В ФГОС, который отражает социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению. Чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер. Умение осмысленно читать относится к универсальным учебным действиям. Также чтение играет важную роль в социализации обучающихся, выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.
Универсальным логико-смысловым инструментом для анализа и синтеза литературного материала разных жанров и стилей является синквейн-основа. Мы ее использовали для определения понятия "классицизм", запоминания основных фактов биографии Фонвизина и характеристики персонажей комедии.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
СМЫСЛОВОЕ
прочтение комедии
Фонвизина «Недоросль»
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА 8-А класса
«Включи МОЗГИ!»
Учитель литературы - Егорова Ирина
Васильевна
ПРОБЛЕМА исследования заключается в том, что по требованиям ФГОС нового
поколения учащийся на уроке должен быть не только зрителем и слушателем, но и
ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ, добывающим знания самостоятельно. НО такая позиция всё
ещё не осознана большинством участников образовательного процесса: учителями
ученикамиродителями.
Не так важно, чему учат в школе, а важно КАК учат (Макс Планк)
АКТУАЛЬНОСТЬ проекта обусловлена тем, что ХХІ – век
инновационных технологий в сфере экономики, образования,
медицины, науки и промышленности. Чтобы не потеряться в
глобальном информационном пространстве, современный человек
должен уметь не только овладеть информацией, но и критически
ее осмыслить и адекватно применить.
ОБЪЕКТ нашего исследования – инновационные технологии
в образовании.
ПРЕДМЕТ – приёмы технологии РКМЧП (в частности,
СИНКВЕЙН).
НАУЧНАЯ новизна исследования заключается в разработке системы заданий, основанных на
методике РКМЧП.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ значимость исследования заключается в разработке путей решения проблемы
активизации мыслительной деятельности, что служит теоретической базой для решения актуальных
научных проблем теории и методики обучения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ значимость исследования состоит в создании основы для применения
результатов при подготовке к ГИА ОГЭ и ЕГЭ.
«Доводы, до которых
человек додумывается САМ,
обычно убеждают его больше,
нежели те, которые пришли в голову
другим»
(Б. Паскаль
ЦЕЛЬ проекта – развитие мыслительных
навыков, необходимых не только в учёбе, но и в
жизни
(умение работать с информацией,
анализировать различные учебные и жизненные
ситуации, принимать взвешенные решения).
ЗАДАЧИ:
1.Создать творческую группу.
2.Провести педагогические эксперименты в форме
открытых уроков литературы с приглашением экспертов
школыгородареспублики.
3.Защитить проект на НПК разного уровня, чтобы
вовлечь в освоение технологии РКМЧП широкий круг
учителей и учащихся.
В основу исследования
положена ГИПОТЕЗА,
согласно которой наше
образование будет более
ЭФФЕКТИВНЫМ, если
строить процесс обучения
на основе принципов
СОТРУДНИЧЕСТВА и
приёмах технологии
РКМЧП.
Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное.
Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения
новой информации на личный жизненный опыт.
С И Н К В Е Й Н как приём формирования
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Для того чтобы излагать кратко,
необходимо отделять главное от второстепенного.
Метапредметные компетенции универсальные средства
достижения человеком значимых для него целей.
Они позволяют человеку самостоятельно и в сотрудничестве с
другими достигать результатов в проблемных ситуациях.
Структура синквейна
1 строка – ЗАГОЛОВОК в форме существительного.
2 строка – два прилагательных, ОПИСАНИЕ признаков и
свойств.
3 строка – три глагола, характеризующие ДЕЙСТВИЕ объекта.
4 строка – фраза, несущая ЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ к теме или
предмету разговора.
5 строка –РЕЗЮМЕ, характеризующее суть предмета или
объекта.
СЕЛЛЯХОВ АЛЕКСЕЙ – ученик 8 класса «А»
К Л А С С И Ц И З М
Особое НАПРАВЛЕНИЕ в
искусстве и литературе
С латинского языка переводится
как «ОБРАЗЦОВЫЙ»
ЗАРОДИЛСЯ в Европе
в начале 17 века
Опирался на НОРМЫ
античном искусстве
прекрасного в
ПРОЯВИЛСЯ в лирике
Наиболее полно
и драматургии
Отдавал предпочтение КУЛЬТУРЕ,
то есть БЛАГОРОДНЫМ усилиям человеческого УМА и ВОЛИ
Интересы ГОСУДАРСТВА
считались главными и преобладающими над интересами
отдельной ЛИЧНОСТИ
Фонвизин Денис Иванович (1745 -1792)
Представитель РУССКОГО
классицизма в литературе
Из добропорядочной семьи
обрусевших НЕМЦЕВ
УЧИЛСЯ в гимназии
при МГУ
В 15 лет беседовал с
ЛОМОНОСОВЫМ
ТРУДИЛСЯ в
Коллегии
иностранных дел
В эпоху правления Екатерины II СМЕЛОЙ САТИРОЙ КАЗНИЛ
ДИКОЕ НЕВЕЖЕСТВО старого поколения и поверхностный лоск
ЕВРОПЕЙСКОГО ПОЛУОБРАЗОВАНИЯ
« САТИРЫ СМЕЛЫЙ ВЛАСТЕЛИН » (Пушкин)
« Недоросль », 1782
Комедия о ВОСПИТАНИИ
Теория о трёх
Спектакль для ШКОЛЬНИКОВ
Теория о двух типах
героев
ШТИЛЯХ
Творчество Фонвизина – это РОЖДЕНИЕ РУССКОЙ
Теория о трёх
ЕДИНСТВАХ
ЛИТЕРАТУРЫ.
