Презентация по краеведению и МХК на тему "Томский Богородице-Алексеевский монастырь и его роль в жизни отдельных исторических личностей России."
Оценка 5
Видеоуроки +6
doc
Междисциплинарный 4
5 кл—11 кл +1
13.01.2018
В работе представлены интересные сведения о времени основания монастыря, его архитектуре; его исторической роли в жизни Томской губернии; о различных людях (гостях и узниках: литературных и исторических деятелях, выдающихся известных особах), которые в разное время( кто кратковременно, а кто длительное время) проживал в монастыре, о их судьбе и участи. В работе представлен различный иллюстративный материал: фотографии, рисунки, репродукции известных картин.В работе представлены интересные сведения о времени основания монастыря, его архитектуре; его исторической роли в жизни Томской губернии; о различных людях (гостях и узниках: литературных и исторических деятелях, выдающихся известных особах), которые в разное время( кто кратковременно, а кто длительное время) проживал в монастыре, о их судьбе и участи. В работе представлен различный иллюстративный материал: фотографии, рисунки, репродукции известных картин.
Томский Богородице-Алексеевский монастырь.doc
Томский БогородицеАлексеевский монастырь и его роль в
жизни отдельных исторических личностей России.
История происхождения БогородицеАлексеевский монастырь
Сведения о времени основании монастыря расходятся — по одним источникам он был
основан в 1605, по другим — в 1622 году. Известно, что монастырь точно существовал в
1630е годы. Столь раннее появление монастыря в только что основанном городе А.
Латышев объясняет правительственными указами, а не большим количеством
потенциальных насельников, мечтающих удалиться от мира.
Первоначальное население Томска состояло из разгульных казаков, корыстолюбивых
промышленников, иностранных искателей богатства, высланных поляков, сосланных
каторжан, местных татар, «которых обычаи нравились русским, и многоженство нашло и
подражателей». «Правительство видело, как необходимо в таком краю заведение
благочестивое, подающее пример христианских добродетелей…»
В 1630—1650х годах Богородицкий монастырь находился у впадении реки Киргизки в
Томь (УстьКиргизский монастырь). В 1658 году перенесен на Юрточную гору. При
строительстве были устроены подземные склады и ходы к реке Ушайке (на кирпичный свод
наткнулись рабочие, производившие земляные работы в начале ноября 1888 года во дворе
столоначальника томской казенной палаты В. Б. Орлова, жившего в конце тянувшейся от
монастырской ограды к реке Ушайке улицы).
В 1663 году освящена церковь во имя Св. Алексея, человека Божия, монастырь стал
называться БогородицеАлексеевским. Из БогородицеАлексеевского монастыря осуществлялось руководство прочими восемью
сибирскими монастырями, входившими в Томский разряд. Монастырь до 1764 года был
единственным в Томской губернии владельцем 400 крепостных крестьян, а также обладал
земельными угодьями на реках Томи и Оби. В XVII веке при монастыре была открыта
больница, а в 1746 году первая томская школа — Томское русское духовное училище (в
1762 году преобразовано в руссколатинское). Также при монастыре с 1858 года
действовала духовная семинария с обширной библиотекой.
Главным монастырским храмом является Казанская церковь, имеющая также приделы в
честь Алексия, человека Божьего и святых Флора и Лавра. Изначально постройка была деревянная, неоднократно сгорала. В 1789 году было построено современное каменное
церковное здание в стиле сибирского барокко. В церкви находился особо почитаемый образ
Божией матери «Неопалимая купина».
В 1830е годы монастырь окружили каменными стенами и башнямичасовнями (проект
томского архитектора К. Г. Турского).
На территории находились сад, озеро, летние кельи и кладбище, а к югу от монастыря —
монастырская роща, сохранявшаяся до начала XX века.
Монастырь, как и другие сибирские обители, был местом ссылки нарушителей
монастырских уставов. Также в нём содержались и светские лица.
Гости и узники монастыря
Интересна роль, которую сыграл томский монастырь в жизни тех или иных исторических
личностей России.
В течение многих лет с 1881 по 1912 год в монастыре совершал архиерейские богослужения
известный миссионер, апостол Алтая, архиепископ Томский и Алтайский Макарий
(Невский), ныне прославленный в лике святых.
