Данная работа может использоваться учителем очень широко. Она позволяет обучать анализу текста произведения. Нацеливает на вдумчивое и серьёзное прочтение при работе в группах. А самое главное -учит постигать шукшинскую правду жизни. Учит тому, чтобы каждый стремился спасти свою душу.Заставляет задуматься над самыми важными вопросами нашей жизни. Этот материал можно использовать в качестве аргумента при написании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
Рассказ В. М. Шукшина
«Солнце, старик и девушка»
• Презентация
• Репиной Екатерины
Кирилловны,
учителя ФГБОУ СОШ 600(Москва)
2015 год
•
•
•
Цель презентации
1.Провести исследование текста с
помощью «тонких» и «толстых»
вопросов.
2.Развитие критического
3.Учить правильно выражать свои
мышления
мысли.
4.Использовать материал в
качестве аргумента на ЕГЭ по
русскому языку.
Анализ
содержания
• 1.Где происходит действие
рассказа?
• Ответ: «Только вечерами
наступала прохлада. И
тогда на берег
стремительной реки Катуни
выходил древний старик,
садился всегда на одно
место - у коряги- и смотрел
Анализ содержания
рассказа
• 2.Какой была жизнь у старика?
• Ответ: Старик испытал на своём
веку много горя-четверо сыновей
погибли на войне, в живых
остались двое.
• 3.Чего же недостаёт старику в
жизни? Ответ: Ему не хватает
душевного тепла, ласки,
общения, доброго
человеческого общения…
доме
Сын и невестка в
«Сын( Степан) приходил всегда
усталый, всем недовольный.
Невестка тоже
всегда была чем-то
недовольна. Внуки выросли и
уехали в город. Без них в доме
было тоскливо».
Общались мало: «А о чём
говорить? Все слова давно
сказаны».
3. Что же согрело
старика?
Ответ: Его согрело
солнышко да
встреча с молодой
городской
художницей. Старик
ни на что не
жаловался.
Ослепший лет десять
назад ,старик
комментирует
девушке
меняющиеся краски
заката.
Проблемы рассказа
• Сформулируйте проблемы
произведения.
• Проблема настоящих
(истинных) и мнимых
нравственных ценностей
• .Проблема ПРАВДЫ и
ФАЛЬШИ в отношениях
между людьми.
• Человек и природа.
Отношение человека к
Идея
рассказа
•Автора волнует
высота(планка)
духовных и
нравственных
запросов и доброе
отношение к
окружающим
Старик и девушка
• Что заинтересовало в
старике молодую
городскую художницу?
• Ответ: ЕЁ заинтересовала
колоритная внешность
старика. Сквозь морщины и
дряхлость художница
рассмотрела его
жизненную МУДРОСТЬ.
Вопросы по тексту
• 1.На берег какой реки выходил
древний старик? (Катуни в Алтайском
крае)
• 2.Какие были руки у старика?
(«коричневые, сухие, в ужасных
морщинах»).
• 3.Сколько лет было ему? ( «Годков-
то? Восемьдесят»).
• 6.Чем заканчивается рассказ?
(Смертью старика).
• 7.Что начинает понимать девушка?
• 4.А сколько лет художнице?(25).
• 5.Кого поздно вечером ждал старик?
(Сына с работы).
вопрос
Ответ на проблемный
•Напишите ответ
на проблемный
вопрос - ЧТО
заставило
старика
приходить на
одно и то же
Сюжет рассказа
Он очень прост:
1.Две встречи
старика и девушки.
2. Краткий рассказ
старика о своей
жизни. 3.Смерть
старика.
Средства изображения
• Чтобы подчеркнуть
ГЛУБИНУ и ЦЕЛЬНОСТЬ
духовного мира человека,
В.М. Шукшин использует
разные средства
художественной
выразительности -
МЕТАФОРЫ,ЭПИТЕТЫ,
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ,
ГРАДАЦИЮ,АНТИТЕЗУ,
ПЕЙЗАЖ.
В чём смысл названия?
• Солнце-не только часть
пейзажа.
• СОЛНЦЕ- СИМВОЛ
человеческой жизни.
художница
Молодая городская
• Когда в девушке происходит
перемена?
• Что начинает понимать
художница?
• Почему девушка заплакала?
«Ей было жалко дедушку:
она чувствовала сейчас
какой-то более глубокий
СМЫСЛ и ТАЙНУ
человеческой жизни…»
Городская художница
•Что такое
шукшинская
«формула жизни»?
•Название вселяет
надежду на то, что и
молодая художница
научится «видеть
солнце» так, как
Текст рассказа в качестве
аргумента на ЕГЭ
• Василия Макаровича Шукшина
всегда интересовала глубина и
цельность ДУХОВНОГО мира
человека. В рассказе «Солнце,
старик и девушка» автор
затрагивает проблему нравственных
ценностей и ориентиров в
обыденной жизни
человека.Шукшинская формула
жизни очень проста и мудра:
«НРАВСТВЕННОСТЬ есть ПРАВДА» .
ПРОДОЛЖИТЬ…