Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
Оценка 4.6

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Оценка 4.6
Презентации учебные
pptx
русская литература
10 кл—11 кл
12.02.2017
Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
Цель: формирование осознанных умений и навыков работы с поэтическим текстом обогащение и усложнение словарного запаса создание благоприятных условий для эстетического восприятия поэзии. Задачи: воспитывать чувство эстетического наслаждения при встрече с произведениями словесного искусства, внимательное отношение к слову, к его звуковой оболочке; развивать навыки нахождения звукописи в текстах, умение понимать цель использования звукописи в том или ином художественном текс; работать над совершенствованием связной устной речью, культурой речи ;Все мы живем в мире звуков. Некоторые из них вызывают у нас положительные эмоции, другие, наоборот, волнуют, настораживают, вызывают тревогу, успокаивают или же навевают сон. Различные звуки вызывают различные образы. При помощи их комбинации можно эмоционально воздействовать на человека. Читая художественные произведения литературы и русского народного творчества, мы особенно остро воспринимаем их звучание.
звукопись.pptx

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
Звукопись  презентация Обуховой Валерии 11Б класс

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
Тип проекта:   по ведущей деятельности –  исследовательский;  по способам объединения  результатов – электронная  презентация;

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
Цель проекта:   формирование осознанных умений и  навыков работы с поэтическим  текстом  обогащение и усложнение  словарного запаса   создание благоприятных условий для  эстетического восприятия поэзии

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
Задачи:   воспитывать чувство эстетического наслаждения  при встрече с произведениями словесного  искусства, внимательное  отношение к слову, к его  звуковой оболочке;  развивать навыки нахождения звукописи в текстах,  умение  понимать цель использования звукописи в  том или ином художественном текс;  работать над совершенствованием связной устной  речью, культурой речи ;

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
Актуальность темы:    Для поэзии, особого вида искусства, который сродни музыке, важно и само  звучание, фонетический облик слова. Я заинтересовалась звукописью как  художественным приёмом, во­первых:   потому что он помогает по­особому «услышать» поэтические строки, «увидеть»  художественные образы, созданные в стихах;   во­вторых, потому что именно о звукописи при изучении произведений в школе  говорят недостаточно много.  Мне интересно узнать, какие существуют виды звукописи, какие поэты обращались к этому приёму и для чего.  Мне захотелось найти примеры звукописи в известных художественных произведениях, определить её (звукописи) роль в произведении.  Этому я и посвятила свою работу.

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
Гипотеза:   Все мы живем в мире звуков. Некоторые из них  вызывают у нас положительные эмоции, другие,  наоборот, волнуют, настораживают, вызывают тревогу,  успокаивают или же навевают сон. Различные звуки  вызывают различные образы. При помощи их  комбинации можно эмоционально воздействовать на  человека. Читая художественные произведения  литературы и русского народного творчества, мы  особенно остро воспринимаем их звучание.

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
Проблемные вопросы   Имеет ли отдельно взятый звук или группа звуков свой особый смысл? Обусловлен ли психологически выбор звуков в художественном тексте?  Какие ассоциации возникают у человека, когда  он слышит тот или иной звук?  Почему эти ассоциации возникают?

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
Предполагаемый результат:   различать основные приемы звукозаписи;  использовать различные художественные тексты;  использовать приобретенные знания и умения в  практической самостоятельной творческой деятельности;  воспитать уважение и любовь к родному языку и  литературе;  совершенствовать навыки полного лингвистического  анализа художественного текста.

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
Содержание проекта:   Что такое звукопись?  Основные приемы звукописи:  Звукоподражание  Аллитерация  Ассонанс  Анафора  Эпифора  Калабмурные рифмы  Заключение  Вывод

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
Что такое звукопись? В самом термине «звукопись» мы видим две части: «звук» и  «писать», то есть писать (изображать) звуками. Исходя из  приведённых выше определений, можно попытаться дать более  общее определение этого литературоведческого термина. • Звукопись – это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
Аллитерация   Аллитерацией называется повторение  одинаковых или сходных согласных.  Аллитерация ­ древнейший стилистический  прием усиления выразительности стиха  повторами согласных звуков. Этот прием  встречается в народной поэзии и в  литературе всех народов мира.

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
 В русском народном стихе аллитерация занимает заметное место. Звучные аллитерации рассыпаны в  тексте «Слова о полку Игореве» А.С.Пушкина: ...Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле... Аллитерация  Звукосочетания«тр» и «гр» создают ощущение собирающегося войска, в этих звукосочетаниях слышатся звуки военных маршей, грохот военного оружия.

