Презентация по истории Древнего мира на тему "Арабская культура" (6 класс, всеобщая история)

  • Презентации учебные
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • ppt
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В презентации подробно представлено наследие огромного и загадочного мира Арабских стран эпохи Средневековья: культура, обычаи, обряды, поворотные исторические моменты. Детально рассмотрены памятники литературы, архитектуры, письменности и достижения науки. Материал будет интересен как педагогам при подготовке к урокам, так и учащимся
Иконка файла материала Арабская культура.ppt
Наследие Арабской культуры средневековья
билось сердце в истории Народам Арабского Востока принадлежит важное место культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий мировой цивилизации. Арабская средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, Палестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной Испании в период существования там Кордовского арабских княжеств. арабская культура в свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном развитии человечества. Большая заслуга народов Арабского Востока заключалась и в том, что они сохранили (особенно в области халифата и Средневековая
Ислам возник в начале VII в. н. э. Основателем ислама был реальный человек — пророк Мухаммед, биография которого довольно хорошо известна. Арабские историки считают, что будущий пророк родился 29 августа 570 года в доме своей расположенном на окраине Мекки, четырехстах Каабы; примерно через сто лет этот дом был перестроен и превращен в мечеть. метрах от матери, в храма Свои первые откровения он получил во сне — ему явился ангел Джабраил, посланник Аллаха, и объявил его волю: Мухаммед должен проповедовать во имя его, господа. Мухаммед получает своё первое откровение от ангела Джабраила. Миниатюра из книги Джами ат-таварих авторства Рашида ад-Дина, 1307 год
Аллаха, всемогущего Мусульмане верят в единого Бога — и непостижимого для человека. Для того рассказать человечеству правду о Боге и мире, были выбраны специальные люди — пророки, последним из которых и был Мухаммед. чтобы положения Основные ислама изложены в главной священной книге мусульман — Коране (от араб. куран — чтение). Основу его составляют заповеди, проповеди, обрядовые юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке, записанные его помощниками что пророк не умел ни читать, ни писать, и его речи-откровения (известно, и Первая сура Корана
выступали и В первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Поэты как литературоведы. В VIII—Х вв. были записаны многие произведения доисламской устной IX в. были поэзии. Так, в составлены сборника «Хамаса» («Песни доблести»), в которые вошли стихотворения более 500 староарабских поэтов. В Х ученым, музыкантом Абу-ль-Фарадж Аль- Исфахани составлена многотомная антология «Китаб песен»), ал-Агани» включающая и  Миниатюра«Правитель на троне» из биографии также рукописи «Книга песен». 1218—19. сведения композиторах, Северный Ирак. Национальная исполнителях. библиотека. Стамбул. произведения поэтов, о в. писателем, была («Книга арабской два а
старыми виртуозно Выдающимся поэтом был Абу Нувас (между 747—762 — между 813— 815), владеющий формой стиха. Для него были характерны ирония и ветреность, он воспевал любовь, веселые пиры и подсмеивался над модным тогда увлечением стихами бедуинов. Абуль-Атахия искал опору в аскетизме и вере. Его перу принадлежат нравственные стихи о суетности всего земного и несправедливости жизни. Отрешенность от мира давалась ему нелегко, об этом свидетельствует его прозвище — Жизнь Аль-Мутанабби прошла в «не знающий чувства меры». бесконечных скитаниях. Он был честолюбив и горд, и то восхвалял в своих стихах владык Сирии, Египта, Ирана, то ссорился с ними. Многие его стихи стали афоризмами, превратились в песни и пословицы. Абу Нувас Аль-Мутанабби
