доклад Формирование духовных ценностей у дошкольников.doc
Формирование духовных
ценностей
у детей дошкольного возраста
(из опыта работы) Дошкольный возраст – важнейший период формирования духовности ребенка. В
это время закладываются основы чувств, духовности, восприятия мира, любви ко
всему живому, другие христианские чесноты. С.Ф.Русова считала, что воспитание
основ нравственности и духовности начинается с первых дней рождения ребенка.
По сути, все дети рождаются добрыми, но согласно статистике одна треть
населения планеты просто лишена чувства сострадания и жалости. Такие люди
никого не любят, ни жалеют. Скорее всего, это родители не привили им
способность сопереживать, помогать и любить. А ведь как говорил Федор
Михайлович Достоевский – «Сострадание есть высочайшая форма человеческого
существования»
Духовное развитие человека продолжается в течении всей его жизни под
влиянием ближайшего окружения. Поэтому взрослые – семья, педагоги
дошкольного учреждения и школы – должны сознательно руководить духовно
моральным развитием детей, объединяя усилия в этом нелегком деле.
Формировать духовную личность одна из наисложнейших и наиважнейших задач
взрослого, ведь для успеха в этом деле он сам должен быть человеком высокой
духовности.
Суть духовного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах
наших детей семена любви к родному дому, семье, городу, стране, природе, к
истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Родина, Отечество,
Единение, Духовность в этих словах, близких каждому человеку образы: мать и
отец, родители те, кто дают жизнь новому существу, единение и духовная
сущность каждой семьи.
моральными,
В дошкольном детстве происходит становление будущей личности с ее
духовными,
эстетическими и религиозными ценностями,
закладываются основы патриотических чувств и гражданской позиции. Давно
известно, что хорошие качества человека, положительные черты характера, добрые
поступки делают его здоровее, генерируют творческую энергию. Именно поэтому
мы создаем в дошкольном учреждении все условия, чтобы с первых лет жизни
прививать детям навыки доброты, милосердия, толерантности. Сознание
педагогическим коллективом актуальности и проблемы духовного потенциала
детей побудило нас к внедрению в дошкольном учреждении длительного
образовательного проекта «Сеем зерна любви и добра».
Цель проекта: воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе
этических норм поведения.
Задачи проекта:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительно
относиться к окружающим.
Формировать умение договариваться, помогать друг другу, стремление
радовать старших добрыми поступками. Формировать душевные качества: сочувствие, отзывчивость, скромность,
доброту, стыд.
Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять
установленные нормы поведения.
Развивать связную речь, совершенствовать речь как средство общения.
Развивать умение точно характеризовать ситуацию, учить высказывать
предложения, делать простейшие выводы.
Приучать детей к самостоятельности суждений.
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе,
воспитывать способность тонко различать добро и зло.
Решение этих задач требует высокого профессионального мастерства от
педагогов, поэтому методической службой совместно с творческой группой был
разработан «Хит парад методических идей по вопросам воспитания доброты и
милосердия у дошкольников». Это интерактивные игры, тренинговые упражнения,
проблемные ситуации, решая которые воспитатели
обогатили свой
педагогический опыт, повысили психолого – педагогическую компетентность.
Основным шагом к воспитанию у малышей чувства сострадания является
привитие ребенку понимания, что боль может чувствовать не только он, но и
другие люди, животные, растения и даже игрушки. Необходимо помнить, что
сопереживанию, доброте дети учатся только на примерах.
Доброта, созерцательность, отзывчивость – замечательные качества человека. В
одном ряду с ними стоят слова сочувствие, сострадание. Все эти качества очень
важны для маленького человека, для его социализации и мировосприятия. Духовно
– нравственное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении –
содействует целенаправленному развитию основ ценностно смысловой сферы
личности дошкольников в процессе
творческого межпоколенческого
взаимодействия на основе освоения отечественного социокультурного опыта.
Воспитанию важных духовных качеств личности способствует литературное
творчество. Анализируя поступки персонажей сказок и рассказов, дети учатся
различать добро и зло, истинное и притворное, делают выводы и приобретают
ценный жизненный опыт.
Педагоги дошкольного учреждения в своей работе используют значительный
воспитатель потенциал художественных произведений В.Сухомлинского. Они
помогают достучаться к детским сердцам, дотронуться к струнам их маленьких
душ. Неоценимое значение для духовно – морального развития дошкольников
имеет этические миниатюры В. Сухомлинского, короткие рассказы, притчи, сказки
– поэтические, эмоциональные, искренние с глубоким подтекстом – они пронизаны
любовью к детям. Ненавязчиво с тонким намеком они учат детей доброте,
уважению к старшим, благородности в поступках, тонко касаются разных тем
духовности, моральности, философии жизни.
В ходе реализации проекта использовались литературные развлечения по
творчеству известного писателя и педагога, технология театра
этических
миниатюр. Это особенный вид искусства органически соединяет в себе художественное слово драматическое действие, социальную игру, поэзию, музыку,
живопись. Театрализовано игровые действия – природные для развития детей
дошкольного возраста. На примерах поступков других детей, дети учатся
анализировать собственное поведение, понимать старших и товарищей. Среди тем,
которые рассматривались с детьми средствами этических миниатюр такие:
«Благодарность», «Забота о других», «Честность», «Эгоизм». После их показа
практический психолог анализирует с детьми – зрителями предложенные ситуации
и подводит их к обобщенному выводу, этическому уроку. Девиз работы театра:
«Засеем добром детские души». Кроме произведений В.Сухомлинского
используем произведения таких детских писателей как Валентина Асеева, Любовь
Воронкова, Владимир Сутуев, Мария Скребцова и др. С помощью талантливых
педагогов музыкальных руководителей дети овладевают элементами актерского
мастерства, хореографией, пробуют себя в роли музыкантов. Театр этических
миниатюр – это гимнастика для ума, работа для души, открытия, откровения!
