),
перманентны (т.е. постоянны, непрерывны)
и тотальны (т.е. всеобщи, всеобъемлющи).
Следовательно, человеку всегда угрожают
опасности.
Однако есть люди, которые об этом не
подозревают или не задумываются.
Одна из особенностей человеческого сознания,
как элемента отражения действительности,
состоит в том, что оно не придает приоритетного
значения информации, которая носит
вероятностный характер.

Московский государственный психолого-педагогический университет 5

Московский государственный психолого-педагогический университет 5

Московский государственный
психолого-педагогический университет

5. Все опасности действуют в пространстве и
во времени.
Они есть везде при использовании разных
объектов.

6. Защита от опасностей достигается изменением
средств и объектов защиты, применением
защитных мер.

Московский государственный психолого-педагогический университет 3 вопрос «Понятие безопасности жизнедеятельности»

Московский государственный психолого-педагогический университет 3 вопрос «Понятие безопасности жизнедеятельности»

Московский государственный
психолого-педагогический университет

3 вопрос «Понятие безопасности жизнедеятельности»

Понятие «безопасность жизнедеятельности» является
многоплановым и означает в том числе науку о
безопасном взаимодействии человека со средой обитания.
В такой научной постановке, направление
«безопасность жизнедеятельности» рассматривается
как локальная система жизнедеятельности, выступающая
основой для систем более высокого уровня, которыми
являются глобальная и региональная системы
безопасности жизнедеятельности.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Реализация целей и задач безопасности жизнедеятельности включает следующие основные этапы научной деятельности:

идентификация и описание зон воздействия опасностей
окружающей среды и отдельных ее элементов;
разработка и реализация наиболее эффективных систем и методов
защиты от опасностей;
формирование систем контроля опасностей и управления
состоянием безопасности объекта защиты и отдельных его элементов;
разработка и реализация мер по ликвидации последствий
возникновения и проявления опасностей;
организация обучения населения основам безопасности
и под готовки специалистов по безопасности жизнедеятельности.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Основные принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности подразделяются:

В зависимости от правовой основы на:
общеправовые, отраслевые, международные.
В зависимости от сферы реализации на:
инженерно-технические,
общественно-методологические,
медико-биологические.
В зависимости от признака реализации на:
управленческие, технические, организационные,
ориентирующие.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Основные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности подразделяются на:

А — метод.
Метод разделения гомосферы и ноксосферы
в пространстве или во времени.
Б — метод.
Метод нормализации ноксосферы путем
исключения опасности.
В — метод.
Метод направлен на адаптацию человека
к соответствующей среде и повышению
его защищенности.
Г — метод.
Метод, включающий в себя вышеперечисленные
методы (комбинированный метод).

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Перечислим основные аксиомы безопасности жизнедеятельности :

Аксиома 1. Об опасности деятельности.
Любая деятельность потенциально опасна.

Аксиома 2. Об оптимальном факторе.
Для каждого вида деятельности существуют
комфортные условия, способствующие ее
максимальной эффективности.

Аксиома 3. Об остаточном риске.
Естественные процессы, антропогенная деятельность
и субъекты деятельности обладают склонностью
к спонтанной потере устойчивости и (или)
способностью к длительному негативному
влиянию на среду обитания, т. е. остаточным риском.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Аксиома 4. Об остаточном риске.
Остаточный риск является первопричиной
потенциальных негативных воздействий
на человека, техносферу и природную
среду (биосферу).
Аксиома 5. О реальности безопасности.
Безопасность реальна, если негативные влияния
на человека не превышают предельно допустимых
значений с учетом их комплексного воздействия.
Аксиома 6. О реальности экологичности биосферы.
Экологичность реальна, если негативные воздействия
на биосферу не превышают предельно допустимых
значений с учетом их комплексного воздействия.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Аксиома 7. О взаимодействия человека с техническими системами.
Допустимые значения техногенных негативных воздействий
обеспечиваются соблюдением требований экологичности
и безопасности к техническим системам, технологиям и их
региональным комплексам, а также применением систем
экобиозащиты.
Аксиома 8. О приоритете систем экобиозащиты.
Системы экобиозащиты на технических объектах и в
технологических процессах должны обладать приоритетом
ввода в эксплуатацию и средствами контроля режимов работы.
Аксиома 9. О безопасной эксплуатации технических систем.
Безопасная и экологичная эксплуатация технических средств
и производств реализуется при соответствии квалификации
и психофизических показателей оператора требованиям
разработчика технической системы и при соблюдении
оператором норм и правил безопасности и экологичности.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Основная цель безопасности жизнедеятельности

