В презентации подробно представлено наследие огромного и загадочного мира Арабских стран эпохи Средневековья: культура, обычаи, обряды, поворотные исторические моменты. Детально рассмотрены памятники литературы, архитектуры, письменности и достижения науки. Материал будет интересен как педагогам при подготовке к урокам, так и учащимся
Наследие
Арабской
культуры
средневековья
билось
сердце
в истории
Народам Арабского Востока принадлежит
важное место
культуры
человечества. Не случайно средневековые
географы называли Арабский Восток
грудью мира: здесь в течение многих
столетий
мировой
цивилизации. Арабская
средневековая
культура развивалась в Аравии, Ираке,
Сирии, Палестине, Египте и Северной
Африке, а также на территории Южной
Испании в период существования там
Кордовского
арабских
княжеств.
арабская
культура в свое время была крупным
шагом вперед в прогрессивном развитии
человечества. Большая заслуга народов
Арабского Востока заключалась и в том,
что они сохранили (особенно в области
халифата
и
Средневековая
Ислам возник в начале VII в.
н. э. Основателем ислама был
реальный человек — пророк
Мухаммед,
биография
которого довольно хорошо
известна.
Арабские историки считают,
что будущий пророк родился
29 августа 570 года в доме
своей
расположенном на окраине
Мекки,
четырехстах
Каабы; примерно через сто
лет этот дом был перестроен
и превращен в мечеть.
метрах
от
матери,
в
храма
Свои первые откровения он
получил во сне — ему явился
ангел Джабраил, посланник
Аллаха, и объявил его волю:
Мухаммед
должен
проповедовать во имя его,
господа.
Мухаммед получает своё первое
откровение от ангела Джабраила.
Миниатюра из книги
Джами ат-таварих авторства Рашида
ад-Дина, 1307 год
Аллаха,
всемогущего
Мусульмане верят в единого Бога
—
и
непостижимого для человека. Для
того
рассказать
человечеству правду о Боге и
мире, были выбраны специальные
люди — пророки, последним из
которых и был Мухаммед.
чтобы
положения
Основные
ислама
изложены в главной священной
книге мусульман — Коране (от
араб. куран — чтение). Основу его
составляют заповеди, проповеди,
обрядовые
юридические
установления,
молитвы,
назидательные рассказы и притчи
Мухаммеда, произнесенные им в
Медине и Мекке, записанные его
помощниками
что
пророк не умел ни читать, ни
писать, и его речи-откровения
(известно,
и
Первая сура Корана
выступали
и
В первые века ислама искусство
рифмовать становится в больших
городах придворным ремеслом.
Поэты
как
литературоведы. В VIII—Х вв. были
записаны многие произведения
доисламской
устной
IX в. были
поэзии. Так, в
составлены
сборника
«Хамаса» («Песни доблести»), в
которые вошли
стихотворения
более 500 староарабских поэтов. В
Х
ученым,
музыкантом Абу-ль-Фарадж Аль-
Исфахани
составлена
многотомная антология «Китаб
песен»),
ал-Агани»
включающая
и
Миниатюра«Правитель на троне» из
биографии
также
рукописи «Книга песен». 1218—19.
сведения
композиторах,
Северный Ирак. Национальная
исполнителях.
библиотека. Стамбул.
произведения
поэтов,
о
в.
писателем,
была
(«Книга
арабской
два
а
старыми
виртуозно
Выдающимся поэтом был Абу Нувас
(между 747—762 — между 813—
815),
владеющий
формой стиха. Для него были
характерны ирония и ветреность,
он воспевал любовь, веселые пиры
и подсмеивался над модным тогда
увлечением
стихами
бедуинов.
Абуль-Атахия искал опору в
аскетизме и вере. Его перу
принадлежат нравственные стихи
о суетности всего земного и
несправедливости жизни.
Отрешенность от мира давалась
ему нелегко, об этом
свидетельствует его прозвище —
Жизнь Аль-Мутанабби прошла в
«не знающий чувства меры».
бесконечных скитаниях. Он был
честолюбив и горд, и то восхвалял
в своих стихах владык Сирии,
Египта, Ирана, то ссорился с ними.
Многие его стихи стали
афоризмами, превратились в песни
и пословицы.
