В презентации подробно описано творчество великого английского писателя. Яркого представителя классической английской литературы восемнадцатого века.Произведения Чарльза Диккенса оставляют неизгладимое и незабываемое послевкусие после прочтения, от них нельзя оторваться. Мир представленный в произведениях настолько ярок и реален, что читатель забывает о реальности.Презентация, в которой представлено творчество великого английского писателя
Чарльз Диккенс (1812-1870).ppt
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Чарльз Диккенс (1812-
1870)
•“ Диккенс был так популярен, что мы,
современные писатели, даже не можем
представить, сколь велика была его
слава. Теперь не существует такой
славы”( Г.К. Честертон)
•Дж. Элиот: “...в возрасте двадцати лет
только редкий гений способен создать
нечто представляющее художественную
ценность” («Очерки Боза» - небольшие
очерки из жизни Лондона, принесли славу
Диккенсу в 21 год).
•
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
«Посмертные записки
пиквикского клуба» (1836-
1837)
• В 1836 г. издатели Чэпмен и Холл
обратились к Диккенсу с
предложением - написать
юмористический очерк к серии
спортивных рисунков известного
художника-карикатуриста Роберта
Сеймура.
• «войдя в „Пиквикский клуб", как в
трактир, Диккенс задержался в нем и
превратил его в прекрасный храм» (Г.К.
Честертон)
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
«Оптимистическая
философия» ранних
произведений
• "Есть темные тени «на земле, но тем
ярче кажется свет (…), некоторые
люди, подобно летучим мышам или
совам, лучше видят в темноте, чем
при свете. Мы, не наделенные таким
органом
предпочитаем
прощальный
бросить
взгляд на призрачных товарищей
многих часов одиночества в тот
момент, когда на них падает яркий
солнечный свет».
последний
зрения,
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Идиллический хронотоп
• Хронотоп «весёлого, уютного, тёплого
домашнего очага», - круга, в центре
которого «ценности сердца».
• Идиллический хронотоп позволяет
«вытеснить» зло во «внешний мир» за
пределы «круга».
• противопоставление «малого мира»
домашнего уюта и тепла «большому миру»
фальши и жажды наживы.
• В “Оливере Твисте”, в “Николасе Никльби” и
в “Лавке древностей” зло сосредоточено в
одном человеке и оттенки зла не
дифференцированы.
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
• «Приключения Оливера Твиста»(1837-1839)
• “Николас Никльби” (1838-1839)
• Зло в “Оливере Твисте” существует как бы в двух
ипостасях: «социальной» и «онтологической».
Общественный ракурс - это повествование об
Оливере как о незаконнорожденном сироте,
который воспитывается на ферме, живет в
работном доме, становится учеником гробовщика
и, наконец, попадает в воровскую шайку.
Романы 30-х годов
• Если в первой “части” содержится социальная
сатира на викторианское общество, которое в
1834 г. ввело в действие “Закон о бедных”, то во
второй - зло понято как универсальная
метафизическая категория. Зло - это Монкс с его
сатанинским намерением погубить душу
Оливера.
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
«социальный оптимизм» и «дидактизм»
• "Задачей автора было дать картину быта и нравов
такой, какая она есть в действительности» (в
предисловии к первому изданию 1836г). "Когда я
писал, я служил своей стране, (…) Я хотел
разобраться в социальной несправедливости и
решить общественные
помочь
вопросы» (миссия писателя - «общественная» ,
дидактическая -наставлять и учить людей).
правильно
• В
к
писал
«Николас
предисловии
“чудовищной
Никльби» Диккенс
и
Англии”
запущенности
“безразличии к нему как к средству воспитания
плохих и хороших граждан” со стороны государства
(образ школы
порядков,
установленных там семейством Сквирзов.
роману
о
в
Дотбойс-Холл
просвещения
и
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Произведения 40-х годов
• "Жизнь и приключения Мартина
Чезлвита"(1843)
• "Рождественские повести" (1843-
– переломный между ранним и
поздним периодами тврочества
1848): должны были
выходитьежегодно в дни рождества и
заключать проповедь, обращенную как
к бедным, таки к богатым во имя
улучшения участи бедняков и
исправления богачей.
