Презентация является электронным приложением к уроку в 8 классе по тем "А.Блок "На поле Куликовом". Она содержит материал по истории создания цикла, объяснение необходимых для урока литературоведческих терминов, тест с правильными ответами для проверки уровня усвоения темы. Презентация носит интерактивный характер, что позволяет на уроке сделать работу над ошибками, проанализировав результаты теста.
А.А.Блок «На поле
Куликовом»
Электронное приложение к уроку литературы в 8 классе
©Учитель русского языка и литературы Е.И.Лебедева.
МКОУ Новлянская ООШ Заволжского района Ивановской области
Стоит передо мной моя тема,
тема о России…Этой теме я
сознательно и бесповоротно
посвящаю жизнь.
А. А. Блок
Что значит для поэта посвятить
жизнь какойлибо теме?
Цикл «На поле Куликовом», включающий 5 стихотворений,
одно из центральных произведений третьего тома «Родина».
Цикл не только и не столько произведение на историческую
тему, сколько произведение о современности, точнее о
неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего России.
бурь,
Поэт
Цикл стихов «На поле Куликовом»
вышел в 1908 г. Это предчувствие
предвидение
грядущих
трагедий.
весь
исторический путь страны – от «поля
Куликова» до
ему
событий. Блок показывает Россию как
великую страну на перепутье между
Востоком и Западом, говорит о её
противоречиях,
ее
избранности.
современных
видит
её
величии,
Цикл (гр. kyklos – круг, колесо) – несколько художественных
произведений, объединенных
общим жанром
темой
главными героями
единым замыслом
исторической эпохой
единым поэтическим настроением
местом действия
Чем объединены стихотворения А. Блока в цикле «На поле
Куликовом»?
Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям
русской истории. Таким событиям суждено возвращение.
Разгадка их еще впереди.
А. А. Блок
А. Бубнов. Утро на Куликовом поле.
Первое
стихотворение
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
В стихотворении «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»
вначале идет спокойная интонация. Вторая строфа эту
интонацию ломает, начинаясь со звонкого возгласа «О Русь моя!
Жена моя!» Четвертая строфа начинается с коротких фраз, они
придают ритму стремительность, усиливают ощущение тревоги.
Далее показан образ движения – степная кобылица. И в
заключительной строфе звучит тема трагедии и ее преодоления
Почему образ Руси ассоциируется у Блока с образом жены?
«Не как мать любит он Россию, а как жену,
которую находят, когда настанет пора».
Н. Гумилев
Какие строчки первого стихотворения отражают сущность
времени и человеческой жизни в целом?
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
Найдите в тексте цикла следы влияния древнерусской и
фольклорной поэтики. Какое значение они имеют для
воспроизведения картин исторического прошлого?
«Образная система цикла несет на себе следы влияния
древнерусской и фольклорной поэтики: образ реки;
именование Руси женой, противопоставление света и
тьмы; включение в действие высших сил – в данном
случае Богородицы, образ которой сливается с образом
Прекрасной Дамы».
А. С. Елеонская «Куликовская битва и русская
литература»
Второе стихотворение
От чьего лица ведется речь?
В чем видится миссия воина?
Речь идет от лица лирического
героя, который не отделяет свою
судьбу от судьбы страны:
Я – не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
Лирический герой – это образ поэта в лирике, художественный
двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо,
наделенное особенностями индивидуальной судьбы,
своеобразным внутренним миром.
Третье стихотворение
Как рисуется образ родины в третьем стихотворении?
В третьем стихотворении цикла образ
Святой Руси сливается с образом
Богоматери:
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла в одежде, свет струящей,
Не спугнув коня.
…
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
Четвертое стихотворение
Четвертое стихотворение полно тяжкой тревоги, которая звучит
в словах «вековая тоска» , « тоска могучая», «растерзанное
сердце». Все повторяется:
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали…
О грядущих битвах напоминает и образ «широкого и тихого»,
возможно, неугасимого, пожара:
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Пятое стихотворение
Предчувствие беды, трагических перемен не покидает
лирического героя, о чем говорит и эпиграф, а также строки:
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
1. Стихотворение А. А. Блока «На поле Куликовом» было
написано:
1) В 1889 году
2) В 1905 году
3) В 1908 году
4) В 1917 году
3
2. Главная тема стихотворения:
1) Любовь
2) Жизнь и смерть
3) Дружба
4) Прошлое и настоящее России
4
3. Какой сюжет из истории России Блок взял за основу
стихотворения:
1) Монголотатарское нашествие
2) Крымские походы Петра Великого
3) Восстание Емельяна Пугачева
4) Отечественная война 1812 года
1
4. Количество частей «На поле Куликовом»:
1) Две
2) Три
3) Четыре
4) Пять
4
5. Чей образ Блок ассоциирует с кобылицей:
1) Войска
2) России, Родины
3) Матери, жены, женщины
4) Времени, истории
2
6. В строке «Под игом ущербной луны» прослеживается:
1) Метафора
2) Олицетворение
3) Гипербола
4) Сравнение
1
7.) О ком говорит Блок в этих строчка:
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла в одежде, свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече!
1) о Небесной Благодати;
2) о Богородице;
3) о РусиРоссии;
4) о Вечной Женственности.
2
Источники
Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по
литературе. 8 класс. – М. : Вако, 2005.
Литература. 8 класс. Учебникхрестоматия в двух частях. Часть 2.
Авторысоставители В. Я. Коровина и др. М.: Просвещение.
Автор шаблона:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицея №21 г. Иванова
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/