Данная презентация подготовлена для иллюстрирования урока литературы с элементами интегрирования таких предметов как изобразительное искусство, история, обществознание, проводимого в форме устного журнала. Урок проводился в 5-8 классах, однако этот материал можно использовать (с коррекционными поправками) и в старших классах. Здесь целесообразно применять не только выразительное чтение стихов поэта учащимися, но и художественное исполнение его произведений мастерами слова, используя Интернет-ресурсы.
На странице "Константин Симонов в памяти потомков" использован различный материал: от Интернет-фото до школьного (рисунки, сочинения и письма, фото памятников и памятных мест, посвящённых поэту).Презентация к уроку литературы в форме устного журнала по творчеству К.Симонова
(19151979)
Краткая биография
Константина
Симонова
СТРАНИЦА 1
Симонов Константин (Кирилл) Михайлович
русский советский писатель
•
• Кирилл (Константин) родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде, в семье военного. Воспитан отчимом. Отец его погиб на фронте в 1ю
мировую войну. Константин отца не помнил. Вырастивший мальчика отчим Александр Григорьевич Иванишев был преподавателем в
военных училищах, и вся жизнь Симонова связана с армией.
• В своей автобиографии Симонов писал:
“Наша семья жила в командирских общежитиях. Военный быт окружал меня, соседями были тоже военные, да и сама
жизнь училища проходила на моих глазах. За окнами, на плацу, производились утренние и вечерние поверки. Мать
участвовала вместе с другими командирскими женами в разных комиссиях содействия; приходившие к родителям гости
чаще всего вели разговоры о службе, об армии. Два раза в месяц я, вместе с другими ребятами, ходил на продсклад получать
командирское довольствие.
Вечерами отчим сидел и готовил схемы к предстоящим занятиям. Иногда помогал ему. Дисциплина в семье была
строгая, чисто военная. Все делалось по часам, в нольноль, опаздывать было нельзя, возражать не полагалось, данное кому
бы то ни было слово требовалось держать, всякая даже самая маленькая ложь презиралась...”
• Интерес и любовь к литературе пробудила у будущего поэта его мать Александра Леонидовна Иванишева, она много читала, сочиняла
стихи. Первые стихи К. Симонов написал в семилетнем возрасте. В них описывается учеба, жизнь курсантов военных училищ.
Детские годы прошли в Рязани и Саратове. Окончив в 1930 семилетку в Саратове, пошёл учиться на токаря. В 1931 семья переехала в
Москву и Симонов, окончив фабзавуч точной механики, стал работать на заводе.
•1934 г. К.Симонов поступил в Литературный институт им. Горького в Москве, который еще называли Вечерним рабочим литературным
университетом.
Со второго курса он стал учиться на дневном отделении, полностью отдавшись литературным занятиям, усердно посещал лекции и
семинары, много читал и продолжал писать стихи, которые впервые были напечатаны в 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь».
• Вспоминая свои студенческие годы, Симонов пишет не только о товарищах по институту, не
только о преподавателях, прежде всего о времени.
• Закончив в 1938 Литературный институт, поступил в аспирантуру ИФЛИ (Института истории,
философии, литературы), но в 1939 был направлен в качестве военного корреспондента на Халхин-
Гол в Монголию. В 1940 написал свою первую пьесу «История одной любви», в 1941 вторую –
«Парень из нашего города».
• С началом войны был призван в армию, работал в газете «Боевое знамя», «Красная звезда», где
публиковались его военные корреспонденции. В годы войны написал пьесу «Русские люди», повесть
«Дни и ночи».
• Широкую известность ему принесла лирика военных лет – стихотворения «Ты помнишь, Алёша,
дороги Смоленщины…» и «Жди меня» (1941), а также сборник «С тобой и без тебя» (1942).
• Его первый роман «Товарищи по оружию» появился в 1952, затем вышла большая книга «Живые
и мёртвые» (1959). В 1963-1964 написал роман «Солдатами не рождаются», в 1970-1971 его
продолжение – «Последнее лето».
