Использование дневниковых записей М.М.Пришвина в процессе преподавания русского языка и литературы
Оценка 4.9

Использование дневниковых записей М.М.Пришвина в процессе преподавания русского языка и литературы

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
русская литература +2
5 кл—11 кл +1
06.11.2017
Использование дневниковых записей М.М.Пришвина в процессе преподавания русского языка и литературы
Методическая разработка предлагает формы использования дневниковых записей известного писателя М.М.Пришвина на уроках. Писателя отличает пристальное внимание ко всему живому и удивительная наблюдательность. Безусловно, все его произведения представляют интерес для читателей, но сегодня хотелось бы обратить внимание на дневники М.М.Пришвина, которые он вёл практически всю жизнь. «Обаятельный образ Пришвина-мыслителя, прекрасно вырисовывается в его дневниках,» - писал П.Л.Капица . Дневники представляют интерес не только с точки зрения жанрового многообразия, но языка произведения.Методическая разработка по использованию дневниковых записей М.М.Пришвина на уроках русского языка и литературы
Использование дневниковых записей М.М.Пришвина.doc
Бардыкина   Елена Борисовна, учитель СОШ №23 г.Рыбинска,  руководитель ММО учителей русского языка и литературы Использование дневниковых записей М.М.Пришвина в процессе преподавания русского языка и литературы в средней школе. Я пишу для тех, кто чувствует поэзию пролетающих мгновений повседневной жизни и страдает, что сам не в силах схватить их... М.Пришвин Есть в нашей литературе писатели, с творчеством которых подрастающий человек должен   обязательно   встретиться.   Среди   них   имя   Михаила   Пришвина.   Сегодняшние школьники лишь однажды встречаются с творчеством писателя   – при изучении повести «Кладовая   солнца»   в   6   классе.   В   Стандартах   второго   поколения   это   произведение перенесено в раздел 10 «Обзоры» (60 часов), который включает 11 больших тем, значит, время на изучение произведения, к сожалению,  придётся сократить.   Но ведь именно М.М. Пришвин, как никто другой, учит любви  к природе,  наблюдательности,  умению ценить прекрасное в каждом миге.  Писателя отличает  пристальное внимание ко всему живому и удивительная наблюдательность. Безусловно, все его произведения представляют интерес для читателей, но сегодня хотелось бы обратить внимание на дневники М.М.Пришвина, которые   он   вёл   практически   всю   жизнь.   «Обаятельный   образ   Пришвина­мыслителя, прекрасно вырисовывается в его дневниках,» ­ писал П.Л.Капица1. Дневники представляют интерес не только с точки зрения жанрового многообразия, но языка   произведения.  Высокую   и   удивительно   точную   оценку   языку   писателя     дал Константин Георгиевич Паустовский в предисловии к одному из сборников Пришвина: «Язык  Пришвина точен,  прост и  вместе с  тем  очень живописен в  своей разговорности. Он многоцветен и тонок.  Слова у Пришвина цветут,   сверкают. Они полны свежести и света.»  2   Именно поэтому тексты из дневниковых записей М.М.Пришвина представляют интерес для учителя русского языка и литературы. На вводных уроках в начале учебного года, когда мы говорим о значении слова в жизни   человека,   для   работы   с   обучающимися   можно   использовать   замечательную 1 П.Л.Капица Читая дневники Пришвина    2  К.Паустовский Книга: М.Пришвин. миниатюру   «Слово   –   звезда».     Обсуждение   этой   миниатюры   необходимо   начинать   с заголовка. Затем от разговора о силе слова перейти к обсуждению последней строки : «Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во вселенной.»3 На основе миниатюр «Денёк просверкал», «Тихий снег», «Живая ёлка», «Скворцы прилетели»4  в   5   –   7   классах   можно   организовать   комплексную   работу   с   текстом, предложив   ряд   заданий  5,   включающих   выразительное   чтение,   определение   темы   и ключевой мысли текста, определения его стиля, работу с изобразительно – выразительными средствами.     Ещё один вариант работы с этими текстами ­ предложить эти тексты без заголовка   и дать задание   озаглавить их после анализа темы и идеи, а затем сравнить варианты заголовков с авторским, обсудить.   