Основной целью БЖД является обеспечение
эффективной
защищенности приемлемых условий активного
сосуществования человека и его среды обитания
от превышения допустимой степени воздействия
негативных факторов на всех структурных уровнях
безопасности.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Основными функциями обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

Описание жизненного пространства его
зонированием по значениям негативных факторов
на основе экспертизы источников негативных
воздействий, их взаимного расположения и режима
действия, а также с учетом климатических,
географических и других особенностей региона
или зоны деятельности.
Формирование требований безопасности
и экологичности к источникам негативных факторов.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Назначение предельно допустимых выбросов
(ПДВ), сбросов (ПДС), энергетических воздействий
(ПДЭВ), допустимого риска и др.
Организация мониторинга состояния среды
обитания и инспекционного контроля источников
негативных воздействий.
Разработка и использование средств экобиозащиты.
Реализация мер по ликвидации последствий аварий
и других ЧС.
Обучение населения основам БЖД и подготовка
специалистов всех уровней и форм деятельности
к реализации требований безопасности
и экологичности.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Основными задачами обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

идентификация и детальный анализ опасностей,
присущих деятельности человека;
разработка мероприятий по защите человека и среды
обитания от выявленных опасностей – профилактика
опасностей;
разработка мер ликвидации последствий реализации
опасности;
организация систем мониторинга и контроля
опасностей и управления состоянием безопасности
экосферы;
организация обучения населения основам безопасности
и подготовка специалистов по безопасности
жизнедеятельности.

Московский государственный психолого-педагогический университет 4 вопрос «Понятие опасности»

Московский государственный психолого-педагогический университет 4 вопрос «Понятие опасности»

Московский государственный
психолого-педагогический университет

4 вопрос «Понятие опасности»

Ключевым элементом концепции
безопасности является категория «опасность».

Опасность – это негативное свойство живой
и неживой материи, способное причинить
ущерб самой материи: людям, природной среде,
материальным ценностям.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Опасность человека в системе
«человек – среда обитания» Q(t) есть функция
опасности среды и вероятности неблагоприятного
для организма человека воздействия при
возникновении опасного фактора.
Согласно теореме о произведении вероятностей:
Q(t) = Qc(t)* Рпор(t),
где: Qc(t) — опасность среды, т.е. вероятность того, что за время t
в окружающей человека среде реализуется опасный фактор;
Рпор(t) — вероятность поражения организма человека,
т.е. попадания организма в целом или его органов в зону действия
опасного или вредного для здоровья фактора в случае его реализации.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Условия реализации опасности

опасность реально действует
(присутствует);
объект защиты находится в зоне
действия опасности;
объект не имеет достаточных
средств защиты

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Основные причины возникновения опасности в деятельности человека

организационные причины;
технические причины;
технологические причины;
санитарно-гигиенические причины;
личностные (психофизиологические)
причины.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Рассмотрим классификацию опасностей в теории БЖД.

• по происхождению различают 6 групп опасностей:
природные, техногенные, антропогенные, экологические,
социальные, биологические.
• по характеру воздействия на человека опасности делятся на 5 групп:
механические, физические, химические, биологические,
психофизиологические;
• по времени проявления отрицательных последствий
опасности делятся на:
постоянные, импульсивные и кумулятивные.
• по локализации опасности бывают:
связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой
и связанные с космосом;

Московский государственный психолого-педагогический университет • по вызываемым последствиям: утопление, заболевание, травмирование, летальный исход, аварии, пожары и т

Московский государственный психолого-педагогический университет • по вызываемым последствиям: утопление, заболевание, травмирование, летальный исход, аварии, пожары и т

