Презентация по информатике на тему «Расчет количества вариантов» (8 класс)

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 11.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Согласно новым ФГОС в программе по информатике появился новый раздел "Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики". Данная презентация «Расчет количества вариантов» предназначена для проведения первого урока в этом разделе. Сформулированы определение понятия комбинаторика и её основные понятия (размещение, сочетание, перестановка, факториал). Используя схему, обучающиеся анализируют, к какому типу относится та или иная задача комбинаторики (размещение, сочетание, перестановка) и какую формулу для расчетов вариантов необходимо применятьПрезентация в формате pptx, 20 слайдов
Иконка файла материала комбинаторика.pptx
ФГОС Раздел программы: «Э Л ЕМЕН Т Ы К ОМБ И Н А ТОР И КИ , Т ЕОР И И МН ОЖ ЕС Т В И МА Т ЕМА ТИ ЧЕ С КОЙ Л ОГИ КИ » У Р ОК И Н Ф ОРМ А ТИ КИ В 8 КЛ АС С Е УЧИ ТЕ ЛЬ КОБ Ы ЗЕВ А Н . Б .
Из русской народной сказки: «Вперед поедешь ─ голову сложишь, направо поедешь ─ коня потеряешь, налево поедешь ─ меча лишишься»
Рассмотрим две задачи. Попробуйте сначала сами ответить на поставленные вопросы 1) Сколько существует трёхзначных чисел?   2) Сколько способов проехать из A в C, если система дорог такова, как показано на рисунке?  РЕШЕНИЕ: Существует 999 - 99 = 900 трёхзначных чисел. ИЛИ: 9*10*10=900 Общее количество способов равно РЕШЕНИЕ: 3 · 5 = 15.
ЭТИ ЗАДАЧИ – КОМБИНАТОРНЫЕ Комбинаторика - это раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.
Основные понятия комбинаторики: 1) Перестановки Перестановкой из n элементов называется любой упорядоченный набор этих элементов. 2) Размещения Пример: Различными размещениями из трех элементов {1, 2, 3} по два будут наборы (1, 2), (2, 1), (1, 3), (3, 1), (2, 3),(3, 2). Размещения могут отличаться друг от друга как элементами, так и их порядком. 3)Сочетания (комбинации)
Представьте, что перед вами материализовалось яблоко, груша и банан Вопрос 1: Сколькими способами их можно переставить? яблоко / груша / банан яблоко / банан / груша  груша / яблоко / банан груша / банан / яблоко банан / яблоко / груша  банан / груша / яблоко Итого: 6 комбинаций или 6 перестановок.
ФОРМУЛА ПЕРЕСТАНОВОК Pn = n·(n−1)·(n−2)...3·2·1 = n! Pn = 3!=3*2*1=6 ОТВЕТ: 6 перестановок
Вопрос 2: Сколькими способами можно выбрать а) один фрукт, б) два фрукта, в) три фрукта? а) Один фрукт можно выбрать, очевидно, тремя способами – взять либо яблоко, либо грушу, либо банан. Формальный подсчёт проводится по  формуле количества сочетаний (комбинаций): ОТВЕТ: б) ОТВЕТ: в)
Вопрос 3: Сколькими способами можно раздать по одному фрукту Даше и Наташе? Для того чтобы раздать два фрукта, сначала нужно их выбрать. Согласно предыдущему вопросу, сделать это можно  3 способами: 1) яблоко и груша; 2) яблоко и банан; 3) груша и банан. Но комбинаций сейчас будет в два раза больше. Например, яблоком можно угостить Дашу, а грушей – Наташу; либо наоборот – груша достанется Даше, а  яблоко – Наташе. И такая перестановка возможна для каждой пары фруктов. В данном случае работает формула количества размещений:
ОТВЕТ:
КАК ВЫБРАТЬ ФОРМУЛУ?
ЗАДАЧА №4 Сколько разных пятизначных чисел можно записать с помощью цифр 1, 2, 3, 4, 5 при условии, что ни одна из цифр не повторяется? РЕШЕНИЕ Для числа существенным является порядок записи цифр.
РЕШЕНИЕ:
ЗАДАЧА №5 Сколько разных трехзначных чисел можно записать с помощью цифр 1, 2, 3, 4, 5 при условии, что ни одна из цифр не повторяется? РЕШЕНИЕ Для числа существенным является порядок записи цифр.
РЕШЕНИЕ:
ЗАДАЧА №5.1 Сколько разных цепочек длинной 3 можно записать из букв А, Б, В, Г, Д, Е при условии, что буквы могут повторяться? РЕШЕНИЕ На первом месте можно записать любую из данных букв – всего 6 вариантов. Так как буквы могут повторяться, то на втором месте можно так же записать одну из 6 букв. 6*6=36 вариантов. Так же на третьем месте – одна из 6 букв: 62*6= 63= 216.
ЗАДАЧА №6 Необходимо выделить трех их пяти учеников на дежурство в столовую. Сколькими способами это можно сделать? РЕШЕНИЕ При выборе учеников для дежурства порядок выбора несущественен. Нет разницы, в каком порядке учитель вызовет дежурных: «Петров, Иванов, Сидоров» или «Сидоров, Петров, Иванов». По сути это одна и та же тройка дежурных.
РЕШЕНИЕ:
Теория графов Криптография Комбинаторика в информатике Искусственные нейронные сети Маршрутизация в сетях Перебор паролей
http://www.mathematichka.ru/ege/problems/b 10-cube1.html http://repetitor-problem.net/primeryi-reshen iya-kombinatornyih-zadach-po-sheme http://mathprofi.ru/zadachi_po_kombinatorike _primery_reshenij.html http://mathprofi.ru/formuly_kombinatoriki.pdf https://www.matburo.ru/tv_komb.php