Презентация по литературе. А.Н. Островский "Гроза" 10 класс
Оценка 5
Презентации учебные
ppt
русская литература
10 кл
07.02.2017
Презентация по литературе для обучающихся десятого класса. Эта презентация поможет и учителю, и ученикам при изучении драмы Островского "Гроза". Имеется история создания драмы, страницы биографии Островского; даны портреты-и словесные, и художественные всех действующих героев: Кабанихи, Дикого, Катерины, Тихона, Кудряша и других. Удачи.Учебная презентация по драме Островского А.Н. "Гроза"
Гроза.ppt
Презентация по литературе. А.Н. Островский "Гроза" 10 класс
Презентация по литературе. А.Н. Островский "Гроза" 10 класс
Путешествие по Волге
Путешествие по Волге
В 1856-1857 годах А.Н.Островский
участвовал в известной
«Литературной экспедиции»,
организованной морским
министерством. Поездка по Волге,
пребывание в волжских
городах расширили представление
драматурга о русской
Презентация по литературе. А.Н. Островский "Гроза" 10 класс
История создания
История создания
драмы «Гроза»
драмы «Гроза»
Пьеса была написана
быстро: начата
в июле, а окончена в
октябре 1859 года.
Драматург воссоздал
необычайно яркие, живые
и узнаваемые в жизни
характеры. Жители
нескольких поволжских
городов спорили, где же
на самом деле
происходили события,
показанные в драме
«Гроза».
«Волга дала Островскому обильную
пищу,
указала ему новые темы для драм и
комедий
и вдохновила его…» (участник
«Литературной
экспедиции» С.В.Максимов).
Презентация по литературе. А.Н. Островский "Гроза" 10 класс
Жанровое
Жанровое
своеобразие
своеобразие
Драма:
пьесы
пьесы
1) жанр;
2) литературный
род, принадлежащий
одновременно театру и
литературе.
Особенность
драмы:
конфликт, членение
сюжета на
сценические эпизоды,
сплошная
цепь высказываний
персонажей, отсутствие
Презентация по литературе. А.Н. Островский "Гроза" 10 класс
Основной
Основной
конфликт
конфликт
А.Н.Островский
показал, как
«зреет протест
против вековых
традиций
и как
старозаветный
уклад начинает
рушиться
Конфликт между «темным
под напором
царством» и новым
требований
человеком, живущим по законам
жизни».
совести.
Презентация по литературе. А.Н. Островский "Гроза" 10 класс
Система
Система
художественных
художественных
образов
образов
Литературные персонажи
Литературные персонажи
«Темное царство»
«Темное царство»
Кабанова Марфа
Игнатьевна
Дикой Савел
Прокофьич
странница Феклуша
мещанин Шапкин
служанка Глаща
Жертвы
Жертвы
«темного царства»
«темного царства»
Катерина
Борис
Кулигин
Варвара
Кудряш
Тихон
Презентация по литературе. А.Н. Островский "Гроза" 10 класс
Значение имен в драме
Значение имен в драме
Екатерина – разговорное
Катерина,
в переводе с греческого:
Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка.
чистая, благородная.
Марфа – от арамейского: госпожа.
Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского:
борьба, от славянского: слова.
Савел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный
(у бога).
Тихон – от греческого: удачный, спокойный.
Презентация по литературе. А.Н. Островский "Гроза" 10 класс
Город Калинов и его
Город Калинов и его
обитателиДействие происходит
обитатели
в городе
Калинове,
расположенном на
берегу Волги. В
центре города-
Базарная площадь,
неподалеку
старая церковь.
1. Расскажите о жителях
Кажется все мирно и
Калинова.
спокойно, но
2. Какие порядки царят в
грубостью
городе? (Ответ
и жестокостью
подтвердите текстом).
отличаются
хозяева города.
Презентация по литературе. А.Н. Островский "Гроза" 10 класс
Быт и нравы «темного
Быт и нравы «темного
царства»«Ничего святого,
царства»
ничего чистого,
ничего правого в этом
темном
мире:
господствующее над
ним
самодурство, дикое,
безумное,
неправое, прогнало из
него всякое
1. Согласны ли вы с этим
высказыванием критика?
2. Докажите справедливость слов
Н.Добролюбова.
сознание чести и
права…»
(Н.Добролюбов)
Презентация по литературе. А.Н. Островский "Гроза" 10 класс
«Самодуры русской жизни»
«Самодуры русской жизни»
Дикой Савел
Прокофьич - типичный
представитель «темного
1. Что означает слово
царства».
«самодур»?
2. Каково ваше
представление о Диком?
3. Что является причиной
необузданного
произвола Дикого?
1. Как он относится к
окружающим?
2. Уверен ли он в
безграничности своей
власти?
6. Охарактеризуйте речь,
Презентация по литературе. А.Н. Островский "Гроза" 10 класс
Сделаем
Сделаем
вывод
вывод
Дикой Савел Прокофьич –
«пронзительный мужик»,
«ругатель», «самодур», что значит
дикий, крутой сердцем,
властный человек. Цель его жизни –
обогащение. Грубость,
невежество, брань, ругань привычны
для Дикого. Страсть
к ругательству становится еще
сильнее, когда у него просят денег.
