Материал данной презентации можно использовать на уроках, посвященных культуре Кватроченто (или Раннего Возрождения). В эпоху Проторенессанса работали такие великие мастера как Сандро Боттичелли, Филиппе Липпи, Данте Алигиери, Леон Баттиста Альберти и другие. Искусство стало выполнять роль универсального познания окружающего мира.
История Средних веков 6 класс
Культура
раннего Возрождения
Презентацию подготовила учитель истории МОУ «СОШ №82» г. Саратова
Куликова Ольга Викторовна
Сандро Боттичелли.
Рождение Венеры
Раннее Возрождение (XIVXV вв.) в искусстве Италии связано
прежде всего с Флоренцией, где Медичи покровительствовали
гуманистам и всем искусствам. В начале XV в. флорентинская
школа — авангард гуманистического искусства Возрождения.
Здесь в 1439 г. учреждается Платоновская академия,
основываются Лауренцианская библиотека, художественные
коллекции Медичи; работают писатели, поэты, гуманисты,
ученые.
В этот период сознательно и
целенаправлено изучаются
античное искусство, античная
философия и литература.
Однако влияние античности
наслаивается на многовековые
и прочные традиции
Средневековья, на
христианское искусство.
Сюжеты языческие и
христианские переплетаются,
трансформируются, сообщая
специфически сложный
характер культуре
Возрождения.
Филиппе Липпи.
“Мадонна Липпи”
Кватроченто (или Раннее Возрождение) стало временем
экспериментальных поисков. Если в эпоху Проторенессанса
художник работал, основываясь на интуиции, то время
Раннего Возрождения выдвинуло на первый план точные
научные знания. Искусство стало выполнять роль
универсального познания окружающего мира. В XV в.
появился целый ряд научных трактатов об искусстве.
Значение творчества Данте
громадно. В раннем
произведении «Новая
жизнь»(1292— 1295 гг.),
написанном на итальянском
языке и представляющем
собой цикл стихотворений
(сонетов, канцон и баллад) с
прозаическим комментарием
к ним, Данте рассказал
историю своей любви к
Беатриче, начиная с первой
встречи, когда ему было 9 лет,
и до смерти его возлюбленной,
когда ей исполнилось 18 лет.
Данте Алигиери
Значение творчества Данте громадно. В раннем произведении «Новая жизнь»(1292— 1295 гг.), написанном на итальянском языке и представляющем собой цикл стихотворений (сонетов, канцон и баллад) с прозаическим комментарием к ним, Данте рассказал историю своей любви к Беатриче, начиная с первой встречи, когда ему было 9 лет, и до смерти его возлюбленной, когда ей исполнилось 18 лет.
«Божественная комедия» —
поэма, написанная Данте
Алигьери в период с 1307 по
1321 годы и дающая наиболее
широкий синтез средневековой
культуры и онтологию мира.
Называя свою поэму
«комедией», Данте пользуется
средневековой терминологией:
комедия, как он поясняет —
всякое поэтическое
произведение среднего стиля с
устрашающим началом и
благополучным концом.
Слово «божественная» не принадлежит Данте, так поэму позже назвал
Джованни Боккаччо. «Божественная комедия» — плод всей второй
половины жизни и творчества Данте. В этом произведении с наибольшей
полнотой отразилось мировоззрение поэта. Данте выступает здесь как
последний великий поэт средних веков, поэт, продолжающий линию
развития феодальной литературы.
«Божественная комедия» — поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1307 по 1321 годы и дающая наиболее широкий синтез средневековой культуры и онтологию мира.Называя свою поэму «комедией», Данте пользуется средневековой терминологией: комедия, как он поясняет — всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом.
Первым из гуманистов был Франческо
Петрарка (1304—1374). Нас и теперь
чаруют его стихи, в которых он воспевал
свою возлюбленную Лауру при её жизни и
после её смерти. В них поэт с невиданной
дотоле тонкостью описывает свои
переживания, а через них и воспеваемую
им Лауру и окружающий мир.
