Презентация по литературе на тему "СМЫСЛОВОЕ прочтение комедии Фонвизина "НЕДОРОСЛЬ" (8 класс)

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 25.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В ФГОС, который отражает социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению. Чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер. Умение осмысленно читать относится к универсальным учебным действиям. Также чтение играет важную роль в социализации обучающихся, выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека. Универсальным логико-смысловым инструментом для анализа и синтеза литературного материала разных жанров и стилей является синквейн-основа. Мы ее использовали для определения понятия "классицизм", запоминания основных фактов биографии Фонвизина и характеристики персонажей комедии.
Иконка файла материала СМЫСЛОВОЕ прочтение комедии НЕДОРОСЛЬ.pptx
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ СМЫСЛОВОЕ прочтение комедии Фонвизина «Недоросль» ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА 8-А класса «Включи МОЗГИ!» Учитель литературы - Егорова Ирина Васильевна
ПРОБЛЕМА исследования заключается в том, что по требованиям ФГОС нового  поколения учащийся на уроке должен быть не только зрителем и слушателем, но и  ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ, добывающим знания самостоятельно. НО такая позиция всё  ещё не осознана большинством участников образовательного процесса: учителями­ учениками­родителями. Не так важно, чему учат в школе, а важно  КАК  учат  (Макс Планк) АКТУАЛЬНОСТЬ проекта обусловлена тем, что ХХІ – век  инновационных  технологий  в  сфере  экономики,  образования,  медицины,  науки  и  промышленности.  Чтобы  не  потеряться  в  глобальном информационном пространстве, современный человек  должен уметь не только овладеть информацией, но и критически  ее осмыслить и адекватно применить.  ОБЪЕКТ нашего исследования – инновационные технологии  в образовании. ПРЕДМЕТ  –  приёмы  технологии  РКМЧП  (в  частности,  СИНКВЕЙН).
НАУЧНАЯ  новизна  исследования  заключается  в  разработке  системы  заданий,  основанных  на  методике РКМЧП. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  значимость  исследования  заключается  в  разработке  путей  решения  проблемы  активизации мыслительной деятельности, что служит теоретической базой для решения актуальных  научных проблем теории и методики обучения. ПРАКТИЧЕСКАЯ  значимость  исследования  состоит  в  создании  основы  для  применения  результатов при подготовке к ГИА ­ ОГЭ и ЕГЭ. «Доводы, до которых человек додумывается САМ, обычно убеждают его больше,  нежели те, которые пришли в голову  другим» (Б. Паскаль
ЦЕЛЬ  проекта  –  развитие  мыслительных  навыков, необходимых не только в учёбе, но и в  жизни  (умение  работать  с  информацией,  анализировать различные учебные и жизненные  ситуации, принимать взвешенные решения).  ЗАДАЧИ: 1.Создать творческую группу.  2.Провести  педагогические  эксперименты  в  форме  открытых уроков литературы с приглашением экспертов  школы­города­республики. 3.Защитить  проект  на  НПК  разного  уровня,  чтобы  вовлечь  в  освоение  технологии  РКМЧП  широкий  круг    учителей и учащихся. В основу исследования  положена ГИПОТЕЗА,  согласно которой наше  образование будет более  ЭФФЕКТИВНЫМ, если  строить процесс обучения  на основе принципов  СОТРУДНИЧЕСТВА и  приёмах технологии  РКМЧП.
 Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное.   Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения  новой информации на личный жизненный опыт.  С  И  Н  К  В  Е  Й  Н   как  приём  формирования МЕТАПРЕДМЕТНЫХ   КОМПЕТЕНЦИЙ Для того чтобы излагать кратко, необходимо отделять главное от второстепенного. Метапредметные  компетенции  ­  универсальные  средства  достижения человеком значимых для него целей. Они позволяют человеку самостоятельно и в сотрудничестве с  другими  достигать результатов в проблемных ситуациях.
Структура   синквейна 1 строка – ЗАГОЛОВОК в форме существительного. 2 строка – два прилагательных, ОПИСАНИЕ признаков и  свойств. 3 строка – три глагола, характеризующие ДЕЙСТВИЕ объекта. 4 строка – фраза, несущая ЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ к теме или  предмету разговора. 5 строка –РЕЗЮМЕ, характеризующее суть предмета или  объекта.