Презентация по литературе. А.Н. Островский "Гроза" 10 класс
«Самодуры
«Самодуры
русской жизни»
русской жизни»
Кабанова Марфа
Игнатьевна – типичная
представительница
«темного царства».
1. Каково ваше
представление об этом
персонаже?
2. Как она относится к своим
домашним?
Каково ее отношение к
«новым порядкам»?
3. В чем сходство и различие
характеров
Дикого и Кабанихи?
Презентация по литературе. А.Н. Островский "Гроза" 10 класс
Сделаем
Сделаем
вывод
вывод
Кабанова Марфа Игнатьевна -
воплощение деспотизма,
прикрытого ханжеством. Как верно ее
охарактеризовал
Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а
домашних заела совсем!» Для нее не
существует любви, материнских
чувств
к своим детям. Кабаниха - точное
прозвище, данное ей людьми. Она
«блюстительница» и защитница
обычаев и
порядков «темного царства».
Презентация по литературе. А.Н. Островский "Гроза" 10 класс
Молодые герои пьесы
Молодые герои пьесы
Катер
ина
Бор
ис
Тихо
н
Варва
ра
Кудр
яш
Дайте характеристику каждому
литературному герою.
Презентация по литературе. А.Н. Островский "Гроза" 10 класс
Сделаем
Сделаем
вывод
вывод
Тихон - добрый, искренне любит
Катерину. Измученный
укорами и приказаниями матери,
думает о том, как бы
Борис - мягкий, добрый,
вырваться из дома. Он безвольный,
действительно понимает
покорный человек.
Катерину, но помочь ей не в силах.
Он не способен
Варвара - понимает
бороться за свое счастье,
бессмысленность протеста, для нее
выбирает путь смирения.
ложь - защита от законов «темного
царства». Она убежала
Кудряш – отчаянный,
из дома, но не покорилась.
хвастливый, способен на
искренние чувства, не боится
своего хозяина. Он всеми
путями борется за свое счастье.
Презентация по литературе. А.Н. Островский "Гроза" 10 класс
Борьба Катерины за счастье
Борьба Катерины за счастье
1. Чем Катерина отличается
от других
героев драмы «Гроза»?
2. Расскажите историю ее
жизни. Приведите
примеры из текста.
3. В чем трагизм ее
положения?
4. Какие пути она ищет в
борьбе за счастье?
Презентация по литературе. А.Н. Островский "Гроза" 10 класс
иллюстрацию
к произведению.
1. Почему Катерина
остается одна
со своим горем?
Борьба Катерины за
Борьба Катерины за
счастье
счастье
1. Прокомментируйте
Почему Борис не взял
ее с собой?
3. Почему она не
вернулась к мужу?
1. Достойны ли Борис и
Тихон ее любви?
2. Был ли у Катерины
другой выход,
кроме смерти?
Презентация по литературе. А.Н. Островский "Гроза" 10 класс
Борьба Катерины
Борьба Катерины
за счастье
за счастье
1. Почему Катерина
решила прилюдно
покаяться в своем грехе?
2. Какую роль играет
сцена грозы
в пьесе?
3. Прочитайте
выразительно монолог
Катерины в сцене
покаяния. Какую
роль он играет в
раскрытии идейного
содержания
произведения?
Презентация по литературе. А.Н. Островский "Гроза" 10 класс
Смысл названия
Смысл названия
драмы «Гроза»
драмы «Гроза»
Гроза – это стихийная
сила природы,
страшная и до конца не
Гроза – это грозовое
изученная.
состояние
общества, гроза в
Гроза – это угроза
душах людей.
уходящему, но
еще сильному миру
кабановых и диких.
Гроза – это
христианское поверье:
гнев божий, карающий
за грехи.
Гроза – это зреющие
новые силы в борьбе
со
старыми пережитками
прошлого.
Презентация по литературе. А.Н. Островский "Гроза" 10 класс
Финал пьесы
Финал пьесы
1. Докажите, что развитие
действия
неизбежно ведет к
трагическому концу?
1. Могла ли Катерина найти
счастье в семье? При
каких условиях?
2. С чем борется героиня: с
чувством долга или с
«темным царством»?
3. Выразительно
прочитайте последние
слова Катерины. Кто
виноват в ее гибели?
Презентация по литературе. А.Н. Островский "Гроза" 10 класс
«Гроза» в русской
«Гроза» в русской
критике
критике
Н.А.Добролюбов: «Катерина – луч
света в темном царстве.
В трагическом конце…дан страшный
вызов самодурной силе.
В Катерине мы видим протест против
кабановских понятий о
нравственности, протест, доведенный
Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине
до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в
ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает
темном царстве».
затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно
неожиданно для нее самой».
(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»)
Какого мнения вы
придерживаетесь и почему?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.