Презентация по информатике на тему "Понятие алгоритма. Способы записи алгоритмов: словесный и табличный" (5-6 классы)
Оценка 4.8

Презентация по информатике на тему "Понятие алгоритма. Способы записи алгоритмов: словесный и табличный" (5-6 классы)

Оценка 4.8
Презентации учебные
pptx
информатика
5 кл—6 кл
24.03.2017
Презентация по информатике на тему "Понятие алгоритма. Способы записи алгоритмов: словесный и табличный" (5-6 классы)
Цели урока: 1. Обучающие Дать представление алгоритма, о способах его записи. Расширить познания о словесном и табличном способах записи алгоритмов как в жизни, так и в разных предметах. 2. Развивающие Развитие логического и алгоритмического мышления, внимания, памяти; умение наблюдать и анализировать, делать выводы. Развитие познавательного интереса. 3. Воспитывающие Воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к информатике, воспитание информационной культуры. Формы и методы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа. словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический, информационные минутки, контроль качества усвоения изученного материала.
компьютерный урок понятие алгоритмы. способы записи_словсеный и табличный.pptx

ПОНЯТИЕ АЛГОРИТМА. СЛОВЕСНЫЙ И

ПОНЯТИЕ АЛГОРИТМА. СЛОВЕСНЫЙ И

ПОНЯТИЕ АЛГОРИТМА.
СЛОВЕСНЫЙ И ТАБЛИЧНЫЙ СПОСОБЫ ЗАПИСИ АЛГОРИТМОВ.

КОМПЬЮТЕРНЫЙ УРОК

Автор программы: И. А. Марочкина, учитель ГБОУ школа №477
Санкт-Петербург

Предмет : Информационные технологии

Предмет : Информационные технологии

Предмет: Информационные технологии

Тема урока: «Понятие алгоритма. Словесный и табличный способы записи алгоритмов».

Классы: 5 – 6

Цели урока:
Обучающие
Дать представление алгоритма, о способах его записи. Расширить познания о словесном и табличном способах записи алгоритмов как в жизни, так и в разных предметах.
2. Развивающие
Развитие логического и алгоритмического мышления, внимания, памяти; умение наблюдать и анализировать, делать выводы.
Развитие познавательного интереса.
3. Воспитывающие
Воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к информатике, воспитание информационной культуры.

Формы и методы работы на уроке:
самостоятельная, индивидуальная работа. словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический, информационные минутки, контроль качества усвоения изученного материала.

Для эффективной и качественной работы на уроке я использую несколько современных образовательных технологий

Для эффективной и качественной работы на уроке я использую несколько современных образовательных технологий

Для эффективной и качественной работы на уроке я использую несколько современных образовательных технологий.
Например, технология «Развивающее обучение» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка и основана на активных методах обучения.
Так информационная (компьютерная) технология в виде презентации активизирует процесс познания и обучаемости учащихся, делает урок более наглядным и запоминающимся.
Кроме того, я использую технологию блочно-модульного обучения, т.е. несколько уроков (модуль) объединены в одну тему (блок). Это способствует увеличению объема изучаемого на одном уроке теоретического материала, сведению данного материала в крупные блоки, сбору и систематизации учебного материала.
По окончании просмотра урока, проводится самоконтроль учащихся (рефлексия) в виде практического задания, для которого я использую дидактический материал в виде карточек.

Образовательные технологии на уроке

ПОНЯТИЕ АЛГОРИТМА

ПОНЯТИЕ АЛГОРИТМА

ПОНЯТИЕ АЛГОРИТМА

Понятие Алгоритма Алгоритм - одно из важнейших понятий в информатике

Понятие Алгоритма Алгоритм - одно из важнейших понятий в информатике

Понятие Алгоритма

Алгоритм - одно из важнейших понятий в информатике. Алгоритм состоит из шагов или команд. Правильно составленный алгоритм – залог верного решения задачи.
Рассмотрим пример. Вася составил план выполнения домашнего задания:
Решу задачу, которую задали по математике.
Прочитаю параграф из учебника истории.
Погуляю часок на улице с ребятами.
Займусь заданиями по информатике.

1

2

3

4

Понятие Алгоритма План, составленный

Понятие Алгоритма План, составленный

Понятие Алгоритма

План, составленный Васей, является алгоритмом. В нем четыре пункта. Каждый пункт описывает отдельный этап работы. Пункты выполняются последовательно, друг за другом, в том порядке, в котором записаны в плане. Выполняя указания плана, Вася «шагает» от первого пункта к последнему. Поэтому пункты алгоритма называются шагами или командами.
Тот, кто придумывает алгоритм, называется составителем алгоритма. Тот, кто выполняет алгоритм, называется исполнителем алгоритма.
В приведенном выше примере, Вася сам написал алгоритм домашнего задания, и сам его выполнил. Значит, Вася был и составителем и исполнителем алгоритма.