итогом изучить Коран, Творчество Абу-ль-Ала аль Маари (973 —1057/58) из Сирии считают вершиной арабской средневековой поэзии, и великолепным синтеза сложной и пестрой культуры арабо- мусульманской истории. Известно, что в четырехлетнем возрасте он перенес оспу и ослеп, однако это не помешало ему богословие, мусульманские право, староарабские предания и современную поэзию. Он знал также греческую философию, математику, астрономию, в юности много путешествовал, и в его стихах чувствуется колоссальная эрудиция. Он и справедливости, и в его лирике есть несколько отчетливо доминирующих тем: смерти, порочность человека и общества, присутствие в мире зла и страдания, что было, по его мнению, неизбежным тайна жизни был искателем истины и
X—XV вв. В постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». В основе их лежали переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие которых было перенесено в арабскую и придворную городскую среду, а также собственно арабские сказки. Это сказки про Али-бабу, Аладдина, Синбада-морехода и др. Героями сказок были также принцессы, султаны, купцы, горожане. Излюбленным средневековой персонажем литературы арабской был и бедуин — осторожный, и хранитель простодушный, дерзкий лукавый Царица Шехерезада рассказывает сказки царю Шахрияру
Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму (1048— 1122), персидскому поэту, ученому, его стихи — философские, гедонические и вольнодумные рубай: сочинение, Нежным женским лицом и зеленой травой Буду я наслаждаться, покуда «Алгебру» — Написал живой. в выдающееся Пил вино, пью вино и, содержалось котором наверное, буду систематическое исследование Пить вино до минуты своей уравнений третьей степени. Он роковой. также занимался проблемой иррациональных и чисел. Ему действительных принадлежит философский трактат всеобщности «О бытия». В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский. успешно
был вывел Значителен вклад арабов в математическую науку. Живший в Х в. Абу- л-Вафа теорему синусов сферической тригонометрии, вычислил таблицу с интервалом в 15°, ввел отрезки, соответствующие секансу и косекансу. синусов
Выдающимся ученым Египта был Ибн- аль-Хайсам, математик и физик, автор фундаментального труда по оптике — «Книга оптики» в 7 книгах. В области физиологической оптики он дает описание строения глаза, следуя древнегреческому ученому Галену, и на опытной доказывает несостоятельность воззрений Платона и Евклида о свете как о лучах, которые и «ощупывают» предметы. Он же дал правильное представление бинокулярного зрения. Наконец, он высказал о конечности скорости света. предположение основе испускаются глазом
успехов опыт Больших достигла медицина — она развивалась более успешно, чем в Европе или на Дальнем Востоке. Арабскую средневековую медицину прославил Ибн-Сина — Авиценна (980—1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины, обобщивший взгляды и римских индийских и среднеазиатских врачей «Канон врачебной науки». Много веков этот труд был для врачей обязательным руководством. греческих, Ибн-Сина — Авиценна (980—1037)
Рукопись труда арабского философа и врача Авиценны (980-1037) "Китаб ал- наджмет", 1026 год. Институт древних рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца.
Абу Бакр Мухаммед ар-Рази, известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял оспопрививание. Сирийская семья Бахтишо дала поколений знаменитых врачей. семь Абу Бакр Мухаммед ар-Рази Схема кровообращения и внутренних органов человеческого тела.