Московский государственный
психолого-педагогический университет

• по вызываемым последствиям:
утопление, заболевание, травмирование, летальный исход,
аварии, пожары и т. д.;
• по приносимому ущербу: опасности могут вызывать
социальный ущерб, технический ущерб, экологический ущерб,
экономический ущерб;
• по сфере проявления опасности могут быть:
бытовые, спортивные, дорожно-транспортные,
производственные, военные и др.;
• по структуре (строению) опасности делятся на:
простые и сложные (производные), порождаемые
взаимодействием простых;
• по реализуемой энергии опасности делятся на:
активные и пассивные.
опасности, связанные с угрозой для человека подразделяются на:
потенциальные, реальные и реализованные опасности.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Существует несколько методов определения потенциальных опасностей. К ним относятся:

инженерные методы, которые используют статистику, реализуемые
расчетом частот, вероятностным анализом и построением «деревьев»
опасности (событий, отказов);
модельные методы основаны на построении моделей
воздействия опасных и вредных факторов на отдельного
человека, профессиональные и социальные группы населения,
экосистему;
экспертные методы включают определения вероятностей
различных событий на основе опроса опытных
специалистов-экспертов;
- социологические методы, которые основаны на опросе населения.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Методы определения потенциальных опасностей.

инженерные методы с использованием статистики, реализуемые
расчетом частот, вероятностным анализом и построением «деревьев»
опасности (событий, отказов);
модельные методы основаны на построении моделей
воздействия опасных и вредных факторов на отдельного
человека, профессиональные и социальные группы населения,
экосистему;
экспертные методы включают определения вероятностей
различных событий на основе опроса опытных
специалистов-экспертов;
- социологические методы, которые основаны на опросе населения.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Воздействие какой-либо опасности на объект рассматривают в статике и в динамике.

Методика анализа опасной ситуации в статике осуществляется следующим образом. Последовательно анализируются элементы (этапы) опасной ситуации:
– объект, подвергающийся опасному воздействию, и его элементы;
– источники и факторы опасности;
– цели, векторы, причины воздействия на объект;
– средства, которыми источник опасности может воздействовать на объект;
– элементы системы безопасности объекта;
– результаты и последствия этого воздействия.

Методика анализа опасной ситуации в динамике осуществляется следующим образом. Последовательно анализируются элементы (этапы) опасной ситуации:
– механизм воздействия источника и факторов опасности на объект;
– стадии (этапы) развития опасной ситуации до ее завершения;
– взаимодействие элементов систем безопасности объекта при обеспечении безопасности;
– поведение объекта на разных стадиях опасной ситуации.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Стадии анализа опасности

Стадия I — предварительный анализ опасности. В ней можно выделить определенные и необходимые шаги.
Шаг 1. Выявить источники опасности.
Шаг 2. Определить части системы, которые могут вызвать эти опасности.
Шаг 3. Ввести ограничения на анализ, т.е. исключить опасности, которые не будут изучаться.
Стадия II — выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей.
Стадия III — анализ последствий.

Московский государственный психолого-педагогический университет 5 вопрос

Московский государственный психолого-педагогический университет 5 вопрос

Московский государственный
психолого-педагогический университет

5 вопрос Риск, вред и ущерб

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Свойства риска, которые определяют понятие и проявления риска:

- риск является многомерной характеристикой будущих состояний любых систем естественного и антропогенного происхождения;
- риск связан со случайными явлениями и процессами;
- проявление риска - условное событие.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Существуют две области проявления риска: область объективного содержания риска и область субъективного содержания риска

- область объективного содержания риска, измеримого и независимого от человеческого восприятия. Его можно идентифицировать, оценивать и предсказывать на базе фундаментальных закономерностей;
- область субъективного содержания риска, связанного с его индивидуальным восприятием, обусловленным ментальным состоянием индивидуума, который попадает в ситуацию неопределенности или сомнений относительно последствий некоторого события (соответственно различают действительный и мнимый риски).