• «Торговый дом Домби и Сын" (1848)
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Автобиографические мотивы
в творчестве
• "ЖизньДэвида Копперфилда, рассказанная им
• Как всякий автобиографический роман это
самим" (1850)
роман о времени, о воспоминаниях. Благодаря
тому, что разные временные периоды в
воспоминаниях сталкиваются, сопоставляются,
вмешиваются во внешне линейно-
последовательную структуру, возникает
созвучие двух голосов и двух взглядов на жизнь
- детского и взрослого, - иногда словно
перебивающих друг друга.
излагаются события, поэтому все другие
персонажи, отобранные его памятью и
описанные в его специфическом восприятии,
также участвуют в создании автопортрета
героя.
• Дэвид – герой-рассказчик, от лица которого
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Неоднозначность «Добра» и
«Зла»
• Стирфорт: зло сокрыто в человеке,
обаятельном не только внешне, но и
внутренне: оно уходит корнями в
нравственную безответственность людей
за судьбы друг друга, в их этическую
слепоту.
• четкие границы стерты. Дэвид, Дора,
семейство Пегготти, Микобер, мистер
Спенлоу , Агнес попадают в теснейшую
взаимосвязь с персонажами «зла»;
«внутреннее зрение», умение различать
добро и зло не обеспечивает героям
свободы от происков зла
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Произведения 50-х годов
• «Холодный дом» (1852-1853)
• «Тяжелые времена»
• «Крошка Доррит» (1855-1857)
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Мотивы объединяющие
творчество разных периодов:
• «мелодрама организует мир посредством четко
мелодраматизм
заданных полюсов: злодей - черный, герой -
благородный, ньюансировка, релятивизация
свойств и характеристик исключена.
• Внедрение мелодраматического эпизода в
реалистическое повествование оставляет подчас
впечатление стилистического сбоя, но
одновременно создает эффект внезапного
обнажения нравственного закона под плотной,
почти непроницаемой "вязью" социально-бытовых
отношений.
• Оскар Уайльд иронично критиковал Диккенса за
это.
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
представлен
• «шаржевость» образов Диккенса: многие
персонажи охарактеризованы чертой, жестом,
манерой говорить или двигаться, повадке,
качественно-цветовой характеристикой и т. д.
(например, мистер Мордстон в «Дэвиде
Копперфильде»
«чёрнотой»
внешнего и внутреннего мира, мистер Микобер
немыслим без его поговорки «что-нибудь да
подвернется» или Баркис – глубокомысленной
поговоркой «Баркис не прочь»)
• Использование шаржевых имён: болтливый
лгун Джингль (jingle - звенеть, тарахтеть),
гробовщик - Моулд (mould - земля, прах),
судебный крючкотвор Фэнг (fang - клык).
• Единожды представ в "идеализированном",
этого,
преувеличенном
и
парадоксальным образом, "голом" виде, Зло
делает насущным
(и возможным) явление
Добра.
в
силу
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Противостояние «Системы»
и «Человека»
• Предприятие, социальный институт, с которым
так или иначе связана судьба героев:
Государственный Аппарат («Министерство
Волокиты»), Суд, Аристократия («Полипы» ).
• «Канцлерский Суд» в «Холодном доме»:
организация в высшей степени бюрократическая,
по сути своей деятельности паразитическая,
губящая каждого, кто как-то соприкасается с ней.
Нескончаемая, длящаяся десятилетиями тяжба
“Джарндис против Джарндиса”, в которую
втянуто большинство героев романа, имеет свою
параллель с правительственной неразберихой
кабинетов Будла и Кудла. Деятельность этих
министров, направляется сэром Лестером
Дедлоком, у которого говорящая фамилия
(deadlock - тупик).