В разные годы монастырь посещали такие духовные светочи, как святой равноапостольный
Иннокентий митрополит Московский и Коломенский, апостол Сибири и Америки; старцы
Зосима (Верховский) и Василиск (Гаврилов), основатель БогородицеАлексиевской пустыни
под г. Кузнецком, являвшийся духовным отцом святого праведного Петра Томского. С 1847 по 1854 год в монастыре жил и работал известный духовный писатель, постриженик
святой Афонской горы инок Парфений (Агеев). Именно здесь, в Томске, им было написано
знаменитое сочинение «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции
и Святой Земле».
Впрочем, некоторые исторические фигуры приезжали сюда не по своей воле. В те далекие
времена монастыри нередко использовались для заточения лиц неугодных или
провинившихся, исключением не стала и БогородицеАлексиевская обитель. Так, с декабря
1729 по январь 1730 г. здесь под надзором и охраной содержался крестник Императора
Петра I, прадед великого русского поэта А. С. Пушкина Абрам (Ибрагим) Петрович
Ганнибал.
Верный арап Петра Великого, выходец из княжеской семьи Абрам Петрович Ганнибал
родился предположительно в 1688 или 1696 году в Африке, вероятнее всего в Эфиопии. В 8
летнем возрасте он вместе со своим братом был похищен и оказался в Стамбуле, а позже – в
1705 или 1706 году – их привезли в Россию, в качестве экзотического подарка императору
Петру I. В России братья приняли православную веру, в результате чего Ибрагим получил
русское имя Абрам.
Абрам постоянно находился рядом с Петром Великим, сопровождал в походах. В 1723 году
был определен в Преображенский полк, где служил инженером – поручиком роты
бомбардиров. Кроме этого преподавал инженерное дело и математику. После смерти царя
Абрам пристал к партии, которая выступала против возвышения Александра Меньшикова, в
результате чего в 1727 году был сослан в Тобольск. А в 1729 году "велено было отобрать у
Ганнибала бумаги и содержать под арестом в Томске, выдавая ему ежемесячно по 10
рублей".
В Томске Ганнибал пробыл около двух месяцев – он содержался с "крепким смотрением" в
келье БогородицеАлексиевского мужского монастыря, а молился в деревянной Казанской
церкви монастыря, стоявшего на месте современного каменного храма.
В феврале 1730 года, сразу после смерти Петра II, Верховный тайный совет постановил
освободить Ганнибала изпод ареста и вернуть в Тобольск с присвоением майорского чина. Дела Ганнибала пошли в гору после воцарения Елизаветы: в 1742 году он был назначен
комендантом Ревеля, награжден орденами и имениями. Дослужившись до чина генерал
аншефа, в 1762 году был отправлен в отставку и умер в 1781м.
Детей у Ганнибала было одиннадцать, но до взрослых лет дожили лишь семеро. Дочь одного
из сыновей арапа – Осипа – стала матерью Александра Пушкина
Оттиск с печати Ганнибала
Естественно, пребывание в Томске столь значительной фигуры не могло не породить слухов,
с нею связанных. Так, существует легенда, что в Томске специально для Ганнибала был
изготовлен перстеньпечатка с изображением колокольни одного из местных соборов. И,
якобы, именно эту печатку позже получил в наследство от своего дяди Василия Львовича
Александр Пушкин.
Так это или нет, нам, видимо, уже не узнать. Но увидеть оттиск одного из серебряных
перстней Абрама Ганнибала можно: в июне 2014 года в библиотеке имени Пушкина в Томске
открылся кабинет, носящий имя поэта. Оттиск перстняпечати – один из его экспонатов.
А в конце 1740 года в близлежащем от БогородицеАлексиевского женском
Христорождественском монастыре старший иеромонах Алексиевского монастыря Моисей
(Булатов) совершил монашеский постриг княгини Екатерины Алексеевны Долгоруковой –
бывшей невесты Императора Петра II и нареченной императрицы. Княжна Екатерина Алексеевна Долгорукова (Долгорукая, 17121747) – дочь князя Алексея
Долгорукова, члена Верховного Тайного Совета при императоре Петре II (17151730),
невеста императора, сосланная после его смерти в Сибирь и постриженная в монашество в
Томском Христорождественском женском монастыре.