Обучающимся  9­11классов предлагаем  для наблюдения и анализа все тексты одновременно. Они должны провести наблюдение над изобразительно   –   выразительными   средствами,   которые   использует   Пришвин   в   своих текстах, определив их роль в тексте, и сделать выводы о некоторых особенностях стиля писателя. После работы с этими текстами обучающимся можно предложить попробовать свои   силы   в   написании   миниатюр,   подобных   Пришвинским,   с   обязательным использованием изобразительно – выразительных средств. В   10­11   классе   можно   использовать     для   работы   миниатюры   философского содержания, например «Правда» и «Обход правды»6. Предложить  определить стиль и тип речи,   рассмотреть   строение   текста,   выделить   общее   для   этих   двух   текстов,   посотреть какие изобразительно – выразительные средства использует писатель для доказательства своих   мыслей.   Высказывания   из   этих   миниатюр   можно  использовать   как   литературные аргументы в экзаменационном сочинении.   Можно предложить обучающимся подобрать миниатюры   из   дневниковых   записей   по   определённой   тематике,   например   о   значении творчества в жизни человека. При   изучении   темы   «Сложное   предложение»   для   работы   можно   предложить такую дневниковую   запись: «  Когда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая   сонная   черная   муха   и   полетит   дальше;   когда   надутые   почки   создадут   такую шоколадного цвета густоту кроны, что птица сядет и скроется; когда в густоте коричневой на   тонких   веточках   изредка   некоторые   почки   раскроются,   как   удивленные   птички   с зелеными крылышками; когда появится сережка, как вилочка о двух и о трех рожках, и 3 М.Пришвин «Глаза земли» 4 М.Пришвин «Глаза земли» 5 Т.М.Пахнова «Русский язык. Комплексная работа с текстом.» 6 М.Прищвин «Глаза земли» когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми и вся береза стоит золотая; и когда, наконец, войдешь в березовую рощу и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень, ­ тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека в его первой любви, определяющей всю его жизнь.» 7 Анализировать это предложение можно не только с точки   зрения   синтаксиса   и   пунктуации.   Необходимо     говорить   об   изобразительно   ­ выразительных средствах, использованных Пришвиным. Безусловно, не должно в стороне остаться и содержание высказывания. В   дневниках   М.М.Пришвина   много   афористичных   фраз:     «Красота   ­   это   свет правды, а тень красоты ­ это ложь», «Любить ­ значит делать», «Дом моего таланта ­ это природа»,   «Правда   есть   истина,   ограниченная   временем»   и   много   других.     Их   можно предлагать обучающимся как тему для сочинения – рассуждения,  а можно   попросить объяснить,  как они понимают эти слова. Как вариант задания – предложить школьникам самим найти подобные фразы в дневниковых записях писателя, попросив их объяснить свой выбор или предложить их для объяснения товарищам. На   основе   дневниковых   записей   М.М.Пришвина   можно   составлять   тексты диктантов,  позволяющих отрабатывать орфографические и пунктуационные  правила. Так, например,   текст   миниатюры   «Живая   ёлка»   может   использоваться   в   7   классе   и   без адаптирования.     Миниатюры о природе можно использовать для работы на различных уроках, связанных с изучение выразительных возможностей лексики. На   основе   дневников   М.М.Пришвина   можно   провести   урок   развития   речи «Личные   дневники».   Сегодняшним   школьникам   это   явление   хорошо   знакомо   по социальным сетям «ВКонтакте», «Твиттер», «Одноклассники», где многие из них ведут записи о своей жизни. Хотелось бы, чтобы это были интересные и грамотно написанные материалы. Примером здесь для них могут быть дневники Пришвина. При организации и проведении   такого   урока   может   быть   использован   документальный   фильм   «Дневники Пришвина»   (режиссёр В.Юрьев,   Ростовская   студия   кинохроники   и   творческое объединение,  год   выпуска: 1995)   фильм   для   просмотра     в   свободном   доступе   сети Интернет  (http://docfilm.biz/lib_object_view.php?o=11) длительностью 29 минут. В фильме много фотографии М.М.Пришвина, звучат строки из его дневников. На   уроках,   посвящённых   изучению   повести   «Кладовая   солнца»,   необходимо привлекать дневники писателя, рассказывая о его жизни и творчестве.   При организации работы с описаниями природы в тексте повести можно использовать и миниатюры «Ёлка и дуб», «Жажда света», которые по стилистике напоминают описания из «Кладовой солнца». 7 М. Пришвин «Дорога к другу» Интересно сравнить изобразительно­выразительные средства, использованные Пришвиным в этих произведениях,  и отношение автора к изображаемому. Дневники   М.Пришвина   могут   быть   использованы   на   обзорных   уроках   по литературе  первой и второй половины ХХ века, так как на страницах дневников предстают не только исторические события, участником которых был писатель, но и литературный процесс.   