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Образ «маленького
1. Оливер Твист, Нэлл («крохотная хрупкая
человека»
2. Роз Мейли из «Оливера Твиста», Агнес из
девочка бесконечно милого нрава», умирает
в финале романа «Лавка древностей»,
становясь искупительной жертвой)
«Дэвида Копперфильда», Крошка Доррит и
Эстер из «Холодного дома» - кротость,
достоинство, внутренняя сила, умение быть
ответственными и светлыми, источником
тепла для близких – ирония автора в том,
что эти героини вовсе не дети, не «крошки»,
они по-взрослому ответственны
3. Дора , девочка-жена, мать Дэвида
4. Стирфорт,Микобер – ярчайшее воплощение
бездумного, безответственного отношения к
жизни
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
• «Комизм»:
«Ироническая ситуация, понятая
широко, - как комическое вообще,
- возводит намеренно иллюзию в
ранг действительности. Но это
лишь изображенный план <…>
облачения, увенчания (претензии
героя). Собственно смеховой
план связан с раз-облачением,
раз-венчанием, уничтожением
такой иллюзии (авторский план)»
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
• «Сатира
является
эстетическим
освоением неполноты личностного
присутствия «я» в миропорядке, т.е.
такого несовпадения личности со своей
котором внутренняя
при
ролью,
данность индивидуальной жизни
внешней
оказывается
заданности и неспособна заполнить
собою ту или иную ролевую
границу»
уже
• «Обличительность сатиры как раз и
состоит в обнаружении «ничто» за его
претензией на «нечто», причем это
невольное самообличение, являющееся
актом существенно смеховым.»
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
• “Комический разрыв между внутренней
и внешней сторонами я-в-мире, между
лицом и маской <...> может вести к
обнаружению подлинной
индивидуальности <...>. В таких случаях
обычно говорят о юморе, делающем
чудачество (личностную уникальность
самопроявлений) смыслопорождающей
моделью присутсвия “я” в мире.»
• «юмор обнаруживает несводимость
живой индивидуальности к готовому
шаблону, срывает личину с лица»
• «сатира отрицает «низкое», а юмор
развенчивает «высокое», ставшее
ходульным»
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Сатира, Юмор, Сарказм
• «Сатирический смех овнешняет. Герой
• «Юмористический смех – это
сатиры «окаменевает» тогда, когда
спонтанность его действий оказывается
иллюзией»
эксцентрическое снятие мнимой
овеществленности, обнаружение
несводимости человека к готовым,
заданным формам жизни»
• «Однако комические эффекты могут
обнаруживать и отсутствие лица под
маской, где могут оказаться “органчик”,
”фаршированные мозги” <...> Такого рода
комизм уместно именовать сарказмом <...>
Здесь маскарадность жизни оказывается
ложью мнимой личностности».
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Мотивы, объединяющие разные
периоды творчества Диккенса:
мотив тайны и детективный
сюжет
• "Большая часть романов Диккенса основана на
семейной тайне: брошенное на произвол
дитя богатой и знатной фамилии
судьбы
преследуется родственниками,
желающими
незаконно воспользоваться его наследством.
Завязка старая и избитая в английских
романах« (В. Г. Белинский).
земле
и
майоратства, такая завязка имеет свое значение,
ибо вытекает из самого устройства английского
общества, следовательно, имеет своей почвой
действительность. Притом же Диккенс умеет
пользоваться этой истасканною завязкой, как
человек с огромным поэтическим талантом» (В.Г.
Белинский)
аристократизма
• «но
в Англии,
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
• детективный сюжет позволил организовать
сложнейший психологический материал в
достаточно сжатую по объему форму; стал
средством внутреннего динамизма
повествования и катализатором, выявляющим
скрытые эмоции, внутренние мотивы
поведения.
• Преступление интересует с «нравственной»
и «социальной» стороны. Какова психология
человека, способного на злодеяние
и убийство, что может подвигнуть его на это?
(последний роман «Тайна Эдвина Друда» -
вариант «Преступления и наказания»,
который прервала смерть автора)
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Уильям Теккерей (1811-
1863)
• В жанровом отношении ранние произведения
Теккерея являют большое разнообразие:
анекдоты, зарисовки, записки, дневники,
тексты к рисункам. В них отчетливо
претворилось убеждение Теккерея, что
главное для писателя - «это изображение
быта и нравов».