• Трудно вспомнить литературный жанр, в котором не пробовал бы свои силы успешно К. Симонов,
его перу принадлежат лирические стихи и исторические поэмы, очерки и рассказы, повести и
романы, пьесы и сценарии. Постоянно выступал он как публицист и литературный критик. Много
занимался документалистикой в литературе, в кино, на телевидении. Его всегда увлекало новое:
начал он свой литературный путь как поэт, затем поэзия была сильно потеснена драматургией и
журналистикой; в последний период жизни подлинным своим призванием считал прозу.
•
• 1970 г. - поездка во Вьетнам.
1974 г. - Симонову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
•
К. М. Симонов умер в Москве 28 августа 1979 года. Как он завещал, прах его был развеян под
Могилевом на Буйническом поле.
СТРАНИЦА 2
«Военная страница
в жизни поэта»
• 1941 г. - Симонов, военный корреспондент газеты “Красная звезда”, едет на фронт.
В своих военных работах Симонов одним из первых обратился к теме русского
человека на войне. Пишет такие работы, как: 1942 г. - пьеса “Русские люди”,
Государственная премия СССР, 1943 г.; 1943-1944 гг. - по весть “Дни и ночи”,
Государственная премия СССР, 1946 г.
• Лирика военных лет принесла Симонову еще более широкую популярность. Он
показывал войну “в настоящем ее выражении, в крови, в страданиях, в смерти”,
нарисовав почти пустынную и печальную в своей наготе” многострадальную землю,
по которой прошла война, страшные развалины городов, пепелища деревень и сел.
• 14.01.42 - в газете “Правда” опубликовано стихотворение “Жди меня”, и Симонов
стал сразу обладателем одного из самых громких литературных имен. Это
стихотворение (как и напечатанное в следующем месяце “Ты помнишь, Алеша,
дороги Смоленщины...”, и еще одно, появившееся через полгода, начинавшееся
строкой “Если дорог тебе твой дом...”), затем десятки, если не сотни раз,
перепечатывались во фронтовых и армейских газетах, выпускались, как листовка,
постоянно читались по радио, переписывались друг для друга, отсылались с
фронта в тыл и из тыла на фронт. Эти стихи учили воевать, преодолевать военные
и тыловые тяготы. Они помогали не только воевать, но и жить.
• 1942 г. - сборник “С тобой и без тебя”;
• 1944г.- сборник “Война”.
• Период “холодной войны” отразился в творчестве Симонова
созданием идеологически актуальных произведений (пьесы
“Русский вопрос”, 1946, Государственная премия СССР, 1947;
“Чужая тень”, 1949, Государственная премия СССР, 1950;
книга стихов “Друзья и враги”, 1948, Государственная
премия СССР, 1949). С середины 60-х гг. Симонов создает
трилогию “Живые и мертвые” (Ленинская премия, 1974):
романы “Живые и мертвые” (1954-1959, одноименный фильм,
1964), “Солдатами не рождаются” (1963-1964, одноименный
фильм, 1969) и “Последнее лето” (1970-1971) эпически
широкое художественное исследование пути советского
народа к победе в Великой Отечественной войне. К трилогии
по материалу примыкают “Южные повести” (1956-61),
повести “Из записок Лопатина” (1965), “Двадцать дней без
войны” (1972) и другие произведения. Многие его
произведения переведены на языки народов СССР и
иностранные языки.
СТРАНИЦА 3
Лирическ
ая
(Лирика
К.Симонова
связана с
войной)
• Основная тема Симонова - тема мужества и героизма,
носителями которого являются люди, причастные к
бурным событиям своей эпохи. Ещё до войны он
создаёт, например, поэмы “Победитель”, 1937 г.;
“Ледовое побоище”,1938 г.;“Суворов”, 1939 г.;пьесы
“История одной любви», 1940 г. ; “Парень из нашего города”,
1941 г.
