Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
Оценка 5
Презентации учебные
ppt
русская литература
9 кл
04.04.2017
Данная работа может быть использована на уроках, посвященных творчеству А.П.Чехова в 9 классе. В ходе работы раскрывается связь между рассказами "Крыжовник", "Человек в футляре", "О любви". Постепенно автор отвечает на вопрос: Почему человек замыкается в своем футляре и боится реальной жизни?Презентация к уроку по литературе в 9 классе на заключительной этапе изучения творчества А.П. Чехова
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
«Он дорог нам своей человечностью, пронизывающей все его
художественное творчество и его личность. И он дорог нам
своим глубоким сознанием того, что прекрасное может и
должно быть создано только трудом»
К. Федин.
В поздних произведениях А. П. Чехова автор становится
более активным: он изображает мир скучных людей,
допуская гротескные преувеличения, нарушая бытовое
правдоподобие.
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
Нарастает масштаб
художественного
обобщения: за бытом
проступает бытие, за
фактами
повседневности —
жизнь в ее коренных
основах. Эти перемены
ощутимы в знаменитых
рассказах Чехова 1898
года — «Человек в
футляре», «Крыжовник»
и «О любви»,—
связанных между собою
и получивших название
«маленькой трилогии».
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
Цикл объединяет три рассказа в которых
Цикл объединяет три рассказа в которых
поставлена общая проблема: человек и обстоятельства,
поставлена общая проблема: человек и обстоятельства,
его мечты и возможность их реализации в реальной
его мечты и возможность их реализации в реальной
жизни.
жизни.
Эти рассказы посвящены исследованию трех
Эти рассказы посвящены исследованию трех
основных институтов общественной жизни, трех
основных институтов общественной жизни, трех
столпов, на которых она держится:
столпов, на которых она держится:
☼☼ категория власти —
категория власти —
«Человек в футляре»,,
«Человек в футляре»
☼☼ категория собственности —
категория собственности —
«Крыжовник»,,
«Крыжовник»
☼☼ категория семьи —
категория семьи —
«О любви».
«О любви».
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
Чехов сумел заглянуть в
глубину подсознания
человека, в подтекст
отношений людей, показать
трагическое противоречие
мечты и жизни -
необходимость активного
сопротивления,
противостояния «мелочам
жизни», преодоления ее
«пороков». Его герои
оторваны от народной
среды. Они задыхаются в
футляре своего
бесцельного,
бессмысленного
существования, не
питаемого корнями
оправданного,
целесообразного народного
бытия, изолированного от
деятельной,
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
В центре каждого
рассказа один
случай, но
раскрытие его
дает возможность
проследить целую
историю жизни
человека. Эти
жизненные
истории создают
обобщающее
представление о
характере
современной
жизни.
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
В рассказе «Человек в футляре» Чехов рисует
идеальную, с точки зрения Беликова, модель общественных
отношений, в которой нет места свободному проявлению
человеческих чувств.
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
В центре рассказа – история учителя Беликова. Он прячет в футляр не
В центре рассказа – история учителя Беликова. Он прячет в футляр не
только часы и перочинный нож, но и свои мысли, чувства, отношение
только часы и перочинный нож, но и свои мысли, чувства, отношение
к людям и жизни.
к людям и жизни.
Не изучая, не зная и не понимая жизни, он боится ее, инстинктивно
Не изучая, не зная и не понимая жизни, он боится ее, инстинктивно
хоронится от нее, подозревая, что его повсюду стерегут опасности.
хоронится от нее, подозревая, что его повсюду стерегут опасности.
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
В основу сюжета рассказа положен анекдотическая
В основу сюжета рассказа положен анекдотическая
ситуация:
ситуация:
герой задумал жениться…
герой задумал жениться…
Но жизнь все же «достает» Беликова, помимо его воли
«добирается» и до него через все задвижки и футляры. Она
заставляет Беликова влюбиться. Но, к сожалению, вся его немудрая
философия укладывается в формулу: «Как бы чего не вышло».
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
Но жизнь требовала активного шага, а он, привыкнув к
распоряжениям, данным
нового
движения даже в своей личной жизни.
боялся
извне,
Полученная анонимная карикатура, катанье Вареньки
и ее брата на велосипеде – все это вырастает в его
сознании в приближающуюся катастрофу…
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
К сожалению, большинство людей не только не
противодействует футлярной жизни, но и впитывает
в себя это пагубное явление.
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
Потрясенный Беликов не пытается бороться, а
покорно уходит из пугавшей его жизни, осуществив,
наконец, долгожданную мечту.
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
«Крыжовник
«Крыжовник
»»
В рассказе
«Крыжовник»
представлен мир
человека, который
достиг идеала,
равнозначного
«футлярному
счастью». В нем
демонстрируется
проникновение
футлярности в сферу
желаний, мечты, цели.
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
Чехов показывает, как
люди, не занятые
полезной общественной
деятельностью, не
умеющие по-
настоящему трудиться,
ограничивают себя
малой задачей, создают
иллюзии цели,
расходуют энергию,
молодость на ее
выполнение. Такие
люди не видят, не
понимают свое
истинное
предназначение в
жизни.