• Уже после смерти Теккерея на одном из
книжных аукционов за весьма солидную
сумму был продан принадлежащий ему в
школьные годы латинский словарь: все
свободное пространство в нем было занято
карикатурами на “всю эту классическую
муть”, как называл Теккерей античных богов
и героев
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
программная лекция
Теккерея “Милосердие и
юмор” (1853)
• по многочисленным статьям, эссе,
рецензиям и лекциям Теккерея можно
составить полное представление о его
эстетических воззрениях, о его понимании
«реализма» в искусстве. “Я могу
изображать правду только такой, как я ее
вижу, и описывать лишь то, что я
наблюдаю. Небо наделило меня только
таким даром понимания правды, и все
остальные способы ее представления
кажутся мне фальшивыми… У меня нет
головы выше глаз”
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
«Среда», «обстоятельства»,
«характер», «тип»
• Кэтрин, героиня одноименной повести
Теккерея, выросшая в воровской
среде, в отличие от диккенсовского
Оливера Твиста, чудодейственным
образом сохранившего незапятнанной
свою душу в притоне Фейджина,
оказывается воровкой и убийцей.
• Она есть производное от социальных
обстоятельств, в данном случае
воровской аморальной среды.
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
«Романы прославленных
сочинителей» (1840-е годы)
• Пародии на произведения популярных
беллетристов ( «ньюгетский», т. е.
романтический уголовный, роман и так
называемый светский роман «серебряной
ложки») – «Пелем» Булвера-Литтона.
Теккерей безжалостно снижал в своих
пародиях образ благородного разбойника,
возмущался не только откровенной
развлекательностью этих книг, но и отмечал
их общественную вредность, проявляющуюся
в пагубном, развращающем воздействии на
нравы.
• Пародия на романтизм Байрона, В. Скотта,
Жорж Санд.
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
«реализм» и «условность»
• В письме к литературоведу Д. Мэссону
Теккерей в 1851 году подчеркнул:
"Искусство романа заключается в том,
чтобы передавать с наибольшей
полнотой чувство реальности".
• Полемика с омертвевшей условностью: "С
моей точки зрения, сюртук должен быть
сюртуком, а кочерга кочергой и ничем
иным. Мне не ясно, почему сюртук следует
именовать расшитой туникой, а кочергу
раскаленным орудием из пантомимы".
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
• “Искусство романа, – писал Теккерей в
письме известному критику Дэвиду Мэссону,
– в том и состоит, чтобы изображать
Природу, передавать с наибольшей силой и
верностью ощущение реальности… Я не
думаю, что Диккенс надлежащим образом
изображает природу. На мой вкус, Микобер
не человек, но ходячее преувеличение, как,
собственно, и его имя – не имя, а лишь
гротеск. Этот герой восхитителен, и я от
души смеюсь над ним, но он не более живой
человек, чем мой Панч, и именно поэтому я
протестую”.
• Настаивая на своем праве изображать
людей, а не героев, Теккерей в подзаголовке
к “Ярмарке тщеславия” сделал важное
уточнение – “роман без героя”.
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
«Ярмарка Тщеславия»,
1847-1849
• “Книга снобов, написанная одним из них” ( «The
• Цель автора - «обнаружение и исправление
Book of Snobs» (1846-1848)
Великого Социального зла» - тщеславия. Оно –
норма респектабельности, основа снобизма, маска
социальной успешности
• само слово «сноб» в его современном английском
значении создано Теккереем. «Снобизмом» в
Англии «заражены» представители всех классов и
сословий. «Сноб - это тот, кто пресмыкается перед
вышестоящим и смотрит сверху вниз на
нижестоящего».
знати, низкопоклонстве перед титулами,
лицемерии, чванстве, коррупции, распущенности».
Он проник везде – в различные социальные
институты Англии: армию, университет, клубы,
семью, церковь, политические партии
• «Снобизм» воплощён в феодальных привилегиях
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
• Все уродливые явления английского общества
Обобщение, типизация
XIX века Теккерей возвел в общий закон
бытия; жизнь общества, построенного на
безраздельной власти денег, превратилась в
его восприятии в "жизнь вообще", а
социальные отношения определенного
времени стали рассматриваться им как
отношения людей во все времена и эпохи.
• рассматривая зло современного мира как
неустранимое и вечное, он пришёл к выводу,
что все виды зла, царящего во всем мире,
неустранимы и вечны.
• Тем самым любые формы борьбы с законами,
управлявшими современным (то есть
буржуазным) обществом, становились в его
понимании тщетными, а потому
бессмысленными. Вся человеческая история
превращалась в пустую карусель.
