Презентация по дисциплине "Азбука профориентации 21 века" на тему: "Способности" (9кл)
Оценка 4.8

Презентация по дисциплине "Азбука профориентации 21 века" на тему: "Способности" (9кл)

Оценка 4.8
Презентации учебные
doc
психологическая работа +1
9 кл
17.02.2017
Презентация по дисциплине "Азбука профориентации 21 века" на тему: "Способности"  (9кл)
способности 9кл.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1» с.Перегрёбное, Октябрьский район, Тюменская область   Автор: педагог­психолог Калиниченко Е.Д. Занятие по курсу «Твоя профессиональная карьера» Класс: 9­й Тема: Способности Цель: развитие представлений учащихся о собственных способностях, их влиянии на  выбор профессиональной деятельности    Задачи:           1. Продолжать знакомить учащихся с общими и специальными способностями с  условиями их развития, с их влиянием на  успешность профессиональной деятельности          2. Развивать память, внимание, мышление          3. Воспитывать интерес к самопознанию   Оборудование: проектор, раздаточный материал (листы формата А4 для игры «Паучок»).  Ход занятия:  Организационный момент  Ознакомление с темой занятия и новым материалом Ребята, а как вы думаете, что такое способности, зачем они нужны? Какие способности вы знаете? Способности  –   это   индивидуальные   психологические   особенности   человека,   которые определяют успешность выполнения какой­либо  деятельности. Различают общие и специальные способности. Общие способности: ­Трудолюбие ­Внимательность ­Сообразительность ­Целеустремленность Общие способности важны во всех профессиях и видах деятельности. Это способности воспринимать   информацию,   совершать   движения,   устанавливать   контакты   с   другими людьми, произвольно управлять своим поведением и состоянием. Человек должен учиться, общаться и контролировать самого себя.  Таким образом, общие способности это: 1. Способность к зрительному, слуховому и осязательному восприятию информации, двигательным   реакциям,   координации   движений   и   формированию   двигательных навыков 2. Способность к обучению (умственные способности и интеллект) 3. Способность к общению и управлению собой (саморегуляция), тесно связанная с характером человека Специальные   способности  –   способности,   которые   необходимы   для   успешного выполнения   конкретного   вида   деятельности   (художественные,   музыкальные, организаторские, педагогические, технические, математические, артистические). Например, для профессии художника недостаточно иметь общие способности к зрительному   восприятию,   координации   движений   рук   и   пальцев,   обучению,   а   также требуется   высокий   уровень   развития   кожно­мышечной   чувствительности,   глазомера, зрительной   памяти,   пространственного   представления,   воображения,   художественного вкуса.          Способности человека не являются врожденными. Ребёнок рождается не с готовыми способностями,  а   с  задатками,   т.е.   с  определенными  физиологическими   особенностями строения мозга, органов чувств и движения. Они­то и выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Однако задатки многозначны. На основании одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности, в зависимости от требований деятельности, которой занимается человек.             Вспомните известное изречение: «нельзя научиться плавать, стоя на берегу реки». Систематические   занятия   учащегося,   например,   электротехникой   могут   развить   его технические способности, в результате он будет лучше и быстрее других разбираться в чертежах и схемах, сложных приборах и машинах. Упорные тренировки, могут развить любые способности спортсмена. Формирование способностей можно разделить на несколько этапов: I  этап.  Формирование   задатков   в   раннем   детстве.   Игры   помогают   формированию интеллектуальных операций, навыков, личных качеств, поведенческих установок. Игры с кубиками,   мозаикой,   конструктором   развивают   пространственные   представления   и воображения.   II этап. В школе знакомятся с цифрами, учатся считать, начинают осваивать математику, тем   самым   развивают   абстрактное   мышление,   которое   необходимо   для   выполнения расчетных   и   проектных   конструкторских   работ.   На   уроках   черчения   развивается пространственное мышление.  III этап. Ученический – в различных кружках, секциях. Если задатки не сформировались, то   получаемые   сведения   о   профессии   постепенно   забываются.   Бывает   так,   что   уже заканчивая институт, студент так и не представляет, где он будет работать, что он будет делать.   Соответственно,   ему   трудно   найти   работу,   в   итоге   он   не   работает   по специальности. Полученные знания так и остаются мертвым грузом.                  Если профессия была выбрана правильно, то по окончании института наступает завершающий   этап   развития   способностей.   Происходит   объединение   в   комплекс необходимых для успешной работы представлений, знаний, навыков. Человек готов стать успешным профессионалом.          А, теперь, чтобы проверить свои способности и потренироваться мы поиграем.  Упражнение № 1. Игра «Паучок».   корректировка   отклонений   в   развитии   восприятия   и   ориентировки   в Цель   игры:  пространстве, развитие внимания, координации движений.  Инструкция: «Сейчас мы будем играть в такую игру. Перед вами поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает паучок. Паук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать вам ходы, а вы будите передвигать по полю паучка в нужном направлении. Делайте это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю   Внимание! Начали. Две клеточка вверх, одна клеточка налево, одна вверх и две клеточки направо и т.