Презентация по литературе на тему "А.Блок "На поле Куликовом"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 31.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация является электронным приложением к уроку в 8 классе по тем "А.Блок "На поле Куликовом". Она содержит материал по истории создания цикла, объяснение необходимых для урока литературоведческих терминов, тест с правильными ответами для проверки уровня усвоения темы. Презентация носит интерактивный характер, что позволяет на уроке сделать работу над ошибками, проанализировав результаты теста.
Иконка файла материала 12.Блок На поле Куликовом-Я.pptx
А.А.Блок «На поле  Куликовом» Электронное приложение к уроку литературы в 8 классе ©Учитель русского языка и литературы Е.И.Лебедева. МКОУ Новлянская ООШ Заволжского района Ивановской области
Стоит передо мной моя тема,  тема  о  России…Этой  теме  я  сознательно  и  бесповоротно  посвящаю жизнь.                                А. А. Блок Что значит для поэта посвятить  жизнь какой­либо теме?
Цикл  «На  поле  Куликовом»,  включающий  5  стихотворений,  ­  одно  из  центральных  произведений  третьего  тома  «Родина».  Цикл  не  только  и  не  столько  произведение  на  историческую  тему,  сколько  произведение  о  современности,  точнее  о  неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего России. бурь,  Поэт          Цикл  стихов  «На  поле  Куликовом»  вышел  в  1908  г.  Это  предчувствие  предвидение  грядущих  трагедий.  весь  исторический путь страны – от «поля  Куликова»  до  ему  событий. Блок показывает Россию как  великую  страну  на  перепутье  между  Востоком  и  Западом,  говорит  о  её  противоречиях,  ее  избранности.     современных  видит  её  величии,
Цикл (гр. kyklos – круг, колесо) – несколько художественных  произведений, объединенных   общим жанром  темой  главными героями  единым замыслом  исторической эпохой  единым поэтическим настроением   местом действия Чем  объединены  стихотворения  А.  Блока  в  цикле  «На  поле  Куликовом»?
Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям  русской  истории.  Таким  событиям  суждено  возвращение.  Разгадка их еще впереди.                                                                                              А. А. Блок А. Бубнов. Утро на Куликовом поле.
Первое  стихотворение Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога.     В стихотворении «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»  вначале идет спокойная интонация. Вторая строфа эту  интонацию ломает, начинаясь со звонкого возгласа «О Русь моя!  Жена моя!» Четвертая строфа  начинается с коротких фраз, они  придают ритму стремительность, усиливают ощущение тревоги.     Далее показан образ движения – степная кобылица. И в  заключительной строфе звучит тема трагедии и ее преодоления
Почему образ Руси ассоциируется у Блока с образом жены? «Не как мать любит он Россию, а как жену,  которую находят, когда настанет пора». Н. Гумилев Какие строчки первого стихотворения отражают сущность  времени и человеческой жизни в целом? И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль…
Найдите  в  тексте  цикла  следы  влияния  древнерусской  и  фольклорной  поэтики.  Какое  значение  они  имеют  для  воспроизведения картин исторического прошлого? «Образная  система  цикла  несет  на  себе  следы  влияния  древнерусской  и  фольклорной  поэтики:  образ  реки;  именование  Руси  женой,  противопоставление  света  и  тьмы;  включение  в  действие  высших  сил  –  в  данном  случае  Богородицы,  образ  которой  сливается  с  образом  Прекрасной Дамы». А.  С.  Елеонская  «Куликовская  битва  и  русская  литература»
Второе стихотворение  ­ От чьего лица ведется речь?  ­ В чем видится миссия воина? Речь идет от лица лирического  героя, который  не отделяет свою  судьбу от судьбы страны: Я – не первый воин, не последний, Долго будет родина больна. Помяни ж за раннею обедней  Мила друга, светлая жена!  Лирический герой – это образ поэта в лирике, художественный  двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо,  наделенное особенностями индивидуальной судьбы,  своеобразным внутренним миром.
Третье стихотворение Как рисуется образ родины в третьем стихотворении? В третьем стихотворении цикла образ  Святой Руси сливается с образом  Богоматери: И с туманом над Непрядвой спящей, Прямо на меня Ты сошла в одежде, свет струящей,  Не спугнув коня.                             … И когда, наутро, тучей черной  Двинулась орда, Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда.
Четвертое стихотворение Четвертое стихотворение полно тяжкой тревоги, которая звучит  в словах  «вековая тоска» , « тоска могучая», «растерзанное  сердце». Все повторяется:                               Опять с вековою тоскою                               Пригнулись к земле ковыли.                               Опять за туманной рекою                                 Ты кличешь меня издали… О грядущих битвах напоминает и образ «широкого и тихого»,  возможно, неугасимого, пожара:                                Я вижу над Русью далече                                 Широкий и тихий пожар.
Пятое стихотворение Предчувствие беды, трагических перемен не покидает  лирического героя, о чем говорит и эпиграф, а также строки:                                  Опять над полем Куликовым                                   Взошла и расточилась мгла,                                  И, словно облаком суровым,                                  Грядущий день заволокла.
Выполните тест
1. Стихотворение А. А. Блока «На поле Куликовом» было  написано: 1) В 1889 году 2) В 1905 году 3) В 1908 году 4) В 1917 году 3 2. Главная тема стихотворения:  1) Любовь  2) Жизнь и смерть  3) Дружба  4) Прошлое и настоящее России 4
3. Какой сюжет из истории России Блок взял за основу  стихотворения: 1) Монголо­татарское нашествие 2) Крымские походы Петра Великого  3) Восстание Емельяна Пугачева  4) Отечественная война 1812 года 1 4. Количество частей «На поле Куликовом»: 1) Две 2) Три 3) Четыре 4) Пять  4
5. Чей образ Блок ассоциирует с кобылицей:  1) Войска  2) России, Родины  3) Матери, жены, женщины  4) Времени, истории 2 6. В строке «Под игом ущербной луны» прослеживается:  1) Метафора  2) Олицетворение  3) Гипербола  4) Сравнение 1
7.) О ком говорит Блок в этих строчка:  И с туманом над Непрядвой спящей,   Прямо на меня Ты сошла в одежде, свет струящей,   Не спугнув коня. Серебром волны блеснула другу На стальном мече, Освежила пыльную кольчугу   На моем плече! 1) о Небесной Благодати;  2) о Богородице; 3) о Руси­России;  4) о Вечной Женственности. 2
Источники Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по  литературе. 8 класс. – М. : Вако, 2005. Литература. 8 класс. Учебник­хрестоматия в двух частях. Часть 2.  Авторы­составители В. Я. Коровина и др.­ М.: Просвещение.
Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна  учитель начальных классов   МАОУ лицея №21 г. Иванова Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/