Абу Нувас
Аль-Мутанабби
итогом
изучить Коран,
Творчество Абу-ль-Ала аль Маари (973
—1057/58) из Сирии считают вершиной
арабской средневековой поэзии, и
великолепным
синтеза
сложной и пестрой культуры арабо-
мусульманской истории. Известно, что
в четырехлетнем возрасте он перенес
оспу и ослеп, однако это не помешало
ему
богословие,
мусульманские право, староарабские
предания и современную поэзию. Он
знал также греческую философию,
математику, астрономию, в юности
много путешествовал, и в его стихах
чувствуется колоссальная эрудиция.
Он
и
справедливости, и в его лирике есть
несколько отчетливо доминирующих
тем:
смерти,
порочность человека и общества,
присутствие в мире зла и страдания,
что было, по его мнению, неизбежным
тайна жизни
был
искателем
истины
и
X—XV
вв.
В
постепенно
сложился знаменитый сейчас
на весь мир сборник арабских
народных сказок «Тысяча и
одна ночь». В основе их лежали
переработанные
сюжеты
персидских,
индийских,
греческих сказаний, действие
которых было перенесено в
арабскую
и
придворную
городскую
среду, а также
собственно арабские сказки.
Это
сказки про Али-бабу,
Аладдина, Синбада-морехода и
др. Героями сказок были также
принцессы, султаны, купцы,
горожане.
Излюбленным
средневековой
персонажем
литературы
арабской
был
и
бедуин
—
осторожный,
и
хранитель
простодушный,
дерзкий
лукавый
Царица Шехерезада
рассказывает сказки царю
Шахрияру
Непреходящую мировую славу
принесли Омару Хайяму (1048—
1122), персидскому поэту,
ученому, его стихи —
философские, гедонические и
вольнодумные рубай:
сочинение,
Нежным женским лицом и
зеленой травой
Буду я наслаждаться, покуда
«Алгебру» —
Написал
живой.
в
выдающееся
Пил вино, пью вино и,
содержалось
котором
наверное, буду
систематическое исследование
Пить вино до минуты своей
уравнений третьей степени. Он
роковой.
также
занимался
проблемой иррациональных и
чисел. Ему
действительных
принадлежит
философский
трактат
всеобщности
«О
бытия». В 1079 г. он ввел
календарь, более точный, чем
современный григорианский.
успешно
был
вывел
Значителен
вклад
арабов в математическую
науку. Живший в Х в. Абу-
л-Вафа
теорему
синусов
сферической
тригонометрии, вычислил
таблицу
с
интервалом в 15°, ввел
отрезки, соответствующие
секансу и косекансу.
синусов
Выдающимся ученым Египта был Ибн-
аль-Хайсам, математик и физик, автор
фундаментального труда по оптике —
«Книга оптики» в 7 книгах.
В области физиологической оптики он
дает описание строения глаза, следуя
древнегреческому ученому Галену, и на
опытной
доказывает
несостоятельность
воззрений
Платона и Евклида о свете как о лучах,
которые
и
«ощупывают» предметы. Он же дал
правильное
представление
бинокулярного зрения. Наконец, он
высказал
о
конечности скорости света.
предположение
основе
испускаются
глазом
успехов
опыт
Больших
достигла
медицина — она развивалась
более успешно, чем в Европе или
на Дальнем Востоке. Арабскую
средневековую
медицину
прославил Ибн-Сина — Авиценна
(980—1037), автор энциклопедии
теоретической и
клинической
медицины, обобщивший взгляды
и
римских
индийских и
среднеазиатских
врачей «Канон врачебной науки».
Много веков этот труд был для
врачей
обязательным
руководством.
греческих,
Ибн-Сина — Авиценна (980—1037)
Рукопись труда арабского философа и
врача Авиценны (980-1037) "Китаб ал-
наджмет", 1026 год. Институт древних
рукописей Матенадаран имени Месропа
Маштоца.
Абу Бакр Мухаммед ар-Рази,
известный
багдадский
хирург, дал классическое
описание оспы и кори,
применял оспопрививание.
Сирийская семья Бахтишо
дала
поколений
знаменитых врачей.
семь
Абу Бакр Мухаммед ар-Рази
Схема кровообращения и внутренних
органов человеческого тела.
философия
во
е.
Арабская
многом
развивалась на базе античного наследия.
Учеными-философами
были Ибн-Сина,
автор философского трактата «Книга
исцеления». Ученые активно переводили
сочинения античных авторов. Известными
философами были Аль-Кинди, живший в IX
в., и аль- Фараби (870—950), называемый
«вторым
после
Аристотеля,
Фараби
комментировал. Ученые, объединившиеся
в философский кружок «Братья чистоты»
в городе Басра, составили энциклопедию
философских научных достижений своего
времени.
т.