СЕЛЛЯХОВ АЛЕКСЕЙ – ученик 8 класса «А»
К Л А С С И Ц И З М Особое НАПРАВЛЕНИЕ в искусстве и литературе С латинского языка переводится как «ОБРАЗЦОВЫЙ» ЗАРОДИЛСЯ в Европе в начале 17 века Опирался на НОРМЫ античном искусстве прекрасного в ПРОЯВИЛСЯ в лирике Наиболее полно и драматургии Отдавал предпочтение КУЛЬТУРЕ, то есть БЛАГОРОДНЫМ усилиям человеческого УМА и ВОЛИ Интересы ГОСУДАРСТВА считались главными и преобладающими над интересами отдельной ЛИЧНОСТИ
Фонвизин Денис Иванович (1745 -1792) Представитель РУССКОГО классицизма в литературе Из добропорядочной семьи обрусевших НЕМЦЕВ УЧИЛСЯ в гимназии при МГУ В 15 лет беседовал с ЛОМОНОСОВЫМ ТРУДИЛСЯ в Коллегии иностранных дел В эпоху правления Екатерины II СМЕЛОЙ САТИРОЙ КАЗНИЛ ДИКОЕ НЕВЕЖЕСТВО старого поколения и поверхностный лоск ЕВРОПЕЙСКОГО ПОЛУОБРАЗОВАНИЯ « САТИРЫ СМЕЛЫЙ ВЛАСТЕЛИН » (Пушкин)
« Недоросль », 1782 Комедия о ВОСПИТАНИИ Теория о трёх Спектакль для ШКОЛЬНИКОВ Теория о двух типах героев ШТИЛЯХ Творчество Фонвизина – это РОЖДЕНИЕ РУССКОЙ Теория о трёх ЕДИНСТВАХ ЛИТЕРАТУРЫ. А его комедия – ОБРАЗЕЦ КЛАССИЦИЗМА в литературе. Бессмертная ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ притча Мы  преобразовали  С И Н К В Е Й Н  в  универсальную ЛОГИКО­СМЫСЛОВУЮ    МОДЕЛЬ, которая помогает нам в кратких выражениях (приём РКМЧП)  анализировать и синтезировать разнообразную учебную информацию
ИВАНОВА ДАЙААНА – ученица 8 класса «А» ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ комедии Фонвизина «Недоросль» как выразители идеалов эпохи ПРОСВЕЩЕНИЯ
С Т А Р О Д У М Дядюшка Софьи - просвещённый и Следующий принципам своего отца и эпохи Петра Первого – старой эпохи благонравный Человек 60 лет Честным ТРУДОМ нажил немалый капитал в СИБИРИ Автор устами Стародума отвечает на один из важнейших Придаёт большее ОБРАЗОВАНИЮ классицизма о воспитании ГРАЖДАНИНА ПРОПОВЕДУЕТ идеи значение вопросов эпохи – воспитание молодого поколения: «Имей СЕРДЦЕ, имей ДУШУ – и будешь человеком во всякое время» РЕЗОНЁР, то есть «рупор» авторских идей
П Р А В Д И Н  Добросовестный и принципиальный  Умный, проницательный ЧИНОВНИК ЧЕЛОВЕК ИНСПЕКТИРУЕТ  ВЫЯВЛЯЕТ нарушения со  губернию,  стороны помещиков Лишает права  УПРАВЛЯТЬ имением в  пользу государства Честная и полезная СЛУЖБА ОТЕЧЕСТВУ – первая и священная обязанность ДВОРЯНИНА ЭТАЛОН   ГРАЖДАНИНА  эпохи КЛАССИЦИЗМА
М И Л О Н ОФИЦЕР с доблестным характером Верный и благородный ЖЕНИХ Софьи Проявлял ГЕРОИЗМ в сражениях В людях ЦЕНИТ справедливость смелость и ДРУЖИТ с чиновником Правдиным Литературный аналог Петра Андреевича Гринёва – ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ повести Пушкина «Капитанская дочка» Молодой ЧЕЛОВЕК больших достоинств
ТИМОФЕЕВА АНАСТАСИЯ - ученица 8 класса «А» ОБРАЗОВАНИЯ и ВОСПИТАНИЯ в комедии Фонвизина Д.И. ПРОБЛЕМЫ «Недоросль»
С О Ф Ь Я Племянница Стародума Родственница Простаковых ЧИТАЕТ умные французские книги кротко ТЕРПИТ обиды со стороны злонравных людей Умеет ЦЕНИТЬ добродетель Начало ТРАДИЦИИ в русской литературе: НЕВЕСТА олицетворяет БУДУЩЕЕ РОССИИ, а женихи – варианты её исторического развития Женский ИДЕАЛ эпохи ПРОСВЕЩЕНИЯ
М И Т Р О Ф А Н У Ш К А 16-летний « НЕДОРОСЛЬ » Имя означает « ПОХОЖИЙ на свою мать » Не уважает отца, манипулирует матерью « Не хочу учиться, а хочу жениться » В 18 веке в России: Издевается над учителями и слугами молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу Переносное значение: « глуповатый юноша-недоучка »
У Ч И Т Е Л Я НЕ могут одолеть природную ЛЕНЬ  традиционное НЕВЕЖЕСТВО его  Митрофанушки     и родительницы ГРАММАТИКА 10 рублей КУТЕЙКИН бывший семинарист ВСЕ прочие НАУКИ 300 рублей иностранец ВРАЛЬМАН бывший кучер АРИФМЕТИКА 10 рублей ЦЫФИРКИН бывший солдат  Госпожа Простакова боится: если сынок поедет необразованным служить в Петербург,  то НЕ   ПРОСЛЫЛ   БЫ   ОН   ТАМ   ДУРАКОМ  !  Вральман успокаивает её: с таким, как Митрофан, умный человек сам никогда  разговаривать не станет, пусть только он и сам с умными не связывается – и будет ему  благоденствие Божие. Состояние ОБРАЗОВАНИЯ в России 18 века описано через обобщённые образы «учителей»
ЗАКЛЮЧЕНИ Е « Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное » (Лев Толстой)
ВЫВОД № 1 Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:  Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.  Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления.  Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими.  Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.  Развитие умения анализировать полученную информацию.
ВЫВОД № 2 Приём СИНКВЕЙН учит нас  находить, осмысливать, использовать нужную информацию;  анализировать, систематизировать, представлять найденную  информацию;  сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно  выявлять признаки или линии сравнения;    выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные  пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные  источники информации;  определять свое отношение к изучаемой проблеме.