Урок 1. ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ
Цели:
1. Изучить признаки предметов (цвет, форма, размер, материал, вкус, название и т.д.);
2. Научить обобщить и классифицировать предметы по какому-либо общему признаку;
3. Научить выявлять закономерности в чередовании признаков.
Ход урока
I. Организационный момент (введение в предмет, знакомство с тетрадью).
Учитель знакомит учеников с правилами работы в тетради:
- записи делаются простым карандашом;
- раскрашивать задания необходимо цветными карандашами;
- задания со звездочкой выполняются по желанию.
II. Изучение нового материала.
Признаки предметов. Цвет
Учитель обращает внимание на то, что нас окружают всевозможные предметы и живые существа. Все они разные. У каждого из этих предметов есть свои признаки. Какие признаки (свойства) предметов вы знаете?
- Какие бывают предметы по цвету? (Ученики должны назвать всевозможные цвета: красный, синий и т. п.) Учитель предлагает рассмотреть цвет предмета. Почти все предметы имеют цвет.
· Игра «Назови цвет».
а) Учитель показывает изображение предмета. Ученики называют, какого цвета изображенный предмет.
Примеры: помидор - красный, морковка - оранжевая, яблоко - зеленое, лимон - желтый.
б) Ученики называют окружающие предметы в классе и их цвет.
Примеры: потолок - белый, доска - коричневая и т. п.
· Задание 3 по диску. Учащиеся выходят к интерактивной доске и выполняют задание.
· Задание 1 в тетради.
Ключ:
а) синий мяч - синяя шапка,
б) серая рыба - серый карандаш,
в) белый котенок - белая машина.
Ученики должны соединить линией предметы одного цвета. Вызванный ученик проговаривает название каждого предмета и его цвет, после этого формируются пары.
· Игра «Что такого цвета?».
Учитель называет любой цвет и предлагает детям назвать как можно больше предметов этого цвета. Примеры:
- желтый - солнце, лимон, цыпленок и т. д.;
- белый - снег, мел, сахар, мука и т. д.;
- красный - помидор, яблоко, клубника и т. д.;
- синий - небо, море, василек и т. п.
Выигрывает тот ученик, кто последний назвал предмет данного цвета.
· Игра «Светофор».
Учитель называет цвет. Должны встать ученики, у которых данный цвет присутствует в одежде. После этого делается вывод, что общего у всех поднявшихся учеников (у каждого из них есть в одежде определенный цвет).
Игру повторить 2-3 раза, называя каждый раз разный цвет.
Учитель предлагает рассмотреть форму предметов. Учитель поясняет, что предметы вокруг нас имеют сложную форму, поэтому мы будем изучать только простые формы, то есть формы геометрических фигур.
· Игра «Назови форму!» (с мячом).
Учитель называет предмет, бросая мяч ученику. Ученик возвращает мяч учителю с ответом, какой формы названный предмет.
Примеры: колесо - круглое, дверь - прямоугольная, крыша дома - треугольная, книга - прямоугольная, солнце - круглое, лимон - овальный и т. п.
· Задание 2 в тетради.
Дорисуйте предметы такой же формы.
· Задание 2 на диске. Учащиеся выходят к интерактивной доске и выполняют задание.
Учитель говорит, что каждый предмет может иметь свой размер. Размеры предметов можно измерять при помощи линейки и других приборов. Но часто о размере просто говорят: большой, маленький, средний, очень Задание 1 на диске. Учащиеся выходят к интерактивной доске и выполняют задание большой, очень маленький.
· .
а) лопата, колокольчик, платье, чайник - синие предметы;
б) заяц, шуба, шкаф, ведро - серые предметы.
Ученики должны назвать, что общего у предметов каждой группы. Если ученики затрудняются дать ответ, необходимо назвать цвет каждого предмета в группе, после этого сделать вывод.
· Задание 4 в тетради.
Ключ: раскрасить мяч синим цветом.
Ученики должны раскрасить мяч подходящим цветом. Для этого необходимо определить цвет остальных предметов (назвать вслух или проговорить «про себя»). После определения цвета мяча необходимо сделать вывод, что общего у всех предметов (все предметы синего цвета).
· Игра «Я люблю рисовать».
Учитель просит учеников взять в руки один цветной карандаш (любимого цвета). Некоторые ученики рассказывают, что они могут нарисовать этим карандашом.
Например: «Мне нравится зеленый карандаш. Я могу нарисовать траву, крокодила, огурец, воздушный шарик».
· Задание 5* в тетради.
Ключ: все предметы должны быть раскрашены желтым цветом.
Ученики должны раскрасить все предметы одним цветом. Начать следует с тех предметов, цвет которых известен. Лимон - желтый, цыпленок - желтый. Значит, все остальные предметы тоже должны быть раскрашены желтым цветом. Далее необходимо сделать вывод, что общего у всех предметов (все предметы желтого цвета).
· Игра «Кто лишний».
Учитель вызывает к доске четверых учеников. Каждому из них в руки дается табличка с названием предмета. Остальные ученики должны определить, кто в этой группе предметов лишний. Для этого ученикам придется вспомнить цвет каждого предмета. Провести игру 2-3 раза, вызывая каждый раз новых учеников.
Примеры:
- мышь, слон, цыпленок, волк - лишний желтый цыпленок, так как остальные животные серые;
- солнце, лимон, огурец, цыпленок - лишний зеленый огурец, остальные предметы желтые;
- трава, небо, листок, огурец - лишнее синее небо, остальные предметы зеленые.
· Задание 6в тетради. Ключ:
а) лишний зеленый огурец, остальные предметы оранжевые;
б) лишний котенок, остальные предметы зеленые.
а) Ученики должны определить, по какому признаку предметы собраны в группу, и зачеркнуть лишний предмет. Для этого нужно определить цвет большинства предметов (оранжевый) и указать предмет, который мешает назвать общий цвет всех предметов.
б*) Ученики должны раскрасить каждый предмет и зачеркнуть лишний. Ученики должны вспомнить естественный цвет каждого предмета - зеленый огурец, зеленый крокодил, зеленая лягушка,
зеленая ель, котенок может быть серый, рыжий, белый, черный, но не зеленый. Значит, котенок лишний.
III. Итоги урока.
- Что мы можем сказать о цветах предметов?
· Задание 7втетради.
Ученики должны уловить закономерность и раскрасить флажки подходящим цветом.
а) Задание
выполняется проговариванием: «Красный флажок,
синий флажок, красный флажок, синий
флажок, красный флажок, ... синий флажок, красный флажок».
б) Задание выполняется
проговариванием: «Синий шарик,
красный шарик, желтый шарик, синий шарик,
красный шарик, желтый шарик ... синий шарик, красный шарик».
· Загадки, задачи-шутки.
1. Зимой белый, летом – серый.
2. Зимой и летом одним цветом.
3. Скатерть белая весь свет одела.
4. Чёрная корова весь свет поборола, а белая – подняла.
5. Жёлтый одуванчик
По двору идёт,
Желтый одуванчик
Зёрнышки клюёт.
IV. Домашнее задание:
· Задание 8 в тетради.
Дети должны раскрасить и вырезать картинки с предметами. Далее составить из этих предметов две группы (каждая с общим признаком). Лучше не уточнять, по какому признаку разложить предметы, а предоставить решение этой задачи детям.
· Принести на урок счётные палочки
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.