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
Одним из видов аллитерации  считается звукоподражание. Вверху рычат германские  — Мы фюрера покоррные   моторы: рабы, Мы превращаем горрода в  грробы, Мы — смерть... Тебя уже не  будет скорро... («Пулковский меридиан» В. Инбер)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
Ассонанс   Ассонанс ­ многократное  повторение в стихотворной речи  однородных гласных звуков.  Ассонанс усиливает  выразительность речи.

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
Ассонанс   Французский поэт Артюр Рембо написал сонет «Гласные» - об их «цвете».          А – черный; белый Е; И – красный; У - зеленый      О – синий: тайну их скажу я в свой черед, А – бархатный корсет на теле насекомых, Которые жужжат над смрадом нечистот. Е – белизна холстов, палаток и тумана, Блеск горных родников и хрупких опахал; И – пурпурная кровь, сочащаяся рана Иль алые уста средь гнева и похвал. У – трепетная рябь зеленых волн широких, Спокойные луга. Покой морщин глубоких На трудовом челе алхимиков седых. О – звонкий рев трубы, пронзительный и странный, Полеты ангелов в тиши небес пространной. О – дивных глаз ее лиловые лучи.

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
Ассонанс Например, Лермонтов, использовал этот приём в «Бородино»:  У наших ушки на  макушке, Чуть утро осветило  пушки И леса синие верхушки ­  Французы тут как тут.  Забил заряд я в пушку  туго И думал: угощу я друга!..

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
Анафора    Анафора, или единоначатие, —  стилистический прием,  заключающийся в повторении  сродных звуков, слов,  синтаксических или ритмических  построений в начале смежных стихов  или строф.

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
Повторы с целью имитации шума   «Умирает каждый лист,  В роще шелест, шорох, свист…» К. Бальмонт  Слышится, как шуршат осенние листья

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
анафора  равное составляет  количество Звуковая  особенность  аллитерационного  стиха, в котором должно быть логически сильных ударных слов в определённых местах, но она встречается иногда и в метрических стихах, построенных на основе метра:  Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища.                                                      (А. Пушкин)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
Лексическая анафора   Повторение одних и тех  же слов:  Не напрасно дули  ветры,  Не напрасно шла гроза.                     (Есенин А. С.)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
Синтаксическая анафора   «Брожу ли я вдоль улиц  шумных,  Вхожу ль во многолюдный храм,  Сижу ль меж юношей безумных,  Я предаюсь моим мечтам.»                      (А.С. Пушкин) Здесь ассонанс использован для того, чтобы изобразить гул городской улицы.

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
Эпифора   Эпифора ­повторение одних и тех же звуковых сочетаний в  словах или в сочетаниях слов в конце смежных или близко  расположенных друг к другу ритмических рядов: стихов,  строф и т. п. Шумели, сверкали   И к дали влекли,   И гнали печали,   И пели вдали…                       (К. Бальмонт)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
Каламбурная рифма  «Ох, рано встает охрана!» (из м/ф «Бременские музыканты»)   «Нёс медведь, шагая к рынку, На продажу мёду крынку. Вдруг на мишку – вот напасть- Осы вздумали напасть! Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть, Жалили куда попало, Им за это и попало».

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
 Художественное назначение звукописи может заключаться в простом создании гармонии, музыкального звучания речи. Вывод    Стройное повторение созвучий и отдельных согласных придает речи особую красоту. Звукопись может выполнять серьезную смысловую функцию в поэтической речи: подчеркивать логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы. Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов. Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения.  Звукопись может играть композиционную роль: сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ.

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
Заключение:   Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)

Презентация по литературе " Звукопись" ( 10-11 класс, литература)
Литература  писатель, 1987 1968. - №4 писатель, 1972 культуры. – 2000 1999  Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы // Б.П. Гончаров. – М.: Наука, 1973  Журавлев А.П. Звук и смысл: Книга для внеклассного чтения: 8-10 кл./ А.П. Журавлев. – М.: Просвещение, 1981  Казарин Ю.В. Филологический анализ поэтического текста: Учебник для вузов. – М.: Академ. Проспект, 2004  Квятковский А.П. Поэтический словарь. – М.: сов. энциклопедия, 1966  Лежнев А. О литературе: статьи /Лежнев А.: сост. Г.А. Белая. – М.: Советский  Невзглядова Е.В. «О звукосмысловых связях в поэзии» // Филологические науки. –  Озеров Л.А. Мастерство и волшебство: Книга статей /Л.А. Озеров. – М.: Советский  Озеров Л.А. О Борисе Пастернаке. М.: Знание, 1990  Пастернак Б.Л. «Избранные произведения»  Тарановский К.Ф. О поэзии и поэтике /Сост. М.Л. Гаспаров. – М.: Языки русской  Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие, - М.: Аспект Пресс,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017