философия во е. Арабская многом развивалась на базе античного наследия. Учеными-философами были Ибн-Сина, автор философского трактата «Книга исцеления». Ученые активно переводили сочинения античных авторов. Известными философами были Аль-Кинди, живший в IX в., и аль- Фараби (870—950), называемый «вторым после Аристотеля, Фараби комментировал. Ученые, объединившиеся в философский кружок «Братья чистоты» в городе Басра, составили энциклопедию философских научных достижений своего времени. т. которого учителем», Аль-Кинди Первая страница рукописи ал-Кинди, содержащая самое раннее описание криптоанализа
существовало собственно и преданий Развивалась и историческая мысль. Если в VII—VIII вв. на арабском языке еще не было написано исторических сочинений просто о Мухаммеде, множество походах и завоеваниях арабов, то в IX в. составляются крупные труды по истории. Ведущими представителями исторической науки были ал-Белазури, писавший об арабских завоеваниях, аль-Накуби, ат- Табари и ал-Масуди, авторы трудов по всеобщей история останется той фактически единственной отраслью научного знания, которая будет развиваться в XIII—XV вв. при господстве фанатически настроенного мусульманского духовенства, когда на Арабском Востоке не развивались ни точные науки, ни математика. Наиболее известными историками XIV—XV вв. были египтянин Макризи, составивший историю коптов, и Ибн-Халдун, первый из арабских историков попытавшийся создать теорию истории. В качестве главного фактора, определяющего исторический процесс, он истории. Именно Ибн-Халдун
составлена всех словесность оживленной также Арабская вниманием пользовалась ученых: на рубеже VIII—IX вв. была арабская грамматика, которая легла в основу последующих грамматик. Центрами средневековой арабской науки были города Багдад, Куфа, Басра, Харрон. Особенно была научная жизнь Багдада, где был создан «Дом науки» — своеобразное объединение обсерватории, академии, библиотеки коллегии переводчиков: К Х в. во многих городах появились средние и высшие мусульманские — медресе. В X—XIII вв. в Европе стала известна по арабским сочинениям знаковая десятичная система для записи и школы
Из прочих наук, культивируемых арабами, самой важной была алхимия - в значении химия. На переднем крае научной алхимии арабов стоит корпус сочинений, приписываемых Джабиру ибн Хаййану, который жил во второй половине VIII в. Этот свод, сообщая сведения о многих отраслях древней науки, дает полное представление об алхимии как науке, основанной на эксперименте, использующей различную методику и инструменты для работы с химическими веществами. Некоторые обозначающие химические вещества и лабораторную посуду, перешли из джабирова корпуса в европейские языки. слова, В ботанике, зоологии и минералогии работа арабов состояла в описании и систематизации растений, животных и камней. Некоторые из этих трудов имели практическое значение для фармакологии и медицины.
В странах мусульманского Востока философия считалась «на укой наук». общих чертах В арабо-мусульманская средневековая фило софия может быть сведена к двум направлениям. Первое и ос новное нашло свое выражение в трудах тех философов и теоло гов, которые в своих теориях и представлениях исходили из греческой философской мысли. направление Другое арабо-мусульманской философской мысли представлено теологами- мутакаллимами, основывав шими свои концепции на Коране, хотя и в их представлениях можно проследить влияние греческих философских школ. занимают, положение Промежуточное во- первых, мусульманский» мистицизм (суфизм), возникший в недрах исламского правоверия, но позднее сложившийся в трудах Ибн аль-Араби (1165—1240) и других мистиков в философскую доктрину неоплатонизма, гностицизма и христианского сектант ства, а во- вторых, исмаилизм, выросший из шиизма и под влиянием
Средневековая арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами прежде всего греческих, римских и иранских художественных традиций. Наиболее известные памятники архитектуры того времени мечеть Амра в Фустате и соборная мечеть в Куфе, созданные в VII в. Тогда же был построен знаменитый храм «Купол скалы» Дамаске, отделанный и разноцветным мрамором. С VII—VIII вв. мечети имели прямоугольный двор, галереями, многоколонный молитвенный зал. Позднее появились монументальные на главном фасаде. окруженный порталы в мозаикой Мечеть Амра в Фустате (Каир). 642—643. Интерьер.