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
• модель английского общества в его
иерархической сложности: из пансиона мисс
Пинкертон, зараженного мелкобуржуазным,
«дешевоблагородным» духом, перемещается
действие в дома коммерсантов Осборна и Седли,
затем в среду поместного, титулованного
дворянства - семейства Кроули - и, наконец, в
высшее английское общество.
Хронотоп «социальной
лестницы» / иерархии
• Общество в целом охвачено национальной
болезнью - снобизмом: каждый, кто не пробился
наверх, мечтает о месте рядом с сильными мира
сего. От беспощадного взгляда автора не
укрылись, как бы умело они ни маскировались,
своекорыстие, себялюбие, низменные мотивы -
словом, те пороки, что царят и правят на ярмарке
тщеславия.
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
«Ступени»/ площадки социальной
иерархии на Ярмарке Тщеславия как
социального хронотопа
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Повествователь-персонажи-
читатели
• он подслушивает чужую речь, втиснувшись в
карету, узнает чужие секреты, заглядывая
через плечо в записку, которую читает Бекки,
- допускает свободу героев от «всезнающего
повествователя»,даёт им право
«самораскрытия» перед читателем («Если
мисс Ребекке удастся заполонить Джозефа
при самом ее вступлении в жизнь, она
окажется необычайно ловкой молодой
особой...»).
• Ведёт повествование о персонажах как о
людях в жизненном плане, каждый со своей
судьбой, следовать превратностям которой -
его задача.
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
• Люди - пленники среды,
игрушки в руках
обстоятельств.
• Их этический,
Законы человеческого существования,
которым повествователь подчиняет
жизненный план персонажей
ценностный выбор и
поступки, им
обусловленные, часто
спровоцированы другими
людьми –
манипуляторами,
игроками, которые либо
преследуют свои
корыстные цели, либо
находятся в плену
сословных заблуждений.
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Сатирические приёмы:
«говорящие фамилии»
• Кроули - производное от глагола «crawl»
- «пресмыкаться», «ползать»:
собственные имена членов этого
многочисленного семейства, каждый из
которых окрещен в честь какого-нибудь
политического деятеля, стоявшего при
рождении этого «достойного» отпрыска
у власти.
• Иронический, снижающий оттенок имеет
фамилия и полковника Доббина: «dobbin»
- «кляча».
• «Stein» («камень» -нем.)
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Питт и Родон Кроули
• "На ярмарке тщеславия он занимает
более высокое положение, чем люди
самого блестящего ума или
незапятнанной добродетели". -
"важное лицо в своей стране, опора
государства", хотя "человек едва
грамотный", грубый, тщеславный,
сластолюбивый, "философ с
пристрастием к тому, что называется
низменными сторонами жизни«
• "надменный, наделенный сильными
желаниями и карликовым мозгом"
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Сатирические приёмы:
«опредмечивание»
• часы старика Осборна, украшенные
персонажей
скульптурой, изображающей
жертвоприношение Ифигении, не только
раскрывают безвкусицу пышной и
тяжеловесной обстановки угрюмого и
богатого дома, но и содержат намек на
будущие драматические события -
современные жертвоприношения, -
которым суждено свершиться в этих
стенах. Здесь разбилось счастье дочери
Осборна Марии, здесь старший Осборн
разорвал помолвку своего сына Джорджа с
Эмилией после банкротства ее отца; здесь
он, наконец, отрекся от сына, когда тот
вопреки отцовской воле женился на ней.
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Becky Sharp
• она «востра» (sharp),
• «корысть, эгоизм и нужда»
принадлежит к породе
«ловкачей»,
«мошенников» (sharpers).
- причины, обусловившие
становление героини:
отсюда холодная
расчетливость, алчность,
беспринципность игрока и
актрисы
• дочь учителя рисования и
французской «канатной
плясуньи» : артистическая
одарённость, женское
обаяние, эмоциональная
холодность
• «Пожалуй, и я была бы
хорошей женщиной, -
имей я пять тысяч фунтов
в год».