СТРАНИЦА 4
Общественная жизнь
Константина Симонова
• Когда кончилась война, Симонову еще не было тридцати. Все главное, казалось, впереди.
Отечественная война была для него, как и для всех, кто, не уклоняясь и не зажмуриваясь,
прошел через ее испытания, ни с чем не сравнимым потрясением. И жизнь не остановилась,
она обрушивалась множеством забот, неотложных дел, не давала ни минуты покоя.
• Мирное время сразу же навалилось новыми большими и трудными обязанностями:
1938, 19501954 гг. редактор “Литературной газеты”;
19461950, 19541958 гг. редактор журнала “Новый мир”;
19461954 гг. зам. ген. секретаря правления Союза писателей;
19521956 гг. кандидат в члены ЦК КПСС (с 1942 чл. КПСС)
19561961, с 1976 г. член Центральной ревизионной комиссии КПСС; Депутат
Верховного Совета 2го и 3го созывов;
с 1949 г. член президиума Советского комитета защиты мира;
19541959, с 1967 г. секретарь правления Союза писателей СССР.
•
К этому прибавлялись следовавшие одна за другой заграничные командировки:
• декабрь 1945 апрель 1946 гг. – Япония;
• апрель 1946 июнь 1946 гг. США и Канада;
• октябрь 1949 декабрь 1949 гг. Китай.
В первые послевоенные годы он провел в командировках не меньше времени, чем в войну.
СТРАНИЦА 5
Константин Симонов
в памяти потомков
автор: Неверова Оксана 16 лет
автор: Неверова Оксана 16 лет
автор: Маева Катя 9 лет
автор: Веселова Валерия 9 лет
автор: Прокопова Катя 7 лет
автор: Леонов Женя 8 лет
Дети пишут о войне
• "Грустно видеть сегодня стариков, вспоминающих свою славную молодость,
плачущих по погибшим товарищам… Понимаешь, как коротка и уязвима
человеческая жизнь и как всё-таки много может сделать человек: отдать свою
жизнь во имя счастья других. Мы не вправе забывать героев Великой
Отечественной войны, мы должны не просто помнить о них, а быть достойными их
памяти."
Рябов Николай, ученик 7-А класса
• "Моя бабушка свято бережёт все дедушкины боевые награды, письма и
фотографии с фронта… А мы – внуки и правнуки - обещаем сохранить и передать
по наследству память о героическом прошлом своей страны следующим
поколениям."
Люльков Дмитрий, ученик 7-А класса
• "Когда думаешь о войне, она кажется такой далёкой...
Но стоит посмотреть в глаза ветеранам, понимаешь- это действительность…
Мне страшно даже представить, что будущие поколения могут забыть о подвигах
и мужестве этих замечательных и самоотверженных людей…
Когда память о подвигах народа жива-жива и сама Отчизна!"
Костылева Александра, ученица 8-А класса
Из писем наших школьников ветеранам
• «…Я Вами восхищаюсь, ведь Вы и Ваши однополчане –
герои! Не каждый сможет идти в бой под пулями, стоять
насмерть, когда бомбы рвутся совсем рядом и в любой
момент можно лишиться жизни! Но надо было защищать
Родину, и это для Вас было важнее всего!... Вы навсегда
останетесь в моём сердце примером героизма! Это поможет
мне быть стойким, когда я стану солдатом...»
Артём Макаров, 7 класс
• «… Они погибали…,
Чтоб жизнь подарить нам,
Чтоб солнце светило,
Чтоб мир и покой был везде, во всем мире!...»
Елена Игонина, 11 класс
Время идет, все
дальше уходят от нас
те страшные военные
годы, но мы не
забываем о них.
Каждое новое
поколение рисует
войну, подвиги своих
прадедов и
прапрадедов.
Главное, чтобы
война, оставаясь на
рисунках и картинах,
никогда не повторилась
в реальности.
автор: Плеханова Ирина 14 лет