Он   рассказывает   о   современниках,   своих   встречах   с   писателями,   поэтами   и художниками. Использовать дневниковые записи Пришвина можно и при изучении творчества других писателей. Так , например, мы можем найти миниатюры   «Брюсов», «За чтением Тютчева», «Правда Маяковского», которые помогут нам создать зримые образы поэтов. Отдельно   хотелось   бы   сказать   о   том,   что   в   дневниках   Пришвина   много   записей, посвящённых творчеству А.С.Пушкина.  Писатель цитирует строки Пушкина, размышляет о  творчестве поэта и его значении. Безусловно, он не претендует на серьёзные критические статьи, но понять смысл жизни и творчества эти записи помогают не только Пришвину, но и его читателям. Возможности использования дневников М.М.Пришвина на уроках русского языка и   литературы,   безусловно,   не   исчерпываются   предложенными   вариантами,   так   как   ,по определению   К.Г.Паустовского,   «…все   созданное   Пришвиным…   полно   прекрасной сущностью   жизни.   В     этом   его     великая   заслуга   перед   своим   временем,   перед   своим народом и перед нашим будущим.»8 Источники 1. М.М.Пришвин   persona.srcc.msu.ru/site/authors/prishvin/prishvin.htm       Дневники 1914 с     2. М.М.Пришвин, Дорога к другу http://www.litmir.net/bd/?b=68319 3. Пришвин М.М. Глаза земли , М.: Художественная литература, 1984. – Т. 7.  4. К.Паустовский  М.М.Пришвин  в книге: М.Пришвин. "Зеленый шум"  сборник,  по   1929  http://uni­ Издательство "Правда", Москва, 1983 5. Колядина А.М. Специфика дневниковой формы повествования в прозе М.Пришвина   Научная http://www.dissercat.com/content/spetsifika­dnevnikovoi­formy­povestvovaniya­v­ авторефератов диссертаций библиотека и         disserCat proze­mprishvina#ixzz2SQVZ1ucj 6. И.Мотяшов     Школа   души   (послесловие   к   книге   «Дорога   к   другу») http://www.litmir.net/bd/?b=68319 8 К.Паустовский «М.Пришвин» 7. П.Л.Капица Читая дневники Пришвина   http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/KAPITZA/KAP_16.HTM 8. Т.М.Пахнова , Комплексная работа с текстом. Рабочая тетрадь,М.: Экзамен, 2004           Приложение ТИХИЙ СНЕГ Говорят о тишине: «Тише воды, ниже травы». Но что может быть тише падающего снега! Вчера весь день падал снег, и как будто это он с небес принес тишину. Этот   целомудренный   снег   в   целомудренном   мартовском   свете   младенческой пухлотой своей создавал такую обнимающую все живое и мертвое тишину. И всякий звук только   усиливал   ее:   петух   заорал,   ворона   звала,   дятел   барабанил,   сойка   пела   всеми голосами, но тишина от всего этого росла. Какая   тишина,   какая   благодать,   как   будто   чувствуешь   сам   благодетельный   рост своего понимания жизни, прикосновение к такой высоте, где не бывает ветров, не проходит тишина. ЖИВАЯ ЕЛКА Сверху снег и снег, но от лучей солнца капельки невидимые проникли вниз к месту соприкосновения веточки со снегом. Это водица подмывает, снег с еловой лапки падает на другую. Капельки, падая с лапки на лапку, шевелят пальчиками, и вся елка от снега и капели, как живая, волнуясь, шевелится, сияет. Особенно хорошо смотреть сзади елки против солнца. ДЕНЕК ПРОСВЕРКАЛ Какой   денек   вчера   просверкал!   Как   будто   красавица   пришла   «ослепительной красоты». Мы притихли, умалились и, прищурив глаза, смотрели себе под ноги. Только в овраге в тени деревьев осмелились поднять глаза на все белое в голубых тенях. Ночь была звездная, и день пришел пасмурный, и слава богу, а то со сверкающим мартовским днем не справишься, и не ты, а он делается твоим хозяином. СКВОРЦЫ ПРИЛЕТЕЛИ Утро ясное, как золотое стеклышко. Забереги все растут, и уже видно, что лед лежит на воде и незаметно для глаза поднимается. На   деревьях   в   Дунине   скворцы,   прилетели   и   маленькие   птички   –   чечетки,   во множестве сидят и поют. Мы ищем, где бы нам свить гнездо – дачу купить, и так всерьез, так, кажется, вправду, и в то же время где­то думаешь тайно в себе: я всю жизнь ищу, где бы свить гнездо, каждую весну покупаю где­нибудь дом, а весна проходит, и птицы сядут на яйца, и сказка исчезает. Чем краше день, тем настойчивей вызывает и дразнит нас природа: день­то хорош, а ты какой! И все отзываются – кто как. Счастливей всех в этом художники. ПРАВДА Правда – это значит победа совести в человеке. – Вы думаете о правде, как о неподвижной скале или как о корове молочной? Живая правда живет и пробивает, как все живое, себе путь, как весенний зеленый росток среди