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Другими элементами безопасности жизнедеятельности являются:

Вред – это утрата, повреждение или ухудшение состояния объекта защиты.
Ущерб – это результат изменения состояния объектов, выражающийся в нарушении целостности или ухудшения других свойств и показывающий фактические или возможные экономические и социальные потери, возникающие в результате событий природного, искусственного или иного происхождения.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Рассмотрим виды вреда. Существуют:

Экономический, экологический, моральный, социальный вред;
Значительный и незначительный вред;
Вероятный и реальный вред;
Первичный и вторичный вред;
Вред здоровью: легкий вред здоровью, вред здоровью средней тяжести и тяжелый вред здоровью;
Вред материальным ценностям:
нанесенный государственными организациями, органами местного самоуправления, должностными лицами; недееспособными (несовершеннолетними) гражданами; источниками повышенной опасности.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Моральный вред (нравственные переживания в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потеря работы, физическая боль, связанная с повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий);
Правомерный вред (разрешенными государством);
Вред в следствии нарушения законодательства;
Вред, нанесенный: умышленно, по неосторожности, следствием аффективного состояния;
Вред несовместимый с жизнью, непоправимый и поправимый вред;
Вред нанесенный: физическим и юридическим лицам, обществу, государству, окружающей среде.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Основными видами ущерба являются:

прямой, косвенный, полный и общий ущербы

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Прямой экономический ущерб:

включает в себя затраты на ограничение развития ЧС, материальные потери населения и ущерб в сфере производства. Материальные потери населения связаны с утратой личного имущества граждан, утратой жилья, личного скота, транспорта, а прямой экономический ущерб в производственной сфере – непосредственно с выбытием и утратой основных и оборотных фондов.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Прямой социальный ущерб:

непосредственно связан с воздействием на население и его среду обитания и включает в себя людские потери, психологическое воздействие на население и изменение условий жизни.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Прямой экологический ущерб:

связан с ущербом природной среде.
Он включает ущерб от загрязнения или разрушения почвенного покрова, уничтожения либо повреждения растительного и животного мира и биосферы в целом, загрязнения водных источников и водоемов, их исчезновение или нежелательное появление и ущерб от загрязнения атмосферы.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Косвенный ущерб

это потери, убытки и дополнительные затраты, которые понесут объекты, не попавшие в зону действия негативных факторов опасного явления, вызванные нарушениями и изменениями в сложившейся структуре хозяйственных связей, инфраструктуре, а также потери (дополнительные затраты), связанные с необходимостью проведения мероприятий по ликвидации последствий ЧС.
К косвенному ущербу относят и слабо поддающиеся стоимостной оценке отрицательные социальные эффекты.
Косвенный ущерб делится на экономический, экологический и социальный. Оценивается по формуле:
Wк = α Wп
где α - экспертная оценка доли косвенного Wк ущерба от прямого Wп без детализации и анализа отдельных составляющих.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Полный ущерб

Полный ущерб - это суммой прямого и косвенного ущербов. Полный ущерб оценивается на конкретный момент времени и является промежуточным по сравнению с общим ущербом.
Оценивается по формуле:
W полный = Wп + Wк
где: W полный - полный ущерб, Wп - оценка прямого ущерба, Wк - оценка косвенного ущерба.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Общий ущерб

Общий ущерб - определяется количественно в отдаленной перспективе. Необходимость рассмотрения распределенных во времени или отдаленных проявлений ущерба особенно важна для аварий, связанных с воздействием на компоненты окружающей среды или воздействием радиоактивных материалов.
Оценивается по формуле:
W общий = W полный (t=0) + Wк (∞)
где Wк (∞) - ущерб от косвенных отдаленных во времени последствий.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Другими видами ущерба являются:

Собственный ущерб — ущерб субъекта, который владел источником опасности, ставшим причиной возникновения ущерба;
Сторонний ущерб — ущерб субъектов, которые не владели источником опасности, ставшим причиной возникновения ущерба;
Совокупный ущерб — потери субъекта, включающие собственный и сторонний ущерб;
Фактический ущерб — ущерб от свершившихся чрезвычайных ситуаций;

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Вероятный ущерб — интегральная величина, учитывающая величину ущерба и вероятность его возникновения;
Возможный ущерб — ущерб от возможных чрезвычайных ситуаций;
Максимально возможный ущерб — ущерб, равный максимальному ущербу из возможных чрезвычайных ситуаций.
Ущерб физическому лицу и ущерб юридическому лицу, который в свою очередь подразделяется на: ущерб субъекту Российской Федерации; ущерб муниципальному или территориальному образованию; ущерб коммерческой организации; ущерб некоммерческой организации.