д. Нарисуйте в клеточке, где остановилась муха ….(грибок)». Рисунки могут быть   разными:   солнышко,   домик,   тучка,   и   т.п.   Можно   в   игру   ввести   второго   героя, например жука или муху. (Приложение № 1)          Какие способности могут развиваться в подобных играх? (Варианты ответов детей).    нельзя! 2 Сегодня многие молодые люди хотят стать программистами, потому что любят играть в компьютерные игры. Этого не достаточно. Программисту необходимо абстрактное мышление (алгебра и тригонометрия: решение уравнений и неравенств в общем виде т.е. без чисел, с буквами, с символами, нахождение и графическое выражение функциональных зависимостей). Чтобы освоить разные языки программирования, нужны лингвистические способности, хорошее знание иностранных языков.                  Экономисту – требуется абстрактное мышление, которое выражается в хорошей успеваемости по алгебре (при этом не важно, как идет геометрия и тригонометрия). Важно, чтобы   сложились   умения   быстро   и   точно   производить   вычисления,   контролировать промежуточные   и   конечный   результаты,   видеть   и   применять   типовые   алгоритмы,   не ошибаться   в   их   выборе   при   решении   примеров   и   задач.   Кроме   того   требуется внимательность,   усидчивость,   готовность   к   длительной,   монотонной   работе   с периодическими самопроверками и повторными расчетами.                  Если человек активен, энергичен, любит поговорить, то вряд ли ему понравится работа бухгалтера или экономиста. Его будут раздражать монотонность и необходимость бесконечных самопроверок, которые он, со временем, престанет выполнять.          Предлагаю вам сыграть еще в одну игру.       Упражнение № 2. Нахождение слов – антонимов  Цель: развитие вербальных способностей. Упражнение лучше проводить с командами в форме соревнования (какая команда лучше и  качественнее выполнит задание). Инструкция: « Я буду поочередно каждой команде называть слово, вы должны отвечать  словом, имеющим противоположное значение, т.е. называть слово­антоним. Старайтесь  отвечать быстро и правильно. Выигрывает та команда, кто назовет больше слов –  антонимов. Пример: «ночь» ­ «день»,т.д.  В левом столбике помещены понятия, которые должен называть учитель, в правом –  возможный вариант ответа. 1. начало­конец.                                         9. звонкий­глухой. 2. бедный­богатый.                                   10. нападение­защита.  3. тепло­холодно.                                      11. праздники­будни.  4. тревога­покой.                                       12. свобода­рабство.  5. матовый­блестящий.                             13. узкий­широкий.                                6. активный­пассивный.                           14. маленький­большой. 7. рассеянный­внимательный.                 15. гладкое­шершавое. 8. спуск­подъем.                                        16. мягкая­твердая.    Итак, а какие способности тренирует эта игра? (Ответы детей)  Упражнение №3. «Поиск общего» Цель: развитие мышления Инструкция:  Предлагается   два   слова,   мало   связанных   между   собой.   Например: консервная банка и чашка. За 5 минут учащиеся должны написать как можно больше общих признаков для пары предметов. Ответы могут быть самыми обычными, стандартными: в примере «консервная банка» и «чашка» могут быть названы такие общие свойства, как «сделаны человеком», «имеют глубину». Необходимо указать как можно больше и таких признаков.   Особенно ценными являются необычные ответы, которые позволяют увидеть предложенные слова в совершенно новом свете. ­дерево и дом ­мел и мука ­матрешка и конструктор  ­блюдо и лодка  ­собака и человек  3 ­ребенок и космонавт (Отметить самые необычные ответы)  Просмотр презентации «Иллюзии», «Перевёрнутые картинки» Какими способностями, на ваш взгляд, должен был обладать художник, что бы нарисовать  такие необычные картинки? (Ответы детей)  Подведение итогов занятия.  Мы с вами сегодня постарались  уточнить, что же такое способности, как они формируются и чем, собственно, могут нам помочь в жизни. 1. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. — М.:  Вако, 2005.  Литература 2. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. — М.: Генезис, 2004 3. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. — М.: Генезис, 2005. 4. Савенков А.И. Развитие исследовательских способностей школьников, М.: Генезис,  2004 5. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? — Л., 1963. 6. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995 4 5

Презентация по дисциплине "Азбука профориентации 21 века" на тему: "Способности" (9кл)

Презентация по дисциплине "Азбука профориентации 21 века" на тему: "Способности"  (9кл)

Презентация по дисциплине "Азбука профориентации 21 века" на тему: "Способности" (9кл)

Презентация по дисциплине "Азбука профориентации 21 века" на тему: "Способности"  (9кл)

Презентация по дисциплине "Азбука профориентации 21 века" на тему: "Способности" (9кл)

Презентация по дисциплине "Азбука профориентации 21 века" на тему: "Способности"  (9кл)

Презентация по дисциплине "Азбука профориентации 21 века" на тему: "Способности" (9кл)

Презентация по дисциплине "Азбука профориентации 21 века" на тему: "Способности"  (9кл)

Презентация по дисциплине "Азбука профориентации 21 века" на тему: "Способности" (9кл)

Презентация по дисциплине "Азбука профориентации 21 века" на тему: "Способности"  (9кл)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017