Презентация - исследовательская работа о проблеме "нечитающей" современной молодежи. Моя ученица МБОУ Зимовниковской СОШ№1 10А класса Пушкарева Валентина затронула эту тему, пыталась найти пути решения - привлечение молодежи к чтению книг ( на бумажном носителе и электронные книги), открытие"Читательского кафе".Исследовательская работа "Современная молодежь и книжный мир"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Зимовниковская средняя общеобразовательная школа №1
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА
«СОВРЕМЕННАЯ
МОЛОДЕЖЬ В КНИЖНОМ
МИРЕ»
Автор Пушкарева Валентина, обучающаяся 10
«А» класса Зимовниковской СОШ №1
Руководитель Сиволапова Елена Васильевна ,
учитель русского языка и литературы
2017год
п.Зимовники
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
1.Появление первых книг на Руси
2.Подлинные шедевры книжного дела Древней Руси.
3.Первые печатные станки.
Глава 1. Основные виды литературы.
Глава 2. Исследование и Анализ
2.1.Работа по определению роли книги и чтения в жизни обучающихся,
родителей, учителей.
2.2. Сравнение полученных данных разных возрастных категорий людей (от 10
до 17 лет, от 20 и более лет).
Глава 3. Социологический опрос работников Администрации п.Зимовники,
учителей средней общеобразовательной школы №1
Заключение.
Приложения.
ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: ОТНОШЕНИЕ
СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К КНИГАМ
Актуальная значимость проекта направлена на
привлечение молодых людей к чтению, посещение
ими библиотек поселка, поиск нестандартного
решения – создание «Читательского кафе».
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
♦ Повышение
читательской активности
и информационной
культуры молодежи;
♦ Поддержание высокого
престижа книги и чтения
в общественном
сознании.
Задачи:
провести анкетирование среди обучающихся,
родителей, учителей и работников
Администрации Зимовниковского района.
выявить причины нежелания обучающихся
читать книги (художественные произведения,
публицистическую литературу)
привлечь внимание обучающихся к книгам и
чтению.
найти пути решения проблемы:
1.повысить читательскую культуру молодежи
2. открытие кафе
сделать выводы о проделанной работе.
Методы исследования.
Социологический опрос.
Анкетирование (сравнение полученных
данных разных возрастных категорий
людей от 10 лет до17 лет, от 20 лет и
более)
Составление диаграмм по результатам
исследования.
Интервьюирование работников
Администрации п.Зимовники, учителей
средней общеобразовательной школы №1,
обучающихся 5,6,8 и 1011 классов средней
общеобразовательной школы №1
ИСТОРИЯ КНИГИ НА РУСИ
История возникновения книг на Руси начинается с
первых русских берестяных грамот, которые появились в
Новгороде.
В 863 году была изобретена славянская азбука. Именно
тогда для выполнения великой миссии просвещения выбор
константинопольского патриарха пал на двух братьев:
Константина (827869) (его монашеское имя было Кирилл, а в
миру прозвали Философ), и Мефодия (815885).
ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВОГО ПЕЧАТНОГО
СТАНКА.
В XV веке появилась
печатная машина с
наборными элементами
из металла. Ее
изобретателем был
немец Иоганн
Гуттенберг.
В XVI веке появляется печатная книга и в
России. В 1564 году Иван IV откроет в
Москве первую в России дукарню
(типографию), в которой ремесленник Иван
Фёдоров напечатает первую русскую книгу.
Имя первопечатника Ивана Федорова
хорошо известно как в нашей стране, так и за
ее пределами.
Основные виды литературы
Художественная литература
Публицистика
Документальная проза
Мемуары
Научнопопулярная литература
Справочная литература
Основные виды справочной
литературы
Словари
Справочники
Энциклопедии
Учебная литература
Техническая литература
Откуда молодежь, обычно узнает об интересных книгах, которые
стоит прочитать? К чьим мнениям и советам прислушивается?
35%
30%
25%
20%
15%
10%
5%
0%
o19%от родителей
o10%от друзей.
o11% опрошенных пользуются
Интернетом
o5% просматривают новинки в
книжных магазинах.
o18% из СМИ (телевидение,
газеты, журналы, фильмы, снятые
по сюжетам литературных
произведений)
o3% по совету учителей.
o4% молодых людей узнают об
интересных книгах в
библиотеках.
o30 % пользуются другими
источниками.
Где молодые люди берут книги?
