Презентация на тему "Художественное своеобразие загадок" может быть использована на уроках литературы в 5-6 классах, а также на уроках курса "Русская словесность". Она содержит как материал по теории литературы, так и конкретные иллюстративные примеры, позволяющие рассмотреть более подробно загадки как жанр русского устного народного творчества. Материалы презентации позволят учителю познакомить учащихся со средствами художественной выразительности, такими как: метафора, олицетворение, сравнение. Презентация содержит также и вариант домашнего задания к уроку (модно рассматривать его как дифференцированное, позволяющее учащемуся самому сделать выбор по интересам и уровню своей подготовки).Презентация на тему "Художественное своеобразие загадок"
Загадки.
Художественное
своеобразие
загадок.
Терминология.
•Загадка – краткое иносказательное описание
предмета, предлагаемое для разгадки.
(В.И.Даль. Толковый словарь)
•Загадка – иносказательное поэтическое
воспроизведение какого-либо предмета или
явления, испытывающее сообразительность
отгадывающего; жанр фольклора.
(Литературный энциклопедический словарь)
•Сравните определение, данное В.И. Далем и
современным ученым. В чем вы видите самое
существенное различие?
Отгадайте загадку
•Серое сукно
тянется в
окно
Отгадайте загадку
•Две
сестрички
Пошли в
чернички
И сами
почернели
Отгадайте загадку
•Стоят в лесу
сестрицы –
платья белы,
шапочки
зелены
Терминология
•В основе загадки часто лежит сравнение одного
предмета с другим, называемое метафорой.
•Метафора - одно из средств создания образной
речи, при котором происходит перенесение
свойств одного предмета (явления) на другой по
принципу их сходства в каком-либо отношении
или по контрасту. В отличие от сравнения, где
присутствуют оба члена сопоставления, метафора
– это скрытое сравнение, в котором «как», «как
будто», «словно» опущены, но подразумеваются.
(Литературный энциклопедический словарь)
Что помогает отгадать
загадку?
•В основе загадки может быть положено
олицетворение (придание неживому
предмету качеств живого)
•Кланяется, кланяется, придет домой –
растянется.
•Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
•Лежал, лежал, а весной в реку убежал.
Что помогает отгадать
загадку?
•В основу загадки может быть положен
звуковой образ, звукоподражание.
•Зубастый зверек грызет с визгом дубок.
•Ежедневно в семь утра я трещу:
«Вставать пора!»
•Слышать слышу, а видеть не вижу, обо
всем расскажу, ничего не покажу.
Что помогает отгадать
загадку?
•В основе загадки может лежать прямое
сравнение.
•Пять ларчиков – пять чуланчиков.
•Клубок, да не пушистый, колючий да
ершистый.
•Рыжая кума всех провела.
Что помогает отгадать
загадку?
•В основу загадки часто положено
отрицательное сравнение.
•Черен, да не ворон,
•Рогат, да не бык,
•Шесть ног без копыт,
•Летит – воет,
•Упадет – землю роет.
Что помогает отгадать
загадку?
Загадка может содержать прямой
вопрос.
Кто бежит без провода?
Что за зверь такой лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
Что помогает отгадать
загадку?
Часто загадка содержит образное
описание признаков названного
предмета.
Красненька, кругленька,
Листочки продолговатеньки.
Длинный хвостище
Рыжий волосище
Сама - хитрища.
Выберите себе домашнее задание по
силам и по интересам.
•Ответьте письменно на вопрос: «Что
сближает пословицы и загадки?»
•Приготовьте письменное сообщение на
тему : «Происхождение загадок».
•Приготовьте для одноклассников
конкурс литературных загадок (Можно
запастись подсказками в форме
рисунков. Можно оформить работу в
презентации).