хлама. Дон Кихот вбил себе правду в голову, как гвоздь, а правда, как зеленый росток среди весеннего хлама: страшно смотреть, какая борьба! А пройдет время, и все станет зеленым: правда победит, и наступит век правды. Мы потому современники, что нас всех соединяет какая­то мысль. Во всяком времени проходит   особая   мысль,   и   в   этой   мысли   содержится   путь,   по   которому   в   это   время надлежит нам идти. Можно ли знать эту мысль? – это вопрос, но чувствовать сердцем эту мысль как наш путь может каждый, кто хочет заглянуть в свою совесть, и это чувство истинного нашего пути совестливые люди называют правдой. Впрочем, конечно, есть и бессовестные... Но у кого совести нет, у того скорей всего нет и правды. ОБХОД ПРАВДЫ Правда колет глаза, сказать по правде очень трудно и в то же время обойти ее очень легко при одном условии, что ты­то ее обойдешь, но в будущем когда­нибудь непременно за тебя поплатится невинный. СЛОВО – ЗВЕЗДА В   каждой   душе   слово   живет,   горит,   светится,   как   звезда   на   небе,   и,   как   звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во вселенной.                                                                                                                                                             ЗА ЧТЕНИЕМ ТЮТЧЕВА Вчера с Л. начитались стихов Тютчева о сумраке и хаосе и заговорили о том, что наша смерть для себя – только путь, но для других это «я» свое, как дитя, бегущее с ревом безумным за исчезнувшей матерью: ей­то ничего, она ведь пошла на базар, но ребенок один, и это ему ужасно. Мы так знаем о себе в отношении смерти – это и не больно, и не трудно, и просто. Некоторые   даже   для   себя   этого   с   рождения   ждут.   Но   близкие   люди   остаются   как заложники: за счет их мук смерть одного сопровождается горем других. Так вот почему самоубийцу осуждают люди: он не считается с горем близких. Вот почему самоубийцу и не хоронят на кладбище, а где­нибудь в стороне. ПРАВДА МАЯКОВСКОГО Читаю взасос Маяковского. Считаю, что поэзия – не главное в его поэмах. Главное то, о чем я пишу каждый день, чтобы день пришпилить к бумаге. Потомки, может быть, и будут ругаться, но дело сделано – день пришлилен. И это пришитое есть правда, которой, оказалось, служил Маяковский. РОДИНА Бабушка в «Детстве» Горького мне кажется самым удачным в русской литературе образом   нашей   родины.   Думая   о   бабушке,   понимаешь   так   ясно,   почему   родину представляют у нас всегда в образе женщины­матери, и тут же хочется вспомнить, кто в русской литературе нашу родную землю представил так же хорошо, не только как мать, а и как землю наших отцов,– как наше отечество. БРЮСОВ Неизвестная мне какая­то птичка пела так странно тихо, и так она, наверно, мала была. Бабочка там летела, где я птицу искал, и у меня даже мелькнуло, что уж не бабочка ли это летала и пела? И тут вспомнился Брюсов, как он такой внешне жестокий, такой Печорин, вдруг неожиданно нежно о птичке сказал. Сейчас мне весь Брюсов предстал, и я его понял. Наверно,   он   слышал   когда­нибудь,   как   я,   голосок   неизвестной   птички.   А   все остальное – ученость, манеры, сюртук – навертел на этот голосок, чтобы не стыдно было с птичкой одной выходить. Всю жизнь за один голосок! Как прекрасен может быть человек! ЕЛКА И ДУБ Гнались они друг за другом, елка и дуб, вверх к свету, кто кого перегонит. Не по радости, или жадности, или вольности, или гордости затеяли они этот гон, а по смертной   нужде:   кто   раньше   высунется   в   светлое   окошко,   тот   собой   и   закроет   его   и сойдется вершиной кроны с другими деревьями, как победитель. И все, кто останется под пологом в полусвете, те и останутся чахнуть на всю жизнь свою. Вот почему они и гнались, и тянулись вверх, елка и дуб, изо всех сил. ЖАЖДА СВЕТА Среди   густоты   молодых   елок,   обсыпанных   золотыми   монетами   березового   листа, поднималась прямая белая береза с густым остатком наверху золотых листиков. На синем небе эти листики от ветра так играли, будто это не дерево, а женщина красивая, охваченная со всех сторон бедой, увидев меня, все­таки по привычке заиграла всеми своими улыбками. Свету бы больше, и тогда все бы елки внутри леса, как на опушке, подняли бы вверх даже самые свои тяжелые нижние сучья. «Свету бы!»– жалуется елка. А светолюбивая сосна рядом с елкой живет и не жалуется: она просто сбрасывает все свои затененные сучья, и, пусть хоть одна только верхняя крона останется, она этой кроной поднимается вверх и не остается никогда без света, и все ветви ее всегда смотрят вверх.