70.0%
60.0%
50.0%
40.0%
30.0%
20.0%
10.0%
0.0%
65,6%опрошенных
скачивают нужные книги из
Интернета.
15,2% в библиотеках
поселка Зимовники.
6% респондентов делают
покупки в книжных
магазинах.
10% берут книги у друзей
и знакомых.
2,6% пользуются
домашними библиотеками.
0,6 %пользуются другими
источниками
ЧТО ЧИТАЕТ СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ И МОЛОДЕЖЬ?
Родители, учителя, работники
Администрации
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
17%
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» 10% Н.С. Лесков «Очарованный странник»
И.С. Тургенев «Ася» 4%
«Первая любовь» 3%
обучающиеся 5,6,8 классов
Л.Н. Толстой «Война и мир» 16%
«Анна Каренина» 8%
Маргарет Митчелл
«Унесённые ветром» 11%
Ф.М. Достоевский «Идиот» 7%
«Преступление и наказание»10%
А.П.Чехов «Рассказы» 4%
Н.С. Лесков «Очарованный странник»
3%
Джек Лондон «Сердца трёх» 2%
2%
Дж. Р. Толкин «Властелин колец»9%
Стивен Кинг «Под куполом » 3%
«Мертвая зона» 4%
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» 11%
Даниель Дефо «Робинзон Крузо» 7%
Джоан Роулинг Серия романов о
Гарри Поттере 8%
Всего читающих 88%,
не читающих 12%
Всего читающих 51%
не читающих 49%
ЧТО ЧИТАЕТ СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ И МОЛОДЕЖЬ?
Родители, учителя, работники
Администрации
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
17%
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» 10% Н.С. Лесков «Очарованный странник» 4%
обучающиеся 1011 классов
Стефани Майер « Сумерки» 10%
Л.Н. Толстой «Война и мир» 16%
«Анна Каренина» 8%
Маргарет Митчелл
«Унесённые ветром» 11%
Ф.М. Достоевский «Идиот» 7%
«Преступление и наказание»10%
А.П.Чехов «Рассказы» 4%
Д.Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» 9%
Стейс Крамер «Мы с истёкшим сроком
годности» 6%
Л.Н. Толстой "Война и мир" 8%
Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея» 12%
Н.С. Лесков «Очарованный странник»
3%
Джек Лондон «Сердца трёх» 2%
Джоан Роулинг Серия романов о Гарри
Поттере 5%
Джон Грин «Виноваты звезды» 15%
Всего читающих 88%
не читающих 12%
Всего читающих 69%
не читающих 31%
Старшее поколение
86%
14%
Читат
Не читают
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Молодежь
66%
34%
Читают
Не читают
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Главным направлением моей работы является продвижение книги и
чтения, повышение роли книги в жизни читателей.
Анализ анкетирования показывает, что 88% старшего и 41% младшего
возраста достаточно большое внимание уделяют книгам
ВОПРОС 1: КАКОЙ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ
ВЫ ПРЕДПОЧИТАЕТЕ?
Старшеклассники (911классы) Младшие классы (58
классы)
30%
35%
25%
20%
15%
10%
5%
0%
30%
25%
20%
15%
10%
5%
0%
ВОПРОС 2: КАКИХ АВТОРОВ ВЫ УЖЕ
ПРОЧИТАЛИ?
Старшеклассники (911классы)
Младшие классы (58классы)
50%
35%
40%
30%
30%
25%
20%
20%
10%
15%
0%
10%
5%
0%
А.С.Пушкин Н.В.Гоголь И.С.Тургенев Марк Твен
Ничего
ВОПРОС 3: КАКОЕ ВАШЕ
ЛЮБИМОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ?
Старшеклассники (911классы)
Н.В.Гоголь
"
М.Руд
"
Ф.М.Достоевский
"
У.Шекспир
"
Н.С. Лесков
"
Л.Н. Толстой
"
М.А.Булгаков
"
Ничего
46%
9%
11%
4%
15%
Младшие классы (58классы)
3%
2%
И.С.Тургенев
"
Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»
М.Ю.Лермонтов
"
Даниель Дефо
"
Л.Н. Толстой
"
Н.С. Лесков
"
Н.В.Гоголь
"
У.Шекспир
"
Ничего
8%
ВОПРОС 4:НАЗОВИТЕ ВАШ ЛЮБИМЫЙ
ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ.