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Бекки постигает суть Ярмарки
Тщеславия как социального
• «Как важничает эта девчонка - только
интитута, как системы ценностей
потому, что она внучка какого-то графа! -
говорила она об одной из товарок. - Как они
все пресмыкаются и подличают перед этой
креолкой из-за сотни тысяч фунтов
стерлингов! Я в тысячу раз умнее и красивее
этой особы, несмотря на все ее богатство! Я
так же благовоспитанна, как эта графская
внучка, невзирая на пышность ее
родословной, а между тем никто здесь меня
не замечает.»
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
заключается
• Ярмарка Тщеславия! Ярмарка Тщеславия! Вот
перед нами человек едва
грамотный и
нисколько не интересующийся чтением, человек
с привычками и хитрецой деревенщины, чья
жизненная цель
в мелком
крючкотворстве, человек, никогда не знавший
никаких желаний, волнений или радостей,
кроме грязных и пошлых, - и тем не менее у
него завидный сан, он пользуется почестями и
властью. Он важное лицо в своей стране, опора
государства. Он верховный шериф и разъезжает
в золоченой карете. Великие министры и
государственные мужи ухаживают за ним; и на
Ярмарке Тщеславия он занимает более высокое
положение, чем люди самого блестящего ума
или незапятнанной добродетели
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
«Игра» Бекки с целью достичь
нужного результата: понравиться
или получить желаемое
• Наконец пришло время расставаться с мисс
Эмилией... Но над этой картиной я намерен
задернуть занавес. После сцены, в которой
одно действующее лицо проявило полную
искренность, а другое отлично провело свою
роль, после нежнейших ласк, чувствительных
слез, нюхательных солей и некоторой толики
подлинного душевного жара, пущенных в ход
в качестве реквизита, - Ребекка и Эмилия
расстались, причем первая поклялась
подруге любить ее вечно, вечно, вечно...
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Бекки как субъект Игры
• в какую ярость пришла бы мисс Пинкертон, если бы
увидела карикатуру на самое себя, которую
маленькая комедиантка умудрилась смастерить из
этой куклы! Ребекка разыгрывала с нею целые
сцены
• Однажды Ребекка удостоилась чести провести в
Чизике несколько дней и по возвращении
соорудила себе другую куклу - мисс Джемми; ибо
хотя эта добрая душа не пожалела для сиротки
варенья и сухариков, накормив ее до отвала, и
даже сунула ей на прощанье семь шиллингов,
однако чувство смешного у Ребекки было так
велико - гораздо сильнее чувства признательности,
- что она принесла мисс Джемми в жертву столь же
безжалостно, как и ее сестру.
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Повествователь - Бекки
• Смех повествователя – ирония, сатирическое осмеяние
• "вывести на чистую воду и строго покарать всех
злодеев»- тех, "кто не питает уважения ни к чему,
кроме богатства, закрывает глаза на все, кроме
успеха. Такие люди живут в этом мире, не зная ни
веры, ни упования, ни любви".
• "Давайте же, дорогие друзья, ополчимся на них со
всей мощью и силой! Преуспевают в жизни и другие -
шарлатаны и дураки, и вот для борьбы с такими-то
людьми и для обличения, несомненно, и создан Смех!"
• Смех Бекки – «злой», разрушительный. Она подмечает
слабости («купидон» – прозвище, которое она даёт
Джоржу Осборну за его тщеславие красотой и
привычку любоваться собой в зеркале, описывает
«бедную леди» с вечно слезящимися глазами как
«оплакивающую свою красоту»)
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Сложная субъектная
организация романа
автора: функция
образ
читательского
• «Образ Автора»: на обложке первого издания
«Ярмарки» автопортрет Теккерея в шутовском
колпаке на подмостках ярмарочного балагана.
«Шут-моралист», призвание которого - говорить
людям горькую, хорошо им известную, но от
самих себя скрываемую правду. Его жизненное
кредо совпадает с философской мыслью
Екклесиаста (все в мире - «суета сует и всяческая
суета»).
–
внутритекстовые рассуждения о проблемах
творчества,
восприятия,
литературного канона и шаблона, особенностей
взаимодействия литературы и действительности.
героя»,
которая как бы объединяет две его функции.