Понятие Алгоритма Слово «алгоритм» произошло от слова «algorithm» – латинского написания имени аль–Хорезми, величайшего ученого из города

Понятие Алгоритма Слово «алгоритм» произошло от слова «algorithm» – латинского написания имени аль–Хорезми, величайшего ученого из города

Понятие Алгоритма

Слово «алгоритм» произошло от слова «algorithm» – латинского написания имени аль–Хорезми, величайшего ученого из города Хорезма, Мухамеда бен Мусу, жившего в 783 – 850 гг.

В своей книге «Об индийском счете» он изложил правила записи натуральных чисел с помощью арабских цифр и правила действия над ними «столбиком», знакомые теперь каждому школьнику. В XII веке эта книга была переведена на латынь и получила широкое распространение в Европе.

Понятие Алгоритма Правильный алгоритм придумать очень нелегко

Понятие Алгоритма Правильный алгоритм придумать очень нелегко

Понятие Алгоритма

Правильный алгоритм придумать очень нелегко. Каждую команду нужно описать очень точно.
Приказ, план, рецепт, инструкцию можно назвать алгоритмом, если все команды, шаги и условия описаны детально, точно и однозначно. Такой алгоритм будет понятен и составителю алгоритма и исполнителю.

На верхней картинке команды даны понятно – значит это алгоритм, на нижней – команды не понятны, это не алгоритм

Понятие Алгоритма На картинках представлен алгоритм лепки снеговика

Понятие Алгоритма На картинках представлен алгоритм лепки снеговика

Понятие Алгоритма

На картинках представлен алгоритм лепки снеговика. Этот алгоритм понятен даже маленькому ребенку.

Понятие Алгоритма Алгоритм – это задание исполнителю совершить последовательность шагов (команд, действий) для решения задачи и приводящей к результату (цели)

Понятие Алгоритма Алгоритм – это задание исполнителю совершить последовательность шагов (команд, действий) для решения задачи и приводящей к результату (цели)

Понятие Алгоритма

Алгоритм – это задание исполнителю совершить последовательность шагов (команд, действий) для решения задачи и приводящей к результату (цели).

К Васе зашел соседский малыш Костя: ему нужно найти середину деревянного бруска, чтобы распилить его на две равные части.
Вася предложил такой алгоритм:
Отрежь кусок бечёвки точно по длине бруска.
Сложи бечёвку пополам.
Приложи один конец сложенной бечёвки к началу бруска и отметь на бруске ее конец. Это и есть середина бруска.

1

2

3

Способы записи алгоритмов Существует несколько способов записи алгоритмов

Способы записи алгоритмов Существует несколько способов записи алгоритмов

Способы записи алгоритмов

Существует несколько способов записи алгоритмов.

1. Словесный – алгоритм задается устно или письменно в виде слов на родном языке.

2. Табличный – алгоритм записывается в виде таблицы.

3. Программный – алгоритм записывается на языке программирования.

4. Графический – алгоритм записывается с помощью геометрических фигур или иначе блоков.

На этом уроке мы рассмотрим 2 способа записи алгоритмов: словесный и табличный.

СЛОВЕСНЫЙ СПОСОБ ЗАПИСИ АЛГОРИТМА

СЛОВЕСНЫЙ СПОСОБ ЗАПИСИ АЛГОРИТМА

СЛОВЕСНЫЙ СПОСОБ ЗАПИСИ АЛГОРИТМА

Словесный Способ записи алгоритма

Словесный Способ записи алгоритма

Словесный Способ записи алгоритма

Начало
2. Открыть кран с водой.
3. Налить воду в чайник.
4. Закрыть кран.
5. Включить плиту.
6. Поставить чайник на огонь.
7. Ждать, пока вода закипит.
8. Выключить плиту.
9. Сказать «Чайник вскипел».
10. Конец

Словесные алгоритмы постоянно присутствуют в нашей жизни. Например, чтобы вскипятить чайник можно составить следующий алгоритм:

В этом примере каждая команда имеет свой порядковый номер и записывается на отдельной строке.
Этот алгоритм мы используем в нашей жизни или в быту. Такой алгоритм называют бытовым.

Словесный Способ записи алгоритма

Словесный Способ записи алгоритма

Словесный Способ записи алгоритма

Чтобы решить пример 81 : 9 + 6 ∙ 4 = 33, можно тоже использовать словесный способ записи алгоритма.

Таким образом словесные алгоритмы можно использовать в математике.