Московский государственный психолого-педагогический университет - ущерб жизни и здоровью конкретных людей (медико-биологический), который определяется конкретными нарушениями их здоровья; - ущерб жизни и здоровью людей для…

Московский государственный психолого-педагогический университет - ущерб жизни и здоровью конкретных людей (медико-биологический), который определяется конкретными нарушениями их здоровья; - ущерб жизни и здоровью людей для…

Московский государственный
психолого-педагогический университет

- ущерб жизни и здоровью конкретных людей (медико-биологический), который определяется конкретными нарушениями их здоровья;
- ущерб жизни и здоровью людей для некоторой их общности (населения страны, общества), приводящий к социальным потерям и, в итоге, сокращению средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни;
- ущерб физическим и юридическим лицам (материальный, моральный);
- ущерб организациям, социально-экономической системе (экономический);
- ущерб государству (социально-политический);
ущерб природной среде (экологический).
фактический ущерб (оценка) и предполагаемый ущерб (прогноз)

Московский государственный психолого-педагогический университет 6 вопрос «Основные компоненты окружающей среды»

Московский государственный психолого-педагогический университет 6 вопрос «Основные компоненты окружающей среды»

Московский государственный
психолого-педагогический университет

6 вопрос «Основные компоненты окружающей среды»

Окружающая среда - это комплекс окружающих
человека или другой живой организм
физических, географических, биологических,
социальных, культурных и политических
условий, который определяет форму
и характер его существования.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Структура окружающей среды:

Основными структурными компонентами окружающей среды являются:
биосфера; техносфера; социосфера; антропосфера; психосфера; этносфера; экосфера и ноосфера.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Биосфера.

Это природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.
К основным составляющим элементам биосферы относятся:
живое вещество, биогенное вещество, биокосное вещество, косное (неживое) вещество, рассеянное вещество, радиоактивное вещество, вещество космического происхождения.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Техносфера.

Представляет собой регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям.
Техносфера рукотворна и после создания может только деградировать.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Социосфера.

Это область среды существования человека для удовлетворения своих духовных потребностей и накопления интеллектуальных ценностей.

Психосфера.

Представляет собой модель внешней и внутренней среды индивида с её информационными потоками, являющимися основой осознанных и неосознанных поведенческих реакций.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Антропосфера.

Имеет следующее определения:
земная сфера, где живет или куда проникает человечество;
сфера Земли и ближнего Космоса, в наибольшей степени прямо и косвенно видоизмененная человеком в прошлом и которая еще больше будет изменена людьми в ближайшем будущем;
используемая людьми часть биосферы.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Этносфера.

Этнос (греч. Ethnos - группа, племя, народ) – меж поколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием.
Этоносферу можно представить, как мозаичную в этническом отношении антропосферу, слагающуюся из всей совокупности этноценозов Земли, постоянно меняющаяся в историческом времени и взаимодействующая с ландшафтами планеты Земля.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Экосфера.

Экология (от греч. óikos — дом, жилище, местопребывание и ...логия), наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.
Экосфера – это экологическая оболочка Земли, совокупность ее свойств, как планеты, создающих условия для развития биологических систем.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Ноосфера (форма существования социального организма).

Это сфера взаимодействия общества и природы, в пределах которой разумная деятельность предстает главным, определяющим фактором развития биосферы и человечества.
Ноосфера – идеальная, духовная («мыслящая») оболочка Земли, возникшая с появлением и развитием человеческого сознания.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Основными составляющими среды обитания человека явдяются:

производственная среда обитания, городская среда обитания, бытовая среда обитания и природная среда обитания.

Среда обитания человека

Среда обитания человека - это окружающая его среда, осуществляющая через совокупность факторов (физических, биологических, химических и социальных) прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Производственная среда обитания

Производственная среда обитания представляет собой комплекс организационно-технических параметров и архитектурно-строительных решений, направленных на создание комфортных условий труда персонала и стабильную работу оборудования при рациональном сочетании трудовых операций с работой машин и устройств.