Деятельность театра дает свои плоды: наши воспитанники растут творческими,
активными, эмоционально чуткими и вежливыми.
В день спонтанного проявления доброты, недели психологии дети вмести со
взрослыми, педагогами и родителями, оценивали свои поступки в разных видах
деятельности, во взаимоотношениях с детьми и членами семьи. В процессе работы
мы убедились, что дошкольники – восприимчивы к усвоению норм и правил
поведения и чрезвычайно важно воспитывать их на собственном примере, что
поможет заложить в детях лучшие моральные качества и духовные ценности.
Используя традиционные формы работы по формированию духовного
потенциала детей дошкольного возраста педагоги постоянно ищут и внедряют
новые формы работы в частности такие как: круг приветствия, минутка
любования, дерево добрых дел, час доброты.
В планах воспитательной работы дошкольного учреждения предусмотрены
такие темы как «Я и моя семья», «Я и мой город», «Я – патриот Отечества»,
проводятся мероприятия посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы,
Дню Республики, которые включают в себя проведение конкурсов, праздников,
выставок рисунков, изготовление оберегов для защитников молодой Республики.
На конкретных фактах из жизни участников боевых действий наших дней
прививаем детям такие важные понятия как любовь к Отечеству, долг перед
Родиной.
Современная педагогика не обращает внимание
на развитие в детях
религиозных чувств, но этому вопросу придавали внимание известные мировые
педагоги: Песталоцци, Каменский, Фребель и признавали его как главный источник
морального воспитания. Детям доступны такие христианские заповеди как: люби и
уважай близких своих, будь милосердным, не завидуй. Научить малыша с любовью
воспринимать окружающий мир – одна из важнейших задач взрослых.
Традиционно в нашем дошкольном учреждении проходят народные праздники:
День Святого Николая, Рождество, Пасха, День матери. Знакомя детей с
обычаями, и традициями своего народа, природным окружением мы акцентируем их внимание на воспитание любви ко всему, на что смотрят глаза, слышат уши,
ощущают руки, чувствуют детские сердца.
Духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье.
Семейные ценности прививаются ребенку с первых лет жизни, имеют
неоценимое значение для человека в любом возрасте.
Наверное, каждого из нас заботит будущее наших детей, которое во многом
зависит от нас, от того чему мы их научим, от тех принципов, которые мы заложим
в сознание детей. Каков человек, какова его деятельность, таков и мир, который он
создал вокруг себя. Ребенок должен быть счастлив. Это утверждение разделяют
все. И вложив в ребёнка сейчас крупицы добра и сострадания, мы можем
надеяться на счастливое будущее.
В работе с родителями мы используем такие формы работы:
Родительские собрания на духовно – нравственные темы.
Информационные стенды для родителей.
Совместно организованные с родителями праздники.
Выставки совместных работ к праздникам.
Изготовление сюрпризов к праздникам.
общие благотворительные акции.
В рамках реализации мы организовали и провели ряд выставок творческих работ
к участию которых активно привлекали родителей. Темы таких выставок как
правило соответствуют темам которые дети изучают в непосредственной
образовательной деятельности и повседневной жизни таких как: «Наполним душу
красотой», «Любовь и доброта согревает наши сердца», «Мои мечты», «Уважай и
люби своих родных», «Свеча надежды».
Настоящей педагогической находкой была организация фотовыставок и
коллажей. При их изготовлении родители собирали фото из семейных альбомов,
сами пытались сфотографировать трепетную родительскую нежность к малышам
и бережную заботу о них. Выставка имела большой успех среди родителей.
Участие родителей в заседаниях клуба доверия дало возможность своевременно
получить нужную консультацию, совет по разрешению семейных конфликтов.
Заседание клуба проходят с участием практического психолога.
Совместно с родителями провели ряд благотворительных акций таких как:
«Поможем птицам зимой», «Дай жизнь растению», «Одежда своими руками». Их
проведение имеет большое воспитательное значение. Дети с раннего возраста
приучаются заботиться о птицах, деревьях, цветах на подоконнике.
Используя традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками и
их родителями, педагогам удалось достичь положительных результатов в
формировании у детей духовно – ценностных ориентаций.
Надеемся, что систематическое взаимодействие педагогов
с семьей со
временем принесет хорошие результаты: у маленького человека выработается
привычка жить и творить по законам добра, согласия и милосердия.
«Мир – словно море», писал философ Ибн Син, хочешь плыть построй
корабль из добрых дел.» Вот и педагоги стремятся помочь каждому воспитаннику построить такой корабль для жизни, воспитать каждого ребенка не безразличным,
а способным сопереживать другим, всегда прийти на помощь тем, кто в ней
нуждается.
Презентация по духовно - нравственному воспитанию "Формирование духовных ценностей у детей дошкольного возраста"
Презентация по духовно - нравственному воспитанию "Формирование духовных ценностей у детей дошкольного возраста"
Презентация по духовно - нравственному воспитанию "Формирование духовных ценностей у детей дошкольного возраста"
Презентация по духовно - нравственному воспитанию "Формирование духовных ценностей у детей дошкольного возраста"
Презентация по духовно - нравственному воспитанию "Формирование духовных ценностей у детей дошкольного возраста"
Презентация по духовно - нравственному воспитанию "Формирование духовных ценностей у детей дошкольного возраста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.