А его комедия – ОБРАЗЕЦ КЛАССИЦИЗМА в литературе.
Бессмертная ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ притча
Мы преобразовали С И Н К В Е Й Н в универсальную ЛОГИКОСМЫСЛОВУЮ
МОДЕЛЬ, которая помогает нам в кратких выражениях (приём РКМЧП)
анализировать и синтезировать разнообразную учебную информацию
ИВАНОВА ДАЙААНА – ученица 8 класса «А»
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ комедии Фонвизина
«Недоросль» как выразители идеалов эпохи
ПРОСВЕЩЕНИЯ
С Т А Р О Д У М
Дядюшка Софьи
- просвещённый и
Следующий принципам своего
отца и эпохи Петра Первого –
старой эпохи
благонравный Человек 60 лет
Честным ТРУДОМ
нажил немалый
капитал в СИБИРИ
Автор устами Стародума отвечает на один из важнейших
Придаёт большее
ОБРАЗОВАНИЮ
классицизма о
воспитании
ГРАЖДАНИНА
ПРОПОВЕДУЕТ идеи
значение
вопросов эпохи – воспитание молодого поколения:
«Имей СЕРДЦЕ, имей ДУШУ – и будешь человеком во
всякое время»
РЕЗОНЁР,
то есть «рупор» авторских идей
П Р А В Д И Н
Добросовестный и принципиальный
Умный, проницательный
ЧИНОВНИК
ЧЕЛОВЕК
ИНСПЕКТИРУЕТ
ВЫЯВЛЯЕТ нарушения со
губернию,
стороны помещиков
Лишает права
УПРАВЛЯТЬ имением в
пользу государства
Честная и полезная СЛУЖБА ОТЕЧЕСТВУ
– первая и священная обязанность ДВОРЯНИНА
ЭТАЛОН ГРАЖДАНИНА эпохи КЛАССИЦИЗМА
М И Л О Н
ОФИЦЕР с доблестным
характером
Верный и благородный ЖЕНИХ
Софьи
Проявлял ГЕРОИЗМ в
сражениях
В людях ЦЕНИТ
справедливость
смелость и
ДРУЖИТ с
чиновником
Правдиным
Литературный аналог Петра Андреевича Гринёва –
ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ
повести Пушкина «Капитанская дочка»
Молодой ЧЕЛОВЕК больших достоинств
ТИМОФЕЕВА АНАСТАСИЯ - ученица 8 класса «А»
ОБРАЗОВАНИЯ и ВОСПИТАНИЯ
в комедии Фонвизина Д.И.
ПРОБЛЕМЫ
«Недоросль»
С О Ф Ь Я
Племянница Стародума
Родственница Простаковых
ЧИТАЕТ умные
французские книги
кротко ТЕРПИТ
обиды со стороны
злонравных людей
Умеет ЦЕНИТЬ
добродетель
Начало ТРАДИЦИИ в русской литературе:
НЕВЕСТА олицетворяет БУДУЩЕЕ РОССИИ,
а женихи – варианты её исторического развития
Женский ИДЕАЛ эпохи ПРОСВЕЩЕНИЯ
М И Т Р О Ф А Н У Ш К А
16-летний « НЕДОРОСЛЬ »
Имя означает
« ПОХОЖИЙ на свою мать »
Не уважает отца,
манипулирует
матерью
« Не хочу учиться,
а хочу жениться »
В 18 веке в России:
Издевается над
учителями и слугами
молодой дворянин, не достигший совершеннолетия
и не поступивший ещё на государственную службу
Переносное значение: « глуповатый юноша-недоучка »
У Ч И Т Е Л Я
НЕ могут одолеть природную ЛЕНЬ
традиционное НЕВЕЖЕСТВО его
Митрофанушки и
родительницы
ГРАММАТИКА
10 рублей
КУТЕЙКИН
бывший семинарист
ВСЕ прочие НАУКИ
300 рублей
иностранец ВРАЛЬМАН
бывший кучер
АРИФМЕТИКА
10 рублей
ЦЫФИРКИН
бывший солдат
Госпожа Простакова боится: если сынок поедет необразованным служить в Петербург,
то НЕ ПРОСЛЫЛ БЫ ОН ТАМ ДУРАКОМ !
Вральман успокаивает её: с таким, как Митрофан, умный человек сам никогда
разговаривать не станет, пусть только он и сам с умными не связывается – и будет ему
благоденствие Божие.
Состояние ОБРАЗОВАНИЯ в России 18 века
описано через обобщённые образы «учителей»
ЗАКЛЮЧЕНИ
Е
« Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из
всего того, что можно знать, самое нужное » (Лев Толстой)
ВЫВОД № 1
Развитие критического мышления приводит к
следующим результатам:
Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
Возрастание мыслительных возможностей учащихся,
гибкости мышления.
Развитие способности самостоятельно конструировать,
строить понятия и оперировать ими.
Развитие способности передавать другим авторскую
информацию, подвергать ее коррекции, понимать и
принимать точку зрения другого человека.
Развитие умения анализировать полученную информацию.
ВЫВОД № 2
Приём СИНКВЕЙН учит нас
находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
анализировать, систематизировать, представлять найденную
информацию;
сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно
выявлять признаки или линии сравнения;
выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные
пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные
источники информации;
определять свое отношение к изучаемой проблеме.