Рассмотри более подробно среды обитания человека

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Городская среда обитания

Городская среда обитания – это совокупность конкретных основополагающих условий, созданных человеком и природой в границах населенного пункта, которые оказывают влияние на уровень и качество жизнедеятельности человека. Городская среда обитания формирует отношение человека к городу и системе управления.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Бытовая среда обитания

Бытовая среда обитания – это совокупность факторов и элементов, воздействующих на человека в быту.

Природная среда обитания

Природная среда обитания представляет собой совокупность объектов и условий природы, в которых протекает деятельность какого-либо субъекта.

Московский государственный психолого-педагогический университет 7 вопрос «Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации»

Московский государственный психолого-педагогический университет 7 вопрос «Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации»

Московский государственный
психолого-педагогический университет

7 вопрос «Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации»

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной
территории, сложившаяся в результате аварии, опасного
природного явления, катастрофы, стихийного или иных
бедствий, которые могут повлечь или повлекли за собой
человеческие жертвы, ущерб здоровью людей
или окружающей природной зоне, значительные
материальные потери и нарушение условий
жизнедеятельности людей.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Классификация чрезвычайных ситуаций в зависимости от основания выглядит следующим образом.

По сфере возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на природные, техногенные и экологические.
Природные ЧС включают в себя: геологические, гелиофизические, метеорологические, гидрологические чрезвычайные ситуации, а также природные пожары и массовые заболевания.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Основные техногенные ЧС включают в себя: аварии на химических опасных объектах, аварии на радиационных опасных объектах, аварии на гидродинамических опасных объектах, аварии на коммунально-энергетических сетях, аварии на транспорте. Основные экологические ЧС включают в себя: изменения состояния литосферы (суши), изменения состояния атмосферы (свойств воздушной среды), изменения состояния гидросферы, изменения состояния биосферы.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

По ведомственной принадлежности чрезвычайные ситуации подразделяются на ЧС, которые происходят в строительстве, в промышленности, на транспорте, в коммунально-бытовой сфере, в сельском и лесном хозяйстве. ЧС происходят в промышленном, гражданском и транспортном строительстве. ЧС происходят в атомной, химической, пищевой, металлургической, машиностроительной, горнодобывающей и др. видах промышленности. ЧС происходят на воздушном, железнодорожном, автомобильном, трубопроводном, водном транспорте.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

По масштабу возможных последствий, которые определяются количеством людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размером материального ущерба, границами зон распространения поражающих факторов, чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, объектовые, местные, региональные, национальные и глобальные ЧС.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Существует несколько фаз развития чрезвычайных ситуаций.

Первая фаза— это накопление отклонений от нормального состояния или процесса, т. е накопление факторов риска (стадия зарождения ЧС).
Вторая фаза— это инициирование чрезвычайного события. Под чрезвычайным событием понимается событие техногенного, антропогенного или природного происхождения. В этот период еще может существовать реальная возможность либо предотвратить чрезвычайную ситуацию, либо существенно уменьшить ее масштабы.

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Третья фаза — это процесс чрезвычайного события, во время которого происходит непосредственное воздействие на людей, объекты и природную среду первичных поражающих факторов. В этот период происходит высвобождение энергии, вещества, которое может носить разрушительный характер. В этот период возможен выход аварии за пределы территории предприятия и действие остаточных факторов поражения.
Четвертая фаза — это ликвидация последствий, устранение результатов действия опасных факторов (стадия затухания).

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

Рассмотрим и дадим краткую характеристику общим методам по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

правовые,
организационно-технические
и экономические.

Общие методы по защите населения от чрезвычайных ситуаций разделяются на:

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный психолого-педагогический университет

Московский государственный
психолого-педагогический университет

К правовым методам относится разработка нормативных правовых актов, нормативных методических документов по вопросам защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Экономические методы обеспечения по защите населения от чрезвычайных ситуаций включают в себя:
- разработку программ обеспечения по защите населения от чрезвычайных ситуаций и определение порядка их финансирования;
- совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов по защите населения от чрезвычайных ситуаций и т.п.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017