• Обсуждает проблему «романа без
• традиционный
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
«Образ автора»
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Эстетические принципы автора
•
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
ГЛАВА VI Воксхолл
• «Я знаю, что наигрываю самый простенький мотив (хотя
вскоре последует и несколько глав потрясающего
содержания), но должен напомнить благосклонному
читателю, что мы сейчас ведем речь только о
семействе биржевого маклера на Рассел-сквер; члены
этого семейства гуляют, завтракают, обедают,
разговаривают, любят, как это бывает в обыкновенной
жизни, и никакие бурные или необычайные события не
нарушают мирного течения их любви».
• «Положение дел таково: Осборн, влюбленный в
Эмилию, пригласил старого приятеля пообедать и
потом прокатиться в Воксхолл. Джоз Седли влюблен в
Ребекку. Женится ли он на ней? Вот главная тема,
занимающая нас сейчас».
• «Мы могли бы разработать эту тему в элегантном, в
романтическом или бурлескном стиле».
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Взгляды писателя на способ изображения
исторических событий в художественном
произведении
• об истории нельзя судить только по официальному «парадному
фасаду». Необходимо видеть еще и глубинную, ускользающую
от поверхностного взгляда (каким нередко бывает взгляд
официального историографа) связь между историческим
событием и повседневными судьбами незаметных, рядовых
людей.
• Разорение старика Седли, вдовство Эмилии, сиротство ее сына
- все это не менее важные события, чем деяния полководцев и
монархов, прославленных официальной историей.
• Автору важнее судьбы отдельных, малоприметных людей -
невольных участников исторической драмы: за кулисами
«парадной истории» блеск побед оборачивается «вознёй».
• Фигуры умолчания, к которым прибегает Теккерей, полны
обличительного смысла: когда повествователь «отказывается»
следовать за войсками на поле сражения при Ватерлоо и
совершенно умышленно занимается лишь происходящим в
тылу союзных войск в Брюсселе, он показывает читателю
всеобщую панику, спекуляцию, откровенное делячество
своего нежелания идти за Бекки Шарп во дворец, где ей
предстоит аудиенция у короля Георга IV.
• Ирония сквозит в комментарии повествователя относительно
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
• "Никогда еще со времен Дария не было у
армии такого блестящего обоза, как тот,
что в 1815 году сопровождал армию
герцога Веллингтона в Нидерландах и в
сплошных танцах и пиршествах довел ее,
можно сказать, до самого поля сражения.
Бал, который дала некая благородная
герцогиня в Брюсселе 15 июня
вышеупомянутого года, вошел в историю.
Приготовления к нему взбудоражили весь
город, и я слышал от некоторых людей,
живших в то время в Брюсселе, что дамы
говорили о нем и интересовались им куда
больше, чем наступлением неприятеля".
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Кукольник-куклы-зрители
• Именно проблема «безгеройности»
романа обусловливает этот слой
субъектной организации. С точки зрения
Кукольника никто из кукол не выделен из
ряда прочих – все лишь фигуры-маски,
куклы-роли, с помощью которых
Кукольник показывает представление.
• Основная коммуникация – между Автором
представления (режиссёром-Кукольником)
и Зрителями. Здесь подлинными
слушателями-зрителями являются дети,
ещё находящиеся вне Ярмарки Жизненной
Суеты, но когда-нибудь войдущие в неё.
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Кукольник – Бекки Шарп
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Ярмарка житейской Суеты
• Кукольник вне её до
того момента, пока
он находится в
пространстве Игры,
за сценой», но как
только сойдёт с
подмостков в
«жизненное
пространство так
сразу окажется в
«vanitas vanitatum»
• Дети вне её пока они
в «пространстве
детства», игровом,
внежизненном.
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
«Перед занавесом»
• В качестве наблюдателя, способного «выйти» -
хотя бы умозрительно – за границы Базара
Житейской Суеты и Ярмарки Тщеславия –
выступает также и читатель, который обретёт
важное качество. Именно на выработку этого
свойства направлен весь роман.
• Идеальный посетитель Ярмарки тщеславия
-предупреждает нас Кукольник в начале
романа, - "человек, склонный к раздумью" ,
точнее, к рефлексии ("a man with a reflexive turn
of mind"), т.е. человек, способный разом и
опознать в романном образе "себя" (близкий
себе социальный образ), и дистанцироваться
от него.
