Презентация по литературе "Краткая биография К.Симонова"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 24.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация подготовлена для иллюстрирования урока литературы с элементами интегрирования таких предметов как изобразительное искусство, история, обществознание, проводимого в форме устного журнала. Урок проводился в 5-8 классах, однако этот материал можно использовать (с коррекционными поправками) и в старших классах. Здесь целесообразно применять не только выразительное чтение стихов поэта учащимися, но и художественное исполнение его произведений мастерами слова, используя Интернет-ресурсы. На странице "Константин Симонов в памяти потомков" использован различный материал: от Интернет-фото до школьного (рисунки, сочинения и письма, фото памятников и памятных мест, посвящённых поэту).Презентация к уроку литературы в форме устного журнала по творчеству К.Симонова
Иконка файла материала К.Симонов.pptx
(1915­1979) Краткая биография Константина Симонова СТРАНИЦА 1
Симонов Константин (Кирилл) Михайлович русский советский писатель •   •    Кирилл (Константин) родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде, в семье военного. Воспитан отчимом. Отец его погиб на фронте в 1­ю  мировую войну.  Константин отца не помнил.  Вырастивший мальчика отчим Александр Григорьевич Иванишев был преподавателем в  военных училищах, и вся жизнь Симонова связана с армией. •       В своей автобиографии Симонов писал:     “Наша семья жила в командирских общежитиях. Военный быт окружал меня, соседями были тоже военные, да и сама  жизнь училища проходила на моих глазах. За окнами, на плацу, производились утренние и вечерние поверки. Мать  участвовала вместе с другими командирскими женами в разных комиссиях содействия; приходившие к родителям гости  чаще всего вели разговоры о службе, об армии. Два раза в месяц я, вместе с другими ребятами, ходил на продсклад получать  командирское довольствие.     Вечерами отчим сидел и готовил схемы к предстоящим занятиям. Иногда помогал ему. Дисциплина в семье была  строгая, чисто военная. Все делалось по часам, в ноль­ноль, опаздывать было нельзя, возражать не полагалось, данное кому  бы то ни было слово требовалось держать, всякая даже самая маленькая ложь презиралась...” • Интерес и любовь к литературе пробудила у будущего поэта его мать Александра Леонидовна Иванишева, она много читала, сочиняла  стихи. Первые стихи К. Симонов написал в семилетнем возрасте. В них описывается учеба, жизнь курсантов военных училищ.    Детские годы прошли в Рязани и Саратове. Окончив в 1930 семилетку в Саратове, пошёл учиться на токаря. В 1931 семья переехала в  Москву и Симонов, окончив фабзавуч точной механики, стал работать на заводе.   •1934 г. ­ К.Симонов поступил в Литературный институт им. Горького в Москве, который еще называли Вечерним рабочим литературным  университетом.     Со второго курса он стал учиться на дневном отделении, полностью отдавшись литературным занятиям, усердно посещал лекции и  семинары, много читал и продолжал писать стихи, которые впервые были напечатаны в 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь».