которого
учителем»,
Аль-Кинди
Первая страница рукописи
ал-Кинди, содержащая самое
раннее описание
криптоанализа
существовало
собственно
и
преданий
Развивалась и историческая мысль. Если в
VII—VIII вв. на арабском языке еще не было
написано
исторических
сочинений
просто
о Мухаммеде,
множество
походах и завоеваниях арабов, то в IX в.
составляются крупные труды по истории.
Ведущими представителями исторической
науки были ал-Белазури, писавший об
арабских завоеваниях, аль-Накуби, ат-
Табари и ал-Масуди, авторы трудов по
всеобщей
история
останется той фактически единственной
отраслью научного знания, которая будет
развиваться в XIII—XV вв. при господстве
фанатически
настроенного
мусульманского духовенства, когда на
Арабском Востоке не развивались ни
точные науки, ни математика. Наиболее
известными историками XIV—XV вв. были
египтянин Макризи, составивший историю
коптов, и Ибн-Халдун, первый из арабских
историков попытавшийся создать теорию
истории. В качестве главного фактора,
определяющего исторический процесс, он
истории. Именно
Ибн-Халдун
составлена
всех
словесность
оживленной
также
Арабская
вниманием
пользовалась
ученых: на рубеже VIII—IX вв.
была
арабская
грамматика, которая легла в
основу
последующих
грамматик.
Центрами
средневековой
арабской науки были города
Багдад, Куфа, Басра, Харрон.
Особенно
была
научная жизнь Багдада, где был
создан «Дом науки» —
своеобразное
объединение
обсерватории,
академии,
библиотеки
коллегии
переводчиков:
К Х в. во многих городах
появились средние и высшие
мусульманские
—
медресе. В X—XIII вв. в Европе
стала известна по арабским
сочинениям
знаковая
десятичная система для записи
и
школы
Из прочих наук,
культивируемых
арабами, самой важной была алхимия -
в значении химия. На переднем крае
научной алхимии арабов стоит корпус
сочинений, приписываемых Джабиру
ибн Хаййану, который жил во второй
половине VIII в. Этот свод, сообщая
сведения о многих отраслях древней
науки, дает полное представление об
алхимии как науке, основанной на
эксперименте,
использующей
различную методику и инструменты
для работы с химическими веществами.
Некоторые
обозначающие
химические вещества и лабораторную
посуду, перешли из джабирова корпуса
в европейские языки.
слова,
В ботанике, зоологии и минералогии
работа арабов состояла в описании и
систематизации растений, животных и
камней. Некоторые из этих трудов
имели практическое значение для
фармакологии и медицины.
В странах мусульманского Востока философия
считалась «на укой наук».
общих
чертах
В
арабо-мусульманская
средневековая фило софия может быть сведена к
двум направлениям. Первое и ос новное нашло
свое выражение в трудах тех философов и теоло
гов, которые в своих теориях и представлениях
исходили из греческой философской мысли.
направление
Другое
арабо-мусульманской
философской мысли представлено теологами-
мутакаллимами, основывав шими свои концепции
на Коране, хотя и в их представлениях можно
проследить влияние греческих философских
школ.
занимают,
положение
Промежуточное
во-
первых, мусульманский» мистицизм (суфизм),
возникший в недрах исламского правоверия, но
позднее сложившийся в трудах Ибн аль-Араби
(1165—1240) и других мистиков в философскую
доктрину
неоплатонизма,
гностицизма и христианского сектант ства, а во-
вторых, исмаилизм, выросший из шиизма и
под
влиянием
Средневековая
арабская
архитектура развивалась на основе
переработки арабами прежде всего
греческих, римских и иранских
художественных
традиций.
Наиболее известные памятники
архитектуры того времени мечеть
Амра в Фустате и соборная мечеть
в Куфе, созданные в VII в. Тогда же
был построен знаменитый храм
«Купол скалы»
Дамаске,
отделанный
и
разноцветным мрамором. С VII—VIII
вв. мечети имели прямоугольный
двор,
галереями,
многоколонный молитвенный зал.
Позднее
появились
монументальные
на
главном фасаде.
окруженный
порталы
в
мозаикой
Мечеть Амра в Фустате (Каир).
642—643. Интерьер.
Мечеть Гаухар-шад.
Мешхед. 1405-1418.
Иран
орнаментами,
растительными
С Х в. здания начинают украшать
и
изящными
геометрическими
в
которые были включены стилизованные
надписи — арабская вязь. Такой
орнамент, европейцы его называли
арабеска, был построен по принципу
бесконечного развития и ритмического
повторения узора.