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
своей
неудовлетворенности
в
Николай Иванович – главный герой рассказа «Крыжовник» -
является духовным братом Беликова. В сущности, Николай
Иванович
чиновничьей
деятельностью, тоске по воле обнаруживает высокое
человеческое чувство - любовь к свободе, но это чувство
укладывается в футляр, вырождается в убогое желание
купить маленький участок с крыжовником, и понятие о
счастье человека
счастья
собственника: «Сидишь на балконе, пьешь чай, а на пруде
твои уточки плавают, пахнет так хорошо, и… крыжовник
растет».
суживается до крохотного
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
На достижение этого идеала затрачивается столько
энергии и сил, сколько с избытком хватило бы для
широкой разумной деятельности. В «жертву идолу»
бросает герой лучшие годы молодости.
«Жил скупо, недоедал, одевался бог знает как, все
копил... женился на старой, потому что у нее
водились
деньжонки... Жена через 3 года отдала богу душу».
И вот цель достигнута: в собственном имении
особенно
созревает
обнажается узость цели.
крыжовник.
свой
Тогда
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
Таким образом,
Чехов показывает, как
достижения узенькой
цели вытравило из
него все человеческое
и привело к
скотоподобной жизни.
В финале рассказа Николай Иванович вполне
удовлетворен осуществлением своей мечты, а брат Иван
Иванович критически осмысливает весь его неразумный
путь к достижению нищенской цели.
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
Закончив свое повествование, Иван Иванович
подводит итог:
« как в сущности много довольных,
« как в сущности много довольных,
счастливых людей!...»,
счастливых людей!...»,
но он не принимает тишину и спокойствие
общественной жизни, стремится разбудить у
слушателей дух протеста: «Вы взгляните на эту
жизнь: наглость праздность сильных, невежество
и скотоподобие слабых, кругом бедность…
лицемерие, вранье…» И он предлагает как один
из
переустройства
расплывчатую формулу: «делайте добро».
способов
борьбы
и
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
«О любви»
«О любви»
Заключительный рассказ цикла
повествует
проникновении
о
интимную
в
«футлярности»
сферу человеческих отношений –
замкнутыми
футляре
оказываются сердце человека и
его чувства, Алехин – слушатель
в «Крыжовнике»
– является
в
героем
рассказчиком
и
рассказе «О любви»
в
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
Алехин - нерешительный, робкий, слабый,
всегда и во всем поступающий согласно
общепринятой морали. Чехов показывает,
как следование этим общепринятым
представлениям и добропорядочности
губит глубокое, нежное чувство, ведет
человека к падению, опустошает его жизнь.
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
Алехин, оправдывая
свою
нерешительность
взять на себя
ответственность за
дальнейшую судьбу
женщины, в
конечном итоге
понимает, как
мелко и обманчиво
было все то, что
мешало им любить
друг друга.
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
В размышлениях героя ощущается и их
обоснованность - убедившись, что и Анна
Алексеевна его любила, он спрашивает себя:
« Куда бы я мог увезти ее?...
Ведь из одной обычной,
будничной обстановки
пришлось бы увлечь ее в
другую такую же или еще
более будничную. И как
бы долго продолжалось
наше счастье? Что было
бы с ней в случае моей
болезни, смерти или
просто, если бы мы
разлюбили друг друга?»
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
Алехина
–
играют
значение
не
Сомнения
пустые, не трусливые, они
открывают нам честные и
добрые мысли… Но нет в его
жизни главного – ясной и
высокой цели. И это губит его.
в
Огромное
раскрытии внутреннего мира
картины
героя
природы: «залитое лунным
светом тянущееся на пять
верст село; бесконечное поле,
луга, холмы и река в дальней
перспективе».
Это описание приобретает
субъективную окраску, так
как проведено через сознание
героя, на душевное состояние,
настроение.
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
Трилогия завершается, но не кончаются раздумья
читателя о жизни и счастье, красоте и любви,
робости и смелости. И словно бы желая еще раз на
прощанье сказать, что выход есть, надо его искать,
не отчаиваясь и не уставая. Поэтому автор завершает
трилогию картиной счастливой радостной природы.
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
Во всех трех рассказах
писателя интересует
человеческая
индивидуальность в
повседневности,
рассмотренная в плоскости
проблемы коммуникации и
испытании персонажа
бытом. Он пишет о том, как
человек превращается в
обывателя.
По глубокому убеждению
писателя,
«…мир погибает не от
разбойников и не от воров,
а от скрытой ненависти, от
вражды между хорошими
людьми…»
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
Презентация по литературе на тему "Философско - нравственная проблематика трилогии А.П. Чехова"(9 класс)
Спасибо за внимание
Работу выполняла ученица 9 «А»
класса Московского
Дипломатического кадетского
корпуса №11
Буксова Александра.
Преподаватель русского языка и
литературы
Бородина Мария Анатольевна.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.