1. Начало
2. Выполнить первое действие: 81 : 9.
3. Запомнить результат первого действия.
4. Выполнить второе действие: 6 ∙ 4.
5. Сложить результаты первого и второго действий.
6. Записать ответ.
7. Конец

Словесный Способ записи алгоритма

Словесный Способ записи алгоритма

Словесный Способ записи алгоритма

Самые известные алгоритмы в занимательном русском языке – это алгоритмы составления и отгадывания ребусов. Таких алгоритмов много разных. Вот один из алгоритмов.:

ВОЛК

1. Если рисунки (буквы) расположены один в другом, один на другом или один впереди, а другой за ним, то это указывает, что здесь нужно прибавить соответствующий предлог – в, на, за, из, у, над, под, с, к, от, перед, по.
2. Взять значимое слово в качестве ответа.

ВОРОНА

ВОЗДУХ

Словесный Способ записи алгоритма

Словесный Способ записи алгоритма

Словесный Способ записи алгоритма

Самые известные алгоритмы в занимательном русском языке – это алгоритмы составления и отгадывания ребусов. Таких алгоритмов много разных. Вот один из алгоритмов.:

ФОНАРИ

1. Если рисунки (буквы) расположены один в другом, один на другом или один впереди, а другой за ним, то это указывает, что здесь нужно прибавить соответствующий предлог – в, на, за, из, у, над, под, с, к, от, перед, по.
2. Взять значимое слово в качестве ответа.

ПОДУШКА

ЗАЯЦ

НАУКА

Словесный Способ записи алгоритма

Словесный Способ записи алгоритма

Словесный Способ записи алгоритма

Бывают и более сложные ребусы, в которых существуют другие правила.

Запятые слева или справа от слова (или заменяющего его изображения) означают удаление соответствующего числа букв справа или слева.
Для убирания букв внутри слова их записывают над изображением и перечеркивают.
Для изменения порядка букв в слове над ним ставят цифры, кото-рые определяют новый порядок следования.
Перевернутое вверх ногами изображение означает, что слово следует читать справа налево.
Для замены буквы используют равенство: «р=п»; это означает, что каждую букву «р» в слове нужно заменить на «п».

ДИСКОВОД

АЛГОРИТМ

ИСТОЧНИК

ТАБЛИЧНЫЙ СПОСОБ ЗАПИСИ АЛГОРИТМА

ТАБЛИЧНЫЙ СПОСОБ ЗАПИСИ АЛГОРИТМА

ТАБЛИЧНЫЙ СПОСОБ ЗАПИСИ АЛГОРИТМА

Табличный Способ записи алгоритма

Табличный Способ записи алгоритма

Табличный Способ записи алгоритма

Табличные алгоритмы тоже присутствуют в нашей жизни. Таблица представляет собой прямоугольник, расчерченный на клетки. Если на клетки смотреть по вертикали, то они образуют столбцы, если по горизонтали — строки. Клетки имеет адрес или имя. Каждая строка и столбец в таблице имеет свой заголовок.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2

4

6

8

10

12

14

16

18

3

6

9

12

15

18

21

24

27

4

8

12

16

20

24

28

32

36

5

10

15

20

25

30

35

40

45

6

12

18

24

30

36

42

48

54

7

14

21

28

35

42

49

56

63

8

16

24

32

40

48

56

64

72

9

18

27

36

45

54

63

72

81

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Таблица Пифагора поможет выучить таблицу умножения

В таблице умножения (таблице Пифагора) заголовками строк и столбцов служат цифры от 1 до 9. Если нужно узнать, например, результат умножения числа 4 на число 3, то ответ нужно прочитать в клетке на пересечении столбца с заголовком 4 и строки с заголовком 3. Результат равен 12. А как получить число 56?

Табличный Способ записи алгоритма

Табличный Способ записи алгоритма

Табличный Способ записи алгоритма

На шахматной доске заголовки столбцов обозначаются буквами латинского (английского) алфавита, а строк - пронумерованных сверху вниз числами. Каждая клетка имеет адрес, который начинается с буквы заголовка столбца, а затем записывается число – заголовок строки. Например фигура Конь черного цвета находится в клетке с адресом с6, а фигура Конь белого цвета - в клетке h3.

a b c d e f g h

Шахматная доска

Табличный Способ записи алгоритма

Табличный Способ записи алгоритма

Табличный Способ записи алгоритма

Вы, наверняка, играли в игру «Морской бой». На клеточном поле расставляются корабли в виде прямоугольников: однопалубные, двухпалубные и трехпалубные. В этой игре можно определить, где стоит корабль по имени столбцу в виде буквы и номеру строки в виде числа. В этом случае правильнее говорить, что мы определяем координаты корабля.

