Презентация по литературе на тему "Изучение рассказа В. Распутина "Женский разговор" рекомендована к использованию на уроке внеклассного чтения и предназначена для учащихся 9 класса. Презентация иллюстрирует содержание рассказа по ходу его анализа, содержит портрет писателя, портреты героев, описание домашнего задания, вопросы для проведения рефлексии.Презентация к уроку внеклассного чтения.
В.Г. Распутин
рассказ «Женский
разговор»
1994г.
(на основе рассказа В.Распутина «Женский разговор»)
Разговор о сокровенном
Стиль Распутина –это
путешествие вглубь человеческой
Котенко
души.
Н.
Цель: создание условий для осмысления содержания и проблематики рассказа
Задачи:
•Образовательная – формирование навыка
анализа художественного текста, выявление
позиции героев рассказа.
•Развивающая – формирование навыков
публичного выступления, умения отстаивать
свою позицию.
•Воспитательная – содействовать
формированию собственной точки зрения по
отношению к таким понятиям, как «правда»,
«любовь»,«нравственность»; воспитание
уважительного отношения к опыту взрослых.
«Писать надо о том, от чего не
спится
по ночам…» А. Вампилов.
«Хочешь быть мастером, макай перо
в правду, ничем другим больше
не удивишь.»
В. М.
Шукшин.
Современная девушка: какая она?
Речевая характеристика
Вики
•Лидер – человек, ни от кого не
зависимый.
•Целомудрие – строгая нравственность,
чистота, девственность,
благоразумие, здравый смысл,
рассудок.
•Рифма – созвучие стихотворных строк.
•Целеустремленная – имеющая ясную
цель.
«…а с компанией хоть к лешему на рога.»
Речевая характеристика бабушки
Натальи
•Потрата –потратить, отдать часть самого себя.
•Целомудрие –мудрость.
•Твердый мужик – основательный, умеющий принять на
свои плечи основную тяжесть, опора семьи, думающий
обо всех.
•Не по обнюшке – основательно, зная друг друга и любя.
•Раскол в ей, терния – значит, нет в человеке главного,
на него нельзя положиться, плохо рядом с таким.
•Любее любой –о женщине, которая умеет себя сохранить
для мужа и отдать себя всю с любовью и нежностью.
•Целеустремленная – это самые разнесчастные бабы,
похожие на гончих собак, которые гонят по жизни, никого
и ничего не замечая.
•Расхлябанный – распущенный, дерзкий, живущий по
своей воле, не имеющий нравственных ориентиров.
•Сневестить – сберечь духовную и телесную чистоту
(невеста - девушка, не ведающая порока, греха, блуда).
Мнение бабушки Натальи и
Вики
Выполнила: Яковлева
Валерия, 9 б класс
О роли женщины в обществе
Вика
1). «Все теперь не так. Сейчас важно, чтобы женщина
была лидер…»
3) «…да не надо сильнее. Надо
любее. Любее любой».
2). «Та женщина теперь ценится, которая
целеустремленная».
3). «Женщина теперь сильнее, она вообще на первый
план выходит».
Бабушка Наталья
1). «…баба своей породы, бабьей
должна быть»
2). «Самые разнесчастные бабы. Это собака такая есть,
гончая порода называется… Дадут ей на обнюшку эту,
цель-то, она и взовьётся. И гонит, и гонит, свету не
взвидя… Пакуль сама из себя не выскочит».
Вывод:
•Вика считает, что современная
женщина должна иметь сильный
характер, быть целеустремлённой,
лидером. А бабушка Наталья
придерживается своего мнения: для
женщины главное не лидерство, а
сохранение «бабьей породы», т.е.
женственности, материнства, доброты,
любви, умения быть хранительницей
семейного очага, «берегиней».
О жизни разных поколений
Вика
1). «Что ты мне свою старину!
Проходили!»
«Бабушка, ты опять отстала, ты
по старым понятиям живешь».
2). «Все не о том ты. Все теперь
не так».
3). «Забавная ты, бабушка…».
Бабушка Наталья
1). «Ишо жить не начала, а тебе уже все надоело.
Что это вы такие расхлябы без интереса к жизни?»
2). «Только – только в дверку скребутся, где люди живут,
а уже надоело».
3). «…а какая у девчонки правда? Упрямится и только.
Как и во всяком недозрелом плоду кислоты много».
Вывод:
•Бабушка Наталья прожила жизнь по
устоям, которые внучка Вика считает
устаревшими, но тем не менее у
бабушки есть все для счастья:
собственный дом, дети, внуки, она
прожила жизнь с любимым человеком.
Современный мир с его новыми
правилами лишает молодежь
искренних чувств, все построено на
собственных амбициях и это
отрицательно сказывается на молодом
поколении.
1 группа
• Человек у Распутина - звено
человеческих поколений. Какое
звено выпало из семейного древа?
• Предположите, в какой семье
росла и воспитывалась Вика?
•Каковы отношения родителей Вики
с бабушкой Натальей?
2 группа
Современная девушка оказывается
в новой для неё обстановке, в
глухой деревне.
• Что из себя представляет деревня?
• Почему именно сюда отправили
Вику на перевоспитание?
Итальянский художник Gaetano Bellei
3 группа
•Как бабушка говорит о
современной жизни?
• Как автор устами бабушки
Натальи отмечает неестественное
течение жизни людей.
• Как вы понимаете её слова?
Проведите параллель с нашей
современной жизнью.
•Береги честь смолоду.
• Имей гордость и
чувство собственного
достоинства.
• Уважай себя, чтобы и
другие тебя уважали.
Продолжите одно из
предложений:
•Хотелось бы верить, что
Вика…..
•Откровенные воспоминания
бабушки помогут Вике….
• Хорошо, когда рядом есть…
Цель: создание условий для осмысления содержания и проблематики рассказа
Задачи:
•Образовательная – формирование навыка
анализа художественного текста, выявление
позиции героев рассказа.
•Развивающая – формирование навыков
публичного выступления, умения отстаивать
свою позицию.
•Воспитательная – содействовать
формированию собственной точки зрения по
отношению к таким понятиям, как «правда»,
«любовь»,«нравственность»; воспитание
уважительного отношения к опыту взрослых.
Оцените свои знания и
умения
1. Знание текста
2. Умение анализировать текст
3. Умение видеть в тексте
проблемы
4. Понимание авторской позиции в
тексте
5. Умение активно участвовать в
беседе на уроке
Спасибо за
сотрудничество!
Сочинение-размышление
1. В чем правота бабушки Натальи? Какие
её взгляды кажутся мне
несовременными?
2. Какие нравственные уроки можно
извлечь для себя, прочитав рассказ
«Женский разговор»?
3. Кто и почему в своих размышлениях
ближе вам (бабушка или внучка)?
4. На чьей стороне автор? Как он
оценивает две женские правды?