"Это не красивая легенда, а достоверный исторический факт!" – писал о пребывании княжны
Екатерины в Томске исследователь Сибири Александр Адрианов. Ссылке предшествовали
события, названные впоследствии "дворцовым переворотом" и восшествием на русский
престол императрицы Анны Иоановны.
Внук Петра Великого – Петр II (сын царевича Алексея, последний представитель рода
Романовых по прямой мужской линии) взошел на престол в мае 1727 года в возрасте 11 лет.
Несмотря на юный возраст императора, при дворе сформировались две враждующие
группировки (Меншиковых и Долгоруковых), каждая из которых желала женить императора
на "своей девице". Победили Долгоруковы.
Екатерина Долгорукова питала страстную любовь к графу Миллезимо из рода дель Каретто
(родственнику австрийского посла графа Вратислава) и была взаимно им любима. Однако
подчинилась приказу отца, и осенью 1729 года была объявлена невестой 14летнего
императора. Однако за две недели до свадьбы Петр II заболел оспой и умер.
После воцарения Анны Иоанновны, в апреле 1730 года, Екатерина, как и вся ее семья, была
сослана в Березов. В 1740 году она была перевезена в Томск и заточена в
Христорождественском девичьем монастыре, построенном в 1661 году томским казачьим
головой Зиновием Литовским.
Монастырь был бедным. Как писал Адрианов, келья, в которой жила императорская невеста,
"представляла небольшую бревенчатую избушку (...), с голыми необтесанными стенами".
Питалась она подаянием, собираемым монахинями на улицах Томска, а также тем, что
приносили сердобольные горожане.
В общем, вряд ли у княжны Долгоруковой остались добрые воспоминания о Томске, после
того как проведя здесь 1 год и 2 месяца она была освобождена императрицей Елизаветой.
Дочь Петра I пожаловала Екатерине Долгоруковой звание фрейлины. В 1745 году
Долгорукова вышла замуж за генералпоручика графа Александра Брюса, но вскоре
простудилась и умерла.
Красивая легенда об императоре Александре I, якобы не скончавшемся в 1825 году в
Таганроге, а отправившемся странствовать по России под именем Федора Кузьмича, живет
вот уже почти два века и по сей день будоражит умы. Обстоятельства появления этого человека в Томске таковы: некий крестьянин, назвавшийся
Федором Кузьмичом, был сослан в Сибирь за бродяжничество.
В ссылке Федор Кузьмич вел жизнь скромную и даже подвижническую. Сначала проживал на
поселении при Краснореченском винокуренном заводе, затем был отпущен и бродил по
деревням Мариинского уезда. На жизнь зарабатывал тем, что обучал местную ребятню
грамоте, священному писанию, давал им уроки географии, истории. Получать деньги за
уроки категорически отказывался, брал только постную пищу.
Однажды старец познакомился с купцом Семеном Хромовым и переехал по его совету в
Томск, где поселился на загородной заимке Хромова (сейчас поселок Хромовка) а позже – в
келье, построенной купцом специально для старца в своей усадьбе на улице Монастырской
(ныне улица Крылова).
Жил Федор Кузьмич затворником, не принимая никакого участия в общественной жизни
города, время проводил в основном в молитвах и постах.
Но постепенно к старцу стали стекаться паломники. Согласно воспоминаниям
современников, Федор Кузьмич был очень проницательным, мог рассказать о посетителе всё,
едва его увидев, а то и вовсе творил чудеса. Поговаривали, что некоторые гости из
Петербурга узнавали в старце некую известную личность, но он запрещал им об этом
рассказывать.
Тем не менее, "земля слухами полнилась". Ходили разговоры, что сосланный в Сибирь
истопник царского двора и некая чиновница узнали в Федоре Кузьмиче государя
императора. Что некий отставной солдат, оказавшийся в Томске, увидев старца, закричал
"Царьбатюшка, Александр Петрович!"
Еще поговаривали о том, что однажды Федор Кузьмич оставил в какойто церкви загадочный
рисуноквензель в виде буквы "А" с короной над нею…
Старец умер в 1864 году, удостоившись за свою праведную жизнь похорон на почетном
месте – на территории БогородицеАлексеевского мужского монастыря.