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Эпизоды разного уровня субъектной
организации, в которых Бекки играет
роли
• «старая дама считала Ребекку смиреннейшим в мире
созданьем - так искусно умела та разыгрывать роль
ingenue»
• «в какую ярость пришла бы мисс Пинкертон, если бы
увидела карикатуру на самое себя, которую
маленькая комедиантка умудрилась смастерить из
этой куклы! Ребекка разыгрывала с нею целые сцены»
• «Однажды Ребекка удостоилась чести провести в
Чизике несколько дней и по возвращении соорудила
себе другую куклу - мисс Джемми; ибо хотя эта добрая
душа не пожалела для сиротки варенья и сухариков,
накормив ее до отвала, и даже сунула ей на прощанье
семь шиллингов, однако чувство смешного у Ребекки
было так велико - гораздо сильнее чувства
признательности, - что она принесла мисс Джемми в
жертву столь же безжалостно, как и ее сестру.»
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Иллюстрации автора –
визуальные образы,
элементы композиции
• являются продуманным комментарием
автора к собственному тексту и не мене
важными в структуре произведения, чем
слово.
• Иногда Теккерей ссылается на них или
вставляет в середину фразы. Поэтому по
завещанию писателя « Ярмарка
тщеславия » должна была издаваться
только с авторскими рисунками.
• Однако в России произведения Теккерея
печатались или вовсе без иллюстраций, или
же с иллюстрациями других художников.
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
визуальные образы как
форма сатирического
осмеяния
• роман написан не только пером, но и карандашом, как
указывает его первоначальное заглавие (“Pen and Pencil
Sketches of English Society”)
• экслибрис, с которого начинается почти каждая глава -
задает смысловую информацию содержанию всей главы.
Так, например, экслибрис третьей главы, начинающийся с
иллюстрации Джозефа Седли, стоящего под английской
буквой “A” с соответствующим взглядом, расставленными
словно для большей опоры на земле ногами, что и задает
описание самого характера этого персонажа, причем в
первом же предложении.
• “A very stout, puffy man, in buckskins and Hessian boots, with
several immense neckcloths, that rose almost to his nose, with
a red striped waistcoat and an apple green coat with steel
buttons almost as large as crown pieces, (it was the morning
costume of a dandy or blood of those days) was reading the
paper…” [10; 16].
(«Очень полный, одутловатый человек в кожаных штанах
и в сапогах, с косынкой, несколько раз обматывавшей его
шею почти до самого носа, в красном полосатом жилете и
светло-зеленом сюртуке со стальными пуговицами в
добрую крону величиной (таков был утренний костюм
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Философия Vanity Fair
• Как предмет рефлексии, мир продолжает
восприниматься как "вещественный"
(realis), но перестает быть объективным:
• "Мир - это зеркало, он возвращает каждому
его собственное отражение. Нахмурьтесь -
и он в свою очередь кисло взглянет на вас,
засмейтесь ему и вместе с ним - и он станет
вашим веселым, милым товарищем».
• Нам только кажется, что мы видим мир, в
действительности мы видим себя в мире, -
отражение столько же нам является,
сколько нас вы-являет и подчас
неожиданным образом.
Презентация по литературе "Чарльз Диккенс"
Онтологическая
непреодолимость состояния
vanity
• Одно из дополнительных значений слова vanity -
"зеркальце".
• Тщеславие - навязчивая потребность отражаться в зеркалах
чужих глаз максимально благоприятным для себя образом -
сквозная характеристика описываемого Теккереем
социума.
• Отражение здесь насущнее, чем собственно "я", - в
отсутствие зеркала "меня" нет вовсе: личность эфемерна, -
она есть совокупность образов.
• Кажется, нет в романе более трезвого человека, чем Бекки
Шарп, но и о ней мы читаем (в гл. 48): "она поставила себе
целью быть и считаться респектабельной женщиной и
добивалась этой цели с удивительным упорством,
находчивостью и успехом-временами она была готова и
сама вообразить себя светской леди, забывая что в доме у
нее нет ни гроша, что кредиторы толпятся у ворот, что
поставщиков приходится уговаривать и умасливать,-
словом, что у нее нет твердой почвы под ногами" . Твердой
почвы под ногами, равно как и стабильной идентичности в
мире Теккерея нет ни у кого вообще.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.