•     Вспоминая свои студенческие годы, Симонов пишет не только о товарищах по институту, не только о преподавателях, прежде всего о времени. • Закончив в 1938 Литературный институт, поступил в аспирантуру ИФЛИ (Института истории, философии, литературы), но в 1939 был направлен в качестве военного корреспондента на Халхин- Гол в Монголию. В 1940 написал свою первую пьесу «История одной любви», в 1941 вторую – «Парень из нашего города». • С началом войны был призван в армию, работал в газете «Боевое знамя», «Красная звезда», где публиковались его военные корреспонденции. В годы войны написал пьесу «Русские люди», повесть «Дни и ночи». • Широкую известность ему принесла лирика военных лет – стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» и «Жди меня» (1941), а также сборник «С тобой и без тебя» (1942).      • Его первый роман «Товарищи по оружию» появился в 1952, затем вышла большая книга «Живые и мёртвые» (1959). В 1963-1964 написал роман «Солдатами не рождаются», в 1970-1971 его продолжение – «Последнее лето». • Трудно вспомнить литературный жанр, в котором не пробовал бы свои силы успешно К. Симонов, его перу принадлежат лирические стихи и исторические поэмы, очерки и рассказы, повести и романы, пьесы и сценарии. Постоянно выступал он как публицист и литературный критик. Много занимался документалистикой в литературе, в кино, на телевидении. Его всегда увлекало новое: начал он свой литературный путь как поэт, затем поэзия была сильно потеснена драматургией и журналистикой; в последний период жизни подлинным своим призванием считал прозу. • • 1970 г. - поездка во Вьетнам.     1974 г. - Симонову присвоено звание Героя Социалистического Труда. •     К. М. Симонов умер в Москве 28 августа 1979 года. Как он завещал, прах его был развеян под Могилевом на Буйническом поле.
СТРАНИЦА   2   «Военная страница  в жизни поэта»
• 1941 г. - Симонов, военный корреспондент газеты “Красная звезда”, едет на фронт. В своих военных работах Симонов одним из первых обратился к теме русского человека на войне. Пишет такие работы, как: 1942 г. - пьеса “Русские люди”, Государственная премия СССР, 1943 г.; 1943-1944 гг. - по весть “Дни и ночи”, Государственная премия СССР, 1946 г. • Лирика военных лет принесла Симонову еще более широкую популярность. Он показывал войну “в настоящем ее выражении, в крови, в страданиях, в смерти”, нарисовав почти пустынную и печальную в своей наготе” многострадальную землю, по которой прошла война, страшные развалины городов, пепелища деревень и сел. • 14.01.42 - в газете “Правда” опубликовано стихотворение “Жди меня”, и Симонов стал сразу обладателем одного из самых громких литературных имен. Это стихотворение (как и напечатанное в следующем месяце “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...”, и еще одно, появившееся через полгода, начинавшееся строкой “Если дорог тебе твой дом...”), затем десятки, если не сотни раз, перепечатывались во фронтовых и армейских газетах, выпускались, как листовка, постоянно читались по радио, переписывались друг для друга, отсылались с фронта в тыл и из тыла на фронт. Эти стихи учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы. Они помогали не только воевать, но и жить.
• 1942 г. - сборник “С тобой и без тебя”; • 1944г.- сборник “Война”.
• Период “холодной войны” отразился в творчестве Симонова созданием идеологически актуальных произведений (пьесы “Русский вопрос”, 1946, Государственная премия СССР, 1947; “Чужая тень”, 1949, Государственная премия СССР, 1950; книга стихов “Друзья и враги”, 1948, Государственная премия СССР, 1949). С середины 60-х гг. Симонов создает трилогию “Живые и мертвые” (Ленинская премия, 1974): романы “Живые и мертвые” (1954-1959, одноименный фильм, 1964), “Солдатами не рождаются” (1963-1964, одноименный фильм, 1969) и “Последнее лето” (1970-1971) эпически широкое художественное исследование пути советского народа к победе в Великой Отечественной войне. К трилогии по материалу примыкают “Южные повести” (1956-61), повести “Из записок Лопатина” (1965), “Двадцать дней без войны” (1972) и другие произведения. Многие его произведения переведены на языки народов СССР и иностранные языки.
СТРАНИЦА 3 Лирическ ая (Лирика К.Симонова связана с войной)
• Основная тема Симонова - тема мужества и героизма, носителями которого являются люди, причастные к бурным событиям своей эпохи. Ещё до войны он создаёт, например, поэмы “Победитель”, 1937 г.; “Ледовое побоище”,1938 г.;“Суворов”, 1939 г.;пьесы “История одной любви», 1940 г. ; “Парень из нашего города”, 1941 г.
