Тема «Создание проблемной ситуации на уроках физики через эксперимент» интересна для меня по многим причинам. В настоящее время возникло противоречие между большим количеством информации, которую должны усвоить учащиеся, и ограниченным сроком обучения. Это вызывает необходимость постоянного совершенствования учебного процесса. Учащиеся должны не просто получить определенный объем знаний, но и получить развитие на уроках, овладеть различными мыслительными операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Поэтому одной из главных задач обучения становится развитие творческого мышления.
опыта»
«Без сомнения, всё наше знание начинается с
(1724-1804 гг.)
Кант Иммануил, немецкий философ
Тема
«Создание проблемной
ситуации на уроках
физики через
эксперимент»
Проектирование учебного
занятия.
• Образовательное пространство
проектируется на основе проблемной ситуации, т.е.
интеллектуального затруднения проблемного характера.
Проблемные вопросы связаны с затруднениями проблемного
характера и взывают удивление, любопытство, стремление глубже
познать предмет, радость успеха.
• Проблемное обучение
под проблемным обучением понимается такая организация
учебных занятий, которая предполагает создание под
руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную
самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в
результате чего и происходит творческое овладение
профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие
мыслительных способностей.
Шуваева Ольга Владимировна,
методист кафедры КПиСП НИПКиПРО
Способы создания
проблемных ситуаций.
• Демонстрационный и
фронтальный эксперимент.
• Задачи - вопросы.
• Рассказ - вступление.
Мастер - класс «Есть ли у
воды «кожа»?»
Карюкина Светлана
Валериевна, учитель
физики МКОУ Северной
СОШ.
Свойства поверхности жидкости
Экспериментальное задание 1.
1.Аккуратно
полоску
фильтровальной бумаги на поверхность
воды. Сверху положите скрепку.
положите
2.Дождитесь, когда бумага утонет. Что
происходит при этом со скрепкой? Почему?
капель мыльного
раствора в стакан. Что вы наблюдаете?
Объясните явление.
3.Капните
несколько
Свойства поверхности
жидкости
Экспериментальное
задание 2.
• 1. Окуните проволочное кольцо в
стакан с мыльным раствором.
Аккуратно выньте кольцо и
подуйте на мыльную пленку.
• 2. Что произойдет с мыльной
пленкой, если прекратить на нее
дуть? Ответ обоснуйте.
Решите задачу
• Какое усилие надо приложить для
отрыва проволочного кольца
радиусом 5 см и массой 4 г с
поверхности воды?
• При решении учесть, что длина
окружности кольца l=2πR,
водяная плёнка охватывает
кольцо с двух сторон.
Рекомендации учителям по созданию
проблемных ситуаций на уроке.
Подводить к противоречию с уже известным и предлагать
самим находить способ разрешения.
Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы.
Создавать ситуации включения, используя задания,
связанные с их жизненным опытом.
Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками.
Предлагать практические исследовательские задания.
Отыскивать различные способы решения одной и той же
задачи.
Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос.
Учить составлять задачи по статистическим данным своего
населённого пункта.
Использовать тесты с выбором правильного ответа.