Презентация по литературе на тему "Басни И.А. Крылова глазами современных школьников". Презентация предназначена для обучающихся 5 классов. Презентация является вводным уроком при изучении басен И.А. Крылова для обучающихся 5 классов по учебнику под редакцией В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина.
Басни И.А. Крылова глазами
современных школьников
Подготовила Е.В. Головина,
учитель русского языка и
литературы МОУ СОШ № 6
г. Магнитогорска
Магнитогорск, 2019 г.
• Цель урока: привитие навыков выразительного
чтения, моральных принципов поведения. Развитие
представлений об особенностях жанра басни,
интереса к творчеству баснописца.
• Задачи:
• обучающие: обобщить и систематизировать знания
о баснях И.А. Крылова.
• развивающие: развить познавательную активность
детей, развить коммуникативные навыки, развить
речь учащихся, расширить словарный запас.
• воспитательные: воспитать бережное и
внимательное отношение к слову.
Работа с эпиграфом
Ни один из поэтов не умел сделать свою
мысль такой ощутительной и выражаться
так доступно всем, как Крылов. Поэт и
мудрец слились в нем воедино.
Н.В. Гоголь
• Согласны ли вы со словами Н.В.Гоголя?
• В чем, повашему, заключается мудрость
творчества И.А.Крылова?
Иван Андреевич Крылов
(17691844)
Русский баснописец.
Нужда и унижения помогли развиться его силе
воли, независимости и честолюбию.
Идеал для И.А. Крылова – это справедливость в
обществе и личная свобода человека. По мнению
баснописца, самый большой порок общества –
безнравственность.
Именно поэтому И.А. Крылов обращается к жанру
басни, главное в которой мораль, нравоучение.
«Басни И.А. Крылова глазами
современных школьников»
•В чем особенность басен?
•Чему учит И.А. Крылов?
Проверьте знания басен И. А. Крылова, ответив на
вопросы.
Соотнесите названия басен и персонажей:
1. «Слон и Моська»
2. «Ворона и лисица»
3. «Свинья под дубом»
4. «Квартет»
А) Свинья, дуб
Б)Осел, козел
В) Ворона, лисица
Г) Моська, слон
Ребята,
посмотрите на
портрет И. А.
Крылова.
(Художник
О.А.
Кипренский).
Каким он вам
представляется
по характеру?
Ребята, перед
вами портрет И.
А. Крылова.
художника К.П.
Брюллова.
Что вы можете
сказать о И.А.
Крылове по
данному
портрету?
Басня в творчестве И.А. Крылова
• Чтение статьи: И. А. Крылов написал более 200 басен. Их
успех у читателей объясняется тем, что баснописец
представил в своих произведениях русскую жизнь во всех её
противоречиях с народной точки зрения, живым народным
языком нарисовал яркие сцены, в которых вскрыл
социальные противоречия, обратился к вечным
нравственным проблемам.
• Басня «Квартет», например, раскрывает мысль о том, что
для искусства нужны талант и мастерство, которое
добывается упорным трудом, учением. Басня «Лебедь, щука
и рак» убедительно показывает, что, «когда в товарищах
согласья нет, на лад их дело не пойдет». И так каждая
басня ярко и убедительно иллюстрирует поучительную
мысль, выраженную в краткой, но ёмкой морали. Не
случайно мораль из каждой басни И. А. Крылова
превратилась в «крылатое выражение», уподобилась
народной пословице.
Басня в творчестве И.А. Крылова
• Вспомните такие «крылатые слова» из басен
И. А. Крылова.
• Каждый персонаж басни говорит соответственно своему
положению, психологии, характеру. Читая басни, мы
как будто слышим голос простодушного и лукавого
рассказчика из народа, повествующего об увиденных им
сценках. Свою точку зрения на событие, происшествие
рассказчик подменяет общим мнением, в котором
выражены народные нравственные представления.
•Какова роль творчества баснописца в
жизни общества?
Работа с учебником
Выписать из учебника определения терминов
мораль, олицетворение, аллегория.
Басня – это краткое сатирическо ироническое
эпическое или лироэпическое, которое
содержит иносказание (аллегорию) и
нравоучение.
Просмотр мультфильма по басне И.А.
Крылова «Ворона и лисица»
• - КТО ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ БАСНИ?
• В КАКИХ СТРОЧКАХ ЗАКЛЮЧЕНА МОРАЛЬ БАСНИ?
• В ЧЕМ СМЫСЛ МОРАЛИ?
• КАКАЯ СИТУАЦИЯ ПОДТВЕРЖДАЕТ ЭТУ МОРАЛЬ?