Франческо
Петрарка
В античной культуре Петрарка нашел такое мировоззрение,
где в центре стоял не бoг, а человек Ближайшие же ученики и
последователи Петрарки ввели уже во всеобщее
употребление вычитанный ими у древних авторов латинский
термин humanitas Петрарка считается родоначальником
гуманизма потому, что сам он, хотя и не всегда после
довательно, первым противопоставил средневековому
богословию — diviria studia (божественному знанию) новое
мировоззрение — humana studia (человеческое звание).
Собор святого Петра в Риме
Первым теоретиком в области живописи и архитектуры выступил Леон
Баттиста Альберти (14041472). Им была разработана теория линейной
перспективы, правдивого изображения глубины пространства в картине.
Истинным наследником и продолжателем Альберти стал Браманте.
Постройки Альберти явились образцом для всего последующего
церковного зодчества позднего Возрождения и барокко. По их типу были
построены венецианские церкви Палладио, "Иль Джезу" Виньолы и
множество других церквей римского барокко. Но особенно важным для
архитектуры Высокого Возрождения и барокко оказалось нововведение
Альберти применение большого ордера в декорации фасада и
интерьера.
Филиппо
Брунеллески.
Фасад Оспедале
дельи Инноченти
Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо
Брунеллески (1377—1446) — архитектор, скульптор и ученый, один из
создателей научной теории перспективы. Величайшим инженерным
достижением Брунеллески стало возведение купола собора СантаМария
дель Фьоре во Флоренции. Благодаря своему математическому и
техническому гению Брунеллески удалось решить сложнейшую для
своего времени задачу. Купол собора СантаМария дель Фьоре стал
предшественником многочисленных купольных храмов в Италии и
других странах Европы
Скульптура раньше живописи
прочно встает на новый путь
развития, что объясняется тем
местом, которое она занимала
в средневековых культовых
сооружениях. Наряду с
сохраняющими свое значение
образами христианской
мифологии и античности
объектом изображения
скульпторов оказываются
теперь и живые люди, герои
современности. Развитие
получает жанр портрета,
создаются конные статуи,
украшающие площади
городов.
Роббиа Лука.
Мадонна с младенцем
В творчестве Донателло
воплотились свойственные
искусству Возрождения поиски
новых выразительных средств,
глубокий интерес к реальности
во всем многообразии ее
конкретных проявлений,
стремление к возвышенному
обобщению и героической
идеализации. Статуя Давида
(бронза, 1430е годы,
Национальный музей,
Флоренция) – первое
изображение нагого
человеческого тела в
статуарной пластике
Возрождения.
Донателло.
Статуя Давида
На флорентийской почве сформировалось могучее дарование
друга Данте, родоначальника реалистического искусства
Возрождения Джотто ди Бондоне, связанного с передовыми
кругами Флоренции. Разносторонность интересов художника
позволяет считать его типичным представителем новой
культуры. Архитектор, скульптор, поэт, самый значительный
вклад он сделал в развитие живописи.
Джотто. «Поцелуй Иуды»
Боттичелли
Сандро.
Весна
Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников
итальянского Ренессанса. Он создал пленительные по своей
возвышенности образыаллегории и подарил миру идеал
женской красоты.
Использованные материалы
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=божественная комедия данте
алигьери
http://ru.wikipedia.org
http://crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/renessans/Renessans_Italy
http://www.artdrawing.ru/gallery/539fraangelico/detail/3383fraangelico12
http://www.brunelleschi.ru/txt/1renital.shtml
http://www.gumer.info
http://www.myarticle.net
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=донателло
http://smallbay.ru/article/sculpture_early_renaiss.html
http://2queens.ru/Articles/DomHudozhnikovKlassika/Rannee
VozrozhdenievItalii.aspx?ID=1016