На поле расставлены корабли. Определим координаты двухпалуб-ного корабля (он выделен на рисунке красным цветом): б2, б3. Если будет названа одна из этих координат, то корабль будет ранен, иначе – убит.
В эту игру можно играть на обычных бумажных листочках или на компьютере или в настольном варианте. В любом случае игра любима всеми и взрослыми и детьми для проведения досуга.

Табличный Способ записи алгоритма

Табличный Способ записи алгоритма

Табличный Способ записи алгоритма

Координаты бывают, астрономическими, географическими и математическими. Они нужны для точной ориентации в пространстве.

Астрономическая координата

Географическая координата

Математическая координата

Табличный Способ записи алгоритма

Табличный Способ записи алгоритма

Табличный Способ записи алгоритма

В школьном курсе информатики особый интерес представляет математическая координата или иначе координатная плоскость.

На клеточном поле имеются две оси X и Y, пересекающиеся в точке 0 (ноль) под прямым углом. Ось X горизонтальная, ось Y – вертикальная. Обе оси имеют деления. По оси X вправо от 0 деления представлены обычными числами, влево от 0 – числа с делениями имеют знак «минус». Такие числа называются отрицатель-ными. Это можно сравнить с температурой на градусни-ке в холодное время года.

На оси Y тоже есть деления с отрицательными числами, только они расположены в нижней части оси от 0.

Табличный Способ записи алгоритма

Табличный Способ записи алгоритма

Табличный Способ записи алгоритма

На координатной плоскости можно создавать рисунки по точкам на осях X и Y. У каждой точки имеется координата, то есть ее местоположение. Чтобы поставить точку на плоскости, надо найти деление по оси X, а затем по оси Y. Посмотрите на рисунок «Утенок», он создан из точек, соединенных линиями.

Для рисунка используется следующий алгоритм расположения точек: (5,3), (4,4), (4, 5), (2,5), (1,4), (1,2), (3,0), (-2,0), (-1,-1), (-1,-3), (0,-4), (0,-5), (1, -5), (0, -4), (1,-4), (2, -5), (1,-4), (2,-4), (5,-2), (5, 0), (3, 2), (3,3), (5,3).

Табличный Способ записи алгоритма

Табличный Способ записи алгоритма

Табличный Способ записи алгоритма

Табличный алгоритм удобно использовать при решении логических задач. Рассмотрим следующую задачу.
Живут-поживают пять зайчат: Прыгунчик, Ушастик, Тишка, Зайка, Беляк, и у каждого есть мячик. Цвета мячиков такие: синий, зеленый, красный, желтый и оранжевый. У Ушастика мячик желтого цвета, а у Зайки – не зеленый, не синий, и не красный. У Прыгунчика был бы синий мячик, если бы у Беляка был зеленый мячик, но у Беляка мячик другого цвета. Беляк не любит игрушки синего цвета. У кого какой мячик?

Цвет
Имя

Синий

Зеленый

Красный

Желтый

Оранжевый

Прыгунчик

Ушастик

Тишка

Зайка

Беляк

+ ОБОЗНАЧАЕТ ДА

- ОБОЗНАЧАЕТ НЕТ

+

+

+

+

+

Табличный Способ записи алгоритма

Табличный Способ записи алгоритма

Табличный Способ записи алгоритма

Табличный алгоритм иногда используют для упорядочения информации. Например, по русскому языку разбор предложения “В морозный январский день дети катались с большой горы” по частям речи лучше записать в таблицу!

Табличный Способ записи алгоритма

Табличный Способ записи алгоритма

Табличный Способ записи алгоритма

По русскому языку с помощью таблицы можно создавать разные головоломки. Например, имеется таблица из 9х9=27 клеток. В клетках написаны слоги и буквы. Разгадай и запиши пословицу, действуя по следующему алгоритму.
Прочти буквосочетания сначала по диагонали таблицы (с какой начать – догадайся).
Читай далее по строкам, пропуская ранее прочитанные буквосочетания.

Прочти буквосочетания сначала по диагонали таблицы (с какой начать – догадайся).
Читай далее по строкам, пропуская ранее прочитанные буквосочетания.

КОРЕНЬ УЧЕНИЯ ГОРЕК, ЗАТО ПЛОД СЛАДОК

КО

К,

ЗА

РЕ

РЕ

ТО

ПЛ

ГО

ОД

ИЯ

НЬ

СЛ

ЕН

АД

ОК

УЧ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Запустить программу с помощью ярлыка

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Запустить программу с помощью ярлыка

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Запустить программу с помощью ярлыка Fantesy.
В меню выбрать 4 (класс).
В следующем меню выбрать пункт «Координатная плоскость 2».
В следующем меню выбрать пункт «Вариант 2».
Получить задание: «Создать на координатной плоскости рисунок «Утенок».
Результат программы показать учителю.

КОНЕЦ УРОКА

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017