орнамент
за
развитие
Получил
также
эпиграфический
-
каллиграфически
исполненные
надписи, включенные в декоративный
узор.
Ислам, выступая
строгое единобожие,
боролся с племенными культами аравитян. Для
того чтобы уничтожить память о племенных
идолах, в исламе запрещалась скульптура, не
одобрялись изображения живых существ. В
результате живопись не получила в арабской
культуре
развития,
ограничиваясь орнаментами. С XII в. начало
развиваться искусство миниатюр, в том числе
книжной.
В целом изобразительное искусство ушло в
ковровость, его характерными чертами стали
цветистость и узорчатость.
значительного
и
по
Орнамент
и
каллиграфия, широко
применявшиеся
в
архитектурном декоре
(резьба
камню,
стуку),
дереву,
характерны
для
прикладного
искусства, достигшего
высокого расцвета и
особенно
полно
выразившего
декоративную
специфику арабского
художественного
творчества.
Тончайшими чеканкой, гравировкой и
инкрустацией из серебра и золота
украшены художественные изделия из
бронзы (чаши, кувшины, курильницы и
другие предметы утвари); особенным
мастерством отличаются изделия 12-14
вв. г. Мосула в Ираке и некоторых
ремесленных центров Сирии.
Древнеарабски
й глобус
звездного неба
Арабская латунная
астролябия, Севилья,
южная Испания
Лампа для масла, предположительно
созданная в Сирии или Египте. Богатый
узор эмалью выполняет две функции:
информационную и декоративную
Объектом хаджжа мусульман
стал Кааба — храм в Мекке,
имеющий форму куба. В стене
его находится ниша с черным
как
камнем —
полагают
современные
исследователи,
вероятно,
метеоритного
происхождения. Этот черный
камень почитается символом
Аллаха, олицетворяющим его
присутствие.
Хаджж —
паломничество
мусульман для
совершения
жертвоприношения в праздник
Курбан-байрам.
из
Кааба в Мекке. Изображение на
каменной плите из Малой Азии. XVI в.
основных
обязанностей
мусульманина.
Одна
во
из
чистого
нормы
очередь,
Традиционные
поведения
восточного общества сочетались с
традиционным мышлением. Оно, в
свою
многом
определялось
мифологией.
Важнейшей составной частью ее
была джиннология — учение о
джиннах. Ислам так определял их
место в мире: джинны-демоны,
сотворенные
огня,
уступали человеку, сотворенному
Аллахом из глины, и, разумеется,
ангелам, сотворенным из света. Все
они — и человек, и ангелы, и демоны
— покорны воле Аллаха.
Джинны-демоны в чем-то похожи на
людей: они смертны, хотя и могут
жить очень долго, многие сотни лет,
они нуждаются в пище, могут
сочетаться браком друг с другом или
с людьми. Во многом, однако, они
превосходили человека: способны
летать, проникать
глубоко под
землю и воду, становиться видимыми
Определенную защиту от злых сил
обеспечивали амулеты.
Важнейшим амулетом была
изготовленная из меди ладонь с
голубой бусинкой — это была
«ладонь Фатимы» — по имени
дочери пророка Мухаммеда.
Считалось, что «ладонь Фатимы»,
так же как и другие амулеты —
плоские серебряные лягушки-
близнецы, серебряные броши,
раковины каури, — предохраняли
человека от сглаза.
Арабская средневековая культура сложилась в тех странах,
которые подверглись арабизации, восприняли ислам и в
которых классический арабский язык господствовал долгое
время как язык государственных учреждений, литературы и
религии.
Вся средневековая арабская культура, повседневный быт и
образ жизни людей, нормы морали в обществе развивались
под воздействием Исламской религии, возникшей у племен
Аравийского полуострова в VII в.
Наибольший расцвет арабской культуры пришелся на VIII—XI
вв. В это время успешно развивались поэзия, давшая миру
Омара Хайяма и для которой был присущ светский,
жизнерадостный и одновременно философский характер;
составлены знаменитые и сейчас на весь мир сказки «Тысяча и
одна ночь»; активно переводилось на арабский язык
множество произведений других народов, прежде всего
античных авторов.
Арабы внесли значительный вклад в мировую математическую
науку, развитие медицины, философии. Они создали такие
своеобразные архитектурные памятники, как мечети и
знаменитые храмы в Мекке и Дамаске, придав значительное
своеобразие постройкам, украсив их орнаментом — арабской
вязью.