Старшеклассники (911 классы)
14%
9%
8%
9%
11%
6%5%3%2%
10%
11%
9%
Геометрия
История
Биология
Химия
География
Литература
ОБЖ
Алгебра
Русский язык
Английский язык
Все
Никакие
ВОПРОС 4:НАЗОВИТЕ ВАШ
ЛЮБИМЫЙ ШКОЛЬНЫЙ
ПРЕДМЕТ.
Обучающиеся 58 классов
28%
5%
3%
9%
16%
10%
11%
1%
8%2%
7%
История
Биология
Химия
География
Литература
ОБЖ
Математика
Русский язык
Английский язык
ВОПРОС 5: КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К
ПОЯВЛЕНИЮ В НАШЕМ ПОСЕЛКЕ
«ЧИТАТЕЛЬСКОГО КАФЕ»?
Старшеклассники (911классы) Младшие классы (58 классы)
10% 4%
86%
За
Проти
в
Воздер
жалис
ь
16%
36%
48%
За
Проти
в
Возде
ржал
ись
Плюсы
1. Размер электронной книги
Минусы
1. Частое чтение электронной книги
может плохо отразиться на вашем
зрении.
2. Любую книгу можно найти и
скачать в Интернете
Электронная
2.
представляет
эстетический предмет
книга
не
как
ценности
3. Яркость экрана и размер шрифта
можно изменить
3. Технические сбои, поломка и
другие сложности.
4.. Аудиокниги
ВОПРОС 6: ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ ВЫ НЕ
ЧИТАЕТЕ?
Старшеклассники (911классы)
Младшие классы (58 классы)
Нет времени; 26%
Нет времени; 20%
Я читаю; 39%
Я читаю; 40%
Не хочу; 16%
Мне не нравится; 15%
Лень; 9%
Не хочу; 11%
Лень; 10%
Мне не нравится; 14%
ОБУЧАЮЩИЕСЯ
ЗИМОВНИКОВСКОЙ СОШ №1
Обучающиеся ЗСОШ №1
24%
76%
ОБУЧАЮЩИЕСЯ
ЗИМОВНИКОВСКОЙ СОШ №6
Обучающиеся Зимовниковской СОШ №6
посещают
не посещают
38%
63%
ОБУЧАЮЩИЕСЯ
ЗИМОВНИКОВСКОЙ СОШ №10
Обучающиеся Зимовниковской СОШ №10
посещают; 17%
не посещают; 83%
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ДИАГРАММА КОЛИЧЕСТВА
ПОСЕЩЕНИЙ ЦЗБ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
СРЕДНЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ПОСЕЛКА.
Chart Title
1999
1100
804
1200
1260
750
810
296
300
302
510
189
42644
42675
42705
42736
Обучающиеся ЗСОШ
№1
Обучающиеся ЗСОШ
№6
Обучающиеся
ЗСОШ№10
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ ПО ТЕМЕ: «РОЛЬ КНИГИ В
ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА».
«Книга – лучший друг
человека!».
Согласно моим
исследованиям 30%
подростков нашей школы
читают много и с
удовольствием.
Современная Россия не
стала преемницей СССР по
количеству читающего
населения. Молодежь
сейчас располагает
широким выбором
развлечений для ума, и
чтение среди них не самое
популярное занятие. Но я
уверена, что мы станем
самой читающей нацией.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА:
Статья из газеты «Аргументы и факты» «Почему молодежь не читает книг»
Дарья БУРАВЧИКОВА, Алексей ЦЫГАНОВ, Юлия ШИГАРЕВА
http://tvkelizz.narod.ru/ «Отношение современной молодежи к книгам»
http:// volgojub.volgadmin.ru/Yuong.doc «Молодежь новой России»
http:// softboard.ru «Почему современная молодежь не читает?»
Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. 2004.
Чирва А. Книга в твоих руках Книга для учащихся М., «Просвещение», 1985
Чубарьян О.С. Человек и книга. М.: Наука, 1978.107 с.
Поварин С.И. Как читать книга.М.: Книга, 1978.
Смородинская М.Д., Маркова Ю.П. О культуре чтения: что нужно знать
каждому.м.: Книга, 1984.88 с.
ТихомироваИ.И.Культура чтения в контексте российских традиций / И.И.
Тихомирова //Школьная библиотека. – 2006. – 24 марта.
Тихомирова И.И. Растим читателятворца / И.И. Тихомирова // Библиотечное
дело. 2009. № 10. С. 2526.