• КАК ОТНОСИТСЯ АВТОР К ВОРОНЕ И ЛИСИЦЕ?
• КАКИЕ ХИТРОСТИ ПУСКАЕТ В ХОД ЛИСИЦА, ЧТОБЫ
ОТОБРАТЬ У ВОРОНЫ СЫР?
• КАК ПЕРЕДАЕТ БАСНОПИСЕЦ СОСТОЯНИЕ ВОРОНЫ,
УСЛЫШАВШЕЙ СЛОВА ЛЕСТИ?
• КОГО ОСУЖДАЕТ КРЫЛОВ?
• МОГЛО ЛИ ЧТОТО ПОДОБНОЕ ПРОИЗОЙТИ С
ЛЮДЬМИ?
• БЫЛИ ЛИ У ВАС ПОХОЖИЕ СИТУАЦИИ?
Тест
1. Какой жанр художественной литературы имеет
следующую характеристику: «Краткий
стихотворный или прозаический рассказ
нравоучительного характера, имеющий
иносказательный аллегорический смысл»?
А) Сказка
Б) Басня
В) Загадка
Г) Рассказ
Тест
2. Где родился И.А. Крылов?
А) В СанктПетербурге
Б) В Смоленске
В) В Туле
Г) В Москве
Тест
3. Какая басня И.А. Крылова заканчивается следующими
словами:
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды?
А) «Квартет»
Б) «Ворона и Лисица»
В) «Волк на псарне»
Г) «Свинья под Дубом»
Тест
4. Кто из героев басни И.А. Крылова «Свинья под
Дубом» говорит такие слова:
«Ведь это дереву вредит,…
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может.»?
А) Свинья
Б) Ворон
В) Лисица
Г) Сокол
Тест
5. Кто в семье занимался первоначальным
воспитанием будущего баснописца И.А.
Крылова?
А) Няня
Б) Мать
В) Бабушка
Г) Гувернер
Тест
6. Какой художественный прием чаще всего
используется в баснях?
А) Эпитет
Б) Сравнение
В) Метафора
Г) Аллегория
Тест
7. Кому в басне И.А. Крылова «Волк на псарне»
принадлежат следующие слова:
«Друзья! К чему весь этот шум?
Я, Ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!..»?
А) Псарям
Б) Волку
В) Собаке
Г) Овце
Тест
8. Какому событию российской истории
посвящена басня И.А. Крылова «Волк на
псарне»?
А) Война 1812го года, когда Наполеон вошел в
оставленную Кутузовым Москву и понял,
что русская армия не побеждена
Б) Крещению Руси
В) Куликовской битве
Г) Бородинскому сражению
Тест
9. Какая басня И.А. Крылова заканчивается так:
«Сыр выпал – с ним была плутовка такова»?
А) «Ворона и Лисица»
Б) «Свинья под Дубом»
В) «Квартет»
Г) «Волк на псарне»
Тест
10. Определите, как называется данный фрагмент
басни И.А. Крылова
«У сильного всегда бессильный виноват»?
А) Аллегория
Б) Олицетворение
В) Мораль
Г) Метафора
Ключ к тесту
1. Б
2. Г
3. Г
4. Б 109 ответов – «5»
5. Б 87 ответов – «4»
6. Г 65 ответов »3»
7. Б 40 – «2»
8. А
9. А
10. В
Рефлексия
• Что нового узнали на уроке?
• Какими средствами указывается на
недостатки людей в басне?
• Каковы цели басни?
• Можно ли сказать, что басни И.А. Крылова
устарели?
Домашнее задание
Составить басню на современный
сюжет.
Использованные материалы
• Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по
литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
• Литература. 5 класс. Учебникхрестоматия в двух частях. Часть 1.
Авторысоставители В. Я. Коровина и др. М. : Просвещение, 2004.
• Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс
• Интернетресурсы:
http://itn.ru, http://schoolcollection.edu.ru, http://window.edu.ru
http://kostyor.ru
Интерактивные тестовые задания по басням И. А. Крылова.
Мультфильм по басне «Ворона и Лисица».
Материал для выполнения проектных заданий. Режим доступа
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/search/?text=%C1%E
0%F1%ED%E8+%CA%F0%FB%EB%EE%E2%E0&context=current&interface
=pupil&class%5B%5D=47&subject%5B%5D=10
http://itn.ru/communities.aspx?cat_no=2168&lib_no=21422&tmpl=li
b&page=1
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/9569496b59a242a7
878c1cfdf5dae1a5/%5BLI5RK_1501%5D_%5BIL_05%5D.htm