Но и после смерти загадочного старца молва о нем не утихла. Заметки об императоре
отшельнике, скрывавшемся в Томске под именем старца Федора, помещали столичные
газеты, даже Лев Толстой посвятил этой легенде рассказ "Посмертные записки старца
Федора Кузьмича".
В 1984 году Федор Кузьмич был канонизирован Русской православной церковью в лике
праведных в составе Собора Сибирских святых. Следует отметить, что попытки опровергнуть или подтвердить легенду о русском
императоре, вдруг перевоплотившемся в томского отшельника, предпринимались
неоднократно, но они ничем не заканчивались. Кем в действительности был старец Федор,
возможно, не будет установлено уже никогда…
После кончины святого праведного старца Феодора необычайной особенностью монастыря,
находящегося в сибирской глубинке, стали визиты августейших особ. В разное время
обитель и саму могилу старца Феодора, расположенную в монастырской ограде, посещали
различные представители дома Романовых. Первым был визит Великого князя Владимира Александровича в 1868 году. В 1873 году
сюда приезжал Великий князь Алексей Александрович. Наследник престола Цесаревич
Николай Александрович, в будущем император Николай II, приехал в Томск в 1891 году,
совершая кругосветное путешествие. Он посетил обитель и поклонился могиле святого
старца.
Уже в наше время, в 1993 году для поклонения мощам св. праведного Феодора приезжали
потомки дома Романовых – княгиня Мария Владимировна, княгиня Леонида Георгиевна и
князь Георгий Михайлович.
Новая история
В 1922 году сам монастырь был закрыт, но община верующих при Казанском храме
существовала до 1929 года.
Монахи в этот период проживали под арестом в братском корпусе, а после закрытия храма
вместе с архимандритом были казнены на горе Каштак.
В 1930 году в помещениях монастыря расположился Индустриальнопедагогический
институт.
Решением Томского облисполкома от 17 февраля 1978 года комплекс монастырских зданий
был взят под государственную охрану.
Современность
В 1992 году Казанская церковь и келейный корпус монастыря были возвращены верующим.
Началось регулярное богослужение. 5 июля 1995 года в выгребной яме на месте
разрушенной часовни Федора Кузьмича были обретены его мощи, ставшие главной
монастырской реликвией. В 1997 году была восстановлена часовня святого. В 2010 году в келейном корпусе монастыря (бывшее здание архиерейского дома,
построенного в 1835 году у южной стороны монастырской ограды), была освящена домовая
церковь Трёх святителей. В ней размещён мраморный иконостас, сам декор церкви выполнен
в византийском стиле.
В 2012 году из федерального бюджета по программе «Культура России» было выделено 15
миллионов рублей на реставрацию Казанской церкви.
Основные даты:
1663 год — Строительство монастыря на новом месте
1789 год — Постройка Казанской церкви
1922 год — Закрытие монастыря
1995 год — Возрождение монастыря
2010 год — Освящение храма Трех святителей
Презентация по краеведению и МХК на тему "Томский Богородице-Алексеевский монастырь и его роль в жизни отдельных исторических личностей России."
Презентация по краеведению и МХК на тему "Томский Богородице-Алексеевский монастырь и его роль в жизни отдельных исторических личностей России."
Презентация по краеведению и МХК на тему "Томский Богородице-Алексеевский монастырь и его роль в жизни отдельных исторических личностей России."
Презентация по краеведению и МХК на тему "Томский Богородице-Алексеевский монастырь и его роль в жизни отдельных исторических личностей России."
Презентация по краеведению и МХК на тему "Томский Богородице-Алексеевский монастырь и его роль в жизни отдельных исторических личностей России."
Презентация по краеведению и МХК на тему "Томский Богородице-Алексеевский монастырь и его роль в жизни отдельных исторических личностей России."
Презентация по краеведению и МХК на тему "Томский Богородице-Алексеевский монастырь и его роль в жизни отдельных исторических личностей России."
Презентация по краеведению и МХК на тему "Томский Богородице-Алексеевский монастырь и его роль в жизни отдельных исторических личностей России."
Презентация по краеведению и МХК на тему "Томский Богородице-Алексеевский монастырь и его роль в жизни отдельных исторических личностей России."
Презентация по краеведению и МХК на тему "Томский Богородице-Алексеевский монастырь и его роль в жизни отдельных исторических личностей России."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.