Мечеть Гаухар-шад. Мешхед. 1405-1418. Иран
«Купол скалы» в Дамаске
орнаментами, растительными С Х в. здания начинают украшать и изящными геометрическими в которые были включены стилизованные надписи — арабская вязь. Такой орнамент, европейцы его называли арабеска, был построен по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора. орнамент за развитие Получил также эпиграфический - каллиграфически исполненные надписи, включенные в декоративный узор. Ислам, выступая строгое единобожие, боролся с племенными культами аравитян. Для того чтобы уничтожить память о племенных идолах, в исламе запрещалась скульптура, не одобрялись изображения живых существ. В результате живопись не получила в арабской культуре развития, ограничиваясь орнаментами. С XII в. начало развиваться искусство миниатюр, в том числе книжной. В целом изобразительное искусство ушло в ковровость, его характерными чертами стали цветистость и узорчатость. значительного
и по Орнамент и каллиграфия, широко применявшиеся в архитектурном декоре (резьба камню, стуку), дереву, характерны для прикладного искусства, достигшего высокого расцвета и особенно полно выразившего декоративную специфику арабского художественного творчества.
Тончайшими чеканкой, гравировкой и инкрустацией из серебра и золота украшены художественные изделия из бронзы (чаши, кувшины, курильницы и другие предметы утвари); особенным мастерством отличаются изделия 12-14 вв. г. Мосула в Ираке и некоторых ремесленных центров Сирии. Древнеарабски й глобус звездного неба Арабская латунная астролябия, Севилья, южная Испания Лампа для масла, предположительно созданная в Сирии или Египте. Богатый узор эмалью выполняет две функции: информационную и декоративную
Объектом хаджжа мусульман стал Кааба — храм в Мекке, имеющий форму куба. В стене его находится ниша с черным как камнем — полагают современные исследователи, вероятно, метеоритного происхождения. Этот черный камень почитается символом Аллаха, олицетворяющим его присутствие. Хаджж — паломничество мусульман для совершения жертвоприношения в праздник Курбан-байрам. из Кааба в Мекке. Изображение на каменной плите из Малой Азии. XVI в. основных обязанностей мусульманина. Одна
во из чистого нормы очередь, Традиционные поведения восточного общества сочетались с традиционным мышлением. Оно, в свою многом определялось мифологией. Важнейшей составной частью ее была джиннология — учение о джиннах. Ислам так определял их место в мире: джинны-демоны, сотворенные огня, уступали человеку, сотворенному Аллахом из глины, и, разумеется, ангелам, сотворенным из света. Все они — и человек, и ангелы, и демоны — покорны воле Аллаха. Джинны-демоны в чем-то похожи на людей: они смертны, хотя и могут жить очень долго, многие сотни лет, они нуждаются в пище, могут сочетаться браком друг с другом или с людьми. Во многом, однако, они превосходили человека: способны летать, проникать глубоко под землю и воду, становиться видимыми
Определенную защиту от злых сил обеспечивали амулеты. Важнейшим амулетом была изготовленная из меди ладонь с голубой бусинкой — это была «ладонь Фатимы» — по имени дочери пророка Мухаммеда. Считалось, что «ладонь Фатимы», так же как и другие амулеты — плоские серебряные лягушки- близнецы, серебряные броши, раковины каури, — предохраняли человека от сглаза.
Арабская средневековая культура сложилась в тех странах, которые подверглись арабизации, восприняли ислам и в которых классический арабский язык господствовал долгое время как язык государственных учреждений, литературы и религии. Вся средневековая арабская культура, повседневный быт и образ жизни людей, нормы морали в обществе развивались под воздействием Исламской религии, возникшей у племен Аравийского полуострова в VII в. Наибольший расцвет арабской культуры пришелся на VIII—XI вв. В это время успешно развивались поэзия, давшая миру Омара Хайяма и для которой был присущ светский, жизнерадостный и одновременно философский характер; составлены знаменитые и сейчас на весь мир сказки «Тысяча и одна ночь»; активно переводилось на арабский язык множество произведений других народов, прежде всего античных авторов. Арабы внесли значительный вклад в мировую математическую науку, развитие медицины, философии. Они создали такие своеобразные архитектурные памятники, как мечети и знаменитые храмы в Мекке и Дамаске, придав значительное своеобразие постройкам, украсив их орнаментом — арабской вязью.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

Посмотрите также