Использование дневниковых записей М.М.Пришвина в процессе преподавания русского языка и литературы

Использование дневниковых записей М.М.Пришвина в процессе преподавания русского языка и литературы

Использование дневниковых записей М.М.Пришвина в процессе преподавания русского языка и литературы

Использование дневниковых записей М.М.Пришвина в процессе преподавания русского языка и литературы

Использование дневниковых записей М.М.Пришвина в процессе преподавания русского языка и литературы

Использование дневниковых записей М.М.Пришвина в процессе преподавания русского языка и литературы

Использование дневниковых записей М.М.Пришвина в процессе преподавания русского языка и литературы

Использование дневниковых записей М.М.Пришвина в процессе преподавания русского языка и литературы

Использование дневниковых записей М.М.Пришвина в процессе преподавания русского языка и литературы

Использование дневниковых записей М.М.Пришвина в процессе преподавания русского языка и литературы

Использование дневниковых записей М.М.Пришвина в процессе преподавания русского языка и литературы

Использование дневниковых записей М.М.Пришвина в процессе преподавания русского языка и литературы

Использование дневниковых записей М.М.Пришвина в процессе преподавания русского языка и литературы

Использование дневниковых записей М.М.Пришвина в процессе преподавания русского языка и литературы

Использование дневниковых записей М.М.Пришвина в процессе преподавания русского языка и литературы

Использование дневниковых записей М.М.Пришвина в процессе преподавания русского языка и литературы

Использование дневниковых записей М.М.Пришвина в процессе преподавания русского языка и литературы

Использование дневниковых записей М.М.Пришвина в процессе преподавания русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017