СТРАНИЦА   4   Общественная жизнь  Константина Симонова
•  Когда кончилась война, Симонову еще не было тридцати. Все главное, казалось, впереди.  Отечественная война была для него, как и для всех, кто, не уклоняясь и не зажмуриваясь,  прошел через ее испытания, ни с чем не сравнимым потрясением. И жизнь не остановилась,  она обрушивалась множеством забот, неотложных дел, не давала ни минуты покоя. •      Мирное время сразу же навалилось новыми большими и трудными обязанностями:    1938, 1950­1954 гг. ­ редактор “Литературной газеты”;     1946­1950, 1954­1958 гг. ­ редактор журнала “Новый мир”;     1946­1954 гг. ­ зам. ген. секретаря правления Союза писателей;     1952­1956 гг. ­ кандидат в члены ЦК КПСС (с 1942 чл. КПСС)     1956­1961, с 1976 г. ­ член Центральной ревизионной комиссии КПСС; Депутат  Верховного Совета 2­го и 3­го     созывов;     с 1949 г. ­ член президиума Советского комитета защиты мира;     1954­1959, с 1967 г. ­ секретарь правления Союза писателей СССР. •     К этому прибавлялись следовавшие одна за другой заграничные командировки:  • декабрь 1945 ­ апрель 1946 гг. – Япония; •  апрель 1946 ­ июнь 1946 гг. ­ США и Канада;  • октябрь 1949 ­ декабрь 1949 гг. ­ Китай.     В первые послевоенные годы он провел в командировках не меньше времени, чем в войну.
СТРАНИЦА   5 Константин Симонов  в памяти потомков
автор: Неверова Оксана 16 лет
автор: Неверова Оксана 16 лет автор: Маева Катя 9 лет автор: Веселова Валерия 9 лет автор: Прокопова Катя 7 лет автор: Леонов Женя 8 лет
Рисунки наших школьников
Дети пишут о войне • "Грустно видеть сегодня стариков, вспоминающих свою славную молодость, плачущих по погибшим товарищам… Понимаешь, как коротка и уязвима человеческая жизнь и как всё-таки много может сделать человек: отдать свою жизнь во имя счастья других. Мы не вправе забывать героев Великой Отечественной войны, мы должны не просто помнить о них, а быть достойными их памяти." Рябов Николай, ученик 7-А класса • "Моя бабушка свято бережёт все дедушкины боевые награды, письма и фотографии с фронта… А мы – внуки и правнуки - обещаем сохранить и передать по наследству память о героическом прошлом своей страны следующим поколениям." Люльков Дмитрий, ученик 7-А класса • "Когда думаешь о войне, она кажется такой далёкой... Но стоит посмотреть в глаза ветеранам, понимаешь- это действительность… Мне страшно даже представить, что будущие поколения могут забыть о подвигах и мужестве этих замечательных и самоотверженных людей… Когда память о подвигах народа жива-жива и сама Отчизна!" Костылева Александра, ученица 8-А класса
Из писем наших школьников ветеранам • «…Я Вами восхищаюсь, ведь Вы и Ваши однополчане – герои! Не каждый сможет идти в бой под пулями, стоять насмерть, когда бомбы рвутся совсем рядом и в любой момент можно лишиться жизни! Но надо было защищать Родину, и это для Вас было важнее всего!... Вы навсегда останетесь в моём сердце примером героизма! Это поможет мне быть стойким, когда я стану солдатом...» Артём Макаров, 7 класс • «… Они погибали…, Чтоб жизнь подарить нам, Чтоб солнце светило, Чтоб мир и покой был везде, во всем мире!...» Елена Игонина, 11 класс
Время идет, все дальше уходят от нас те страшные военные годы, но мы не забываем о них. Каждое новое поколение рисует войну, подвиги своих прадедов и прапрадедов. Главное, чтобы война, оставаясь на рисунках и картинах, никогда не повторилась в реальности. автор: Плеханова Ирина 14 лет